Судья – Зорин А.П. Дело № 33-7255/2019
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
25 июня 2019 года судебная коллегия по гражданским делам Нижегородского областного суда в составе председательствующего судьи Серова Д.В., судей Жилкина А.М., Леонтенковой Е.А.,
при секретаре судебного заседания Яшиной А.А.
с участием представителя ГУ – УПФ России по Уренскому району Нижегородской области – Бондаря Д.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Жилкина А.М.
гражданское дело по апелляционной жалобе ГУ – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Уренскому району Нижегородской области
на решение Уренского районного суда Нижегородской области 10 января 2019 года
по иску Соловьевой Г.И. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по Уренскому району Нижегородской области о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы в ГУ ТО «Комплексный центр социального обслуживания населения Зареченского района г. Тулы» и о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости,
Заслушав доклад судьи Жилкина А.М., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Соловьева Г.И. обратилась в суд с указанным иском. В обоснование заявленных требований указала, что решением ГУ – УПФ РФ по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей из-за отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
По мнению ответчика, по состоянию на дату обращения ее специальный трудовой стаж составляет 11 лет 10 месяцев 12 дней. В зачет были приняты периоды ее педагогической деятельности в должности воспитателя детского сада № Режевского химического завода – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в должности воспитателя детских яслей-сада № <адрес> – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в должности учителя русского языка и литературы в средней школе <адрес> – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в должности воспитателя в яслях-саду № Зареченского РОНО – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; в должности воспитателя, заведующей в структурном подразделении ЖКО «Ясли-сад №» ПО «Тульский комбайновый завод» (за исключением отвлечений – 90 дней); в должности старшего воспитателя в МБОУ «Центр образования № – с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
При этом ГУ – УПФ РФ по <адрес> ФИО3 <адрес> – не включило ее специальный стаж периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности заведующей отделением круглосуточного пребывания детей в дальнейшем переименованное в отделение реализации программ социальной реабилитации, затем в стационарное отделение реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних) Комплексного центра социальной защиты населения, в дальнейшем переименованного в МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>», далее в ГУ <адрес> «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>», в ГУ <адрес> «Тульский городской центр социального обслуживания населения №» в ГУ <адрес> «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>» Комитета социальной защиты населения <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности заместителя директора по воспитательной и реабилитационной работе МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>», далее переименованном в ГУ <адрес> «Комплексный центр социального обслуживания населений <адрес>», затем в ГУ <адрес> «Тульский городской центр социального обслуживания населения №», затем в ГУ <адрес> «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>», а также период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего воспитателя МБОУ «Центр образования №».
Свой отказ ответчик мотивировал ссылкой на Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей и на Правила исчисления периодов работы дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с п. п. 2, 3, 4 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Наименование учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения», также наименование должностей «Заведующая отделением круглосуточного пребывания детей», «заведующая отделением реализации программ социальной реабилитации», «заведующая стационарным отделением реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних» не предусмотрены Списками. Отделения «круглосуточного пребывания детей», «реализации программ социальной реабилитации», «стационарное отделение реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних, не поименованы в числе структурных подразделений, предусмотренных Правилами.
Следовательно, по мнению ответчика, работа в должностях: заведующей отделением круглосуточного пребывания детей, заведующей отделением реализации программ социальной реабилитации, заведующей стационарным отделением реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних, заместителя директора по воспитательной и реабилитационной работе Комплексного центра социального обслуживания населения (МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>», ГУ <адрес> «Комплексный центр социального обслуживания <адрес>», ГУ <адрес> «Тульский городской центр социального обслуживания населения №», ГУ <адрес> «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>») Комитета социальной защиты населения <адрес>, не дает права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Истец считает отказ ответчика о принятии в зачет периода работы истца в должности заведующей отделением круглосуточного пребывания детей, заведующей отделением реализации программ социальной реабилитации, Комплексного центра социального обслуживания населения Комитета социальной защиты населения <адрес>, в должности заведующей стационарным отделением реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних, заместителя директора по воспитательной и реабилитационной работе в МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>», неправомерным.
В оспариваемые истцом периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, в должности заведующей отделением круглосуточного пребывания детей, заведующей отделением реализации программ социальной реабилитации Комплексного центра социального обслуживания населения комитета социальной защиты населения <адрес>, не включенный Пенсионным фондом РФ в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, действовал Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по Правилам ст. 80 Закона ФИО1 «О государственных пенсиях в ФИО1», утвержденным Постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, в должности заведующей отделением реализации программ социальной реабилитации, заведующей стационарным отделением реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних, Комплексного центра социального обслуживания населения комитета социальной защиты населения <адрес>, действовал Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсии за выслугу лет, утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. (Данными Списками досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отнесена должность заведующего в других учреждениях для детей, педагогическая деятельность которого дает право на пенсию за выслугу лет);
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующей стационарным отделением реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних, заместителя директора по воспитательной и реабилитационной работе МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>», действовал Список работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Правилам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. (Данным Списком к должностям, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, отнесена должность заведующего и заместителя директора по воспитательной работе в других учреждениях для детей, педагогическая деятельность которого дает право на пенсию за выслугу лет). Кроме того с ДД.ММ.ГГГГ в Списки №, № были внесены и учреждения социальной защиты населения. Действительно, наименования учреждений «Комплексный центр социального обслуживания населения» «Комитет социальной защиты» не предусмотрены Списками, среди структурных подразделений отсутствует наименование «отделения круглосуточного пребывания детей», «отделение реализации программ социальной реабилитации», «стационарное отделение реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних».
В декабре 1994 <адрес> администрации <адрес> № был открыт Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>, при КСЗН <адрес>.
Постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с необходимостью открытия в районе специализированного детского учреждения по реабилитации детей из социально-неблагополучных и малообеспеченных семей на основании Постановлений Министерства труда и социального Развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении примерного положения о Центре социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждений рекомендаций по организации работы специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка приема и, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», была утверждена новая редакция Положения о Комплексном Центре социального обслуживания. В соответствии с Положением о КЦСОН Центр является учреждением, осуществляющим на территории района организационную и практическую деятельность по социальному обслуживанию граждан и инвалидов, оказанию социальной помощи семье и детям, социальной реабилитации несовершеннолетних детей.
Данным положением также установлено, что на педагогических работников, специалистов и руководителей подразделений социальной реабилитации несовершеннолетних детей распространяются условия оплаты труда (надбавки за особые условия труда), продолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, а также льготы установленные для работников специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.
К числу основных задач Центра Положением отнесены: оказание социальной помощи и поддержки несовершеннолетним с целью преодоления социальной дезадаптации, возникшей в результате отклонений в психо-социальном развитии и неблагоприятных социальных условиях.
На основании Постановления Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О реорганизации комитетов социальной защиты населения администрации Зареченского, Центрального, <адрес>ов <адрес>» Комитет социальной защиты населения <адрес> был реорганизован с выделением из его состава Муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>».
Для работников учреждения социального обслуживания, непосредственно осуществляющих социальную реабилитацию несовершеннолетних, в соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗТО «Об организации социальной защиты и социальном обслуживании населения в <адрес>» продолжительность рабочего времени, ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска устанавливаются также как и для работников образовательных учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с дневным поведением в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами.
Таким образом, несмотря на переименование, смену юридического статуса основные направления деятельности Комплексного центра социального обслуживания населения оставались неизменными – оказание всесторонней помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Профессиональная деятельность истца в оспариваемый период в должности заведующей, заместителя директора по воспитательной и реабилитационной работе носила исключительно педагогическую направленность и была непосредственно связана с реабилитационным процессом несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Это подтверждает справка от ДД.ММ.ГГГГ №, и характеристика, выданные директором ГУ ТО «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>», где говорится о том, что вся ее профессиональная деятельность в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была связана с организацией, сопровождением и участием в медико-психолого-педагогической и социальной реабилитации несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, т.е. фактически она осуществляла педагогическую деятельность.
Наименование социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних есть в Списке (раздел 1.13 «Учреждения социального обслуживания»), и работа в нем дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Истец, занимая должность руководителя отделения, фактически выполняла должностные обязанности, тождественные обязанностям заведующего социально-реабилитационного центром, заведующего образовательных учреждением для детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением, должность которого поименована в Списке.
Работа истца в должности заместителя директора по воспитательной и реабилитационной работе ничем не отличалась от работы заместителя директора по воспитательной и реабилитационной работе социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением. Кроме того, согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ №, выданной ГУ ТО «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>», и характеристике руководителя, а также должностным инструкциям вся ее профессиональная деятельность в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ была связана с организацией, сопровождением и участием в медико-психолого-педагогической и социальной реабилитации несовершеннолетних в возрасте от 3 до 18 лет, т.е. фактически она осуществляла педагогическую деятельность.
Для истца, как работника учреждения социального обслуживания, непосредственно осуществляющего социальную реабилитацию несовершеннолетних, в соответствии со ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ЗТО «Об организации социальной защиты и социальном обслуживании населения в <адрес>» продолжительность рабочего времени, ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска, устанавливались так же, как и для работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных учреждений для детей и подростков с девиантным поведением в соответствии с федеральными нормативными правовыми актами.
В Приложении № к положению об условиях оплаты труда работников государственных учреждений социального обслуживания населения <адрес> представлен Перечень учреждений, организаций и должностей, время работы в которых засчитывается в педагогической стаж работников учреждений социального обслуживания населения. В данном Перечне поименованы учреждения социального обслуживания населения, а также отделения в учреждениях социального обслуживания населения и поименованы должности тождественные должностям, которые она занимала.
Однако ответчик сделал вывод, что истец не имеет права на включение в специальный стаж периода ее педагогической работы в качестве, заведующей отделением круглосуточного пребывания детей, заведующей стационарным отделением реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних Комплексного центр социального обслуживания населения Комитета социальной защиты населения <адрес>, в должности заведующей стационарным отделением реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних, заместителя директора по воспитательной и реабилитационной работе в МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>», что ущемляет ее трудовые и пенсионные права. Вывод ответчика, что спорные периоды не подлежат включению в специальный стаж, является необоснованным, поскольку сделан на основе формальной констатации факта отсутствия у учреждения, в котором работала истец, статуса учреждения, предусмотренного Правилами, без учета конкретных обстоятельств, характера осуществляемой ей работы, выполняемых функций и обязанностей, целей и задач, а также направлении деятельности учреждения, в котором она работала, тем самым лишая истца права на назначение досрочной трудовой пенсии, как педагогическому работнику, что противоречит нормам материального права.
Кроме того, Управление ПФР исключило из периодов работы истца, принятых в зачет специального стажа 90 дней – в 1994 году вынужденного отпуска из периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя, заведующей в структурном подразделении ЖКО «Ясли-сад №» ПО «Тульский комбайновый завод», это также ущемляет трудовые и пенсионные права истца, в связи с тем, что данный отпуск был ей предоставлен по инициативе руководителя, без учета ее мнения, в период передачи детского сада № в муниципальное управление Комитета социальной защиты населения <адрес> в соответствии с Постановлением Главы <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, в это время она находилась на рабочем месте и вместе с коллективом, родителями и детьми отстаивала сохранение детского сада №. Также ответчик не включил в специальный стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего воспитателя в МБОУ «Центр образования №» в связи с тем, что работодателем не внесены сведения за 2018 год.
В связи с этим истец просил суд: признать незаконным отказ ГУ – УПФ РФ по <адрес> ФИО3 <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения Соловьевой Г.И. в педагогический стаж периодов работы в должности заведующей отделением круглосуточного пребывания детей, заведующей отделением реализации программ социальной реабилитации Комплексного центра социального обслуживания населения Комитета социальной защиты населения <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в должности заведующей стационарным отделением реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних, заместителя директора по воспитательной и реабилитационной работе в МУ Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>, далее ГУ ТО Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>, ГУ ТО «Тульский городской центр социального обслуживания населения №, ГУ ТО Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также 90 дней – в 1994 году вынужденного отпуска из периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя, заведующей в структурном подразделении ЖКО «Ясли-сад №» ПО «Тульский комбайновый завод» и периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего воспитателя в МБОУ «Центр образования №»; обязать включить в специальный стаж Соловьевой Г.И. для назначения досрочной страховой пенсии по старости указанные периоды работы; признать за Соловьевой Г.И. право на назначение досрочной пенсии по старости как педагогическому работнику; обязать ГУ – УПФ РФ по <адрес> ФИО3 <адрес> назначить Соловьевой Г.И. досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Определением Уренского районного суда ФИО3 <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьего лица привлечено Государственное учреждение <адрес> «Комплексный центр социального обслуживания населения №».
Истец Соловьева Г.И. исковые требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ГУ – УПФ РФ по <адрес> ФИО3 <адрес> ФИО10, действующая на основании доверенности с исковыми требованиями не согласилась.
Представитель третьего лица Государственного учреждения <адрес> «Комплексный центр социального обслуживания населения №» в судебное заседание не явился. О дате, месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом заказным письмом с уведомлением.
Решением Уренского районного суда ФИО3 <адрес> ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Соловьевой Г.И. к ГУ – УПФ РФ по <адрес> ФИО3 <адрес> о включении в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периодов работы, признании права на досрочную трудовую пенсию по старости – удовлетворены частично, постановлено: признать незаконным решение № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ – УПФ РФ по <адрес> ФИО3 <адрес> в части не включения Соловьевой Г.И. в педагогический стаж периодов работы в должности заведующей отделением круглосуточного пребывания детей, заведующей отделением реализации программ социальной реабилитации Комплексного центра социального обслуживания населения Комитета социальной защиты населения <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в должности заведующей стационарным отделением реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних, заместителя директора по воспитательной и реабилитационной работе в МУ Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>, далее переименованном в Государственное <адрес> «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>», в Государственное <адрес> «Тульский городской центр социального обслуживания населения №», в «Государственное <адрес> Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>», с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Включить в специальный стаж Соловьевой Г.И. для назначения досрочной страховой пенсии по старости указанные периоды работы. Признать за Соловьевой Г.И. право на назначение досрочной страховой пенсии по старости. Обязать ГУ – УПФ РФ по <адрес> ФИО3 <адрес> назначить Соловьевой Г.И. досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. Взыскать с ГУ – УПФ РФ по <адрес> ФИО3 <адрес> в пользу Соловьевой Г.И. расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей. В удовлетворении исковых требований Соловьевой Г.И. в остальной части отказано.
В апелляционной жалобе ответчика ГУ – УПФ РФ по <адрес> ФИО3 <адрес> содержится требование об отмене решения суда. Заявитель указывает на тот факт, что суд неверно установил обстоятельства, имеющие значение для дела. Суд не учел, что указанные учреждения, где работала истица в спорные периоды, не поименованы в Списках, дающих право на назначение досрочной пенсии в связи с педагогической деятельностью. При этом указанные списки расширительному толкованию не подлежат. Следовательно, данные периоды не могут быть включены в педагогический стаж. Кроме того, суд не учел, что спорные периоды согласно выписки из лицевого счета застрахованного лица, не содержат сведения в отношении истца, не указан специальный стаж. За период до регистрации в системе персонифицированного учета, уточняющая справка истцом также не представлена. Просит решение суда отменить, вынести новое решение, которым в удовлетворении иска отказать.
Истцом поданы возражения на жалобу, в которых он просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика – Бондарь Д.П. доводы апелляционной жалобы УПФР в Уренском районе Нижегородской области поддержал в полном объеме. Просит решение суда отменить, вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований Соловьевой Г.И.
В судебное заседание не явились истец Соловьева Г.И., представитель Государственного учреждение <адрес> «Комплексный центр социального обслуживания населения №» – извещены надлежащим образом заблаговременно по почте, сведений о причинах неявки в материалах дела не имеется. Истец извещался по адресу, указанному в исковом заявлении (Т. 1 л.д. 6), в материалах дела имеется конверт, вернувшийся за истечением срока хранения.Руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, учитывая, что неявившиеся лица, участвующие в деле, достоверно знали о подаче и направлении апелляционной жалобы, о дате и времени рассмотрения жалобы извещались надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не представили доказательств уважительности причин неявки и невозможности участия в судебном заседании, учитывая, что участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, отсутствие неявившихся лиц не препятствует рассмотрению дела, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.
Законность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией по гражданским делам ФИО3 областного суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений ч. ч. 1, 2 ст.327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ответчика, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
В силу пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно п. 2, 3, 4 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разрешая споры, возникшие в случае отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей на основании пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ N 173 (в настоящее время ФЗ №), необходимо иметь в виду, что периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, засчитываются в стаж работы в порядке, предусмотренном Правилами исчисления периодов работы, дающей право на указанную пенсию, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781.
В соответствии с пп. "м" п. 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей: список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, в соответствии с пп.19 п.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста. При этом в выслугу лет засчитывается работа в соответствии со Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющих педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, либо с применением ранее действующего законодательства.
Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Соловьева Г.И. работала в должности заведующей отделения круглосуточного пребывания детей Комплексного центра социального обслуживания населения Комитета социальной защиты населения <адрес>. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Соловьева Г.И. работала в должности заведующей отделения реализации программ социальной реабилитации Комплексного центра социального обслуживания населения Комитета социальной защиты населения <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Соловьева Г.И. работала в должности заведующей стационарного отделения реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Соловьева Г.И. работала в должности заместителя директора по воспитательной работе МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>».
ДД.ММ.ГГГГ Соловьева Г.И. обратилась в ГУ – УПФ РФ по <адрес> ФИО3 <адрес> с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В удовлетворении данного заявления ей было отказано решением от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с тем, что учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения» в списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, не значится и работа в должностях «заведующий» и «заместитель директора вышеуказанными списками также не предусмотрена.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что на основании постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>» переименовано на ГУ <адрес> «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>». В соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ГУ <адрес> «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>» переименовано на ГУ <адрес> «Тульский городской центр социального обслуживания населения №». На основании приказа Министерства Труда и социальной защиты населения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ГУ <адрес> «Тульский городской центр социального обслуживания населения №» переименовано в ГУ <адрес> «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>». Из п. 1.13 раздела "Наименование должностей" Списка, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что в качестве учреждений, работа которых дает право на назначение льготной пенсии, поименованы учреждения социального обслуживания, куда входит: реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; социальный приют для детей и подростков, центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; детский дом-интернат для умственно отсталых детей; детский дом-интернат для детей с физическими недостатками. Должности «заведующий» и «заместитель директора» входят в Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 781. Истец Соловьева Г.И. работала в должности «заведующий» и «заместитель директора», то есть в должностях, которые предусмотрены в Списке. Трудовые функции в указанных должностях истец «заведующий» и «заместитель директора» осуществляла в отделении круглосуточного пребывания детей, а также в отделении социальной реабилитации несовершеннолетних, являющихся структурными подразделениями МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>» и наименования которых приведены в Списке.
В связи с этим суд пришел к выводу о том, что в спорный период истец осуществляла деятельность, связанную с обучением детей, то есть педагогическую деятельность, в учреждении, созданном с целью социальной реабилитации несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. При этом суд указал, что дословное несовпадение наименования учреждения, где работал истец, с тем наименованием, которое указано в Списке, не означает, что истец осуществляла педагогическую деятельность не в тех учреждениях, работа в которых дает право на досрочную пенсию. Соловьева Г.И. в оспариваемый ею период времени осуществляла педагогическую деятельность в учреждении и в должности, поименованных в Списке; возникновение права на досрочную трудовую пенсию по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности с другими обстоятельствами, в том числе структурой образовательных учреждений и гражданско-правовым статусом их подразделений, представлением работодателем индивидуальных сведений на работника с указанием особых условий труда, закон не связывает.
В связи с этим суд пришел к выводу о том, что период работы Соловьевой Г.И. в должности заведующей отделением круглосуточного пребывания детей, заведующей отделением реализации программ социальной реабилитации Комплексного центра социального обслуживания населения Комитета социальной защиты населения <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в должности заведующей стационарным отделением реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних, заместителя директора по воспитательной и реабилитационной работе в МУ Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес> (далее переименованного в ГУ ТО «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>», ГУ ТО «Тульский городской центр социального обслуживания населения №», ГУ ТО «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подлежат включению в стаж, дающий истцу право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, в связи с чем у ответчика в силу закона возникла обязанность по назначению досрочной трудовой пенсии по приведённому основанию названного закона «О страховых пенсиях».
По мнению судебной коллегии, данный вывод суда основан на неправильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения и обстоятельствам дела не соответствует.
Действуя в пределах предоставленных ему полномочий, Правительство Российской Федерации приняло Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 781, а также вступившее в силу с ДД.ММ.ГГГГ Постановление от ДД.ММ.ГГГГ N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", согласно которому при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 781.
Согласно разъяснений, данных в пункте 16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализаций прав граждан на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочий по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к педагогической и сопряжена ли она с повышенными психофизиологическими нагрузками, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации должны лежать объективные критерии оценки характера труда и функциональных обязанностей по той или иной должности.
Правительство Российской Федерации установило, какая работа в должностях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование должностей" Списка N 781, в учреждениях, указанных в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" списка, засчитывается в педагогический стаж.
Согласно списку N 781, подлежащему применению к спорным отношениям, педагогическим работникам, работающим только в тех учреждениях, которые поименованы Списком, периоды такой работы включаются в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
В пункте 1.13 раздела "Наименование учреждений" Постановления N 781 названы конкретные учреждения социального обслуживания, а именно: реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями; социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних; социальный приют для детей и подростков; центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей; детский дом-интернат для умственно отсталых детей: детский дом-интернат для детей с физическими недостатками.
Действующее законодательство и пункт 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", не предусматривают возможности установления соответствия выполняемой работы в одном учреждении работам по данной должности в другом учреждении, нежели в том, в котором работает гражданин.
Органы осуществляющие пенсионное обеспечение обязаны строго руководствоваться Списками, не вправе выходить за рамки этих Списков, расширительно толкуя их.
Из материалов дела усматривается, что Постановлением Главы администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № в связи с необходимостью открытия в районе специализированного детского учреждения по реабилитации детей из социально-неблагополучных и малообеспеченных семей на основании Постановлений Министерства труда и социального Развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении примерного положения о Центре социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов» от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждений рекомендаций по организации работы специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении порядка приема и, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации», была утверждена редакция Положения о Комплексном Центре социального обслуживания. В соответствии с Положением о КЦСОН Центр является учреждением, осуществляющим на территории района организационную и практическую деятельность по социальному обслуживанию граждан и инвалидов, оказанию социальной помощи семье и детям, социальной реабилитации несовершеннолетних детей.
На основании Постановления Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «О реорганизации комитетов социальной защиты населения администрации Зареченского, Центрального, <адрес>ов <адрес>» Комитет социальной защиты населения <адрес> был реорганизован с выделением из его состава Муниципального учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>».
Из Устава Комплексного центра социального обслуживания населения, утвержденного в 2013г. усматривается, что учредителем и вышестоящим органом учреждения является Департамент социального развития тульской области, осуществляющим организационную, практическую, координационную деятельность по оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста, инвалидам и семьям, а также несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении или иной трудной жизненной ситуации. Центр является юридическим лицом и может иметь в своей структуре подразделение социального обслуживания, в том числе стационарное отделение социальной реабилитации несовершеннолетних. Основными задачами учреждения являются социальная реабилитация детей-инвалидов и несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуацией; участие в работе по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.
Таким образом, учреждения социального обслуживания, где работал истец в спорные периоды имеют цель – оказание социальных услуг не только несовершеннолетним, но и иным категориям граждан, в связи чем не может быть приравнено к социальному приюту для детей и подростков, социально-реабилитационному центру для несовершеннолетних, а потому суд пришел к необоснованному выводу о наличии оснований для вывода о тождественности работы истца в указанном центре работе в учреждениях, предусмотренных Списком N 781 (социальном приюте для детей и подростков, социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних).
Кроме того, суд не учел, что учреждение с наименованием «Комплексный центр социального обслуживания населения» в списках должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, не значится.
Работа в должности «заведующий», «заместитель директора по воспитательной работе» в учреждениях социального обслуживания, указанными списками не предусмотрено.
В связи с этим периоды работы истца в должности заведующей отделением круглосуточного пребывания детей, заведующей отделением реализации программ социальной реабилитации Комплексного центра социального обслуживания населения Комитета социальной защиты населения <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в должности заведующей стационарным отделением реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних, заместителя директора по воспитательной и реабилитационной работе в МУ Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>, далее ГУ ТО Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>, ГУ ТО «Тульский городской центр социального обслуживания населения №, ГУ ТО Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ не могут быть включены в специальный стаж работы.
В связи с этим оснований для включения спорных периодов работы истца Соловьевой Г.И. в педагогический стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости у ответчика не имелось.
Поскольку на момент обращения истца в ГУ – УПФ РФ по <адрес> ФИО3 <адрес> для назначения досрочной страховой пенсии по старости у истца не имелось требуемого стажа, не подлежат удовлетворению требования об обязании ГУ – УПФ РФ по <адрес> ФИО3 <адрес> назначить Соловьевой Г.И. досрочной пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с изложенным решение подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Уренского районного суда ФИО3 <адрес> ДД.ММ.ГГГГ отменить. Вынести по делу новое решение.
В удовлетворении иска Соловьевой Г.И. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации по <адрес> ФИО3 <адрес> о признании незаконным отказа ГУ – УПФ РФ по <адрес> ФИО3 <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения Соловьевой Г.И. в педагогический стаж периодов работы в должности заведующей отделением круглосуточного пребывания детей, заведующей отделением реализации программ социальной реабилитации Комплексного центра социального обслуживания населения Комитета социальной защиты населения <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также в должности заведующей стационарным отделением реализации программ социальной реабилитации несовершеннолетних, заместителя директора по воспитательной и реабилитационной работе в МУ Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес> (далее ГУ ТО Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>, ГУ ТО «Тульский городской центр социального обслуживания населения №, ГУ ТО Комплексный центр социального обслуживания населения <адрес>) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также 90 дней – в 1994 году вынужденного отпуска из периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности воспитателя, заведующей в структурном подразделении ЖКО «Ясли-сад №» ПО «Тульский комбайновый завод» и периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности старшего воспитателя в МБОУ «Центр образования №»; обязании включить в специальный стаж Соловьевой Г.И. для назначения досрочной страховой пенсии по старости указанные периоды работы; признании за Соловьевой Г.И. права на назначение досрочной пенсии по старости как педагогическому работнику; обязании ГУ – УПФ РФ по <адрес> ФИО3 <адрес> назначить Соловьевой Г.И. досрочную пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, отказать в полном объеме.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий
Судьи