Судья Кучеревский С.А. Дело № 7-226/2022 УИД: 22RS0013-01-2021-009178-21
№ 5-222/2022 (1 инстанция)
РЕШЕНИЕ
29 июня 2022 года г.Барнаул
Судья Алтайского краевого суда Пасынкова О.М., рассмотрев жалобу главного специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г.Бийске, Бийском, Ельцовском, Зональном, Красногорском, Солтонском и Целинном районах К на постановление судьи Бийского городского суда Алтайского края от 5 марта 2022 года, которым в отношении
Д, ДД.ММ.ГГ, уроженца с.С <адрес> Алтайского края, проживающего по адресу: <адрес>, директора общества с ограниченной ответственностью «Управляющая организация «ЦУК» (далее - ООО «УК «ЦУК»),
производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения,
УСТАНОВИЛ:
согласно протоколу об административном правонарушении от 9 декабря 2021 года, составленному главным специалистом-экспертом территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г.Бийске, Бийском, Ельцовском, Зональном, Красногорском, Солтонском и Целинном районах К, Д, являясь директором ООО «УК «ЦУК», при осуществлении деятельности по управлению недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе, допустил нарушение требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в период действия ограничительных мероприятий, а именно в срок до 22 августа 2021 года не организовал проведение профилактических прививок от новой коронавирусной инфекции первым компонентом или однокомпонентной вакциной, в срок до 19 сентября 2021 года - вторым компонентом вакцины с охватом не менее 60 % общей численности работающих в вышеуказанных сферах работников (количество сотрудников по штатному расписанию составляет 20 человек, из них занятые - 19, привиты - 8 (42,1 %), переболели последние 6 месяцев - 5, отстранены – 2), что не соответствует пунктам 2, 3 постановления Главного государственного санитарного врача по Алтайскому краю от 23 июля 2021 года № 04 «О проведении профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям» (далее - Постановление). Деяние квалифицировано по части 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По делу вынесено вышеуказанное постановление.
В жалобе, поданной в Алтайский краевой суд 30 марта 2022 года (копия постановления поступила в орган 24 марта 2022 года), должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении, - К просит постановление отменить с возвращением дела на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что вина в совершении вмененного правонарушения доказана, поскольку Д не принял исчерпывающих мер в период с 27 июля до 19 сентября 2021 года к недопущению выявленных нарушений, деяние образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании защитник Д - Д возражала против доводов жалобы. Д, должностное лицо К, извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились, об отложении разбирательства не ходатайствовали.
Проверив дело в полном объеме в соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изучив доводы жалобы, выслушав защитника, прихожу к следующему.
Прекращая производство по делу, судья городского суда, пришел к выводам о том, что вмененное деяние на образует объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку невыполнение предпринимателями в период действия режима повышенной готовности на территории Алтайского края об организации вакцинации работников в вышеуказанной сфере, проведении информационно-разъяснительной работы среди работников, сотрудников по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции о необходимости проведения профилактических прививок может быть квалифицировано по части 2 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, однако ввиду истечения срока давности привлечения к административной ответственности такая переквалификация не допускается.
Частью 1 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
В соответствии с частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях те же действия (бездействие), совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Постановлением в редакции, действовавшей до 16 октября 2021 года, в его пункте 1 установлены на территории Алтайского края категории граждан, подлежащих иммунизации по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), включая работающих в сфере торговли, общественного питания, образования, здравоохранения, социальной защиты и социального обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, оказания услуг (банковских, услуг связи, оказания санаторно-оздоровительных услуг, туристических услуг и услуг средств размещения для временного проживания; по перевозке населения общественным транспортом и такси, бытовых услуг, спортивно-оздоровительных услуг и др.).
Пунктом 2 Постановления в действовавшей до 16 октября 2021 года редакции руководителям организаций, предприятий всех форм собственности и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Алтайского края в сферах, установленных пунктом 1 настоящего Постановления, предписано организовать: в срок до 22 августа 2021 года проведение профилактических прививок от новой коронавирусной инфекции первым компонентом или однокомпонентной вакциной, в срок до 19 сентября 2021 года - вторым компонентом вакцины с охватом не менее 60% от общей численности работающих (пункт 2.1); информационно-разъяснительную работу среди работников, сотрудников по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19), обратив особое внимание на необходимость проведения профилактических прививок (пункт 2.2).
Постановлением Главного государственного санитарного врача по Алтайскому краю от 12 октября 2021 года № 05, действующим с 16 октября 2021 года, пункт 2.1 Постановления изложен в иной редакции, согласно которой предписано организовать в срок до 22 ноября 2021 года проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции первым компонентом или однокомпонентной вакциной, в срок до 22 декабря 2021 года проведение профилактических прививок против новой коронавирусной инфекции вторым компонентом вакцины с охватом категорий (групп) граждан, указанных в подпунктах 1.1 - 1.2 пункта 1 настоящего постановления не менее 80%.
Как следует из материалов дела, на дату составления протокола об административном правонарушении 9 декабря 2021 года Постановление действовало в редакции постановления Главного государственного санитарного врача по Алтайскому краю от 12 октября 2021 года № 05, которым сроки проведения вакцинации первым и вторым компонентами были установлены до 22 ноября и 22 декабря 2021 года соответственно.
Из материалов дела также усматривается, что 19 августа 2021 года Д был издан приказ ***-к об иммунизации работников в вышеуказанный срок.
2 августа 2021 года проведено общее собрание сотрудников общества, на котором работники были ознакомлены с Постановлением, на них возложена обязанность привиться от новой коронавирусной инфекции до 19 сентября 2021 года, объявлено о предоставлении для этой цели двух оплачиваемых выходных дней, разъяснена опасность данного заболевания.
3 августа всем непривитым сотрудниками под роспись вручены уведомления о наличии обязанности вакцинации первым компонентом до 22 августа 2021 года, вторым - до 19 сентября 2021 года с предупреждением об отстранении от работы в случае не осуществления вакцинации при отсутствии медицинских противопоказаний.
При указанных обстоятельствах нельзя прийти к однозначному выводу о наличии вины Д во вмененном деянии.
Кроме того, объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в нарушении в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина) действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а также в невыполнении в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия - организационные, административные, инженерно-технические, медико-санитарные, ветеринарные и иные меры, направленные на устранение или уменьшение вредного воздействия на человека факторов среды обитания, предотвращение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и их ликвидацию.
Согласно части 1 статья 29 Федерального закона № 52-ФЗ в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан.
Статьей 3 Федерального закона № 52-ФЗ предусмотрено, что законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (далее - санитарное законодательство) основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов публичной власти федеральной территории «Сириус».
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 50 настоящего Федерального закона (часть 3 той же статьи).
При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право выдавать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки, в частности, о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Главные государственные санитарные врачи и их заместители при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления, в том числе о проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям (пункт 2 статьи 50, пункт 6 части 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ).
Таким образом, законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения предусматривает в отсутствие выданных предписаний (мотивированных постановлений) обязанность в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) своевременно и в полном объеме проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, включая профилактические прививки, предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Нормативными правовыми актами Российской Федерации обязательное проведение профилактических мероприятий, связанных с организацией вакцинации работников в вышеуказанных сферах, проведением информационно-разъяснительной работы среди работников, сотрудников по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19) о необходимости проведения профилактических прививок - не предусмотрено.
Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона от 17 сентября 1998 года № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней» осуществление иммунопрофилактики обеспечивают федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере здравоохранения.
Постановление, как следует из его содержания, вынесено Главным государственным санитарным врачом по Алтайскому краю в порядке подпункта 6 пункта 1 статьи 51 Федерального закона № 52-ФЗ.
Между тем Постановление, определяя категории граждан, подлежащих иммунизации, в части возложения вышеуказанных обязанностей на работодателей устанавливает обязательные правила поведения в период режима повышенной готовности.
Объективных данных о нарушении каких-либо норм действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, выданного в вышеуказанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий не усматривается.
Таким образом, вмененное деяние, вопреки утверждению заявителя, не образует состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выражается в невыполнении правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 названного кодекса.
Граждане Российской Федерации обязаны соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, выполнять установленные правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (статья 19 Федерального закона № 68-ФЗ).
Постановлением Правительства Алтайского края от 18 марта 2020 года № 120 с 18 марта 2020 года введен режим повышенной готовности для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В этой связи невыполнение юридическими лицами правил поведения в период режима повышенной готовности на территории Алтайского края, а именно по непринятию мер к организации вакцинации работников в вышеуказанных сферах, непроведением информационно-разъяснительной работы среди работников, сотрудников по вопросам профилактики новой коронавирусной инфекции (COVID-19) о необходимости проведения профилактических прививок могло быть квалифицировано по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, однако переквалификация в данном случае невозможна вследствие истечения срока давности привлечения к административной ответственности за данное правонарушение (обстоятельства, послужившие основанием к возбуждению производства по делу имели место 20 сентября 2021 года) и прекращения производства по делу.
С учетом изложенного оснований к отмене либо изменению постановления, удовлетворению жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
постановление судьи Бийского городского суда Алтайского края от 5 марта 2022 года оставить без изменения, жалобу главного специалиста-эксперта территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Алтайскому краю в г.Бийске, Бийском, Ельцовском, Зональном, Красногорском, Солтонском и Целинном районах К - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в порядке статьи 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья О.М. Пасынкова