Дело № 2а-3632/2021 (№ 33а-16843/2021)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Уфа                                             13 октября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе

    председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.,

судей Искандарова А.Ф. и Портновой Л.В.,

при секретаре Галиеве Д.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Абдирахимова А. Х. к Министерству внутренних дел Российской Федерации, Министерству внутренних дел по Республике Башкортостан о признании незаконным решения, вынесенного в отношении административного истца о неразрешении въезда на территорию России, нежелательности пребывания (проживания) на территории России, о признании незаконными действий по внесению данных об Абдирахимове А.Х. в контрольный список лиц, въезд которым на территорию Российской Федерации не разрешен, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и свобод административного истца,

по апелляционной жалобе Абдирахимова А.Х. на решение Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 20 мая 2021 года.

Заслушав доклад судьи Искандарова А.Ф., судебная коллегия

установила:

Абдирахимов А. Х. обратился в суд с указанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что является гражданином Республики Узбекистан, 8 февраля 2021 года узнал о том, что внесен в контрольный список лиц, въезд которым на территорию Российской Федерации не разрешен на основании пункта 7 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года №114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». При этом Министерство внутренних дел по Республике Башкортостан указывает, что информацией об инициаторе и сроках ограничения административному истцу въезда на территорию Российской Федерации не располагает. Копия решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации административным истцом не получена. Вместе в тем внесение в контрольный список лиц, которым въезд на территорию Российской Федерации не разрешен, может быть осуществлено только на основании решения, принятого уполномоченным органом.

Административный истец просил:

- признать незаконным решение административных ответчиков, вынесенное в отношении Абдирахимова А.Х. о неразрешении въезда на территорию России, нежелательности пребывания (проживания) на территории России;

- признать незаконными действия административных ответчиков по внесению данных об Абдирахимове А.Х. в контрольный список лиц, въезд которым на территорию Российской Федерации не разрешен;

- возложить на административных ответчиков обязанность устранить допущенные нарушения прав и свобод административного истца.

Решением Кировского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 20 мая 2021 года в удовлетворении административного искового заявления Абдирахимова А.Х. отказано.

В апелляционной жалобе Абдирахимов А.Х. просит отменить решение суда первой инстанции и удовлетворить заявленные требования, указывая, что судом ошибочно сделан вывод о том, что решение о неразрешении ему въезда на территорию Российской Федерации Министерством внутренних дел не принималось, поскольку из ответа ФСБ России на адвокатский запрос следует, что именно административным ответчиком принято обжалуемое решение.

В соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав явившихся участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 7 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» въезд в Российскую Федерацию иностранному гражданину или лицу без гражданства не разрешается в случае, если в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2015 года № 12 «О порядке принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства» утверждены Правила принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию и Перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения.

Решения о неразрешении въезда вправе принимать МВД России, ФСБ России и иные органы.

Как установлено судом первой инстанции, Абдирахимов А.Х. состоял на миграционном учете по месту пребывания на территории Республики Башкортостан в период с 4 июня по дата по адресу: адрес, дата Абдирахимовым А.Х. оформлен патент серии 02 №....

В настоящее время Абдирахимов А.Х. пребывает на территории Российской Федерации без постановки на миграционный учет по месту пребывания, его местонахождение неизвестно, сведения об оформлении разрешения на временное проживание на территории Республики Башкортостан в Министерстве внутренних дел по Республике Башкортостан отсутствуют.

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из следующего.

Согласно ответу Управления по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан от 31 марта 2021 года, имеются сведения о неразрешении Абдирахимову А.Х. въезда в Российскую Федерацию по пункту 7 статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (дата внесения в контрольный список – 19 июня 2020 года), информация об инициаторе ограничения въезда и дате принятия решения о неразрешении въезда в Российскую Федерацию отсутствует.

Письмом от 26 апреля 2021 года Управления по вопросам миграции МВД по Республике Башкортостан также сообщается, что Абдирахимов А.Х. внесен в контрольный список лиц, въезд которым на территорию Российской Федерации не разрешен, не сотрудниками МВД по Республике Башкортостан. В автоматизированной системе центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации СПО «Мигрант-1», сведения о том, кто внес Абдирахимова А. Х. в контрольный список, отсутствуют.

Согласно письменным возражениям МВД России, МВД России сообщает, что сведениями о том, кто принял решение о неразрешении Абдирахимову А.Х. въезд в Российскую Федерацию и решение о нежелательности его пребывания в Российской Федерации, не располагает.

В автоматизированной системе центрального банка данных по учету иностранных граждан и лиц без гражданства (АС ЦБДУИГ) в СПО « Мигрант-1», используемой в системе МВД России, сведения о том, кто внес Абдирахимова А.Х. в контрольный список лиц, въезд которым в Российскую Федерацию не разрешен, отсутствуют.

    В соответствии с Положением о государственной информационной системе миграционного учета, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2007 года № 94 Министерство внутренних дел Российской Федерации является координатором работ по формированию и обеспечению функционирования государственной информационной системы миграционного учета. Поставщиками сведений в информационную систему являются Министерство иностранных дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации и Федеральная налоговая служба. Поставщиками сведений могут являться иные органы государственной власти и органы местног о самоуправления в случае, если на указанные органы возложены в установленном законодательством Российской Федерации порядке обязанности (полномочия) по фиксации (учету) информации об иностранных гражданах и (или) ее представлению в органы миграционного учета. Обладателями сведений, переданных для включения в информационную систему, являются также поставщики сведений.

Постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2003 года № 199 утверждено Положение о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, а также перечень Федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такое решение. В соответствии с перечнем такими органами исполнительной власти являются: 1. МВД России, 2. ФСБ России, 3. Минобороны России, 4. Росфинмониторинг, 5. СВР России, 6. МИД России, 7. ФСИН России.

Постановлением Правительства РФ от 5 мая 2018 года № 551 утверждено Положение о порядке принятия, приостановления действия и отмены решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации принятого в связи с наличием обстоятельств, создающих реальную угрозу здоровью населения, а также перечень Федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такое решение. В соответствии с перечнем такими органами исполнительной власти являются: 1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2. Федеральное медико-биологическое агентство.

Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к выводу, что основания для удовлетворения отсутствуют, требования административного истца заявлены к ненадлежащему ответчику, Министерством внутренних дел Российской Федерации решение о нежелательности пребывания Абдирахимова А.Х. в Российской Федерации не принималось.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции.

Как следует из ответа ФСБ России на адвокатский, а также на судебный запрос, решение о нежелательности пребывания Абдирахимова А.Х. в Российской Федерации принято Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Судебной коллегией установлено, что в 2020 году в МВД России из МВД по адрес поступило ходатайство о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданина адрес Абдирахимова А.Х., подготовленное Центром по противодействию экстремизму МВД по адрес (исх. МВД по адрес №... от дата), по результатам рассмотрения которого дата руководством МВД России принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации гражданина Абдирахимова А.Х.

дата в соответствии с пунктами 18 и 19 Порядка представления и рассмотрения в МВД России и его территориальных органах материалов для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, утвержденного приказом МВД России от дата №..., ГУПЭ МВД России направило:

заверенную ДДО МВД России копию решения о нежелательности пребывания в Российской Федерации Абдирахимова А.Х. в МВД по адрес (исх. №... от дата);

копию решения о нежелательности пребывания в Российской Федерации Абдирахимова А.Х. в ФСБ России для ведения учета лиц, въезд которым в Российскую Федерацию не разрешен (исх. №... от дата);

информационное сообщение о принятии решения о нежелательности пребывания в Российской Федерации Абдирахимова А.Х. (для ведения соответствующих статистических учетов), оригинал утвержденного решения о нежелательности пребывания в Российской Федерации Абдирахимова А.Х. и материалы, послужившие основанием для его принятия (для приобщения к материалам соответствующего номенклатурного дела), в ГИАЦ МВД России (исх. №... от дата).

Как следует из решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации от дата, вынесенного врио начальника ГУПЭ МВД России Морозовым И.В. и утвержденного врио заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации Головановым В.В., Абдирахимов А.Х., находясь на территории Российской Федерации, создает реальную угрозу общественному порядку, правам и законным интересам других лиц.

Таким образом, судебной коллегией установлено, что решение о нежелательности пребывания Абдирахимова А.Х. в Российской Федерации принято административным ответчиком Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Указанное решение принято дата.

Между тем, дата принят Указ Президента Российской Федерации №..., подпунктом «б» пункта 2 которого установлено, что в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства не принимаются решения о нежелательности их пребывания (проживания) в период с 15 марта по дата включительно.

Конституцией Российской Федерации предусмотрено, что Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (статья 90).

Абзацем вторым части 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

В приведенном Указе Президента Российской Федерации нормативному правовому акта придана обратная сила.

При этом тот факт, чт░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░.

░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░ 5 ░░░░░░ 15 ░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░), ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░.

░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░.

░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░ ░░░░ ░░ 6 ░░░░░░ 2020 ░░░░.

░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 2 ░ 3 ░░░░░ 2 ░░░░░░ 310 ░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ №... ░░ ░░░░.

░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░ ░░░░ ░░ ░░░░ №... ░░░░ ░░ ░░░░ №...), ░░░░░░░ (░░ ░░░░ ░░ ░░░░ №..., ░░ ░░░░ ░░ ░░░░ №...) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 307-310 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░

░░░░░░░░░░:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░. ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ 20 ░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░., ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░                            ░.░. ░░░░░

░░░░░                                        ░.░. ░░░░░░░░░░

                                            ░.░. ░░░░░░░░

░░░░░░░: ░░░░░ 1-░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.

33а-16843/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Абдирахимов Акмал Худаярович
Ответчики
Министерство внутренних дел РФ
Другие
Ахметов С.Ф.
МВД по РБ
Суд
Верховный Суд Республики Башкортостан
Судья
Искандаров Артур Фаритович
Дело на сайте суда
vs.bkr.sudrf.ru
26.08.2021Передача дела судье
29.09.2021Судебное заседание
13.10.2021Судебное заседание
07.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.12.2021Передано в экспедицию
13.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее