КОПИЯ
Дело №3а-16/2022
52OS0000-01-2021-000346-97
НИЖЕГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Нижний Новгород 17 января 2022 года
Нижегородский областной суд в составе:
председательствующего судьи областного суда Буруновой С.В.,
при секретаре судебного заседания Шкариной Т.Н.,
прокурора отдела прокуратуры Нижегородской области ФИО15,
с участием представителя административного истца ФИО8 – ФИО25,
представителя административного ответчика, Правительства Нижегородской области – ФИО16,
представителей административного ответчика, Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, ФИО17, ФИО18,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО5, ФИО8 о признании недействующими в части отдельных положений Генерального плана города Нижнего Новгорода, Правил землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, о признании недействующим в части Постановления Правительства Нижегородской области №93 от 04 февраля 2021 года «Об утверждении изменений в Генеральный план города Нижнего Новгорода, утвержденный постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 17 марта 2010 года», о признании недействующим в части приказа министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 19 мая 2021 года №07-01-06/78 «Об утверждении изменений в Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденные приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 30 марта 2018 года №07-01-06/22»
У С Т А Н О В И Л :
17 марта 2010 года городской Думой города Нижнего Новгорода принято постановление №22 «О Генеральном плане города Нижнего Новгорода» (далее также – постановление от 17 марта 2010 года №22, Генеральный план).
Постановление от 17 марта 2010 года №22 опубликовано в газетах «День города. Нижний Новгород» от 09 апреля 2010 года №26 (448), от 14 августа 2015 года №64 (1009) (приложения 1- 3), 19-25 августа 2015 года №65 (1010) (приложения 1-3).
Опубликованными в установленном порядке решениями городской Думы города Нижнего Новгорода (от 21 июня 2011 г. № 80, от 23 ноября 2011 г. № 177, от 21 марта 2012 г. № 36, от 26 апреля 2012 г. № 43, от 23 мая 2012 г. № 80, от 12 июля 2012 г. № 111, от 26 сентября 2012 г. № 122, от 21 ноября 2012 г. №191, от 20 марта 2013 г. № 33, от 24 апреля 2013 г. №56, от 29 мая 2013 г. № 74, от 26 июня 2013 г. № 95, от 18 сентября 2013 г. № 115, от 16 октября 2013 г. №136, от 20 ноября 2013 г. № 150, от 18 декабря 2013 г. № 174, от 29 января 2014 г. № 10, от 19 марта 2014 г. №41, от 28 мая 2014 г. № 82, от 25 июня 2014 г. № 101, от 24 сентября 2014 г. № 126, от 19 ноября 2014 г. №179, от 17 декабря 2014 г. №203) и постановлениями Правительства Нижегородской области (от 27 апреля 2015 г. № 247, от 8 мая 2015 г. № 280, от 14 декабря 2015 г. № 827, от 18 января 2016 г. № 10, от 04 мая 2016 г. №250, от 17 мая 2016 г. № 280, от 27 мая 2016 г. № 312, от 30 июня 2016 г. №418, от 15 июля 2016 г. № 462, от 10 августа 2016 г. № 526, от 23 августа 2016 г. № 564, от 3 ноября 2016 г. №746, от 16 ноября 2016 г. № 774, от 25 ноября 2016 г. № 805, от 01 декабря 2016 г. № 827, от 22 декабря 2016 г. №882, от 17 января 2017 г. №8, от 03 марта 2017 г. № 118, от 27 апреля 2017г. №271, от 31 мая 2017 г. № 361, от 22 августа 2017 г. №622, от 27 октября 2017 г. № 765, от 22 декабря 2017 г. № 933, от 22 декабря 2017 г. № 935, от 03 апреля 2018 г. № 226, от 04 апреля 2018 г. № 234, от 30 июля 2018 г. № 548, от 12 октября 2018 г. №679, от 01 ноября 2018 г. № 730, от 22 марта 2019 г. №152, от 13.05.2019 г. №259, от 21.05.2019 г. №268, от 20.01.2020 г. №46, от 18.02.2020 г. №134, от 17.06.2020 г. №491, от 04.02.2021 №93, от 03.03.2021 №155, от 29.03.2021 №234, от 21.04.2021 №323, от 17.08.2021 №730, от 17.08.2021 №734) в Генеральный план внесены изменения.
30 марта 2018 года департаментом градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области издан приказ №07-01-06/22 «Об утверждении Правил землепользования и застройки города Нижнего Новгорода» (далее также – приказ департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 30 марта 2018 года №07-01-06/22, Правила землепользования и застройки).
Приказ департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 30 марта 2018 года №07-01-06/22 опубликован на официальном сайте департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Опубликованными в установленном порядке приказами департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области (от 06.02.2019г. №07-01-06/11, от 14.11.2019г. №07-01-06/104, от 15.11.2019г. №07-01-06/105, от 09.01.2020г. №07-01-06/01, от 05.02.2020г. №07-01-06/11, от 02.06.2020г. №07-01-06/78, от 08.06.2020г. №07-01-06/85, от 28.12.2018г. №07-01-06/115, от 16.04.2019г. №07-01-06/24, от 01.08.2019г. №07-01-06/52, от 30.09.2019г. №07-01-06/80, от 29.10.2019г. №07-01-06/93, от 29.10.2019г. №07-01-06/94, от 29.10.2019г. №07-01-06/95, от 29.10.2019г. №07-01-06/96, от 08.11.2019г. №07-01-06/99, от 21.11.2019г. №07-01-06/106, от 21.11.2019г. №07-01-06/107, от 27.12.2019г. №07-01-06/135, от 10.01.2020г. №07-01-06/02, от 20.01.2020г. №07-01-06/06 от 24.01.2020г. №07-01-06/07, от 21.02.2020г. №07-01-06/19, от 21.02.2020г. №07-01-06/20, от 21.02.2020г. №07-01-06/21, от 27.02.2020г. №07-01-06/22, от 27.02.2020г. №07-01-06/23, от 27.02.2020г. №07-01-06/24, от 27.02.2020г. №07-01-06/25, от 02.03.2020г. №07-01-06/34, от 02.03.2020г. №07-01-06/35, от 02.03.2020г. №07-01-06/36, от 05.03.2020г. №07-01-06/38, от 05.03.2020г. №07-01-06/39, от 05.03.2020г. №07-01-06/40, от 10.03.2020г. №07-01-06/41, от 10.03.2020г. №07-01-06/42, от 10.03.2020г. №07-01-06/44, от 10.03.2020г. №07-01-06/45) и приказами министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области (от 19.03.2020г. №07-01-06/46, от 25.03.2020г. №07-01-06/48, от 25.03.2020г. №07-01-06/49, от 25.03.2020г. №07-01-06/50, от 08.04.2020г. №07-01-06/54, от 23.04.2020г. №07-01-06/60, от 24.04.2020г. №07-01-06/61, от 24.04.2020г. №07-01-06/62, от 24.04.2020г. №07-01-06/63, от 24.04.2020г. №07-01-06/64, от 02.07.2020г. №07-01-06/92, от 16.07.2020г. №07-01-06/94, от 16.07.2020г. №07-01-06/95, от 16.07.2020г. №07-01-06/97, от 16.07.2020г. №07-01-06/98, от 16.07.2020г. №07-01-06/99, от 05.10.2020 №07-01-06/149, от 13.10.2020 №07-01-06/151, от 14.10.2020 №07-01-06/152, от 14.10.2020 №07-01-06/153, от 14.10.2020 №07-01-06/154, от 30.11.2020 №07-01-06/174, от 22.12.2020 №07-01-06/184, от 04.02.2021 №07-01-06/08, от 04.02.2021 №07-01-06/09, от 04.02.2021 №07-01-06/10, от 04.02.2021 №07-01-06/11, от 12.04.2021 №07-01-06/40, от 12.04.2021 №07-01-06/41, от 12.04.2021 №07-01-06/42, от 13.04.2021 №07-01-06/43, от 13.04.2021 №07-01-06/44, от 13.04.2021 №07-01-06/45, от 13.04.2021 №07-01-06/46, от 13.04.2021 №07-01-06/47, от 13.04.2021 №07-01-06/49, от 13.04.2021 №07-01-06/50, от 13.04.2021 №07-01-06/51, от 13.04.2021 №07-01-06/52, от 13.04.2021 №07-01-06/53, от 13.04.2021 №07-01-06/54, от 18.05.2021 №07-01-06/76, от 19.05.2021 №07-01-06/77, от 19.05.2021 №07-01-06/78, от 01.06.2021 №07-01-06/84, от 01.06.2021 №07-01-06/85, от 01.06.2021 №07-01-06/86, от 01.06.2021 №07-01-06/87, от 01.06.2021 №07-01-06/88, от 01.06.2021 №07-01-06/89, от 30.06.2021 №07-01-06/110, от 30.06.2021 №07-01-06/111, от 27.07.2021 №07-01-06/124, от 16.08.2021 №07-01-06/145, от 17.08.2021 №07-01-06/147, от 18.08.2021 №07-01-06/149, от 31.08.2021 №07-01-06/151, от 03.09.2021 №07-01-06/152, от 17.09.2021 №07-01-06/158, от 17.09.2021 №07-01-06/159, от 23.09.2021 №07-01-06/160, от 23.09.2021 №07-01-06/161, от 04.10.2021 №07-01-06/167, от 29.11.2021 №07-01-06/199, от 29.11.2021 №07-01-06/200) в Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода внесены изменения.
ФИО5 обратился в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением (с учетом изменений в порядке ст. 46 КАС РФ) о признании недействующими:
- Генеральный план города Нижнего Новгорода, утвержденный постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 17 марта 2010 года №22 «О Генеральном плане города Нижнего Новгорода», в части изменения (частично) зоны Жи-3 (зона индивидуальной высокоплотной жилой застройки) на зону Р-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельного участка с кадастровым номером 52:18:0060230:167 по улице Откосной, напротив домов №№35-46 в деревне Новая в Нижегородском районе;
- Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденные приказом от 30 марта 2018 года №07-01-06/22 департамента градостроительной деятельности и развития агломерация Нижегородской области, в части изменения (частично) зоны ТЖи-3 (зона индивидуальной высокоплотной застройки) на зону ТР-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельного участка с кадастровым номером 52:18:0060230:167 по улице Откосной, напротив домов №№35-46 в деревне Новая в Нижегородском районе;
- Постановление Правительства Нижегородской области №93 от 04 февраля 2021 года «Об утверждении изменений в генеральный план города Нижнего Новгорода, утвержденный постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 17.03.2010г.» в части изменения (частично) зоны Жи-3 (зона индивидуальной высокоплотной жилой застройки) на зону Р-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельного участка с кадастровым номером 52:18:0060230:167 по улице Откосной, напротив домов №№35-46 в деревне Новая в Нижегородском районе;
- Приказ Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 19 мая 2021 года №07-01-06/78 «Об утверждении изменений в Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденные приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломерация Нижегородской области от 30 марта 2018 года №07-01-06/22», в части изменения (частично) зоны ТЖи-3 (зона индивидуальной высокоплотной застройки) на зону ТР-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельного участка с кадастровым номером 52:18:0060230:167 по улице Откосной, напротив домов №№35-46 в деревне Новая в Нижегородском районе.
В обоснование заявленных требований (с учетом изменений в порядке ст. 46 КАС РФ) административный истец Маринин А.В. указал следующее: является владельцем земельного участка с кадастровым номером 52:18:0060230:167, расположенного по адресу: г.Н.Новгород, д. Новая, ул. Откосная, напротив дома №45, на правах долгосрочной аренды под строительство индивидуального жилого дома на основании договора аренды земельного участка №18-4706 от 13.05.2015 г., срок аренды до 13.05.2035 г., заключенного с министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области; земельный участок был предоставлен на основании Федерального закона от 24.11.1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
По инициативе ФИО19, не являющейся собственником, арендатором земельного участка была проведена процедура внесения изменений:
- в Генеральный план города Нижнего Новгорода в части изменения (частично) зоны Жи-3 (зона индивидуальной высокоплотной жилой застройки) на зону Р-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельных участков с кадастровыми номерами: [номер] по улице Откосной, напротив домов №№35-46 в деревне Новая в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода;
- в Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода в части изменения (частично) зоны ТЖи-3 (зона индивидуальной высокоплотной застройки) на зону ТР-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельных участков с кадастровыми номерами: [номер] по улице Откосной, напротив домов №№35-46 в деревне Новая в Нижегородском районе города Нижнего Новгорода.
Постановлением Правительства Нижегородской области №93 от 04.02.2021 г. утверждены изменения в Генеральный план города Нижнего Новгорода.
Приказом Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области утверждены изменения в Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода.
Административный истец считает, что была нарушена процедура внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода:
1) отсутствует решение исполнительного органа о проведении общественных обсуждений;
2) нарушены нормы Положения об организации и проведении общественных обсуждений в области градостроительной деятельности в муниципальном образовании городской округ города Нижний Новгород, утв. Решением городской Думы города Нижнего Новгорода №77 от 29.04.2020 г. (далее – Положение); как следует из документов общественного слушания поводом для обсуждения вопроса стало обращение жителя деревни Новая (ФИО20); однако в материалах проекта, размещенного на сайте, отсутствует идентификационная информация ФИО19, кто это, какое отношение имеет к земельному участку ФИО5; в пояснительной записке к публичным обсуждениям указано о расторжении договора аренды по всем земельным участкам, в том числе и ФИО5, что не соответствует действительности;
3) нарушен срок проведения публичных обсуждений, установленный п. 5.3. Положения – не более чем один месяц со дня опубликования проекта до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений: оповещение о проведении общественных обсуждений было опубликовано в газете «День города Нижний Новгород» №39 от 20.05.2020 г.; заключение о результатах общественных обсуждений было опубликовано только 31.07.2020 г. в газете «День города Нижний Новгород» №61;
4) решение об изменении функциональной и территориальной зон было принято Комиссией по подготовке правил землепользования и застройки Нижегородской области без учета всех обстоятельств, без изучения всех материалов, представленных на Комиссию; не была проведена работа по урегулированию правоотношений с правообладателями земельных участков; администрацией было указано о наличии зарегистрированных прав на земельные участки, являющиеся предметом изменений, и невозможности расторгнуть договоры;
5) поводом для обсуждения изменений стало обращение жителя деревни Новая (ФИО19) с целью организации для жителей деревни на земельных участках пространства для отдыха жителей и их детей, создания условий для занятия спортом, однако как следует из публичной кадастровой карты над земельными участками с кадастровыми номерами [номер] проходит высоковольтная линия электропередач, установлена охранная зона линии электропередачи напряжением 10кВ; таким образом, установление, в том числе на земельном участке ФИО5, рекреационной функциональной и территориальной зоны не может привести к достижению цели, заявленной при внесении проекта на Комиссию.
Административный истец считает, что решение принято с существенным нарушением норм градостроительного и земельного законодательства.
С учетом объективной невозможности использовать земельный участок для целей отдыха неограниченного круга лиц из-за охранной зоны линии электропередачи, отсутствует обоснование необходимости изменения функциональной и территориальной зоны в отношении земельного участка с кадастровым номером [номер], находящегося в пользовании частного лица, с зоны застройки индивидуальными жилыми домами на зону рекреации, градостроительный регламент которой предусматривает возможность его использования неограниченным кругом лиц, в том числе несовершеннолетними детьми.
Также административный истец указывает, что является инвалидом II группы, пенсионером, ветераном Труда, имеет Орден Ленина, два Ордена Трудового Красного Знамени. 27.08.2020 г. получил согласование с ПО «Центральные электрические сети» о строительстве жилого дома и выносе линии электропередачи, получил градостроительный план на свой земельный участок с разрешенным использованием ИЖС. Смена функционального и территориального зонирования в отношении земельного участка с кадастровым номером [номер] лишила его права на достойную старость, права жить в своем доме.
ФИО8 обратилась в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением о признании недействующим:
- Постановление Правительства Нижегородской области №93 от 04 февраля 2021 года «Об утверждении изменений в генеральный план города Нижнего Новгорода, утвержденный постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 17.03.2010г.» в части изменения (частично) зоны Жи-3 (зона индивидуальной высокоплотной жилой застройки) на зону Р-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельного участка с кадастровым номером [номер] по улице Откосной, напротив домов №№35-46 в деревне Новая в Нижегородском районе;
- Приказ Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 19 мая 2021 года №07-01-06/78 «Об утверждении изменений в Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденные приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломерация Нижегородской области от 30 марта 2018 года №07-01-06/22», в части изменения (частично) зоны ТЖи-3 (зона индивидуальной высокоплотной застройки) на зону ТР-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельного участка с кадастровым номером [номер] по улице Откосной, напротив домов №№35-46 в деревне Новая в Нижегородском районе.
В обоснование заявленных требований административный истец ФИО8 указала следующее: является арендатором земельного участка с кадастровым номером [номер] площадью 360 +/-7 кв.м. по адресу: [адрес], ФИО13 [адрес], [адрес] [адрес]. Владение земельным участком осуществляется на основании договора аренды [номер]г от [дата], заключенного между Министерством государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородский области и ФИО2, соглашения о переуступке прав и обязанностей по указанному договору от 3 сентября 2016 года, заключенного между ФИО2 и ФИО3, а также соглашения о переуступке прав и обязанностей по указанному договору от 27 сентября 2017 года, заключенного между ФИО3 и ФИО4, впоследствии в связи с заключением брака, сменившей фамилию на ФИО26. В соответствии с условиями договора аренды земельный участок предоставлен под индивидуальное жилищное строительство.
Постановлением Правительства Нижегородской области № 93 от 4 февраля 2021 года «Об утверждении изменений в генеральный план города Нижнего Новгорода, утвержденный постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 17 марта 2010 года № 22» утверждены изменения в генеральный план города Нижнего Новгорода, утвержденный постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 17 марта 2010 года № 22, в части изменения (частично) зоны Жи-3 (зона индивидуальной высокоплотной застройки жилой застройки) на зону Р-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах ряда земельных участков по [адрес], напротив домов [номер] в [адрес] в ФИО13 [адрес], в том числе в границах земельного участка с кадастровым номером [номер], арендатором которого является административный истец.
Приказом Министерства градостроительной деятельности и развития агломерация Нижегородской области от 19.05.2021 г. №07-01-06/78 «Об утверждении изменений в Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденные приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 30 марта 2018 г. №07-01-06/22» утверждены изменения в Правила землепользования и застройки города нижнего Новгорода, утвержденные приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 30 марта 2018 г. №07-01-06/22, в части изменения (частично) зоны ТЖи-3 (зона индивидуальной высокоплотной застройки) на зону ТР-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах ряда земельных участков по улице Откосной, напротив домов № 35-46 в деревне Новая в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода, в том числе в границах земельного участка с кадастровым номером [номер], арендатором которого является административный истец.
В силу ст. 32.3 действующих в настоящее время Правил землепользования и застройки города Нижнего Новгорода градостроительные регламенты для зоны ТР-2 не предусматривают возможности размещения на земельных участках в указанной зоне индивидуальных жилых домов, что создает для административного истца невозможность использовать участок для собственных нужд по назначению, указанному в договоре аренды.
Административный истец указывает, что административными ответчиками нарушена предусмотренная законодательством процедура принятия оспариваемых нормативных правовых актов:
1. Общественные обсуждения подготовлены и проведены неуполномоченным органом – Комиссией по подготовке и проведению публичных слушаний в городе Нижнем Новгороде, созданной Постановлением администрации г. Нижнего Новгорода от 17.07.2015 №1319, утратившим силу согласно решению городской Думы г. Нижнего Новгорода от 29.04.2020 №77, которым вместо ранее отмененного Положения также было утверждено новое Положение об организации и проведении общественных обсуждений в области градостроительной деятельности в муниципальном образовании городской округ город Нижний Новгород.
Администрацией г. Нижнего Новгорода отдельным правовым актом не была создана Комиссия по подготовке и проведению общественных обсуждений в городе Нижнем Новгороде.
По результатам общественных обсуждений подготовлен протокол от 03.07.2020 и заключение о результатах общественных обсуждений от 06.07.2020, опубликованное в газете «День города. Нижний Новгород» от 31.07.2020 №61 (15671).
После проведения указанных общественных обсуждений Постановлением администрации г.Н.Новгорода от 05.08.2020 №2765 «О внесении изменений в постановление администрации города Нижнего Новгорода от 17.07.2015 №1319» (опубликованным 14.08.2020 в печатном издании «День города. Нижний Новгород», №66 (1576)) ранее созданной Комиссии по подготовке и проведению публичных слушаний были предоставлены полномочия по проведению общественных обсуждений.
Административный истец считает, что вплоть до 14.08.2020 г. ранее созданная комиссия по подготовке и проведению публичных слушаний не имела полномочий по подготовке и проведению общественных обсуждений. Термины «публичные слушания» и «общественные обсуждения» не являются идентичными и характеризуются различием в порядке, форме их проведения.
2. Общественные обсуждения были проведены с существенным нарушением порядка публикации проекта, подлежащего рассмотрению, и информационных материалов к нему.
В нарушение п.3.6,3.6.1 Положения об организации и проведении общественных обсуждений в области градостроительной деятельности в муниципальном образовании городской округ город Нижний Новгород проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях, информационные материалы к нему в печатном средстве массовой информации не публиковались, публиковались исключительно в информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что ограничило доступ заинтересованных лиц к материалам, обосновывающим необходимость изменения функциональной и территориальной зоны, и не позволило сформировать объективное общественное мнение к предлагаемым изменениям в градостроительные регламенты.
Публикация муниципального нормативного акта исключительно на сетевом ресурсе не может быть признана достаточной, поскольку это противоречит ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 55 Устава города Нижнего Новгорода, что применимо в равной мере и к проекту, подлежащему рассмотрению на общественных обсуждениях, информационных материалов к нему, подлежащим опубликованию в порядке, установленном Уставом города Нижнего Новгорода для официального опубликования муниципальных правовых актов.
3. В нарушение ч.2 ст. 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации основная часть (77%) граждан, принявших участие в общественных обсуждениях в рамках процедуры принятия изменений в генеральный план города Нижнего Новгорода и правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода и выразивших свою поддержку указанным изменениям, не имела права в них участвовать, поскольку в силу положений ч.2 т. 5.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п.2.1.1 Положения об организации общественных обсуждений в области градостроительной деятельности в муниципальном образовании городской округ город Нижний Новгород, участниками общественных обсуждений по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, … проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.
По мнению административного истца в общественных обсуждениях по проекту изменения (частично) зоны Жи-3/ТЖи-3 (зона индивидуальной высокоплотной жилой застройки) на зону Т-2/ТР-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельных участков с кадастровыми номерами [номер] по [адрес], напротив домов [номер] в [адрес] в ФИО13 [адрес] могли принимать участие только: постоянно проживающие на территории вышеуказанных 7 земельных участков граждане; правообладатели указанных 7 земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства; правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства. В настоящее время на указанных семи земельных участках отсутствуют объекты капитального строительства, пригодные для проживания, соответственно в общественных обсуждениях могли принимать участие только правообладатели указанных семи земельных участков. Вместе с тем участниками общественных обсуждений являлись: иные лица (не являющиеся правообладателями названных 76 участков), из которых 16 поддержали предложенные изменения, 1 – возражал против предложенных изменений, а также правообладатели указанных земельных участков, из которых 1 поддержал изменения, 4 возражали против предложенных изменений.
Вместо преимущественно отрицательного мнения участников общественных обсуждений, имеющих право принимать в них участие согласно ГрК РФ, уполномоченным органом при принятии решения об изменении зоны ошибочно и незаконно было принято во внимание мнение большинства граждан, не имеющих право на участие в общественных обсуждениях и поддержавших проект изменений.
По мнению административного истца, все указанные нарушения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта являются существенными и неустранимыми без повторного проведения общественных обсуждений по указанному вопросу.
Кроме того административный истец указывает, что установление зоны Р-2,ТР-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельного участка с кадастровым номером [номер] противоречит требованиям земельного и градостроительного законодательства РФ.
Как следует из публичной кадастровой карты, над земельными участками с кадастровыми номерами [номер] проходит высоковольтная линия электропередачи. На территории земельного участка с кадастровым номером [номер] установлена охранная зона объектов электросетевого хозяйства вдоль воздушных линий электропередачи.
Установление, в том числе на участке административного истца, рекреационной функциональной и территориальной зоны не может привести к организации зоны проведения досуга для жителей деревни, в также зоны для отдыха детей и занятия спортом, так как это прямо запрещено законодательством РФ. В связи с чем отсутствует обоснование необходимости изменения функциональной и территориальной зоны в отношении земельного участка с кадастровым номером [номер], находящегося в пользовании административного истца с зоны Жи-3/ТЖи-3 (зона индивидуальной высокоплотной жилой застройки) на зону Р-2/ТР-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками), градостроительный регламент которой предусматривает возможность его использования неограниченным кругом лиц.
Также административный истец ФИО8 указывает, что оспариваемые нормативные правовые акты при наличии действующего договора аренды земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства лишают истца, имеющего четырех несовершеннолетних детей, использовать земельный участок по его назначению и реализовать конституционное право на жилище (ч.1 и ч.2 ст. 40 Конституции РФ) посредством строительства индивидуального жилого дома.
При наличии действующего (не расторгнутого) договора аренды земельного участка его использование в качестве зоны рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками (Р-2/ТР-2) иными лицами невозможно без согласия административного истца.
Принятие оспариваемых нормативных правовых актов привело к ситуации, при которой частные интересы истца оказались ущемлены, а какое-либо положительное влияние на публичные интересы отсутствует.
Определением Нижегородского областного суда от 26 июля 2021 года объединены в одно производство административное дело [номер] по административному исковому заявлению ФИО8 о признании недействующим в части Постановления Правительства Нижегородской области № 93 от 4 февраля 2021 года «Об утверждении изменений в генеральный план города Нижнего Новгорода, утвержденный постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 17 марта 2010 года № 22», с административным делом [номер] по административному исковому заявлению ФИО5 о признании недействующим в части Постановления Правительства Нижегородской области № 93 от 4 февраля 2021 года «Об утверждении изменений в генеральный план города Нижнего Новгорода, утвержденный постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 17 марта 2010 года № 22»; объединенному административному делу присвоен номер [номер]
В судебном заседании представитель административного истца ФИО8 поддержал доводы и требования административного искового заявления (с учетом изменения в порядке ст. 46 КАС РФ).
В судебном заседании представители министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области и Правительства Нижегородской области просили в удовлетворении административного искового заявления отказать, поскольку при принятии оспариваемых нормативных правовых актов административные ответчики действовали в пределах предоставленных полномочий, нормативные правовые акты не противоречат действующему федеральному и региональному законодательству Российской Федерации и Нижегородской области.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, причины неявки суду не сообщили, в связи с чем, оснований для отложения судебного заседания не имеется.
Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора, обсудив доводы административного искового заявления и возражений на него, исследовав материалы дела, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ) с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Судом установлено, что ФИО5 является арендатором объекта недвижимости: земельного участка, площадь 390 +/- 7 кв.м., кадастровый [номер], категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальное жилищное строительство, адрес объекта: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Российская Федерация, ФИО13 [адрес], ФИО13 [адрес], напротив [адрес].
ФИО26 (до брака – ФИО4) ФИО10 является арендатором объекта недвижимости: земельного участка, площадь 360 +/- 7 кв.м., кадастровый [номер], категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальное жилищное строительство, адрес объекта: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: Российская Федерация, ФИО13 [адрес], ФИО13 [адрес], [адрес] [адрес].
Постановлением Правительства Нижегородской области № 93 от 4 февраля 2021 года «Об утверждении изменений в генеральный план города Нижнего Новгорода, утвержденный постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 17 марта 2010 года № 22» утверждены изменения в генеральный план города Нижнего Новгорода, утвержденный постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 17 марта 2010 года № 22, в части изменения (частично) зоны Жи-3 (зона индивидуальной высокоплотной застройки жилой застройки) на зону Р-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельных участков с кадастровыми номерами [номер] по [адрес], напротив домов [номер] в [адрес] в ФИО13 [адрес].
Приказом Министерства градостроительной деятельности и развития агломерация Нижегородской области от 19.05.2021 г. №07-01-06/78 «Об утверждении изменений в Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденные приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 30 марта 2018 г. №07-01-06/22» утверждены изменения в Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденные приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 30 марта 2018 г. №07-01-06/22, в части изменения (частично) зоны ТЖи-3 (зона индивидуальной высокоплотной застройки) на зону ТР-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельных участков с кадастровыми номерами [номер] по [адрес], напротив домов [номер] в [адрес] в ФИО13 [адрес].
Следовательно, административные истцы, в отношении которых применены оспариваемые нормативные правовые акты и которые полагают, что данными актами нарушаются их права и законные интересы, на основании части 1 статьи 208 КАС РФ во взаимосвязи с частью 1 статьи 5, частью 15 статьи 24, частью 4 статьи 32 ГрК РФ вправе обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежит рассмотрению по существу.
В соответствии со ст. 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ): «1. Законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
2. Федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.
3. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы, регулирующие отношения в области градостроительной деятельности, не могут противоречить настоящему Кодексу.
4. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу».
В силу п.1 ч.1 ст. 7 ГрК РФК подготовка и утверждение документов территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документов территориального планирования субъекта Российской Федерации отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области градостроительной деятельности.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся, в том числе: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов (часть 3 статьи 8 ГрК РФ).
Согласно положениям части 1 статьи 24 ГрК РФ, определяющей порядок подготовки и утверждения генерального плана поселения, генерального плана городского округа, генеральный план поселения, генеральный план городского округа, в том числе внесение изменений в такие планы, утверждаются соответственно представительным органом местного самоуправления поселения, представительным органом местного самоуправления городского округа.
В силу положений части 1 статьи 32 ГрК РФ, которой установлен порядок утверждения правил землепользования и застройки, правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 63 настоящего Кодекса.
Как установлено статьей 8.2 ГрК РФ, полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области градостроительной деятельности, установленные настоящим Кодексом, могут быть перераспределены между ними в порядке, предусмотренном частью 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее также - Федеральный закон от 06 октября 2003 года №131-ФЗ).
В целях реализации приведенных положений статьи 8.2 ГрК РФ, части 1.2 статьи 17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, а также пункта 6.1 статьи 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон от 06 октября 1999 года №184-ФЗ) на территории Нижегородской области принят и действует Закон Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области» (далее также – Закон Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З), которым перераспределены отдельные полномочия городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов Нижегородской области между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области.
Пунктом 1 части 1 статьи 2 Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З (в редакциях, действовавших на момент внесения изменений в Генеральный план) на Правительство Нижегородской области возложено осуществление полномочий органов местного самоуправления городских поселений Нижегородской области по утверждению генеральных планов городских поселений, утверждению изменений в генеральные планы городских поселений, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 21, статьей 4 Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З (в редакции, действующей с 01 января 2018 года), пунктом 3.6.2 Положения о департаменте градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области, утвержденного постановлением Правительства Нижегородской области от 25 июля 2007 года №248 (далее также – Положение о департаменте), департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области осуществляет такие полномочия органов местного самоуправления городского округа город Нижний Новгород, городского округа город Дзержинск, Богородского и Кстовского муниципальных районов Нижегородской области, городских и сельских поселений, входящих в состав Богородского и Кстовского муниципальных районов Нижегородской области как утверждение правил землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений, утверждение изменений в правила землепользования и застройки городских округов, городских и сельских поселений, за исключением полномочий по организации и проведению публичных слушаний.
Департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области переименован в министерство градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области в соответствии с Указом Губернатора Нижегородской области от 04 марта 2020 года №16 «О внесении изменений в Указ Губернатора Нижегородской области от 15 января 2018 года №6».
Проанализировав указанные и иные положения ГрК РФ во взаимосвязи с нормами Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ, Федерального закона от 06 октября 1999 года №184-ФЗ, Закона Нижегородской области от 23 декабря 2014 года №197-З, Закона Нижегородской области от 03 октября 2007 года №129-З «О Правительстве Нижегородской области», Положения о департаменте, Положения о министерстве, Устава Нижегородской области, Устава города Нижний Новгород, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к выводу о том, что Генеральный план и Правила землепользования и застройки, а равно нормативные правовые акты о внесении в них изменений приняты в пределах полномочий и в соответствии с компетенцией уполномоченных на то органов (на дату их издания), с соблюдением требований законодательства к их форме и виду, процедуре их принятия, включая предусмотренной статьями 24-25, 31-32 ГрК РФ процедуры, и правилам введения их в действие.
Постановление от 17 марта 2010 года №22 опубликовано в газетах «День города. Нижний Новгород» от 09 апреля 2010 года №26 (448), от 14 августа 2015 года №64 (1009) (приложения 1- 3), 19-25 августа 2015 года №65 (1010) (приложения 1-3).
Приказ департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 30 марта 2018 года №07-01-06/22 опубликован на официальном сайте департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Приходя к такому выводу, суд исходит из того, что вступившими в законную силу решением Нижегородского областного суда от 13 июля 2018 года по административному делу [номер], оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 28 ноября 2018 года №9-АПГ18-17, решением Нижегородского областного суда от 12 декабря 2018 года по административному делу [номер], оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 03 апреля 2019 года [номер], решением Нижегородского областного суда от 09 апреля 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного суда Российской Федерации от 22 августа 2019 года [номер], вступившим в законную силу решением Нижегородского областного суда от 15 ноября 2018 года, по административному делу [номер], вступившим в законную силу решением Нижегородского областного суда по административному делу [номер] от 02 сентября 2020 года были установлены обстоятельства соблюдения процедуры принятия и правил введения в действие оспариваемых нормативных правовых актов, а также ряд иных обстоятельств, имеющих юридическое значение для настоящего дела.
Данные обстоятельства имеют преюдициальное значение для неопределенного круга лиц при рассмотрении других дел (пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»).
По данным основаниям Генеральный план и Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода административными истцами не оспариваются.
Обращаясь в суд с настоящим административным исковым заявлением, административные истцы указали, что нарушена процедура внесения изменений в Генеральный план города Нижнего Новгорода и Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода при принятии оспариваемого в части Постановления Правительства Нижегородской области № 93 от 4 февраля 2021 года «Об утверждении изменений в генеральный план города Нижнего Новгорода, утвержденный постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 17 марта 2010 года № 22» и Приказа Министерства градостроительной деятельности и развития агломерация Нижегородской области от 19.05.2021 г. №07-01-06/78 «Об утверждении изменений в Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденные приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 30 марта 2018 г. №07-01-06/22».
Порядок подготовки и утверждение генерального плана поселения, генерального плана городского округа, а также внесения изменений в них регламентирован ст. 24 ГрК РФ.
Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки регламентирован ст. 33 ГрК РФ.
Организация и проведение публичных слушаний и общественных обсуждений, в том числе по вопросам внесения изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки отнесены к полномочиям органов местного самоуправления.
Порядок проведения общественных обсуждений, публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам решений о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства, проектам решений о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства регламентирован ст. 5.1 ГрК РФ.
Судом установлено, что 06 июня 2019 года ФИО19 направила обращение на имя Губернатора Нижегородской области и Главы города Нижнего Новгорода по вопросу внесения изменений в генеральный план города Нижнего Новгорода и Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода в части изменения зоны Жи-3/ТЖи-3 (зона индивидуальной высокоплотной жилой застройки) на зону Р-2/ТР-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельных участков с кадастровыми номерами [номер] по [адрес], напротив домов [номер] в [адрес] ФИО13 [адрес].
09 сентября 2019 года Департаментом градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области изданы:
- приказ №07-01-08/35 «О подготовке предложения о внесении изменений в генеральный план города Нижнего Новгорода», в том числе в части изменения (частично) зоны Жи-3 (зона индивидуальной высокоплотной застройки) на зону Р-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельных участков с кадастровыми номерами [номер] по [адрес], напротив домов [номер] в [адрес] в ФИО13 [адрес];
- приказ №07-01-06/70 «О подготовке проекта о внесении изменений в Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода», в том числе в части изменения (частично) зоны ТЖи-3 (зона индивидуальной высокоплотной застройки) на зону ТР-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельных участков с кадастровыми номерами [номер] по [адрес], напротив домов [номер] в [адрес] в ФИО13 [адрес].
Главой города Нижний Новгород (постановление от 11.03.2020 №34-П «О проведении публичных слушаний») принято решение о проведении публичных слушаний по проектам внесения изменений:
- в генеральный план города Нижний Новгород в части изменения зоны Жи-3 (зона индивидуальной высокоплотной застройки) на зону Р-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельных участков с кадастровыми номерами [номер] по [адрес], напротив домов [номер] в [адрес] ФИО13 [адрес];
- в Правила землепользования и застройки города Нижний Новгород в части изменения зоны ТЖи-3 (зона индивидуальной высокоплотной застройки) на зону ТР-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельных участков с кадастровыми номерами [номер] по [адрес], напротив домов [номер] в [адрес] ФИО13 [адрес].
Указанное Постановление от 11.03.2020 №34-П было отменено постановлением Главы города Нижнего Новгорода от 19.03.2020 №43-П в соответствии с Указом Губернатора Нижегородской области от 13.03.2020 №27 «О введении режима повышенной готовности» (с изменениями, внесенными Указом Губернатора Нижегородской области №28 от 17.03.2020).
Решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 29 апреля 2020 года №77 принято Положение об организации и проведении общественных обсуждений в области градостроительной деятельности в муниципальном образовании городской округ город Нижний Новгород; отменены: Решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 11.07.2018 N 177 «О Положении об организации и проведении публичных слушаний в области градостроительной деятельности в городе Нижнем Новгороде» и Решение городской Думы города Нижнего Новгорода от 23.10.2019 N 175 «О внесении изменения в пункт 5.2 Положения об организации и проведении публичных слушаний в области градостроительной деятельности в городе Нижнем Новгороде, принятого решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 11.07.2018 N 177».
Положение об организации и проведении общественных обсуждений в области градостроительной деятельности в муниципальном образовании городской округ город Нижний Новгород (далее - Положение) устанавливает в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Нижегородской области от 23 декабря 2014 года N 197-З «О перераспределении отдельных полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Нижегородской области и органами государственной власти Нижегородской области», Правилами землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденными приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 30 марта 2018 г. N 07-01-06/22, Уставом города Нижнего Новгорода порядок организации и проведения общественных обсуждений в области градостроительной деятельности в муниципальном образовании городской округ город Нижний Новгород (далее - общественные обсуждения).
На основании оповещения о начале общественных обсуждений, опубликованного в газете «День города. Нижний Новгород» от 20.05.2020 № 39 (1549), общественные обсуждения по проектам внесения вышеуказанных изменений в генеральный план города Нижнего Новгорода и Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода проводились с 27 мая 2020 года по 29 июня 2020 года и на сайте администрации города Нижний Новгород.
Материалы проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, информационных материалов к нему были размещены на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; также была открыта экспозиция указанного проекта в администрации Нижегородского района [адрес]
Как следует из протокола общественных обсуждений, их участниками являлись правообладатели земельных участков, которые вошли в территорию изменения зонирования – ФИО2, ФИО8, ФИО21, ФИО5, ФИО22, а также лица, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены проекты изменений.
По итогам проведенных общественных обсуждений был подготовлен протокол и заключение о результатах общественных обсуждений от 06.07.2020. Заключением Комиссии общественные обсуждения признаны состоявшимися. Заключение было опубликовано в газете «День города. Нижний Новгород» №61 (№1571) от 31 июля 2020 и на сайте администрации города Нижнего Новгорода.
Таким образом, общественные обсуждения проведены в установленные сроки и в соответствии с действующим законодательством.
В период проведения общественных обсуждений поступили замечания от собственников земельных участков с кадастровыми номерами [номер] о нецелесообразности изменения зонирования в отношении указанных земельных участков в связи с имеющимися у них действующими правоустанавливающими документами и договорными отношениями в отношении указанных земельных участков предоставленных в аренду для индивидуального жилищного строительства.
19.08.2020 г. по результатам общественных обсуждений состоялось заседание Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки и иным вопросам землепользования и застройки Нижегородской области, утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской области от 25 марта 2015 года №170.
Согласно Протоколу заседания Комиссии от 19.08.2020 г. (№69), приняты во внимание поступившие возражения правообладателей земельных участков и по результатам голосования принято решение об отложении рассмотрения результатов общественных обсуждений по вопросу внесения изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки; администрации г. Нижнего Новгорода рекомендовано разобраться в регистрации прав на земельные участки и направить аргументированную позицию в адрес министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области.
В адрес министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области поступило письмо от 10.09.2020 № Сл-07-06-475086/20, которым администрация г. Нижнего Новгорода информировала Министерство о согласии в части внесения изменений в функциональное и территориальное зонирование территории по ул. Откосной, напротив домов №35-46 в деревне Новая в Нижегородском районе г. Нижнего Новгорода.
На заседании Комиссии 28.10.2020 г. (протокол №71) принято решение поддержать указанные изменения и рекомендовать министру градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области подготовить проект приказа о внесении соответствующих изменений в Генеральный план города Нижнего Новгорода и Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода и направить в адрес Правительства Нижегородской области для принятия решения.
Доводы административного истца ФИО5 о нарушении срока проведения публичных обсуждений, установленного п. 5.3. Положения (не более чем один месяц со дня опубликования проекта до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений) суд находит ошибочными, поскольку в рассматриваемом случае подлежит применению п.5.1 Положения, утв. Решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 29.04.2020 г. №77, согласно которому срок проведения общественных обсуждений по проекту генерального плана города Нижнего Новгорода и проектам, предусматривающим внесение изменений в него, со дня опубликования оповещения о начале общественных обсуждений до дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений не может быть менее одного месяца и более трех месяцев.
Доводы стороны административных истцов о нарушении процедуры принятия оспариваемых нормативных актов ввиду подготовки и проведения общественных обсуждений неуполномоченным органом – Комиссией по подготовке и проведению публичных слушаний в городе Нижнем Новгороде, созданной Постановлением администрации г. Нижнего Новгорода от 17.07.2015 №1319, утратившим силу согласно решению городской Думы г. Нижнего Новгорода от 29.04.2020 №77, которой полномочию по проведению общественных обсуждений предоставлены только с момента вступления в силу (14.08.2020 г.) постановления администрации г.Н.Новгорода от 05.08.2020 №2765 «О внесении изменений в постановление администрации города Нижнего Новгорода от 17.07.2015 №1319», суд также находит несостоятельными.
Комиссия по подготовке и проведению публичных слушаний в городе Нижнем Новгороде создана Постановлением администрации г. Нижнего Новгорода от 17.07.2015 №1319.
Вопреки утверждению стороны административного истца, Постановление администрации г. Нижнего Новгорода от 17.07.2015 №1319 в связи с принятием решения городской Думы г. Нижнего Новгорода от 29.04.2020 №77 силу не утрачивало, при этом постановлением администрации г.Н.Новгорода от 05.08.2020 №2765 в него лишь были внесены изменения в части добавления помимо «публичные слушания» формулировки «общественные обсуждения», как формы реализации прав населения муниципального образования городской округ город Нижний Новгород на участие в процессе принятия решения уполномоченными органами исполнительной власти Нижегородской области и органами местного самоуправления города Нижнего Новгорода; при этом круг полномочий и обязанностей указанной Комиссии изменен не был.
Административный истец ФИО8 в обоснование нарушения процедуры принятия оспариваемых нормативных правовых актов также указывает, что проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях, информационные материалы к нему в печатном средстве массовой информации не публиковались, публиковались исключительно в информационной системе, обеспечивающей проведение общественных обсуждений с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», что ограничило доступ заинтересованных лиц к материалам, обосновывающим необходимость изменения функциональной и территориальной зоны, и не позволило сформировать объективное общественное мнение к предлагаемым изменениям в градостроительные регламенты.
Указанные доводы суд находит основанными на ошибочном толковании приведенных положений п.3.6 и п.3.6.1 Положения, утв. Решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 29.04.2020 г. №77.
Так, согласно Положению, утв. Решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 29.04.2020 г. №77:
«3.6 Оповещение о начале общественных обсуждений:
3.6.1. Не позднее чем за семь дней до дня размещения на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, подлежит опубликованию в порядке, установленном Уставом города Нижнего Новгорода для официального опубликования муниципальных правовых актов, и размещается на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода и в ИСОО».
Таким образом, из вышеприведенных норм Положения, утв. Решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 29.04.2020 г. №77, следует, что оповещение о начале общественных обсуждений подлежит опубликованию в порядке, установленном Уставом города Нижнего Новгорода для официального опубликования муниципальных правовых актов, и размещается на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода и в ИСОО, в то время как проект, подлежащий рассмотрению на общественных обсуждениях, подлежит размещению на официальном сайте администрации города Нижнего Новгорода.
Аналогичные положения о порядке размещения проекта, подлежащего рассмотрению на общественных обсуждениях, содержатся в п.2 ч.4 ст. 5.1 ГрК РФ.
Доводы административных истцов о нарушении процедур принятия оспариваемых нормативных правовых актов, выразившемся в допуске к участию и учет мнения лиц, не имеющих соответствующего права, ввиду того, что, по мнению административного истца в общественных обсуждениях по проекту изменения (частично) зоны Жи-3/ТЖи-3 (зона индивидуальной высокоплотной жилой застройки) на зону Т-2/ТР-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельных участков ас кадастровыми номерами [номер] по [адрес], напротив домов [номер] в [адрес] в ФИО13 [адрес] могли принимать участие только: постоянно проживающие на территории вышеуказанных 7 земельных участков граждане; правообладатели указанных 7 земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства; правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, суд также находит несостоятельными.
Согласно ч.2 ст. 5.1 ГрК РФ, участниками общественных обсуждений или публичных слушаний по проектам генеральных планов, проектам правил землепользования и застройки, проектам планировки территории, проектам межевания территории, проектам правил благоустройства территорий, проектам, предусматривающим внесение изменений в один из указанных утвержденных документов, являются граждане, постоянно проживающие на территории, в отношении которой подготовлены данные проекты, правообладатели находящихся в границах этой территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства, а также правообладатели помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства.
Аналогичные положения содержатся в п.2.1.1 Положения, утв. Решением городской Думы города Нижнего Новгорода от 29.04.2020 г. №77.
Принимая во внимание, что проекты, подлежащие рассмотрению на общественных обсуждениях, содержат предложения по внесению изменений в Генеральный план и Правила землепользования и застройки городского округа, в том числе предполагающих изменение функциональной и территориальной зоны на зону рекреационно-ландшафтных территорий, ограничение круга участников общественных обсуждений лишь правообладателями земельных участков, непосредственно располагающихся в пределах территории, в отношении которой вносятся изменения, не будет в полной мере отвечать целям проведения общественных обсуждений - соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, информирования населения о готовящемся решении в области градостроительной деятельности и выявления мнения населения по проектам, подлежащим рассмотрению на общественных обсуждениях.
Вместе с тем, административные истцы принимали участие в общественных обсуждениях и высказывали свое мнение по вопросу внесения изменений в Генеральный план города Нижнего Новгорода и Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода в части изменения (частично) зоны Жи-3/ТЖи-3 (зона индивидуальной высокоплотной жилой застройки) на зону Т-2/ТР-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельных участков с кадастровыми номерами [номер] по [адрес], напротив домов [номер] в [адрес] в ФИО13 [адрес], которое было отражено в Заключении о результатах общественных обсуждений и рассмотрено на заседании Комиссии по подготовке правил землепользования и застройки и иным вопросам землепользования и застройки Нижегородской области.
Исходя из изложенного, существенных нарушений, свидетельствующих об ограничении прав населения муниципального образования городской округ город Нижний Новгород, включая административных истцов, на участие в процессе принятия уполномоченными органами исполнительной власти Нижегородской области решения о внесении изменений в Генеральный план города Нижнего Новгорода и Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода в части изменения (частично) зоны Жи-3/ТЖи-3 (зона индивидуальной высокоплотной жилой застройки) на зону Т-2/ТР-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельных участков с кадастровыми номерами [номер] по [адрес], напротив домов [номер] в [адрес] в ФИО13 [адрес], судом не усматривается.
Иные доводы стороны административных истцов судом также отклоняются, нарушения порядка принятия и опубликования оспариваемых нормативных правовых актов судом не усматривается.
Административные истцы указывают, что установление зоны Р-2,ТР-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельных участков с кадастровыми номерами [номер] противоречит требованиям земельного и градостроительного законодательства РФ, поскольку над указанными земельными участками проходит высоковольтная линия электропередачи, установлена охранная зона объектов электросетевого хозяйства вдоль воздушных линий электропередачи; установление, в том числе на участке административных истцов, рекреационной функциональной и территориальной зоны не может привести к организации зоны проведения досуга для жителей деревни, в также зоны для отдыха детей и занятия спортом, так как это прямо запрещено законодательством РФ, в связи с чем отсутствует обоснование необходимости изменения функциональной и территориальной зоны в отношении земельных участков с кадастровыми номерами [номер] с зоны Жи-3/ТЖи-3 (зона индивидуальной высокоплотной жилой застройки) на зону Р-2/ТР-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками), градостроительный регламент которой предусматривает возможность его использования неограниченным кругом лиц.
С указанными доводами стороны административных истцов суд согласиться не может, поскольку само по себе прохождение высоковольтной линии электропередачи над земельными участками с кадастровыми номерами [номер], установление охранной зоны объектов электросетевого хозяйства вдоль воздушных линий электропередачи не исключает возможности их использования при установлении рекреационной функциональной и территориальной зоны.
Вместе с тем одним из принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории.
Генеральный план городского округа является документом территориального планирования муниципального образования, который, в частности, содержит карту планируемого размещения объектов городского округа, карту функциональных зон городского округа и утверждается на срок не менее чем 20 лет (часть 11 статьи 9, пункт 3 части 1 статьи 18, часть 3 статьи 23 ГрК РФ).
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Данной норме корреспондирует статья 2 ГрК РФ, предусматривающая, что одними из принципов функционирования правовых механизмов и норм градостроительного законодательства являются обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности.
Тем самым подготовка генерального плана городского округа направлена не только на отражение существующей территории городского округа, но и на планируемое развитие этой территории.
Из совокупного анализа приведенных норм в системном единстве следует, что с учетом необходимости гармоничного развития территорий документы территориального планирования призваны обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территорий муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, которые могут вступать в объективное противоречие с интересами владельцев.
В своей прецедентной практике Европейский Суд по правам человека неоднократно отмечал, что в такой сложной сфере, как градостроительство, власти должны иметь широкие пределы усмотрения в осуществлении политики городского планирования и задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит не в обеспечении приоритета прав собственников земельных участков в ущерб иным интересам, а в согласовании этих прав и интересов.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, должна осуществляться с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (части 1 и 2 статьи 19), в силу которых различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для этих целей правовые средства соразмерны им (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июня 2006 г. N 6-П, от 15 октября 2012 г. N 21-П).
Таким образом, приоритет публичной цели устойчивого развития территории обусловливает возможность ограничения в ходе градостроительной деятельности прав собственников и обладателей иных прав на земельные участки, расположенные на территории, правовой режим использования которой планируется изменить в соответствии с документами территориального планирования. При этом реализация этой цели осуществляется в рамках закрепленных в законодательстве гарантий и механизмов защиты прав собственников, к которым в частности относится механизм компенсации причиненного ущерба.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих актах также указывает, что регламентация градостроительной деятельности, имеющая целью в первую очередь обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения и устойчивое развитие территорий, необходима также для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области (определения от 6 ноября 2003 г. N 387-О, от 15 июля 2010 г. N 931-О-О, от 25 февраля 2016 г. N 242-О).
Согласование частных и публичных прав и интересов, установление между ними разумного и справедливого баланса достигаются, в том числе, путем законного установления случаев и порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предоставлением компенсации в связи с лишением собственника принадлежащего ему имущества (часть 1 статьи 30 ГрК РФ, статья 49, глава VII.1 ЗК РФ, статья 279 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также обеспечивается возможностью эксплуатации земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества без срока приведения их в соответствие с требованиями градостроительного регламента, устанавливаемого правилами землепользования и застройки муниципального образования (части 8 и 9 статьи 36 ГрК РФ).
Составной частью правил землепользования и застройки является карта градостроительного зонирования (пункт 2 части 2 статьи 30 ГрК РФ), отображающая границы территориальных зон (часть 4 статьи 30 ГрК РФ).
Границы территориальных зон устанавливаются, в том числе, с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований (пункт 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ). Данная норма корреспондирует общему правилу, установленному частью 3 статьи 9 ГрК РФ, об обязательности документов территориального планирования для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
С учетом приведенных норм и обстоятельств дела приходит к выводу об установлении в отношении участка административных истцов Правилами землепользования и застройки зоны ТР-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в соответствии с положениям пунктов 2, 5 - 8 статьи 1, пункта 1 части 2 статьи 33, части 15 статьи 35 ГрК РФ, согласно которым установление территориальных зон конкретизирует положения документов территориального планирования в целях определения правового режима использования земельных участков, не изменяя при этом параметры планируемого развития территорий, предусмотренных для функциональной зоны согласно генеральному плану. Также, исходя из положений статьи 34 ГрК РФ, при установлении правилами землепользования и застройки территориальных зон учитывается не только фактически существующее землепользование, но и иные факторы, указанные в данной статье.
Согласно разъяснений, данных в пункте 28 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами», проверяя полномочия органа (должностного лица), суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.
Обсуждение целесообразности принятого нормативного правового акта не является предметом осуществляемой в порядке абстрактного нормоконтроля судебной проверки и не может служить основанием для признания оспариваемого нормативного правового акта недействующим.
Иные доводы стороны административного истца также не свидетельствуют о несоответствии оспариваемого в части Генерального плана города Нижнего Новгорода, Правил землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, Постановления Правительства Нижегородской области №93 от 04 февраля 2021 года «Об утверждении изменений в генеральный план города Нижнего Новгорода, утвержденный постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 17.03.2010г.», Приказа Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 19 мая 2021 года №07-01-06/78 «Об утверждении изменений в Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденные приказом от 30 марта 2018 года №07-01-06/22 департамента градостроительной деятельности и развития агломерация Нижегородской области» нормативным правовым актам о градостроительной деятельности, имеющим большую юридическую силу.
Исходя из изложенного административные исковые требования ФИО5 и ФИО8 не подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного искового заявления ФИО5 о признании недействующими:
- Генеральный план города Нижнего Новгорода, утвержденный постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 17 марта 2010 года №22 «О Генеральном плане города Нижнего Новгорода», в части изменения (частично) зоны Жи-3 (зона индивидуальной высокоплотной жилой застройки) на зону Р-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельного участка с кадастровым номером [номер] по [адрес]
- Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденные приказом от 30 марта 2018 года №07-01-06/22 департамента градостроительной деятельности и развития агломерация Нижегородской области, в части изменения (частично) зоны ТЖи-3 (зона индивидуальной высокоплотной застройки) на зону ТР-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельного участка с кадастровым номером [номер] по [адрес]
- Постановление Правительства Нижегородской области №93 от 04 февраля 2021 года «Об утверждении изменений в генеральный план города Нижнего Новгорода, утвержденный постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 17 марта 2010 года» в части изменения (частично) зоны Жи-3 (зона индивидуальной высокоплотной жилой застройки) на зону Р-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельного участка с кадастровым номером [номер] по [адрес]
- Приказ Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 19 мая 2021 года №07-01-06/78 «Об утверждении изменений в Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденные приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломерация Нижегородской области от 30 марта 2018 года №07-01-06/22», в части изменения (частично) зоны ТЖи-3 (зона индивидуальной высокоплотной застройки) на зону ТР-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельного участка с кадастровым номером [номер] по [адрес] – отказать в полном объеме.
В удовлетворении административного искового заявления ФИО8 о признании недействующими:
- Постановление Правительства Нижегородской области №93 от 04 февраля 2021 года «Об утверждении изменений в генеральный план города Нижнего Новгорода, утвержденный постановлением городской Думы города Нижнего Новгорода от 17.03.2010г.» в части изменения (частично) зоны Жи-3 (зона индивидуальной высокоплотной жилой застройки) на зону Р-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельного участка с кадастровым номером [номер] по [адрес]
- Приказ Министерства градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области от 19 мая 2021 года №07-01-06/78 «Об утверждении изменений в Правила землепользования и застройки города Нижнего Новгорода, утвержденные приказом департамента градостроительной деятельности и развития агломерация Нижегородской области от 30 марта 2018 года №07-01-06/22», в части изменения (частично) зоны ТЖи-3 (зона индивидуальной высокоплотной застройки) на зону ТР-2 (зона рекреационно-ландшафтных территорий со средними нагрузками) в границах земельного участка с кадастровым номером [номер] по [адрес] – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Нижегородский областной суд.
Решение в окончательной форме принято 28 января 2022 года.
П.П. Председательствующий судья Бурунова С.В.: подпись
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья областного суда С.В. Бурунова