Решение по делу № 2-1720/2023 от 28.06.2023

УИД 42RS0011-01-2023-001842-36

Дело № 2-1720/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ленинск-Кузнецкий Кемеровской области                                     08 августа 2023 года

Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Орловой Н.В.,

при секретаре Пермяковой И.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. Ленинска-Кузнецкого, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 15», к Муниципальному образованию Ленинск-Кузнецкий городской округ в лице Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Ленинска-Кузнецкого, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа № 15», к Муниципальному образованию Ленинск-Кузнецкий городской округ в лице Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа о понуждении к совершению действий, а именно просит:

1. Возложить на МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 15» обязанность провести работы по оборудованию в здании МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 15», расположенном по адресу: <адрес> оконных блоков замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование, параллельно-выдвижного открывания створок, в соответствии с требованиями ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия, введенного в действие Постановлением Госстроя России от 06.05.2000 № 41, в течение 3 месяцев после поступления финансирования из администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа.

2. Возложить на администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа обязанность профинансировать мероприятия, необходимые для проведения работ по оборудованию в здании МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 15», расположенном по адресу: <адрес> оконных блоков замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование, параллельно-выдвижного открывания створок, в соответствии с требованиями ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия, введенного в действие Постановлением Госстроя России от 06.05.2000 № 41, в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.

В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Прокуратурой города в ходе осуществления надзорной деятельности проведена проверка соблюдения образовательными организациями требований законодательства об образовании, охране жизни и здоровья несовершеннолетних, в результате которой в деятельности МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 15» выявлены нарушения действующего законодательства, а именно в данной школе замки (устройства) безопасности отсутствуют на всех оконных блоках, что также подтверждено информацией, предоставленной Управлением образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа. Замки (устройства) безопасности требуются к установке на каждом распашном элементе оконных блоков МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 15». Прокурор отмечает, что исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий и соблюдение требований законодательства об образовании, является обязанностью не только образовательных организаций, но и органов местного самоуправления. Меры по соблюдению требований федерального законодательства, принимаемые МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 15», не являются достаточными и полными, следовательно, не исполняется обязанность, направленная на обеспечение безопасных условий обучения, воспитания несовершеннолетних в соответствии с установленными нормами. В свою очередь, бездействие администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа создает угрозу жизни и здоровью обучающихся, ущемляет их право на получение образовательных услуг в условиях безопасности, а также не обеспечивает профилактику несчастных случаев во время пребывания в образовательной организации, поскольку непринятие мер по обеспечению безопасности может способствовать несанкционированному открыванию распашных элементов оконных конструкций и выпадению из них детей. Ненадлежащее выполнение возложенных законом обязанностей по обеспечению соблюдения требований безопасности создает реальную угрозу возможности причинения вреда здоровью обучающихся. Прокуратурой города 26.05.2023 внесено представление об устранении выявленных проверкой нарушений закона в адрес директора МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 15». Однако указанные нарушения не устранены ввиду отсутствия финансирования, что подтверждается информацией, представленной в ответе на данное представление. Само по себе отсутствие необходимых финансовых средств на устранение выявленных нарушений не может служить основанием для освобождения образовательной организации от исполнения обязательных требований, поскольку соблюдение законодательства в области обеспечения безопасных условий обучения воспитания несовершеннолетних не может быть поставлено в зависимость от данного обстоятельства. Прокурор ссылается на п.1 ст.7 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», п.5 ч.1 ст.9, п.15 ч.3 ст.28, п.8, 9 ст.41 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», раздел 1, п.5.1.8 Постановления Государственного комитета Российской Федерации от 06.05.2000 № 41 введен в действие «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия», принятый 02.12.1999 Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве, ст.296, ст.210 ГК РФ, п.3 ч.1. ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.45 ГПК РФ.

В судебном заседании представитель стороны истца помощник прокурора г. Ленинска-Кузнецкого Романенко Л.Н. требования поддержала в полном объеме согласно доводам и обстоятельствам, изложенным в иске.

В судебном заседании представитель ответчика Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 15» директор Могилатова Ю.А. (руководитель согласно выписке из ЕГРН) пояснила, что исковые требования она признает, считает, что необходимо устранить выявленные нарушения, но школа не имеет денежных средств для закупки замков безопасности на окна, и как только будет произведено финансирование на эти цели Администрацией Ленинск-Кузнецкого городского округа, сразу же будут приняты меры по оборудованию окон школы замками безопасности.

В судебном заседании представитель ответчика Муниципального образования Ленинск-Кузнецкий городской округ в лице Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа Куликова Ю.С., действующая на основании доверенности, пояснила, что исковые требования не признаны, поддержаны доводы письменных возражений, согласно которым в удовлетворении иска ответчик просит отказать в силу следующего. Ответчик считает, что надлежащим ответчиком является Управление образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа, именно оно является главным распорядителем средств бюджета городского округа и учредителем МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 15». Указывает, что собственник имущества, закрепленного за муниципальным бюджетным учреждением, несет субсидиарную ответственность только по обязательствам вследствие причинения вреда гражданам, но в рамках данного дела не доказан вред, причиненный гражданам, поэтому администрация Ленинск-Кузнецкого городского округа не должна нести ответственность и быть ответчиком по делу. Бюджет Ленинск-Кузнецкого городского округа на период 2023-2025 годы является планово-дефицитным и дотационным. Расходы на устранение выявленных нарушений должны планироваться заранее Администрацией Ленинск-Кузнецкого городского округа и денежные средства не могут быть изысканы Администрацией Ленинск-Кузнецкого городского округа в короткие сроки. Просит также учесть, что решение суда должно носить характер исполнимости, в т.ч. с учетом того, что муниципальный заказчик обязан следовать процедурам, установленным Законом о закупках, которые в короткий срок исполнены быть не могут, они носят затяжной характер и не всегда положительный, в то время как судебный акт должен отвечать принципу исполнимости.

В судебном заседании представитель третьего лица Управления образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа Сизикова Е.А., действующая на основании доверенности, пояснила, что считает исковые требования обоснованными, возможность исполнения требований истца может существовать только при наличии должного финансирования со стороны Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа.

Суд, заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

Согласно п.2 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Согласно п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно ч.7 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников. За нарушение или незаконное ограничение права на образование и предусмотренных законодательством об образовании прав и свобод обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, нарушение требований к организации и осуществлению образовательной деятельности образовательная организация и ее должностные лица несут административную ответственность в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно пунктам 8,9 ч.1 ст.41 указанного Закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность, профилактику несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ч.1 ст.296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Постановлением Государственного комитета Российской Федерации             от 06.05.2000 года № 41 введен в действие «ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия», принятый 02.12.1999 года Межгосударственной научно-технической комиссией по стандартизации, техническому нормированию и сертификации в строительстве.

В соответствии с пунктом 5.1.8 ГОСТ 23166-99 оконные блоки должны быть безопасными в эксплуатации и обслуживании. Для обеспечения безопасности, в целях предотвращения травматизма и возможности выпадения детей из окон      в детских, дошкольных и школьных учреждениях, оконные блоки должны быть укомплектованы замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование, параллельно-выдвижного открывания створок.

В соответствии с положениями раздела 1 ГОСТ 23166-99, вышеуказанные требования распространяются на оконные блоки из древесины, пластмасс и металлических сплавов для зданий и сооружений различного назначения. Требования ГОСТ 23166-99 являются обязательными.

Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Как следует из материалов дела МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 15» расположена по адресу: <адрес>, право собственности на здание, в котором расположена школа, значится за Ленинск-Кузнецким городским округом. При этом на основании договора от <дата> <номер>, заключенного между Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ленинска-Кузнецкого и МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 15» данное здание передано на праве оперативного управления в пользу МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 15». Школа является бюджетным учреждением. Ее учредителем согласно данным ЕГРЮЛ является Управление образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа.

Из материалов дела следует, что в ходе осуществления надзорной деятельности Прокуратурой города проведена проверка соблюдения образовательными организациями требований законодательства об образовании, охране жизни и здоровья несовершеннолетних, в т.ч. и в отношении МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 15», установлено, что в данной школе замки (устройства) безопасности отсутствуют на всех оконных блоках, что также подтверждено информацией, предоставленной Управлением образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа от 24.05.2023, и не оспаривалось в суде.

Прокуратурой города 26.05.2023 внесено представление об устранении выявленных проверкой нарушений закона в адрес директора МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 15». Однако указанные нарушения не устранены ввиду отсутствия финансирования, что подтверждается информацией, представленной в ответе на данное представление от 30.05.2023.

Выявленные нарушения являются недопустимыми, ввиду чего обращение в суд с данным иском является верным способом защиты прав учеников школы, работающих там лиц.

На основании исследованных в суде доказательств, в т.ч. и объяснений участников процесса, суд, установив, что в здании МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 15» имеются нарушения действующего законодательства, выразившиеся в отсутствии в оконных блоках замков безопасности, установленных в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование, параллельно-выдвижного открывания створок, в соответствии с требованиями ГОСТ 23166-99, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора.

При этом суд находит обоснованным привлечение Муниципального образования Ленинск-Кузнецкий городской округ в лице Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа в качестве ответчика, вопреки мнению данного лица о ненадлежащем ответчике, в силу следующего.

Замена ненадлежащего ответчика в порядке, установленном ст.41 ГПК РФ, производится с согласия истца, истец такого согласия не дал и суд считает данную позицию правильной.

Расходование денежных средств, находящихся на балансе МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 15», на выполнение требуемых прокурором мероприятий, в настоящее время не предусмотрено. Суду не представлено доказательств обратного.

Вместе с тем в соответствии с п.13 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования по организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также осуществление мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья.

В силу п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Управление образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского является лишь главным распорядителем средств бюджета Ленинск-Кузнецкого городского округа в пределах его компетенции, закрепляемых в решении о бюджете Ленинск-Кузнецкого городского округа, т.е. оно действует уже в пределах доведённых до него лимитов бюджетных средств.

Учитывая данные положения, обязанность по финансированию проведения мероприятий, направленных на приведение здания МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 15» в должное состояние с точки зрения необходимости обеспечения оконных блоков школы замками безопасности, должна быть возложена на саму Администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа.

Отсутствие же сейчас в местном бюджете денежных средств для приобретения замков безопасности на окна само по себе не освобождает лиц от соблюдения закона и принятия необходимых мер по выполнению законных требований, для чего первоначально необходимо произвести финансирование таких мероприятий, обязанность по осуществлению которого следует возложить на Администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа по вышеуказанным мотивам.

При этом суд считает разумным согласиться с требованием прокурора установить ответчикам сроки для совершения требуемых действий: для МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 15» - не позднее 3 месяцев со дня исполнения обязанности Администрацией Ленинск-Кузнецкого городского округа по финансированию указанных мероприятий, для Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа – не позднее 6 месяцев со дня вступления данного решения суда в законную силу, в т.ч. судом учтены обоснованные пояснения стороны ответчика о видах и сроках необходимых мероприятий для исполнения требуемых прокурором действий.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора г. Ленинска-Кузнецкого, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.

Обязать МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 15» (ИНН 4212019071) провести работы по оборудованию в здании МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 15», расположенном по адресу: <адрес> оконных блоков замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование, параллельно-выдвижного открывания створок в соответствии с требованиями ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия, введенного в действие Постановлением Госстроя России от 06.05.2000 № 41, в течение 3 месяцев со дня исполнения обязанности Администрацией Ленинск-Кузнецкого городского округа по финансированию указанных мероприятий.

Обязать Администрацию Ленинск-Кузнецкого городского округа (ИНН 4212011308) обязанность профинансировать мероприятия, необходимые для проведения работ по оборудованию в здании МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 15», расположенном по адресу: <адрес> оконных блоков замками безопасности, установленными в нижний брусок створки со стороны ручки и обеспечивающими блокировку поворотного (распашного) открывания створки, но позволяющими функционирование откидного положения либо использование, параллельно-выдвижного открывания створок в соответствии с требованиями ГОСТ 23166-99. Межгосударственный стандарт. Блоки оконные. Общие технические условия, введенного в действие Постановлением Госстроя России от 06.05.2000 № 41, в течение 6 месяцев со дня вступления в силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 15.08.2023.

Судья:               подпись               Н.В. Орлова

Подлинный документ находится в гражданском деле № 2-1720/2023 Ленинск-Кузнецкого городского суда Кемеровской области.

2-1720/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор города Ленинска-Кузнецкого
Ответчики
Муниципальное образование Ленинск-Кузнецкого городского округа в лице Администрации Ленинск-Кузнецкого городского округа
МБОУ "Основная общеобразовательная школа № 15"
Другие
Управление образования администрации Ленинск-Кузнецкого городского окурга
Суд
Ленинск-Кузнецкий городской суд Кемеровской области
Дело на сайте суда
leninsk-kuznecky.kmr.sudrf.ru
28.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.06.2023Передача материалов судье
29.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.07.2023Подготовка дела (собеседование)
17.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.08.2023Судебное заседание
15.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.09.2023Дело оформлено
08.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее