Дело № 2а-652/23-2020
46RS0030-01-2019-012443-42
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 марта 2020 г. г. Курск
Ленинский районный суд г. Курска в составе:
председательствующего - судьи Капаниной Н.В.,
при секретаре Вагиной Т.Г.,
с участием:
представителя административного истца по доверенности Позднякова Е.Н.,
административного ответчика Чурилова В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ИФНС России по г. Курску к Чурилову Владимиру Викторовичу о взыскании недоимки, страховых взносов и пени,
УСТАНОВИЛ:
ИФНС России по г. Курску обратилась в суд с административным иском Чурилову В.В. о взыскании задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 в размере 12 202 руб. 14 коп. и пени в размере 137 руб. 69 коп.; задолженности по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии до 01.01.2017 в размере 2 828 руб. 89 коп.; задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС с 01.01.2017 в размере 2 684 руб. 52 коп. и пени в размере 21 руб. 01 коп.; задолженности по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС до 01.01.2017 в размере 17 руб. 40 коп.; задолженности по НДФЛ в размере 5 427 руб. 00 коп.; задолженности по пени по НДС в размере 38 013 руб. 49 коп. Требования мотивированы тем, что Чурилов В.В. состоял на налоговом учете в ИФНС России по г. Курску, как плательщик страховых взносов, налогов, поскольку имел статус индивидуального предпринимателя. В установленные сроки уплаты суммы начисленных страховых взносов, налогов налогоплательщиком уплачены не были, в связи с чем налоговым органом на сумму имеющейся задолженности начислены пени. Административному ответчику направлены требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, которые не исполнены. Инспекция обратилась к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности с Чурилова В.В., который в последующем был отменен, в связи с поступлением возражений от должника относительно исполнения судебного приказа.
Представитель административного истца по доверенности Поздняков Е.Н. в судебном заседании административный иск поддержал в полном объеме; при этом пояснив суду, что задолженности по НДФЛ за 2018 г. за административным ответчиком не имеется, требование о взыскании НДФЛ выражено во взыскании неуплаченного авансового платежа; также указал, что доказательств несвоевременной уплаты или принудительного взыскания страховых взносов до ДД.ММ.ГГГГ у инспекции не имеется.
Административный ответчик Чурилов В.В. в судебном заседании указал на признание административного иска в части взыскания задолженности и пени по страховым взносам за 2018 г.; в удовлетворении остальной части иска просил отказать, полагая требования незаконными, в том числе на пропуск срока за взысканием по требованию от ДД.ММ.ГГГГ указал.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 57 Конституции Российской Федерации и п. 1 ст. 23 НК РФ обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии с ч. 6 ст. 289 КАС РФ, при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Из п. 1 ст. 419 НК РФ следует, что плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
В соответствии со ст. 430 НК РФ, плательщики, указанные в пп. 2 п. 1 ст. 419 настоящего Кодекса, уплачивают:
1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 г., 29 354 рублей за расчетный период 2019 г., 32 448 рублей за расчетный период 2020 г.;
в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 г. (29 354 рублей за расчетный период 2019 г., 32 448 рублей за расчетный период 2020 г.) плюс 1,0 % суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.
При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;
2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 г., 6 884 рублей за расчетный период 2019 г. и 8 426 рублей за расчетный период 2020 г.
Из п. 1 ст. 207 НК РФ следует, что налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В силу ст. 209 НК РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
При определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 настоящего Кодекса (п. 1 ст. 210 НК РФ).
Согласно пп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ физические лица, зарегистрированные в установленном действующим законодательством порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, производят исчисление и уплату налога по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.
В силу п. 1 ст. 143 НК РФ налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются, в том числе, индивидуальные предприниматели.
На основании ст. 146 НК РФ объектом налогообложения признаются: реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав; передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления; ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.
Из п. 2 ст. 44 НК РФ следует, что обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора
На основании ч. 3 п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога
Согласно ч. 2 ст. 57 НК РФ при уплате налога, сбора, страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора, плательщик страховых взносов) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора по процентной ставке равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В силу ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки и должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии со ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абз. 3 п. 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дел, что Чурилов В.В. в период времени с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
ИФНС России по г. Курску была проведена выездная налоговая проверка правильности исчисления и своевременности перечисления в бюджет налогов ИП Чуриловым В.В. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Решением ИФНС России по г. Курску от ДД.ММ.ГГГГ № налогоплательщику был доначислен налог на добавленную стоимость в размере 4 827 111 руб. 66 коп., пени по налогу на добавленную стоимость в размере 1 139 711 руб. 98 коп.; кроме того, Чурилов В.В. был привлечен к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 122 НК РФ в виде штрафа по налогу на добавленную стоимость в размере 926 204 руб. 58 коп.
ИП Чурилов В.В., не согласившись с указанным решением, обратился с апелляционной жалобой в УФНС России по Курской области. Решением УФНС России по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ № апелляционная жалоба ИП Чурилова В.В. была оставлена без удовлетворения.
Полагая, что решение ИФНС по г. Курску «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» не соответствует налоговому законодательству Чурилов В.В. обратился в арбитражный суд.Решением Арбитражного суда Курской области от ДД.ММ.ГГГГ уточненные требования Чурилова В.В. к ИФНС по г. Курску удовлетворены. Решение ИФНС по г. Курску от ДД.ММ.ГГГГ № «О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения» признано недействительным в части доначисления НДС в размере 4 631 022 руб. 92 коп.; начисления пени по НДС в размере 1 139 711 руб. 98 коп.; штрафа по НДС в размере 926 204 руб. 58 коп.
Постановлением девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ решением Арбитражного суда Курской области от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения.
В соответствии с ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Как указал Конституционный Суд РФ в постановлении от 21.12.2011 № 30-П «По делу о проверке конституционности положений ст. 90 УПК РФ в связи с жалобой граждан В.Д. Власенко и Е.А. Власенко» признание преюдициального значения судебного решения, будучи направленным на обеспечение стабильности и общеобязательности судебного решения, исключение возможного конфликта судебных актов, предполагает, что факты, установленные судом при рассмотрении одного дела, впредь до их опровержения принимаются другим судом по другому делу в этом же или ином виде судопроизводства, если они имеют значение для разрешения данного дела. Тем самым преюдициальность служит средством поддержания непротиворечивости судебных актов и обеспечивает действие принципа правовой определенности.
Таким образом, начисление административным истцом пени на сумму налога на добавленную стоимость в размере 196 088 руб. 73 коп. (от оспаривания которой в Арбитражном суде отказался Чурилов В.В.) является законным.
Согласно требованию от ДД.ММ.ГГГГ № у административного ответчика имеется задолженность по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ до 01.01.2017 в размере 6 109 руб. 02 коп. и по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда ОМС, до 01.01.2017 в размере 17 руб. 40 коп. установлен срок оплаты – ДД.ММ.ГГГГ.
Из требования от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что у административного ответчика числится задолженность по пени по НДС в размере 56 718 руб. 55 коп.; задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 в размере 12 202 руб. 14 коп. и пени в размере 224 руб. 36 коп.; задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда ОМС с 01.01.2017 в размере 2 684 руб. 52 коп. и пени в размере 44 руб. 46 коп.; установлен срок оплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с требованием от ДД.ММ.ГГГГ № за административным ответчиком числится задолженность по НДФЛ в размере 5 427 руб. 00 коп.; установлен срок оплаты до ДД.ММ.ГГГГ.
Довод административного ответчика о не направлении в его адрес требований суд считает необоснованным, поскольку он опровергается материалами дела, из которых следует, что требования были направлены Чурилову В.В. по каналам ТКС, что подтверждается скриншотом из программного комплекса АИС Налог.
Судом установлено, что ИФНС России по г. Курску ДД.ММ.ГГГГ обратилась к мировому судье судебного участка № судебного района Центрального округа г. Курска с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Чурилова В.В. задолженности по налогам и пени на общую сумму 61 338 руб. 14 коп. по требованиям от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №.
Заявление взыскателя по указанным требованиям были удовлетворены, и ДД.ММ.ГГГГ был вынесен судебный приказ №, который определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ был отменен, в связи с поступлением возражений относительно его исполнения от должника Чурилова В.В.
Административный иск в Ленинский районный суд г. Курска административным истцом направлен ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом положений ст. 48 НК РФ, административным истцом пропущен срок обращения по требованию от ДД.ММ.ГГГГ № на общую сумму 6 126 руб. 42 коп. (срок исполнения до ДД.ММ.ГГГГ, заявление мировому судье подано ДД.ММ.ГГГГ), в связи с чем требование административного истца о взыскании с административного ответчика задолженности по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ до 01.01.2017 в размере 6 109 руб. 02 коп. и по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере зачисляемым в бюджет Федерального фонда ОМС до 01.01.2017 в размере 17 руб. 40 коп. подлежит отклонению, поскольку несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков и порядка взыскания налога является основанием для отказа в удовлетворении иска.
Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных НК РФ, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 № 479-О-О).
По требованиям от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № установленные законом сроки на обращение в суд не пропущены.
Изучив представленные материалы, оценив их в совокупности, суд полагает обоснованным требования административного истца о взыскании с административного ответчика задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за 2018 г. в размере 12 202 руб. 14 коп. и пени в размере 137 руб. 69 коп.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере зачисляемым в Федеральный фонд ОМС за 2018 г. в размере 2 684 руб. 52 коп. и пени в размере 21 руб. 01 коп. по требованию от ДД.ММ.ГГГГ №.
Вместе с тем суд не может согласиться с требованием административного истца о взыскании с административного ответчика задолженности по пени по НДС в размере 38 013 руб. 49 коп. по требованию от ДД.ММ.ГГГГ №, поскольку из представленного административным истцом расчета сумм пени следует, что размер пени за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, начисленных на сумму НДС в размере 196 088 руб. 74 коп., составляет 13 294 руб. 95 коп., которую суд считает подлежащей к взысканию. При этом суд учитывает, что сумма задолженности по НДС передана к взысканию в службу судебных приставов.
Также суд не может согласиться с требованием административного истца о взыскании с административного ответчика суммы авансового платежа (задолженности по НДФЛ) в размере 5 427 руб. 00 коп.
Статьей 45 НК РФ установлено, в том числе, что налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В соответствии с п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.
Особенности исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, определены в ст. 227 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 227 НК РФ налогоплательщики, указанные в п. 1 настоящей статьи, самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 настоящего Кодекса.
Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет (п. 3 ст. 227 НК РФ).
Пунктом 7 ст. 227 НК РФ предусмотрено, что в случае появления в течение года у налогоплательщиков, указанных в п. 1 настоящей статьи, доходов, полученных от осуществления предпринимательской деятельности или от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде в налоговый орган в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма предполагаемого дохода определяется налогоплательщиком.
Согласно п. 3 ст. 58 НК РФ, в соответствии с настоящим Кодексом может предусматриваться уплата в течение налогового периода предварительных платежей по налогу - авансовых платежей. Обязанность по уплате авансовых платежей признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога.
Как следует из п. п. 8, 10 ст. 227 НК РФ, исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных в п. 1 настоящей статьи видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218 и 221 настоящего Кодекса.
Указанная в административном исковом заявлении сумма недоимки по НДФЛ в размере 5 427 руб. 00 коп. представляет собой неуплаченный административным ответчиком авансовый платеж по налогу на доходы физических лиц за 2018 г., что следует из пояснений представителя административного истца.
Авансовые платежи являются промежуточными платежами, уплачиваются в течение налогового периода, а, следовательно, в силу ст. 11 НК РФ неуплаченный авансовый платеж не является недоимкой по налогу.
Авансовый платеж по НДФЛ не является налогом, поскольку окончательная сумма налога определяется по итогам налогового периода.
Законодательство о налогах и сборах не содержит норм, позволяющих налоговому органу взыскивать с налогоплательщика исключительно суммы авансовых платежей, рассчитанных на основании предполагаемого дохода, при доказанности фактически полученного дохода налогоплательщика в меньшем размере, поскольку принудительное взыскание возможно только в отношении недоимки по налогу.
Задолженность по данному налогу может возникнуть только после 15 июля календарного года, следующего за отчетным.
В соответствии со ст. ст. 45 и 46 НК РФ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, неуплаты пени и штрафа налоговый орган направляет налогоплательщику требование об уплате налога, сбора, пени или штрафа; в случае неисполнения указанного требования принимается решение о взыскании налога, сбора, пени или штрафа.
Таким образом, налоговый орган не вправе осуществлять принудительное взыскание авансовых платежей по НДФЛ.
В данном случае в связи с истечением налогового периода, в течение которого должен был быть уплачен авансовый платеж (2018 г.), он утратил статус авансового, а у налогоплательщика наступила обязанность по уплате НДФЛ за истекший налоговый период, рассчитанного с учетом поступивших авансовых платежей и подлежащего уплате до 15 июля календарного года, следующего за отчетным.
Сторонами в судебном заседании подтверждено, что авансовый платеж Чуриловым В.В. не уплачен, при этом задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2018 г. у административного ответчика отсутствует.
При таких обстоятельствах суд не может согласиться с требованием инспекции о взыскания с Чурилова В.В. авансового платежа в размере 5 427 руб. 00 коп., в связи с чем данное требование удовлетворению не подлежит.
Согласно ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, с Чурилова В.В. в бюджет муниципального образования «город Курск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 050 руб. 21 коп.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск ИФНС России по г. Курску к Чурилову Владимиру Викторовичу, <данные изъяты>, удовлетворить частично.
Взыскать с Чурилова Владимира Викторовича в пользу ИФНС России по г. Курску задолженность по требованию от ДД.ММ.ГГГГ № в сумме 28 340 руб. 31 коп., из них:
- пени по НДС в размере 13 294 руб. 95 коп.;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за 2018 г. в размере 12 202 руб. 14 коп. и пени в размере 137 руб. 69 коп.;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в федеральный фонд ОМС за 2018 г. в размере 2 684 руб. 52 коп. и пени в размере 21 руб. 01 коп.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Взыскать с Чурилова Владимира Викторовича в бюджет муниципального образования «город Курск» государственную пошлину в размере 1 050 руб. 21 коп.
Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 26 марта 2020 г.
Судья Н.В. Капанина
/ подпись /
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>