Решение по делу № 33-3800/2023 от 16.01.2023

Судья: ФИО Дело <данные изъяты>УИД <данные изъяты>

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

<данные изъяты> ФИО <данные изъяты>                           25 января 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам ФИО областного суда в составе:

председательствующего судьи ФИО

судей ФИО ФИО,

при ведении протокола помощником судьи ФИО,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело <данные изъяты> по иску АО «Мособлгаз» к ФИО о нечинении препятствий, взыскании расходов по оплате государственной пошлины

по апелляционной жалобе ФИО на решение Подольского городского суда ФИО <данные изъяты> от <данные изъяты>,

заслушав доклад судьи ФИО,

объяснения представителя истца АО «Мособлгаз» ФИО,

установила:

Истец Акционерное общество «Мособлгаз» обратилось в суд к ФИО о нечинении препятствий АО «Мособлгаз» в газификации жилых домов, расположенных в <данные изъяты>, мотивируя требования тем, что ответчику на праве собственности принадлежит газопровод низкого давления, протяженностью 198 м с кадастровым номером: <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты>. АО «Мособлгаз» являет исполнителем программы социальной газификации, государственным заказчиком которой является Министерство энергетики Московской области. В своём Послании Федеральному собранию <данные изъяты> Президент Российской Федерации поручил осуществить догазификацию населённых пунктов Российской Федерации до 2023 года без привлечения денежных средств граждан. Выполнение данных мероприятий предусмотрено Программой Правительства Московской облаете «Развитие газификации в Московской области до 2030 года», утверждённой Постановлением Правительства Московской области от <данные изъяты> <данные изъяты> в редакции постановления Правительства Московской области <данные изъяты> <данные изъяты> «О внесении изменений в ФИО ФИО <данные изъяты> «Развитие газификации в Московской области до 2030 года». Постановлением Правительства Московской области от <данные изъяты> <данные изъяты> «О назначении регионального оператора газификации и формировании источника финансирования мероприятий по социальной газификации населённых пунктов Московской области» во исполнение пункта 8 Перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, утверждённого Президентом Российской Федерации от <данные изъяты> № Пр-753, а также в целях реализации мероприятий по социальной газификации более 115 тысяч домовладений, в которых проживают порядка 300 тысяч жителей, Правительство Московской области определило региональным оператором газификации Московской области АО «Мособлгаз». Таким образом, Правительством Московской области во исполнение поручений Президента Российской Федерации на АО «Мособлгаз» возложены задачи по    обеспечению подводки газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов в газифицированных населённых пунктах без привлечения средств населения. Согласно разделу 3 программы социальной газификации проектирование и строительство газопроводов для выполнения мероприятий по социальной газификации населённых пунктов Московской области осуществляется, в том числе с использованием сетей газораспределения, принадлежащих «основным абонентам». <данные изъяты> включен в программу социальной газификации, так как подпадает под условия догазификации населённых пунктов Российской Федерации - источник газоснабжения, газопровод-источник находится в границах населённого пункта. На догазификацию данного населённого пункта выданы Технические условия от <данные изъяты> <данные изъяты>. Согласно программе социальной газификации в <данные изъяты> подлежит газификации 5 негазифицированных жилых домов. В связи с этим жители <данные изъяты> получили возможность технологического присоединения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, которые будут построены до границ принадлежащих им земельных участков. Газоснабжение жилых домов, расположенных по адресу: <данные изъяты>, к газопроводу-источнику, принадлежащего ответчику, предусмотрено схемой газоснабжения, согласованной с Администрацией г.о. Подольск. Разработка схемы газоснабжения обусловлена требованиями пункта 4.2 Свода правил (СП) 62.13330.2011 «Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002. Газораспределительные системы», согласно которым выбор схем газоснабжения следует проводить в зависимости от объёма, структуры и плотности газопотребления объектов административно-территориального деления, размещения жилых и производственных зон, а также источников газоснабжения (местоположение и мощность существующих и проектируемых магистральных газопроводов, ГРС и др.). При этом пункт 4.2 СП 62.13330.2011 подлежит применению на обязательной основе для обеспечения соблюдения требований Федерального закона от <данные изъяты> <данные изъяты>-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (до - <данные изъяты> постановление Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты>, с <данные изъяты> Постановление ФИО РФ от <данные изъяты> <данные изъяты>). В соответствии с постановлением Правительства Московской области от <данные изъяты> <данные изъяты> «О формировании единой технической политики в сфере газоснабжения Московской области» (п.п.2 и 3) ГУП МО «Мособлгаз» (правопреемник - АО «Мособлгаз») является разработчиком перспективной схемы развития газоснабжения Московской области. Газопровод-источник, принадлежащий ответчику, обладает достаточной пропускной способностью, обеспечивающей техническую возможность для подключения новых потребителей газа с сохранением условий газоснабжения существующих потребителей газа <данные изъяты>. Истец указывает, что АО «Мособлгаз» <данные изъяты> обратилось к ответчику ФИО за согласованием подключения к газопроводу-источнику в рамках реализации программы социальной газификации и выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства, расположенных в <данные изъяты>. Однако, ответчик своего согласия на подключение к газопроводу-источнику истцу не выдал. Уклонение ответчика от дачи согласия противоречит требованиям законодательства Российской Федерации в сфере газоснабжения. Газопровод-источник ответчика не является обособленным объектом газового хозяйства, а присоединён непосредственно к газораспределительной системе Московской области и является её частью. Отказывая в подключении к газопроводу-источнику, ответчик препятствует в выполнении АО «Мособлгаз» мероприятий по социальной газификации. Несвоевременное исполнение мероприятий по социальной газификации не даст возможности создать в установленные сроки благоприятные для населения условия использования природного газа, что может привести к значительному ущербу для АО «Мособлгаз» в части взыскания с него денежных средств в виде убытков, возникших вследствие затрат физических лиц, на отопление жилых домов посредством использования иных видов топлива.

В судебном заседании представитель истца АО «Мособлгаз» на удовлетворении исковых требований настаивала, пояснив, что отсутствие согласия ответчика не позволяет АО «Мособлгаз» выполнить догазификацию <данные изъяты>. При этом пояснила, что пропускная способность газопровода ответчика позволяет без ущерба присоединить новых потребителей, права ответчика в данном случае не нарушаются.

Ответчик и ее представитель в судебном заседании исковые требования не признали. При возможном удовлетворении исковых требований просили удовлетворить их частично, а именно обязать ответчика не чинить препятствия в подключении трех лиц, участвующих в деле, которые заключили с истцом договор о подключении, т.е. ФИО, ФИО, ФИО

Третье лицо ФИО исковые требования не признал, возражал против удовлетворения иска.

Представитель третьего лица Администрации г.о. Подольск в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования АО «Мособлгаз» поддержала.

Третьи лица ФИО, ФИО, ФИО, Министерство энергетики Московской области в судебное заседание не явились, извещены.

Решением Подольского городского суда Московской области от <данные изъяты> исковые требования удовлетворены.

Суд постановил:

Обязать ФИО не чинить препятствий АО «Мособлгаз» по подключению жилых домов, расположенных по адресу: <данные изъяты> к газопроводу низкого давления, протяженностью 198 м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенному по адресу: <данные изъяты>, в целях исполнения Программы Правительства Московской области «Развитие газификации Московской области до 2030 года», путем выдачи согласия на подключение.

В случае неисполнения ФИО решения суда в 10-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу, согласие на подключение жилых домов, расположенных по адресу: <данные изъяты> считать полученным.

Взыскать с ФИО в пользу АО «Мособлгаз» расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 рублей.

В апелляционной жалобе ФИО просит решение суда отменить, как незаконное.

Представитель истца АО «Мособлгаз» ФИО возражала против отмены решения суда.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных надлежащим образом.

Заслушав объяснения представителя истца, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований к отмене обжалуемого судебного акта.

Согласно абзацу 2 статьи 4 Федерального закона от <данные изъяты> № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" одним из принципов государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации является государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учётом промышленной и экологической безопасности.

<данные изъяты> Президент Российской Федерации ФИО в своем Послании Федеральному собранию поручил осуществить догазификацию населённых пунктов Российской Федерации в срок до 2023 года, без привлечения денежных средств граждан.

Во исполнение указанного поручения Президента Российской Федерации выполнение данных мероприятий предусмотрено Программой Правительства Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года», утверждённой Постановлением Правительства Московской <данные изъяты> <данные изъяты> <данные изъяты> (в редакции постановления Правительства Московской области <данные изъяты> <данные изъяты> «О внесении изменений в Программу Московской области «Развитие газификации в Московской области до 2030 года»).

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что АО «Мособлгаз» осуществляет публичные полномочия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения Московской области и является исполнителем программы социальной газификации, государственным заказчиком которой является Министерство энергетики Московской области.

Постановлением Правительства Московской области от <данные изъяты> <данные изъяты> «О назначении регионального оператора газификации и формировании источника финансирования мероприятий по социальной газификации населённых пунктов Московской области» во исполнение пункта 8 Перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию, утверждённого Президентом Российской Федерации от <данные изъяты><данные изъяты>, а также в целях реализации мероприятий по социальной газификации более 115 тысяч домовладений, в которых проживают порядка 300 тысяч жителей, Правительство Московской области определило региональным оператором газификации Московской области АО «Мособлгаз».

Таким образом, Правительством Московской области во исполнение поручений Президента Российской Федерации на АО «Мособлгаз» возложены задачи по обеспечению подводки газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи внутрипоселковых газопроводов в газифицированных населённых пунктах без привлечения средств населения.

Согласно разделу 3 программы социальной газификации проектирование и строительство газопроводов для выполнения мероприятий социальной газификации населённых пунктов Московской области осуществляется в том числе с использованием сетей газораспределения, принадлежащих «основным абонентам».

В соответствии с действующим законодательством на момент возникновения между сторонами спора "основной абонент" - это потребитель газа, владеющий на праве собственности или на ином законном основании сетями газораспределения и (или) газопотребления, непосредственно присоединёнными к сети газораспределения исполнителя, и не оказывающий услуг по транспортировке газа (Постановление Правительства РФ от <данные изъяты> N 1314 (ред. от <данные изъяты>) "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"). Указанное Постановление Правительства РФ утрачивает силу в связи с принятием другого Постановления Правительства РФ от <данные изъяты> N 1547 "Об утверждении Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" в соответствии с которым "основной абонент" - юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения и (или) газопотребления).

Установлено, что в собственности ответчика находится сооружение трубопроводного транспорта - газопровод низкого давления, протяженностью 198 м с кадастровым номером: <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты>.

Из материалов дела следует, что <данные изъяты> включен в программу социальной газификации, так как подпадает под условия догазификации населённых пунктов Российской Федерации, поскольку источник газоснабжения находится в границах населённого пункта.

АО «Мособлгаз» на догазификацию населённого пункта – <данные изъяты>, расположенного по адресу <данные изъяты>, выданы Технические условия от <данные изъяты> <данные изъяты> (технические условия на подключение/технологическое присоединение/ выданы в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации).

В материалы гражданского дела представлены копии договоров о предоставлении комплексной услуги по газификации, предметом которых является выполнение комплекса работ и услуг по газификации и газоснабжению объектов индивидуального жилищного строительства, расположенные в <данные изъяты>, заключённые АО «Мособлгаз» с третьими лицами по делу: ФИО, ФИО, ФИО /л.д. 27-33,95-100,147-148/.

Как установлено судом, согласно программе социальной газификации <данные изъяты> подлежит газификации 5 не газифицированных жилых домов, собственники    которых получили возможность технологического присоединения объектов капитального строительства к газораспределительным сетям, которые будут построены до границ принадлежащих им земельных участков. Схемой газоснабжения     газоснабжение этих жилых домов предусмотрено присоединение к газопроводу низкого давления, проложенному в <данные изъяты>, который    находится в собственности ответчика. Разработка такой схемы газоснабжения обусловлена требованиями пункта Свода правил (СП) 62.13330.2011 «Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002 Газораспределительные системы», согласно которым выбор схем газоснабжения следует проводить в зависимости от объёма, структуры и плотности газопотребления объектов административно-территориального деления размещения жилых и производственных зон, а также источников газоснабжения    (местоположение    и    мощность    существующих и проектируемых магистральных газопроводов, ГРС и др.). При этом пункт 4.2 СП 62.13330.2011 подлежит применению на обязательной основе для обеспечения соблюдения требований Федерального закона от    <данные изъяты> № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (до <данные изъяты> постановление Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> <данные изъяты>, с <данные изъяты> Постановление Правительства РФ от <данные изъяты> <данные изъяты>).

В соответствии с постановлением Правительства Московской области <данные изъяты> <данные изъяты> «О формировании единой технической политики в области газоснабжения Московской области» (п.п.2 и 3) ГУП МО «Мособлгаз» (правопреемник - АО «Мособлгаз») является разработчиком перспективной схемы развития газоснабжения Московской области.

Газопровод-источник протяженностью 198 м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу <данные изъяты>, принадлежащий ответчику, обладает достаточной пропускной способностью, обеспечивающей техническую возможность для подключения новых потребителей газа с сохранением условий газоснабжения существующих потребителей газа <данные изъяты>.

Судом установлено, что <данные изъяты> АО «Мособлгаз» направило в адрес ответчика запрос о согласовании подключения к газопроводу низкого давления протяженности 198 м. с кадастровым номером <данные изъяты> расположенному по адресу <данные изъяты> /л.д.34/, в рамках реализации программы социальной газификации в соответствии с поручением Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от <данные изъяты> и выполнения мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства, расположенных в <данные изъяты>. Истцом представлена опись вложения в подтверждение отправки ответчику данного заказного письма /л.д.35/. Ответчику было предложено дать свое согласие в срок не позднее 10 рабочих дней со дня получения уведомления.

Ответчик ответила отказом /л.д.19/.

Как видно из материалов гражданского дела, пропускная способность газопровода низкого давления протяженностью 198 м. с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный по адресу: <данные изъяты>, и его технические характеристики рассчитаны на газоснабжение существующих и потенциальных потребителей, поэтому права ответчика ФИО подключением от газопровода не будут нарушены.

Суд считает, что отказ ответчика от дачи согласия на подключение к газопроводу противоречит требованиям законодательства Российской Федерации в сфере газоснабжения. Так, в соответствии со статьёй 2 Федерального закона от <данные изъяты> № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.

Газопровод среднего и низкого давления протяженностью 198 м. с кадастровым номером <данные изъяты>, ответчика не является обособленным объектом газового хозяйства, а присоединен непосредственно к газораспределительной системе <данные изъяты> и является ее частью.

В соответствии со статьей 27 Федерального закона от <данные изъяты> № 69-ФЗ (редакция от <данные изъяты>) "О газоснабжении в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с <данные изъяты>) юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей. Юридические лица, владеющие на праве собственности или ином законном основании газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать транспортировке и подаче газа по указанным сетям и их объектам потребителям, а также технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности таких сетей.

В соответствии с пунктом 11 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утверждённого Постановлением Правительства РФ от <данные изъяты> <данные изъяты>, поставщики и покупатели газа имеют право на подключение газопроводов-отводов и подводящих газопроводов к местной газораспределительной сети при наличии свободной мощности на её соответствующих участках. Местной газораспределительной сетью является система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.) (п. 3 вышеуказанного Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям). Соответствующее правовое регулирование основано на технологической специфике газоснабжения, а также технической и экономической нецелесообразности устройства самостоятельных газопроводов для каждого частного лица, непосредственно подсоединённых к сетям газоснабжающей организации. Положения вышеуказанных нормативных актов урегулированы для ситуаций, когда собственниками частных сетей газоснабжения выступают юридические лица, на которых в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов возложена обязанность по соблюдению соответствующих требований промышленной безопасности. В данном споре собственником газопровода является физическое лицо, однако, на основании статьи 6 ГК РФ (применение гражданского законодательства по аналогии) к собственникам частных сетей - физическим лицам подлежат применению положения вышеуказанных нормативных правовых актов.

В соответствии с положениями статьи 52.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (статья вступила в силу с <данные изъяты>)     подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газоснабжения (сети инженерно-технического обеспечения), определение платы за такое подключение (технологическое присоединение) осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о газоснабжении с учетом особенностей, предусмотренных этой статьей.

Таким образом, суд считает, что ответчик, уклоняясь от дачи согласия    на подключение к принадлежащему ей на праве собственности газопроводу жилых домов, расположенных в <данные изъяты>, злоупотребляет своими правами, и нарушает действующее законодательство.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями части 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.12 ГК РФ, закрепляют принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые онассылается как на основания своих требований и возражений, если иное предусмотрено федеральным законом.

Ответчиком не представлено ни одного обоснованного возражения, довода и доказательства, указывающих на несоблюдение законных прав и интересов ответчика, возникновения для нее негативных последствий и нарушении ее прав при проведении социальной газификации <данные изъяты> <данные изъяты>.

Уклоняясь от дачи согласия и фактически отказывая в подключении к газопроводу, ФИО препятствует АО «Мособлгаз» в выполнении     мероприятий по социальной газицификации <данные изъяты>. В силу положений ст. 10 ГК РФ не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.

Иное толкование норм права приводило бы к нарушению как частных, так и публичных интересов: ограничению доступа к газификации, неэффективному использованию энергетических ресурсов и сетей инженерно-технического обеспечения, необоснованным затратам на строительство дублирующих сетей, неэффективному использованию земельных участков в населённом пункте.

Как видно из акта приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы /л.д.14/ газопровод ответчика, протяженностью 198 метров завершен строительством в 2007 году, однако в в <данные изъяты> остаются негазифицированными 5 жилых домов. В свою очередь, выполнение истцом АО «Мособлгаз» возложенных на него Правительством Московской области во исполнение поручений Президента Российской Федерации задач по обеспечению подводки газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от газопровода ответчика в <данные изъяты> без привлечения средств населения, позволит соблюсти общественные интересы и принципы государственной политики в области газоснабжения, указанные в статье 4 ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации»: государственной поддержки развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, а также выполнению Программы Правительства Московской области.

Принимая решение об удовлетворении заявленных АО «Мособлгаз» исковых требований суд учитывал, что Правительство Российской Федерации утвердило «Правила подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения» (Постановление Правительства РФ от <данные изъяты> <данные изъяты>), в соответствии с которыми «основной абонент» после получения соответствующего запроса от исполнителя работ по газификации должен направить своё согласие на подключение нового объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и не вправе препятствовать такому подключению (технологическому присоединению) при наличии пропускной способности таких сетей.

Также суд учитывал, что ответчик ФИО при причинении ей убытков подключением к газопроводу новых абонентов, вправе в соответствии со ст. 15 ГК РФ предъявить самостоятельные исковые требования для их возмещения, с представлением подтверждающих доказательств.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам и не противоречат нормам материального права.

Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы заявителя жалобы, что подключение к ее газопроводу приведет к дополнительным расходам по обслуживанию газопровода, по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от <данные изъяты> N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" газораспределительная система - имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно его потребителям.

Как указано в пункте 48 постановления Правительства Российской Федерации от <данные изъяты> N 1547, в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, исполнитель обращается к такому основному абоненту в целях осуществления подключения заявителя.

Исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки на подключение направляет соответствующий запрос основному абоненту и одновременно уведомляет заявителя о направлении указанного запроса.

Основной абонент в течение 3 рабочих дней после получения соответствующего запроса от исполнителя направляет согласие на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и (или) газопотребления заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем.

При этом в пункте 2 указанного постановления "основной абонент" – определен не только как юридическое, но и как физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения и (или) газопотребления.

Таким образом, действующее в настоящее время правовое регулирование предусматривает безусловное предоставление основным абонентом согласия в подключении к принадлежащей основному абоненту сети газораспределения и (или) газопотребления при наличии пропускной способности таких сетей.

Соглашаясь с решением суда, судебная коллегия учитывает, что принадлежащий ответчику газопровод технологически связан с газораспределительной системой Московской области и является его частью, а поэтому в силу специального назначения данного имущества, на ответчика, как на лицо, владеющее сетью газоснабжения, распространяются все нормативные акты в сфере газоснабжения, включая Федеральный закон от <данные изъяты> N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" и принимаемые в соответствии с ним постановления Правительства Российской Федерации, постановления Правительства Московской области.

Кроме того, осуществление ответчиком права собственности на газопровод сопряжено с ограничениями, установленными нормами антимонопольного законодательства, в части недискриминационного доступа к инфраструктуре субъектов естественных монополий, в данном случае, к газораспределительной системе.

Таким образом, исходя из системного толкования норм права, регулирующих спорные правоотношения, в их единстве и взаимной связи, отказ от согласования подключения к газопроводу возможен только по причине отсутствия технической возможности такого подключения.

Поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что газопровод-источник обладает достаточной пропускной способностью, обеспечивающей техническую возможность для подключения новых потребителей газа с сохранением условий газоснабжения существующих потребителей газа, то ответчик не вправе препятствовать истцу в реализации программы социальной газификации, которая осуществляется, в том числе, с использованием существующих сетей газораспределения, принадлежащих «основным абонентам».

Судебная коллегия не может согласиться и с доводами апелляционной жалобы ответчика, что суд незаконно применил к правоотношениям сторон ст.27 Федерального закона №69-ФЗ «О газоснабжении в РФ», поскольку она не является юридическим лицом. Действительно, указанной нормой права предусмотрено, что юридические лица, владеющие на праве собственности газораспределительными сетями и их объектами и (или) сетями газопотребления и их объектами, не вправе препятствовать технологическому присоединению к указанным сетям и их объектам при наличии пропускной способности. В настоящем споре собственником газопровода является физическое лицо, однако на основании ст. 6 ГК РФ применение положений вышеуказанного правового акта возможно к физическим лицам.

Отклоняются судебной коллегией и доводы апелляционной жалобы, что ответчик готова дать согласие на подключение с соблюдением условий надлежащего технического обслуживания газопровода, принадлежащего ей на праве собственности, поскольку проведение работ по технологическому присоединению путем врезки в указанный газопровод не поменяет технических характеристик газопровода и не ухудшит его физических свойств, подключение не налагает какие-либо ограничения на распоряжение ФИО принадлежащим ей газопроводом, вопрос надлежащего технического обслуживания газопровода не относится к правоотношениям сторон, возникших в данном судебном процессе в рамках социальной догазификации.

Не являются основанием для отмены решения суда доводы жалобы о наличии параллельно пролегающего газопровода, поскольку не влияют на выводы суда.

Иные доводы апелляционной жалобы повторяют позицию ответчика, изложенную при рассмотрении дела в суде первой инстанции, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как не опровергают вышеизложенных выводов суда, основаны на собственном толковании норм материального права, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, оснований для чего не имеется.

руководствуясь ст.ст. 199, 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Подольского городского суда Московской области от <данные изъяты> оставить без изменения,

апелляционную жалобу ФИО – без удовлетворения.

Мотивированное апелляционное определение составлено <данные изъяты>.

Председательствующий

судьи

33-3800/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
АО МОСОБЛГАЗ
Ответчики
Первицкая Светлана Анатольевна
Другие
Суров Евгений Владимирович
Министерство энергентики Московской области
Администрация г.о. Подольск
Селезнева Надежда Стефановна
Чуков Андрей Александрович
Суд
Московский областной суд
Судья
Полякова Ю.В.
Дело на сайте суда
oblsud.mo.sudrf.ru
25.01.2023Судебное заседание
03.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.02.2023Передано в экспедицию
25.01.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее