гражданское дело № 2-1916/2022
УИД 66RS0012-01-2022-002355-59
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Каменск-Уральский Свердловской области | 27 декабря 2022 г. |
Синарский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе председательствующего судьи Доевой З.Б., при секретаре Сергеевой П.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1916/2022 по иску прокурора г. Каменска-Уральского, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 72» о возложении обязанности,
установил:
прокурор г. Каменска-Уральского, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к МБДОУ «Детский сад № 72» о возложении обязанности в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда заключить договор с лицензированной охранной организацией на физическую охрану объекта, расположенного по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Лермонтова, 155.
В обоснование заявленного иска указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об образовании, о противодействии терроризму, в ходе которой было установлено отсутствие у МБДОУ «Детский сад № 72», расположенного в г. Каменске-Уральском по ул. Лермонтова, 155, договора с лицензированной охранной организацией на физическую охрану объекта, что является нарушением подпунктов 2 и 15 части 3, пункта 2 части 6, части 7 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон об образовании), статьи 2, пунктов 4 и 6 статьи 3 Федерального закона «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35-ФЗ (далее по тексту – Федеральный закон о противодействии терроризму), подпунктов «а, б» пункта 17, подпункта «а» пункта 18, подпункта «б» пункта 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее также Требования).
В судебном заседании помощник прокурора Макарова С.Е. заявленные требования поддержала по изложенным в исковом заявлении доводам.
Представитель ответчика Петренко О.А. (заведующая) в судебное заседание не явилась, в представленном в материалы дела отзыве на исковое заявление против удовлетворения заявленного иска возражала, указав, что требования нормативного акта могут быть выполнены лишь с учетом надлежащего финансирования.
Представитель третьего лица ОМС «Управление образования Каменск-Уральского городского округа» Ступина О.В. в судебное заседание не явилась, представив письменные возражения.
Представитель третьего лица Каменский-Уральский ОВО – Филиал ФГКУ «УВО ВНГ России по Свердловской области» Кочеткова С.В. в судебное заседание не явилась, представив ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, требования иска полагала обоснованными.
Представитель третьего лица Министерства образования и молодежной политики Свердловской области Соколова Е.Е. в судебное заседание не явилась, представив отзыв, в котором просила исключить Министерство из числа третьих лиц по данному гражданскому делу.
Представитель третьего лица Министерство финансов Свердловской области Захаров Н.В. в судебное заседание также не явился, представив отзыв, в котором поддержал исковое заявление прокурора, указав также на финансирование муниципального учреждения – ответчика из средств местного бюджета, в связи с чем интересы Министерства при рассмотрении гражданского дела не затрагиваются.
Заслушав объяснения помощника прокурора Макаровой С.Е., исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В пункте 3 статьи 3 Конвенции о правах ребенка определено, что государства – участники Конвенции обеспечивают соответствие учреждений, служб и органов, ответственных за заботу о детях или их защиту, нормам, установленным компетентными органами, в частности в области безопасности и здравоохранения с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора.
Таким образом, Российская Федерация приняла на себя обязательства, в том числе международно-правовые, по обеспечению безопасности в детских учреждениях, в данном случае по обеспечению противодействия терроризму в дошкольных учреждениях.
Положениями Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определено, что противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; антитеррористическая защищенность объекта (территории) - состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта (пункты 4, 6 статьи 3).
Исходя из требований пунктов 7 и 12 статьи 2 Федерального закона о противодействии терроризму, противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах приоритета мер предупреждения терроризма, а также минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона о противодействии терроризму деятельность физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе сводится к выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов, минимизации и ликвидации последствий проявлений терроризма.
Согласно части 3.1 статьи 5 Федерального закона о противодействии терроризму юридические лица обеспечивают выполнение указанных требований в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
В соответствии с пунктом 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной 05.10.2009 Президентом Российской Федерации, основными задачами противодействия терроризму являются: выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера; привлечение к ответственности субъектов террористической деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.
Из пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее также Закон об образовании) следует, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.
К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами (пункт 2 части 3 статьи 28 Закона об образовании).
Согласно части 6 статьи 28 указанного Федерального закона образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Таким образом, из приведенных выше норм закона следует, что они содержат императивные предписания в отношении образовательных учреждений.
Выполнение обязанности по заключению договора с лицензированной организацией на охрану здания и территории детского сада направлено на обеспечение безопасности воспитанников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.
Отсутствие в образовательном учреждении указанного договора отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая противодиверсионная устойчивость объекта, не обеспечен постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении детей, работников учреждения, то есть повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан.
Проведенной проверкой установлено и не опровергнуто в ходе рассмотрения дела, что МБДОУ «Детский сад № 72» не имеет договора с лицензированной охранной организацией на физическую охрану объекта, расположенного по ул. Лермонтова, 155 в г. Каменске-Уральском.
При таких обстоятельствах, учитывая, что МБДОУ «Детский сад №72» в силу вышеприведенных норм обязано заключить указанный договор, суд приходит к выводу об обоснованности заявленного иска.
Срок исполнения решения определяется в соответствии с положениями статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Определяя срок устранения нарушений, допускаемых ответчиком, суд исходит из представленных сторонами, а также третьим лицом обоснований и расчетов, а также необходимости восстановления прав неопределенного круга лиц в соразмерные сроки, в связи с чем полагает разумным срок исполнения решения суда – не позднее 6 месяцев с даты вступления в законную силу решения суда (соглашаясь в данной части с требованиями истца).
При этом суд обращает внимание, что ответчик не лишен права обращения в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с заявлением о рассрочке или отсрочке исполнения решения суда при возникновении обстоятельств, свидетельствующих о необходимости таковой.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования прокурора г. Каменска-Уральского, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 72» о возложении обязанности – удовлетворить.
Возложить на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 72» обязанность в течение 6 (шести) месяцев с момента вступления в законную силу решения суда заключить договор с лицензированной охранной организацией на физическую охрану объекта, расположенного по ул. Лермонтова, 155 в г. Каменске-Уральском Свердловской области.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде с подачей апелляционной жалобы через Синарский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области.
Судья З.Б. Доева
Мотивированное решение изготовлено 27 декабря 2022 г.