Решение по делу № 2-8733/2023 от 24.08.2023

Дело № 2-8733/2023

УИД: 50RS0028-01-2023-008429-29

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

        г. Мытищи Московская область                          13 декабря 2023 г.

Мытищинский городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи Заякиной А.В.,

при секретаре Волковой С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-8733/2023 по исковому заявлению Мытищинского городского прокурора, действующего в интересах муниципального образования администрации г.о.Мытищи Московской области и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «транспортно- производственная компания «ВОЛД» об обязании использовать земельные участки в соответствии с видом разрешенного использования, обеспечить постановку на государственный учет эксплуатируемого земельного участка как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить вывоз бытовых и древесных отходов с земельных участков на специализированные объекты, имеющие лицензию в соответствии с законодательством,

УСТАНОВИЛ:

Мытищинский городской прокурор, действуя в интересах муниципального образования администрации г.о.Мытищи Московской области и неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «транспортно- производственная компания «ВОЛД» об обязании использовать земельные участки в соответствии с видом разрешенного использования, обеспечить постановку на государственный учет эксплуатируемого земельного участка с кадастровым номером как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить вывоз бытовых и древесных отходов с земельных участков на специализированные объекты, имеющие лицензию в соответствии с законодательством.

В обоснование требований указано, что в результате проведенной с привлечением специалистов Министерства экологии и природопользования Московской области, Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области проверки исполнения ООО «ТПК ВОЛД» природоохранного законодательства установлено, что ООО «ТПК ВОЛД» (ИНН ) осуществляет деятельность по обращению с отходами на земельном участке с кадастровым сером площадью 213 174 кв.м., категория земель - земли промышленности, энергетики и иного специального назначения, вид разрешенного использования - для размещения карьера для добычи строительного песка, площадью 86 869 кв.м., категория земель – земли промышленности, энергетики и иного специального назначения, вид разрешенного использования - для размещения карьера для добычи строительного. Деятельность по добыче строительного песка ООО «ТПК ВОЛД» не осуществляется.

Для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов IV класса опасности ООО «ТПК ВОЛД» в Министерстве жилищно-коммунального хозяйства Московской области ДД.ММ.ГГГГ получена лицензия №, адрес осуществления лицензируемых видов деятельности: <адрес>, земельный участок с кадастровым номером .

Для осуществления деятельности по утилизации отходов IV класса опасности в целях приготовления рекультиванта заявлена технология, предполагающая переработку и утилизацию отходов IV, V классов опасности использованием специализированного оборудования и абсорбентов. Техническая документация «Материал строительный рекультивационный инертный», получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Департамента Росприроднадзора по центральному федеральному округу от 18.04.2019 №75-Э «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта документации «Материал строительный рекультивационный инертный».

При этом для получения лицензии ООО «ТПК ВОЛД» в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области заявлено использование технологии получения и применения материалов для рекультивационных работ на основе отходов, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденная приказом Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу т 28.02.2019 № 40-Э «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта технической документации: Технология получения и применения материалов для рекультивационных работ на основе отходов».

Для заключения с Министерством экологии и природопользования Московской области ООО «ТПК ВОЛД» соглашений на прием отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов (далее - ОССиГ) заявлена технология, которая не предусматривает использование строительных отходов «Технология производства искусственной биологической почвы на основе техногенных грунтов и обезвоженных осадков сточных вод», по которой получено положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от 22.11.2016 № 62-Э.

Деятельность по обращению с отходами на земельном участке с кадастровым номером осуществляется ООО «ТПК ВОЛД» на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с физическим лицом ФИО4

При обследовании земельного участка с кадастровым номером установлено, что ООО «ТПК ВОЛД» на указанном участке осуществляет деятельность по приему, обработке ОССиГ, принимаемых от сторонних организаций.

Для осуществления приема ОССиГ для последующей обработки утилизации ООО «ТПК ВОЛД» с Министерством экологии и природопользования Московской области заключены соглашения об информационном взаимодействии в подсистеме электронный талон ОССиГ: соглашение от ДД.ММ.ГГГГ (земельный участок с кадастровым номером ), дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ; соглашение от ДД.ММ.ГГГГ (земельный участок с кадастровым номером ), дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ.

Вместе с тем, в нарушение технической документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, на земельном участке с кадастровым номером складирование принимаемых отходов осуществляется вне технологической площадки, имеющаяся площадка не оборудована системой сбора поверхностных сточных вод.

На земельном участке имеется специализированное оборудование: дробильная установка, экскаваторы.

Кроме того, на земельном участке с кадастровым номером ОО «ТПК ВОЛД» помимо ОССиГ, получаемого рекультиванта также допускается размещение точечно отходов полиэтилена, прием которых не предусмотрен имеющейся лицензией № от ДД.ММ.ГГГГ.

Также организацией допущено складирование на земельном участке отходов металлолома, покрышек отработанных, в нарушение технологии рекультивации земель.

Деятельность по обращению с отходами осуществляется ООО «ТПК ВОЛД» также на земельном участке с кадастровым номером на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного с физическим лицом ФИО4

На момент проведения проверки на земельном участке с кадастровым номером осуществлялся прием ОССиГ, завозимых специализированным транспортом, производилось просеивание и перемешивание отходов грунта вне оборудованных технологических площадок.

Кроме того, на земельном участке навалами складированы строительные отходы в кусковой форме, грунты, отходы металлолома, выявлено складирование бытовых и древесных отходов на дне карьерной выемки.

Установлено, что в нарушение «Порядка обращения с отходами строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтами, на территории Московской области», утвержденного Распоряжением Минэкологии МО от 25.02.2021 № 134-РМ на земельном участке с кадастровым номером отсутствует оборудованная надлежащим образом технологическая площадка для обработки и утилизации ОССиГ, ООО «ТПК ВОЛД».

В нарушение ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ земельный участок с кадастровым номером , эксплуатируемый ООО «ТПК ВОЛД», не состоит в реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Спорные земельные участки имеют вид разрешенного использования – «для размещения карьера для добычи строительного песка».

В соответствии с Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» деятельность по размещению, хранению, захоронению, утилизации, накоплению, обработке, обезвреживанию отходов производства и потребления, должна осуществляться на земельных участках с наименованием вида разрешенного использования - «специальная деятельность».

В нарушение вышеуказанных требований законодательства ООО «ТПК ВОЛД» осуществляет использование земельных участков с кадастровыми мерами: не в соответствии с видом разрешенного использования.

На основании изложенного истец просит:

- обязать ООО «ТПК ВОЛД» использовать земельные участки с кадастровыми номерами в соответствии с видом разрешенного использования;

- обязать ООО «ТПК ВОЛД» обеспечить постановку на государственный учет эксплуатируемого земельного участка с кадастровым номером как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду в соответствии с законодательством, в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения суда;

- в течение месяца со дня принятия решения суда обеспечить вывоз бытовых и древесных отходов с земельных участков с кадастровыми номерами на специализированные объекты, имеющие лицензию в соответствии с законодательством.

В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить, дополнительно пояснив, что нарушение ответчиком природоохранного законодательства подтверждено в результате проведенной прокуратурой проверки. По результатам которой вынесено представление в адрес ответчика, а также постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ, принятое Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против заявленных исковых требования, представила отзыв на иск, в котором указал, что на земельных участках с кадастровыми номерами производилась добыча песка. Вместе с тем, после добычи песка собственник земельных участков обязан в соответствии с законодательством РФ произвести рекультивацию данных участков. Для выполнения работ по рекультивации земельные участки были переданы ООО «ТПК ВОЛД», работы производятся согласно разработанным проектам рекультивации. Согласно проектно-технической документации был выбран способ рекультивации с использованием отходов строительства и сноса, в том числе грунтов. Перечисленным Мытищинской городской прокуратурой нарушениям в исковом заявлении, которые были выявлены в ходе проверки, были даны соответствующие оценки компетентными органами, а именно: Министерством экологии и природопользования Московской области. Министерством Жилищно-Коммунального хозяйства Московской области. Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, что подтверждается Постановлениями о привлечении к административной ответственности по всем административным делам в виде предупреждения и в виде штрафа, так как кодексом административной ответственности Московской области не предусмотрена ответственность в виде предупреждения.

Как следует из постановления о привлечения к административной ответственности Министерством Жилищно-Коммунального хозяйства Московской области в связи с добровольным прекращением противоправного поведения лицом, совершим административное правонарушение, назначено наказание в виде: предупреждения. ООО «ТПК ВОЛД» добровольно исправило все выявленные нарушения.

Как следует из постановления о привлечении к административной ответственности Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, единственное выявленное нарушение выразилось в том, что на земельном участке с кадастровым номером отсутствовала технологическая площадка.

Технологическая площадка оборудована надлежащим образом, что подтверждается фотоматериалами и письмом Исх. от ДД.ММ.ГГГГ., непосредственной разблокировкой объекта Министерством экологии и природопользования Московской области, а также Актом Экспертного исследования .

Выявленные нарушения по административному делу, рассмотренному Министерством экологии и природопользования Московской области, были устранены, что подтверждается фотоматериалами и письмами Исх. от ДД.ММ.ГГГГ. и Исх. от ДД.ММ.ГГГГ. непосредственной разблокировкой объекта с кадастровым номером , а также Актом Экспертного исследования .

Истец в исковом заявлении указывается, что ООО «ТПК ВОЛД» использует земельные участки с нарушением, ввиду того, что вид разрешенного использования у них - под добычу песка, а, по мнению Мытищинской городской прокуратуры, должен быть - специальная деятельность.

Ответчик считает, что данное требование Истца является незаконным и необоснованным, так как ООО «ТПК ВОЛД» осуществляет рекультивацию с использованием отходов, а не деятельность, подпадающую под нормы ст. 11,12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".

В соответствии со ст. 12 Закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" установлены особые требования к объектам размещения отходов.

Деятельность по захоронению отходов носит специализированный характер и осуществляется в специально оборудованных местах при оформлении специальной документации. Из изложенного следует, что захоронение отходов и использование отходов для рекультивации являются самостоятельными видами деятельности, цели и правовое регулирование которых различаются.

Таким образом, по смыслу вышеприведенных правовых норм, использование отходов в целях рекультивации не может быть признано тождественным захоронению отходов в контексте Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ. равно как объект, подлежащий рекультивации не может быть признан тождественным объекту размещения отходов в контексте Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ.

Ввиду того что земли, рекультивированные с использованием отходов 5 класса опасности, не являются объектами размещения отходов, соответственно на них не распространяются требования, предъявляемые к объектам размещения отходов.

После проведенной рекультивации собственником будет принято решение о дальнейшей деятельности на земельных участках и при необходимости вид разрешенного использования будет изменен, а возможно и категория в зависимости от того, какой деятельностью будут заниматься на земельных участках. Истец своими требованиями об использовании земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования, блокирует обязанность собственника на проведение рекультивации.

Третье лицо ФИО4 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, предоставила в материалы дела отзыв на иск, в котором указала, что на земельных участках с кадастровыми номерами и производилась добыча песка и в соответствии с действующим законодательством должна быть произведена рекультивация нарушенных земель, что на сегодняшний день осуществляется ООО «ТПК «ВОЛД». После того как будет произведена рекультивация появится возможность изменения вида разрешенного использования в соответствии с выбранным видом деятельности.

Представитель третьего лица – Министерства жилищно-коммунального хозяйства Московской области в судебное заседание не явился, через приемную суда направил письменные пояснения, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Указал, что ООО «Транспортно-производственная компания ВОЛД» осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке и утилизации отходов IV класса опасности на основании лицензии выданной Министерством от ДД.ММ.ГГГГ на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию отходов IV класса опасности на земельном участке с кадастровым расположенного по адресу: <адрес>.

С целью проведения рекультивации и соблюдения лицензионных требований Ответчиком заявлено использование технологии получения и применения материалов для рекультивационных работ на основе отходов, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденной приказом Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ 40-Э «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта технической документации «Технология получения применения материалов для рекультивационных работ на основе отходов».

Ввиду наличия обращений жителей городского округа Мытищи Московской области о неблагоприятной экологической обстановке, сложившейся на территории <адрес> в результате коммерческой деятельности ответчика, Мытищинской городской прокуратурой была проведена проверка соблюдения ответчиком законодательства Российской Федерации, в том числе природоохранного. По результатам проведенной проверки в ДД.ММ.ГГГГ года установлено, что ответчиком на земельных участках с кадастровыми номерами , осуществляет деятельность по приему отходов от сторонних организаций, а также их складирование на земельных участках, в том числе прием, обработка отходов строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтов, принимаемых от сторонних организаций. При этом работы, предусмотренные технической документацией для производства рекультиванта по разделению принимаемых отводов, не осуществляются, отходы упаковки, пластиковых изделий и материалов, метала, стекла совместно с отходами строительства и древесины складируются навалами без проведения предварительной обработка и перекрываются грунтами. Складирование принимаемых отходов осуществляется вне специально оборудованной званной технологической площадки, которая должна быть оборудована, в соответствии с Заключением на основании которого Ответчиком получена лицензия.

Согласно сведениям реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, объект обращения с отходами, эксплуатируемый Ответчиком на земельном участке с кадастровым отнесен к объекту II категории негативного воздействия на окружающую среду.

На момент проведения проверки соблюдения норм природоохранного законодательства ответчиком, земельный участок с кадастровым в реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду внесен не был.

Тем самым ответчиком и должностным лицом допущены нарушения: осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке и утилизации – отходов IV класса опасности, не соответствующей технической документации, представленной в лицензируемый орган, а также не выполнена обязанность по своевременной постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

По результатам проверки ответчик и должностное лицо постановлениями Министерства от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ № 77/ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ привлечены к административной ответственности по ч.2 ст. 8.4, ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнуты административным наказаниям в виде предупреждений.

Дополнительно Министерство отмечает, что при проведении проверки установлено, что ответчиком также получена технология, предполагающая переработку и утилизацию отходов IV, V классов опасности с использованием специализированного оборудования и абсорбентов, в соответствии с технической документацией: «Материал строительный рекультивационный инертный», получившей положительное заключение государственной 3» логической экспертизы утвержденной приказом Департамента Росприроднадзора Центральному федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ -Э.

С целью заключения соглашения между Министерством экологии и природопользования Московской области и ответчиком на прием ОССиГ была заявлена технология, которая не предусматривает использование строительных отходов: «Технология производства искусственной биологической почвы на основе техногенных грунтов и обезвоженных осадков сточных вод», получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденной приказом Департамента Росприроднадзора по Центральному округу от 22.11.2016 № 62-Э.

Представитель третьего лица - Министерства экологии и природопользования Московской области, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, предоставил в материалы дела письменное мнение, в котором указал, земельные участки с кадастровыми номерами и не значатся в Государственном реестре объектов размещения отходов, а следовательно, на указанных земельных участках не может осуществляться деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов, как не соответствующая виду его целевого использования.

Представитель третьего лица - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Опрошенный в судебном заседании заместитель главного государственного инспектора Московской области по использованию и охране земли ФИО5, рассмотревший материалы дела об административном правонарушении и вынесший постановление о назначении ответчику административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ в виде предупреждения за использование земельного участка с кадастровым номером не по целевому назначению, пояснил, что единственным нарушением законодательства было выявлено размещение грунта не на специальной площадке, что послужило основанием для привлечение к административной ответственности. Кроме того, установление вида разрешенного использования «Для добычи песка» невозможно без предоставления одновременно с заявлением об установлении такого вида использования заключение по последующему восстановлению грунта земельного участка для возможности его дальнейшего использования. Деятельность по рекультивации подразумевает восстановление земельного участка после окончания добычи песка.

Выслушав явившиеся стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных. и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, вооружений в соответствии с требованиями законодательства градостроительной деятельности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Согласно пп. 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Категории земель в зависимости от их целевого назначения определены в пункте 1 статьи 7 ЗК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 7 ЗК РФ правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии с Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» деятельность по размещению, хранению, захоронению, утилизации, накоплению, обработке, обезвреживанию отходов производства и потребления, должна осуществляться на земельных участках с наименованием вида разрешенного использования - «специальная деятельность».

В соответствии с пунктом 8 статьи 22 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395 «О недрах» пользователь недр обязан обеспечить приведение участков земли и других природных объектов, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования, ликвидировать в установленном порядке горные выработки, не подлежащие использованию.

В соответствии со ст.4 Федерального закона от 10.01.2002 Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Согласно ст. 51 того же закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Статьей 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации зданий, строений, сооружений, связанных с обращением с отходами, обязаны в том числе, соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.

В силу ст. 12 Закона № 89-ФЗ отходы производства и потребления в целях предотвращения их вредного воздействия на здоровье человека и окружающую природную среду могут быть размещены только на специальных объектах, местах, определенных уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами, на основании выданных ми разрешений.

Судом установлено, что между ФИО4 и ООО «ТПК «ВОЛД» заключены договоры аренды земельных участков:

- от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером общей площадью 213 176 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>), для проведения мероприятий по рекультивации земель в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О проведении рекультивации и консервации земель» №800 от 10.07.2018

- от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельного участка с кадастровым номером общей площадью 86 869 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, для проведения мероприятий по рекультивации земель в соответствии с Постановлением Правительства РФ «О проведении рекультивации и консервации земель» от ДД.ММ.ГГГГ.

Указанные договоры заключены сроком на 11 месяцев с возможностью продления на тот же срок, если ни одна из его сторон не заявит о расторжении договора. Договоры являются действующими, доказательств расторжения или признания их недействительными суду не представлено.

Приказом от 22.11.2016 №62-Э утверждено заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта технической документации «Технология производства искусственной биологической почвы на основе техногенных грунтов и обезвоженных осадков сточных вод».

Министерством жилищно-коммунального хозяйства Московской области ДД.ММ.ГГГГ выдана ООО «ТПК «ВОЛД» лицензия №, для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов IV класса опасности, адрес осуществления лицензируемых видов деятельности: <адрес> земельный участок с кадастровым номером .

Для осуществления деятельности по утилизации отходов IV класса опасности в целях приготовления рекультиванта заявлена технология, предполагающая переработку и утилизацию отходов IV, V классов опасности использованием специализированного оборудования и абсорбентов. Техническая документация «Материал строительный рекультивационный инертный», получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Департамента Росприроднадзора по центральному федеральному округу от ДД.ММ.ГГГГ -Э «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта документации «Материал строительный рекультивационный инертный».

При этом для получения лицензии ООО «ТПК ВОЛД» в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области заявлено использование технологии получения и применения материалов для рекультивационных работ на основе отходов, которая получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденная приказом Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу т 28.02.2019 № 40-Э «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проекта технической документации: Технология получения и применения материалов для рекультивационных работ на основе отходов».

Для осуществления приема ОССиГ для последующей обработки и утилизации ООО «ТПК ВОЛД» с Министерством экологии и природопользования Московской области заключены соглашения об информационном взаимодействии в подсистеме электронный талон ОССиГ: соглашение от ДД.ММ.ГГГГ (земельный участок с кадастровым номером дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ; соглашение от ДД.ММ.ГГГГ (земельный участок с кадастровым номером ), дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в нарушение технической документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, на земельном участке с кадастровым номером складирование принимаемых отходов осуществляется вне технологической площадки, имеющаяся площадка не оборудована системой сбора поверхностных сточных вод.

На земельном участке имеется специализированное оборудование: дробильная установка, экскаваторы.

Кроме того, на земельном участке с кадастровым номером ОО «ТПК ВОЛД» помимо ОССиГ, получаемого рекультиванта также допускается размещение точечно отходов полиэтилена, прием которых не предусмотрен имеющейся лицензией № от ДД.ММ.ГГГГ.

Также организацией допущено складирование на земельном участке отходов металлолома, покрышек отработанных, в нарушение технологии рекультивации земель.

На момент проведения проверки на земельном участке с кадастровым номером осуществлялся прием ОССиГ, завозимых специализированным транспортом, производилось просеивание и перемешивание отходов грунта вне оборудованных технологических площадок.

Вместе с тем, на земельном участке навалами складированы строительные отходы в кусковой форме, грунты, отходы металлолома, выявлено складирование бытовых и древесных отходов на дне карьерной выемки.

Установлено, что в нарушение «Порядка обращения с отходами строительства, сноса зданий и сооружений, в том числе грунтами, на территории Московской области», утвержденного Распоряжением Минэкологии МО от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке с кадастровым номером отсутствует оборудованная надлежащим образом технологическая площадка для обработки и утилизации ОССиГ.

По результатам проверки Ответчик и должностное лицо постановлениями Министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ , от ДД.ММ.ГГГГ привлечены к административной ответственности по ч.2 ст. 8.4, ст. 8.46 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде предупреждений.

ДД.ММ.ГГГГ Мытищинской городской прокуратурой в адрес генерального директора ООО «ТПК «ВОЛД» направлено представление об устранении нарушений федерального законодательства. Данное представление обжаловано в Арбитражный суд Московской области.

ДД.ММ.ГГГГ Прокуратурой Мытищинского района Московской области возбуждено дело об административном правонарушении в отношении ООО «ТПК «ВОЛД».

Постановлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ТПК «ВОЛД» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 8.8 КоАП РФ, выразившееся в использовании земельного участка с кадастровым номером расположенного по адресу: <адрес> в ранушение ст.42 ЗК РФ, не по целевому назначению.

Решением Арбитражного суда Московской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу №А требования ООО «ТПК «ВОЛД» к Управлению Росреестра по Московской области об оспаривании постановления от ДД.ММ.ГГГГ оставлены без удовлетворения. Указанное решение вступило в законную силу на основании Апелляционного определения Девятого арбитражного апелляционного суда от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением Министерства экологии и природопользования Московской области от ДД.ММ.ГГГГ ООО «ТПК «ВОЛД» признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.6.26 Кодекса Московской области об административных правонарушениях, выразившееся в нарушении назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком назначенный административный штраф оплачен, что подтверждается платежным поручением .

В соответствии со ст. 69 Закона № 7-ФЗ государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется                в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

Государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие               на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно ст. 4.2 Закона № 7-ФЗ при установлении критериев, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к соответствующей категории, учитываются:

- уровни воздействия на окружающую среду видов хозяйственной и (или) иной деятельности (отрасль, часть отрасли, производство);

- уровень токсичности, канцерогенные и мутагенные свойства загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах, сбросах загрязняющих веществ, а также классы опасности отходов производства и потребления;

- классификация промышленных объектов и производств;

- особенности осуществления деятельности в области использования атомной энергии.

Критерии, на основании которых осуществляется отнесение объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие                                    на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации             от 31.12.2020 № 2398 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий» объекты обработки отходов IV, V классов опасности, утилизации отходов производства и потребления с применением мобильных установок относятся к объектам II, III категорий негативного воздействия на окружающую среду.

В силу ст. 69.2 Закона № 7-ФЗ объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти, за исключением объектов, подведомственных федеральному органу исполнительной власти в области обеспечения безопасности, и федеральном органе исполнительной власти                      в области обеспечения безопасности в отношении подведомственных ему объектов или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации                в соответствии с их компетенцией.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки                       о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов.

Согласно выписке из государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в реестр внесены сведения об объекте: Карьер «Сухарево Восточное» <адрес> с видом деятельности: 08.12 разработка гравийных и песочных карьеров, добыча глины и каолина; 38.12 обработка и утилизация неопасных отходов.

По сведениями ЕГРН вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером «для размещения карьера для добычи строительного песка».

В соответствии с Приказом Росреестра от 10.11.2020 № П/0412 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков» деятельность по размещению, хранению, захоронению, утилизации, накоплению, обработке, обезвреживанию отходов производства и потребления, должна осуществляться на земельных участках с наименованием вида разрешенного использования - «специальная деятельность».

В нарушение вышеуказанных требований законодательства ООО «ТПК ВОЛД» осуществляет использование земельных участков с кадастровыми мерами: , не в соответствии с видом разрешенного использования.

Частью 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию. Рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почв, восстановления плодородного слоя почвы, создания защитных лесных насаждений.

В соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 года N 800. рекультивация земель представляет собой мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

Пунктом 6 Правил установлено, что рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.

Согласно пункту 3 Правил разработка проекта рекультивации земель, рекультивация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель.

Судом установлено, что указанные выше административные нарушения ответчиком устранены добровольно до подачи истцом иска, деятельность ООО «ТПК «ВОЛД» по приему ОССиГ на объекте «Сухаревский песчаный карьер» возобновлена. Министерством экологии и природопользования возобновлен доступ к ИС Электронный талон РГИС Московской области.

Ответчиком представлен в материалы дела Акт экспертного исследования по вопросу обследования земельных участков с кадастровыми мерами

Входе проведенного исследования экспертом установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами и расположены в границах, установленных правоустанавливающими документами, ограждены забором, оборудованы и организованы подъездные пути, на выездах с участка организованы пункты мойки колес автотранспорта. Складирование отходов металлолома, покрышек, иного мусора - не обнаружено. Скопления сточных вод - не выявлено. На момент обследования ведется деятельность по рекультивации земельных участков, с целью приведения их в состояние, пригодное для дальнейшего использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, а также предотвращению их дальнейшей деградации и (или) негативного воздействия нарушенных земель на окружающую среду. Вид разрешенного использования ЗУ соответствует деятельности по рекультивации с использованием отходов (ОССиГ). Прием, просеивание и перемешивание ОССиГ 4-5 класса опасности осуществляется на оборудованных площадках. Негативного воздействия на окружающую среду - не выявлено.

Кроме того, в материалы дела представлены Санитарно-эпидемиологические заключения от ДД.ММ.ГГГГ для ОНВ Карьер «Сухарево Западное» (<адрес> и от ДД.ММ.ГГГГ для ОНВ Карьер «Сухарево Восточное» (<адрес>), удостоверяющие соответствие установленных проектной документацией требований государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам.

С учетом изложенного, принимая во внимание доказанность фактов нарушения законодательства при осуществлении деятельности ООО «ТПК «ВОЛД» суд приходит к выводу об удовлетворении требования истца об обязании ответчика использовать земельные участки с кадастровыми номерами в соответствии с видом разрешенного использования земельных участков, согласно выписке из ЕГРН: «под размещение карьера для добычи строительного песка», в том числе с разрешением проведения необходимых рекультивационных мероприятий, предусмотренных законодательством, поскольку опрошенный в судебном заседании заместитель главного государственного инспектора Московской области по использованию и охране земли ФИО5, рассмотревший материалы дела об административном правонарушении подтвердил необходимость проведения работ по восстановлению спорного земельного участка после окончания добычи песка не исключающего проведение рекультивационных работ.

В остальном требования Мытищинского городского прокурора удовлетворению не подлежат, поскольку иные заявленные истцом нарушения ответчиком устранены добровольно до фактической полдачи иска.

    руководствуясь ст. 194 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Мытищинского городского прокурора, действующего в интересах муниципального образования администрации г.о.Мытищи Московской области и неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «транспортно- производственная компания «ВОЛД» об обязании использовать земельные участки в соответствии с видом разрешенного использования, обеспечить постановку на государственный учет эксплуатируемого земельного участка как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить вывоз бытовых и древесных отходов с земельных участков на специализированные объекты, имеющие лицензию в соответствии с законодательством, удовлетворить частично.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «транспортно- производственная компания «ВОЛД» использовать земельные участки с кадастровыми номерами в соответствии с видом разрешенного использования земельных участков, согласно выписке из ЕГРН: «под размещение карьера для добычи строительного песка», в том числе с разрешением проведения необходимых рекультивационных мероприятий, предусмотренных законодательством.

В удовлетворении требований Мытищинского городского прокурора, действующего в интересах муниципального образования администрации г.о.Мытищи Московской области и неопределенного круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «транспортно- производственная компания «ВОЛД» об обязании ответчика обеспечить постановку на государственный учет эксплуатируемого земельного участка с кадастровым номером как объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда, в течение месяца со дня принятия решения суда обеспечить вывоз бытовых и древесных отходов с земельных участков с кадастровыми номерами на специализированные объекты, имеющие лицензию в соответствии с законодательством, отказать.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Мытищинский городской суд Московской области.

Судья                                                ПОДПИСЬ               А.В. Заякина

Мотивированное решение изготовлено 22.12.2023.

Судья                                                ПОДПИСЬ               А.В. Заякина

2-8733/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Мытищинская городская прокуратура
Ответчики
ООО "ТПК ВОЛД"
Другие
Министерство экологии и природопользования Московской области
Ганиева Екатерина Владимировна
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Роспотребнадзор
Смольянинова Ирина Владиславовна
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Московской области
Суд
Мытищинский городской суд Московской области
Дело на сайте суда
mitishy.mo.sudrf.ru
24.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.08.2023Передача материалов судье
29.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.09.2023Подготовка дела (собеседование)
29.09.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.10.2023Предварительное судебное заседание
10.11.2023Судебное заседание
13.12.2023Судебное заседание
22.12.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.12.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее