Дело № 2а-327/2021
21 января 2021 года город Архангельск
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Соломбальский районный суд г.Архангельска в составе
председательствующего судьи Беляевой Н.С.,
при секретаре судебного заседания Пановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Архангельске в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Шатилова Сергея Анатольевича к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности принять решение об изъятии земельного участка и жилого помещения,
установил:
Шатилов С.А. обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования (далее – МО) «Город Архангельск», выразившегося в не принятии решения об изъятии земельного участка и жилого помещения, просит обязать административного ответчика принять решение об изъятии недвижимости, расположенной по адресу: <адрес> в <адрес>.
В обоснование требований указано, что Шатилов С.А. является собственником <адрес> многоквартирном доме по адресу: Архангельск, <адрес>. Распоряжением заместителя Главы администрации МО «Город Архангельск» от 15.08.2019 № 2769р признан аварийным и подлежащим сносу. Административный истец получила требование от Администрации МО «Город Архангельск» в котором ей предлагалось в срок не позднее 23.07.2020 (с учетом исполнения Решения Соломбальского районного суда г.Архангельска от 23.01.2020 по делу № 2а-177/2020) совместно с другими собственниками решить вопрос о сносе жилого дома. Срок требования истек, но до настоящего времени распоряжение об изъятии земельного участка и жилых помещений не принято, что нарушает права истца на изъятие и выкуп жилого помещения. Бездействие ответчика считает незаконным.
Административный истец Шатилов С.А. в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом, его представитель Брюханов С.А. просил провести судебное заседание в свое отсутствие, просил иск удовлетворить.
Представитель Администрации МО «Город Архангельск» в судебное заседание не явился. В письменных возражениях с иском не согласились, указав, что сообщение о планируемом изъятии земельного участка, на котором расположен <адрес>, в <адрес> для муниципальных нужд в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу было опубликовано 21.08.2020. В настоящее время готовиться распоряжением. бездействие Администрации МО «Город Архангельск» отсутствует.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Шатилов С.А. является собственником квартиры по адресу: <адрес>.
Согласно Заключению межведомственной комиссии № 289 от 30.07.2019 выявлены основания для признания многоквартирного жилого <адрес> в <адрес> аварийным и подлежащим сносу.
Распоряжением заместителя главы МО «Город Архангельск» от 15.08.2019 № 2769р многоквартирный <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
В соответствии с вступившим в законную силу решением Соломбальского районного суда г.Архангельска от 23.01.2020 по делу 2а-177/2020 требование о сносе дома, направленное Шатилову С.А, изменено в части срока сноса дома и установлен новый срок - до 23.07.2020.
21.08.2020 Администрацией МО «Город Архангельск было опубликовано сообщение о планируемом изъятии земельного участка по адресу: <адрес> на котором расположен указанный дом для муниципальных нужд в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу.
На момент подачи административного искового заявления распоряжение об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> жилых помещений, расположенных по указанному адресу, в том числе, квартиры, принадлежащей административному истцу, не принималось. Не принято он и на дату вынесения решения. Иного не установлено.
Частью 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации гарантируется гражданам, указанным в законе, и нуждающимся в жилище, предоставление жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Пунктом 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 № 47, установлено, что к компетенции органа местного самоуправления отнесено принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Исходя из ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В силу ч. 2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
Согласно ч. 4 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации собственнику жилого помещения, подлежащего изъятию, направляется уведомление о принятом решении об изъятии земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд в порядке и в сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Как указано в ст. 279 Гражданского кодекса Российской Федерации изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
В соответствии с пп. 3 п. 1 ст. 56.2 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.
Как предусмотрено пп. 4 п. 2 ст. 56.3 Земельного кодекса Российской Федерации, принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях, не предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, должно быть обосновано решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (в случае изъятия земельного участка в связи с признанием расположенного на таком земельном участке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
В соответствии с положением п. 4 указанной статьи изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, обоснованное решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, осуществляется по решениям уполномоченных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, которые принимаются по их собственной инициативе.
Согласно ст. 56.5 Земельного кодекса Российской Федерации в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд, а также о зарегистрированных правах на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 56.2 настоящего Кодекса, не менее чем за шестьдесят дней до принятия решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд обязаны:
1) запросить сведения об имеющихся правах на земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд, и на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества в архивах, органах государственной власти, органах местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также у предполагаемых правообладателей изымаемых земельных участков или иных объектов недвижимого имущества;
2) обеспечить опубликование в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если такие земельные участки расположены на межселенной территории), по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию, сообщения о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
3) обеспечить размещение на официальном сайте уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 56.2 настоящего Кодекса, и официальном сайте указанного в подпункте 2 настоящего пункта муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о планируемом изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
4) обеспечить размещение сообщения о планируемом изъятии земельных участков, которое должно содержать сведения, предусмотренные подпунктами 1, 4, 6 и 7 пункта 5 настоящей статьи, на информационном щите в границах населенного пункта, на территории которого расположены земельные участки, подлежащие изъятию, а в случае, если такие земельные участки расположены за пределами границ населенного пункта, на информационном щите в границах соответствующего муниципального образования.
Как предусмотрено п. 2 ст. 56.10 Земельного кодекса Российской Федерации, проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.
Таким образом, администрация в порядке, установленном главой VII.1 Земельного кодекса Российской Федерации, приступила к реализации процедуры изъятия для муниципальных нужд земельного участка и расположенного на нем жилого помещения, в частности, начала процедуру выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд.
Минимальный срок, необходимый для установления сведений об имеющихся правах на земельные участки, подлежащие изъятию для государственных или муниципальных нужд, и на расположенные на таких земельных участках объекты недвижимого имущества, истек (60 дней после публикации). Вместе с тем, конкретный срок принятия решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд действующим законодательством не установлен.
По изложенным основаниям суд приходит к выводу о том, что в настоящее время со стороны администрации отсутствует незаконное бездействие в части принятия решения об изъятии земельного участка и жилых помещений, соответственно, заявленные требования не подлежат удовлетворению в полном объеме.
Поскольку отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований, то не имеется оснований и для взыскания судебных расходов.
Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Шатилова Сергея Анатольевича к администрации муниципального образования «Город Архангельск» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности принять решение об изъятии земельного участка и жилого помещения тказать.
Решение в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме может быть обжаловано в Архангельский областной суд через Соломбальский районный суд г. Архангельска.
Судья Н.С.Беляева
Мотивированное решение составлено 29 января 2021 года.