Решение по делу № 2-1588/2015 (2-7208/2014;) от 24.12.2014

Дело № 2-1588/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 февраля 2015 года

Ленинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Гачеговой Е.И.,

при секретаре Зайцевой Е.М.,

с участием представителя истца – Балуевой Н.А., действующей на основании служебного удостоверения,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Перми гражданское дело по иску прокурора Мотовилихинского района г. Перми, действующего в интересах несовершеннолетнего ШЗД к Департаменту образования администрации г.Перми о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении,

установил:

Прокурор Мотовилихинского района г. Перми, действующий в интересах несовершеннолетнего ШЗД, обратился в суд с иском к Департаменту образования администрации г.Перми (далее - Департамент) о возложении обязанности предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении на территории г.Перми в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование требований прокурор указал, что Департамент образования администрации г.Перми является юридическим лицом, основной целью деятельности является организация предоставления общедоступного и бесплатного, в том числе дошкольного, образования, одной из задач является организация предоставления образовательных услуг в сфере дошкольного образования в пределах предоставленных полномочий. Шулепова О.А. обратилась в департамент образования администрации г.Перми с заявлением о предоставлении ее сыну – ШЗД места в дошкольном учреждении Мотовилихинского района г.Перми. В соответствии с ответом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ Шулеповой О.А.. в предоставлении места ее сыну в дошкольной образовательной организации отказано. Истец с данным отказом не согласен, считает, что он противоречит действующему законодательству. Вместе с тем, Департамент обязан обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями ребенка. На основании Конституции РФ, Федерального закона «Об образовании в РФ», просит требования удовлетворить (л.д. 2-3).

Прокурор в судебном заседании доводы и основания, изложенные в исковом заявлении, поддержал, суду пояснил, что на день рассмотрения дела судом несовершеннолетнему ШЗД место в МДОУ предоставлено не было.

Истец (Шулепова О.А.), действующая в интересах несовершеннолетнего ШЗД, в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Ответчик в судебное заседание своего представителя не направил, ранее представил отзыв, из которого следует, органы местного самоуправления с учетом выделенных бюджетных средств различных уровней организуют предоставление общедоступного и бесплатного образования в существующей сети муниципальных организаций. Законодатель разделяет полномочия по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. В рамках полномочий по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования Постановлением администрации г.Перми от 01.03.2013 г. №112 утверждено Положение «О порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений г.Перми, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования», в соответствии с которым формой реализации полномочий является ведение регистра детей дошкольного возраста и предоставление мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях по дате рождения на основании заявления родителя (законного представителя), комплектование МОУ осуществляется ежегодного на учебный год. ШЗД состоит в регистре для определения в МДОУ по Мотовилихинскому району г.Перми. ШЗД не было отказано в предоставлении путевки, а временно не предоставлено место в МДОУ. В настоящее время на территории г.Перми группы возрастной категории 1-3 года полностью укомплектованы. Прием ШЗД в МДОУ превысит количество воспитанников, приведет к нарушению санитарно-эпидемиологических требований (л.д. 22-25).

Суд считает возможным рассмотреть настоящее гражданское дело и постановить решение при имеющейся явке, поскольку это не противоречит требованиям ст. 167 ГПК РФ.

Оценив доводы сторон, исследовав материалы дела, суд считает требования законными и обоснованными, подлежащими удовлетворению в силу следующего.

В силу ст.18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Каждый имеет право на образование.

Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (ст.43).

В силу ст.3 Федерального закона «Об образовании в РФ» государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1) признание приоритетности образования;

2) обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования;

3) гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

4) единство образовательного пространства на территории Российской Федерации, защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства;

5) создание благоприятных условий для интеграции системы образования Российской Федерации с системами образования других государств на равноправной и взаимовыгодной основе;

6) светский характер образования в государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

7) свобода выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создание условий для самореализации каждого человека, свободное развитие его способностей, включая предоставление права выбора форм получения образования, форм обучения, организации, осуществляющей образовательную деятельность, направленности образования в пределах, предоставленных системой образования, а также предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения, методов обучения и воспитания;

8) обеспечение права на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, адаптивность системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам человека;

9) автономия образовательных организаций, академические права и свободы педагогических работников и обучающихся, предусмотренные настоящим Федеральным законом, информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций;

10) демократический характер управления образованием, обеспечение прав педагогических работников, обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся на участие в управлении образовательными организациями;

11) недопустимость ограничения или устранения конкуренции в сфере образования;

12) сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования.

В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения, расширения возможностей удовлетворять потребности человека в получении образования различных уровня и направленности в течение всей жизни.

В целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления:

1) создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья;

2) оказывается содействие лицам, которые проявили выдающиеся способности и к которым в соответствии с настоящим Федеральным законом относятся обучающиеся, показавшие высокий уровень интеллектуального развития и творческих способностей в определенной сфере учебной и научно-исследовательской деятельности, в научно-техническом и художественном творчестве, в физической культуре и спорте;

3) осуществляется полностью или частично финансовое обеспечение содержания лиц, нуждающихся в социальной поддержке в соответствии с законодательством Российской Федерации, в период получения ими образования (ст. 5).

В соответствии со ст. 9 Федерального закона «Об образовании в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);

2) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации);

3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;

4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;

5) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;

6) учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа;

7) осуществление иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере образования.

В силу ст. 10 указанного закона образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

Согласно ч.7 ст. 10 Федерального закона «Об образовании в РФ», система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования (далее - Порядок) регулирует организацию и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Настоящий Порядок является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, включая индивидуальных предпринимателей
(Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1014 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования").

Образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от двух месяцев до прекращения образовательных отношений.Сроки получения дошкольного образования устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Содержание дошкольного образования определяется образовательной программой дошкольного образования.

Согласно ст. 23 Федерального закона «Об образовании в РФ», образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности. В Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы:

дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми (п.1).

В соответствии ч. 1 ст. 62 данного закона образовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования являются преемственными.

При этом дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования, на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации (ст. 64).

Согласно ст. 67 Федерального закона «Об образовании в РФ» получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет. По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.

Правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.

В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.

Организация индивидуального отбора при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта Российской Федерации.

Организация конкурса или индивидуального отбора при приеме либо переводе граждан для получения общего образования в образовательных организациях, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными предпрофессиональными образовательными программами в области физической культуры и спорта, или образовательные программы среднего профессионального образования в области искусств, интегрированные с образовательными программами основного общего и среднего общего образования, осуществляется на основании оценки способностей к занятию отдельным видом искусства или спорта, а также при отсутствии противопоказаний к занятию соответствующим видом спорта.

В соответствии с п.2.2.1 Положения «О Департаменте образования» основной задачей является предоставление образовательных услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования в пределах предоставленных полномочий.

В судебном заседании установлено следующее.

Шулепова О.А., Шулепов Д.С. являются родителями ШЗД, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельством о рождении ребенка (л.д.7).

ШЗД был зарегистрирован в Департаменте образования администрации г.Перми в отделе Мотовилихинского района г.Перми для направления в дошкольное образовательное учреждение по месту жительства, состоит в регистре. Однако до настоящего времени место в дошкольном образовательном учреждении ШЗД не предоставлено.

Департамент отказывает в предоставлении места ШЗД, ссылаясь на отсутствие свободных мест в дошкольных образовательных учреждениях, а также большой очередностью. Доказательства того, что законным представителям ШЗД предлагались места в дошкольных образовательных учреждениях в материалах дела отсутствуют.

Проанализировав исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных прокурором Мотовилихинского района г. Перми требований.

Конституцией РФ и ФЗ «Об образовании» прямо предусмотрено право граждан Российской Федерации на получение дошкольного образования. Действующее законодательство предусматривает, что государство гарантирует гражданам как саму возможность получения образования, так и общедоступность и бесплатность дошкольного образования.

Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 15.05.2006 г. № 5-П, важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства является обеспечение права каждого на образование, в том числе дошкольное, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется (статья 43, части 1 и 2, Конституции Российской Федерации) на основе конституционного принципа юридического равенства.

Закрепляя право на образование и в качестве одного из его элементов - право на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, Конституция Российской Федерации непосредственно определяет и систему гарантирования этого права, предполагающую в том числе, что государство и муниципальные образования - исходя из конституционного требования общедоступности дошкольного образования независимо от места жительства - обязаны сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.

Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств, возможность развития личности, а равенство возможностей при получении образования предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Равное право на получение бесплатного дошкольного образования предполагает отсутствие разграничения на внеочередное, первоочередное и очередное право. В противном случае будет нарушено право на дошкольное образование граждан, не имеющих оснований для обеспечения путевками в детские сады во внеочередном порядке.

В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что несовершеннолетний ШЗД имеет право на получение бесплатного дошкольного образования, его законный представитель обратилась в уполномоченный орган местного самоуправления с заявлением о предоставлении путевки в детский сад для получения бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении, однако соответствующей путевки до настоящего времени не получила, что сторонами не оспаривается.

Судом установлено, что на день рассмотрения дела нарушено право несовершеннолетнего ШЗД на получение бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении. Из смысла положений ст.ст. 11, 12 ГК РФ следует, что нарушенные права подлежат судебной защите.

Ссылка представителя ответчика на существующую очередность выдачи путевок в детские сады не может быть принята судом во внимание. Федеральным законом не предусмотрено предоставление бесплатного дошкольного образования в муниципальном образовательном учреждении в порядке очередности. Положение о порядке комплектования муниципальных образовательных учреждений города Перми, имеющих группы для детей дошкольного возраста, утвержденное Приказом начальника департамента образования администрации г. Перми от ДД.ММ.ГГГГ , устанавливает определенный порядок комплектования дошкольных образовательных учреждений. Данное положение разработано в целях упорядочения приема детей дошкольного возраста в дошкольные образовательные учреждения (устанавливает процедуру приема детей в ДОУ), и не может противоречить действующим федеральным законам в части установления очередности.

В соответствии с п. 11 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ и п. 13 ст. 8 Устава города Перми организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа относятся к вопросам местного значения муниципального района.

На ответчика как орган местного самоуправления Федеральными законами РФ возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории города Перми, поскольку из положения о Департаменте образования администрации г. Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. № 224, следует, что Департамент образования администрации г. Перми является функциональным органом администрации г.Перми (п. 1.1).

Департамент образования администрации г. Перми не является самостоятельным органом местного самоуправления, однако Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 г. № 224 на него возложена обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования (пункт 2.1 Положения). При этом для реализации целей и задач Департамент образования администрации г. Перми наделен широким кругом функций и прав (разделы 3 и 4 Положения).

Сторонами суду не представлены, судом самостоятельно не установлены доказательства, подтверждающие принятие Департаментом образования администрации г. Перми исчерпывающих мер по обеспечению несовершеннолетнего возможностью получения дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении.

При таких обстоятельствах следует обязать Департамент образования администрации г.Перми предоставить ШЗД, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в пределах г.Пермь.

Вместе с тем, суд считает необходимым признать то обстоятельство, что несмотря на то, что место в дошкольном образовательном учреждении в силу действующего законодательства должно быть предоставлено ШЗД в пределах г.Перми как муниципального городского округа, данное дошкольное образовательное учреждение должно быть предоставлено в пределах доступности его посещения.

Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать Департамент образования администрации г.Перми предоставить ШЗД, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в пределах г.Пермь в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.

Председательствующий – подпись - (Е.И. Гачегова)

Копия верна. Судья: (Е.И. Гачегова)

2-1588/2015 (2-7208/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Мотовилихинского района г. Перми в инт. Шулепова З.Д.
Ответчики
Департамент образования г. Перми
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
24.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.12.2014Передача материалов судье
29.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.12.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.02.2015Судебное заседание
02.03.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.03.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.02.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее