Решение от 30.01.2015 по делу № 2-90/2015 (2-860/2014;) от 01.12.2014

                                                                                                                  К делу № 2-90/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст. Калининская

Краснодарский край                                                                                    30 января 2015 года

    Калининский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Осовик С.В.,

с участием ст.помощника прокурора Калининского района Власенко А.Б.,

представителя ответчика Администрации МО Калининский район по доверенности – Левченко И.Г.,

при секретаре Милёвой Е.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о. прокурора Калининского района в интересах Землянко Ю.А. к Администрации муниципального образования Калининский район и Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края об обязании предоставить жилье лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

УСТАНОВИЛ:

         И.о. прокурора Калининского района обратился в суд с вышеуказанным иском к Администрации муниципального образования Калининский район и Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края об обязании предоставить жилье лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в котором указано, что Прокуратурой Калининского района проведена проверка исполнения законодательства о защите личных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, финансировании и целевом расходовании средств, направляемых на полное государственное обеспечение воспитанников и выпускников детских домов и интернатов, на их содержание в семьях опекунов (попечителей) и приемных родителей.

     В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Землянко Ю.А. поставлен на очередь в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в службу по учету граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий администрации муниципального образования Калининский район для получения жилья. В настоящее время Землянко Ю.А. приказом Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ включен в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

     По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ жилое помещение Землянко Ю.А. не предоставлено.

     Согласно п.п. 1, 3 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

    Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

     Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

      Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 № 15 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» действие положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

     В силу п. 2 ст. 2, п. 1 ст. 5 Закона Краснодарского края от 30.06.2009 № 1748 «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» дополнительные гарантии прав на имущество и жилое помещение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются путем предоставления жилых помещений по договорам найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда.

     Уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.

       Согласно ч.ч. 1,2 ст. 2 Закона Краснодарского края от 26.12.2010 № 2645 «О внесении изменений в Закон Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования, но не ранее 1 января 2013 года. Действие настоящего Закона распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лица, относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Закона».

     Конституция Российской Федерации провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируются равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 1,ч.1 ст. 7, ч.ч. 1,2 ст.ст. 18, 19).

     В соответствии с Законом Краснодарского края от 15.12.2004 № 805 «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» уполномоченный орган исполнительной власти края в области опеки, попечительства и семейной политики осуществляет мероприятия по предоставлению указанным гражданам жилых помещений, рассматривает обращения граждан по вопросам предоставления жилых помещений и выполняет иные функции, определяемые нормативно - правовыми актами Краснодарской края.

     Согласно п. 1.1 Положения о Министерстве социального развитиями сёмёйной политики Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации края от 28.06.2012 № 743, Министерство является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области социальной поддержки, социального обслуживания населения края, а также опеки, попечительства, патронажа, защиты интересов безвестно отсутствующих граждан и семейной политики в крае.

     В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав интересов свобод и законных интересов граждан, а так же за защитой прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

     На основании изложенного прокурор просит суд: Обязать администрацию МО Калининский район, Министерство социального развития и семейной политики края в порядке, установленном законодательством субъекта РФ, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти края обеспечить однократное предоставление Землянко Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированных жилых помещений по норме предоставления общей площади жилого помещения не ниже установленной законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в рамках государственной программы Краснодарского края «Дети Кубани» и в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в порядке очередности, исходя из количества жилых помещений муниципального образования Калининский район, приобретенных (построенных) за счет субвенций из бюджета Краснодарского края на реализацию переданных государственных полномочий.

      В судебном заседании ст.помощник прокурора Калининского района Власенко А.Б. заявленные требования поддержал, дал объяснения, аналогичные изложенным в заявлении. Просил исковые требования удовлетворить.

    В судебном заседании представитель ответчика Администрации МО Калининский район по доверенности – Левченко И.Г., представила письменные возражения на исковое заявление, в которых указано, что рассмотрев исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Калининского района от ДД.ММ.ГГГГ в интересах Землянко Ю.А. к администрации муниципального образования Калининский район и Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края о предоставлении жилья лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, администрация муниципального образования Калининский район считает его необоснованным по следующим основаниям:

    Абзац второй пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в системе действующего правового регулирования предполагает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных нормативов после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, является государственным полномочием субъекта Российской Федерации, осуществляется исполнительными органами государственной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства таких детей и может быть возложено на органы местного самоуправления только с соблюдением установленного федеральным законом порядка наделения их соответствующими государственными полномочиями. Конституционно-правовой смысл указанного законоположения выявлен Конституционным Судом Российской Федерации и указан в Определении Конституционного Суда РФ от 05.02.2009 г. № 250-0-П, является общеобязательным и исключает любое иное его истолкование в правоприменительной практике.

    В соответствии со ст.5, ст.8 Федерального Закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» финансовое обеспечение дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение является расходным обязательством субъекта РФ.

    В целях защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и для установления новых форм и порядка предоставления указанных мер социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 3 июня 2009 года Законодательным Собранием Краснодарского края принят Закон Краснодарского края № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», которым установлено, что жилые помещения предоставляются гражданам вышеуказанной категории путем приобретения (строительства) жилых помещений с последующей передачей их по договорам найма специализированного жилого помещения. Порядок предоставления жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, определён постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 15.04.2013 года № 384 «Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае». Приобретение, строительство жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма лицам, указанным в части 2 статьи 5 указанного выше закона, осуществляются за счет краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда могут предоставляться по договорам найма органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.

    Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» статьей 19 предусмотрен порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, а именно наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации при условии, если законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.

    В соответствии с Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципального образования Калининский район наделены отдельными государственными полномочиями, в том числе и предоставление жилых помещений по договору найма специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» путем приобретения (строительства) жилья.

     Согласно ст. 2 данного закона финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета.

     Размеры субвенций, предоставляемых из краевого бюджета конкретным муниципальным образованиям на осуществление отдельных государственных полномочий, определяются законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.

     В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 21 июля 2008 года №1535-К3 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Краснодарского края по ведению учета граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Краснодарском крае наделяются следующими отдельными государственными полномочиями Краснодарского края:

    по ведению учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях граждан, относящихся к категориям, указанным в Законе Краснодарского края «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем граждан отдельных категорий»;

    по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» в части:

    приема, проверки и ведения учета заявлений и иных необходимых документов, представляемых законными представителями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами, относившимися к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для формирования списка;

    подготовки заключений о необходимости включения или отказа во включении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в список и направлении данных заключений и заявлений с приложенными к ним иными необходимыми документами в орган исполнительной власти Краснодарского края в области семейной политики;

    составления актов о возможности или невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых ими жилых помещениях и направления их заявителям;

    осуществления контроля за своевременной подачей законными представителями детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, заявлений о включении указанных детей в список;

    принятия мер для включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случае неподачи их законными представителями в установленный срок заявлений о включении указанных детей в список.

     Ведение органами местного самоуправления учета граждан отдельных категорий в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется в порядке, установленном Законом Краснодарского края «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях». Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае». Органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок.

    В соответствии со ст.6 Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 805- КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы государственной власти Краснодарского края при передаче отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления обязаны:

     предусматривать ежегодно в краевом фонде компенсаций субвенции раздельно по каждому из передаваемых органам местного самоуправления полномочий;

     производить определение размеров субвенций и распределение субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий органами местного самоуправления по единой методике;

     производить передачу субвенций в местные бюджеты на осуществление отдельных государственных полномочий в соответствии с утвержденной бюджетной росписью и лимитами бюджетных обязательств.

    В соответствии с приказом Министерства финансов Краснодарского края от 22 апреля 2013 года №138 «Об утверждении распределения муниципальных образований по группам Муниципалитетов на 2014 год» Калининский район отнесен к 1 группе. Это означает, что в соответствии с п.3 и п.4 ст. 136 Бюджетного кодекса РФ муниципальное образование Калининский район не имеет право принимать расходные обязательства, не отнесенные Конституцией РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, уставом муниципального образования Калининский район к полномочиям органов местного самоуправления.

    На основании вышеизложенного сообщает, что муниципальное образование Калининский район имеет бюджетный дефицит в размере <данные изъяты> тыс. рублей не может принимать на себя расходные обязательства по финансированию расходов на дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение.

     Землянко Ю.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, и принят на учет граждан в качестве нуждающегося в жилом помещении в отдельный список с датой учета ДД.ММ.ГГГГ года.

    Учитывая, что учет данной категории граждан в муниципальном образовании Калининский район ведется начиная с 2006 года, Землянко Ю.А. был поставлен на льготный учет в ДД.ММ.ГГГГ году, то предоставить ему жилое помещение вне очереди не представляется возможным, так как это нарушило бы право по обеспечению жильем тогда ещё впереди стоящих очередников.

     Реализация права Землянко Ю.А. поставлена в зависимость от наличия или отсутствия субвенций на осуществление отдельных государственных полномочий и других лиц, имеющих аналогичное право как в данном муниципальном образовании, так и в целом по Краснодарскому краю.

     Вышеизложенная правовая позиция основана в:

     положениях Конституции РФ; определении Конституционного суда РФ от 18 января 2005 г. № 7-О сформулировавшие следующее правило: правила действия новых норм, закрепляющих либо изменяющих права граждан, предусматривающих для них гарантии и льготы, во времени и по кругу лиц должны устанавливаться с соблюдением требований Конституции РФ, в том числе вытекающих из принципа равенства (ч. 1 и 2 ст. 19), который гарантирует гражданам защиту от всех форм дискриминации при реализации прав и свобод;

определении судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 5 июля 2011 года определившем, что жилые помещения предоставляются по договору найма, площадью не ниже установленных социальных норм в соответствии со списком детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

     Учитывая то, что гражданин сохраняет право на обеспечение жильем до момента его предоставления, то Землянко Ю.А. будет обеспечен жилым помещением по мере выделения субвенции для приобретения или строительства жилых помещений муниципальному образованию Калининский район и очередности предоставления.

    На основании изложенного привлечение администрации муниципального образования Калининский район в качестве ответчика считает необоснованным. Требования прокурора, обязывающее администрацию муниципального образования Калининский район предоставить Землянко Ю.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиями, расположенное в муниципальном образовании Калининский район, не подлежат удовлетворению, в связи с тем, что администрация муниципального образования Калининский район ненадлежащая сторона по данному делу.

       Представитель ответчика Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края в судебное заседание не явился. Заместитель министра Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края просила рассмотреть дело без участия их представителя. Представила письменные возражения на исковое заявление в которых указано, что согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 № 159-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 № 15-ФЗ) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся бет попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

    Согласно части 1 статьи 5 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 №1748-КЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.

    В соответствии с абзацем 25 статьи 1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются отдельными государственными полномочиями по решению вопросов обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» в части:

приобретения, строительства (в том числе участия в долевом строительстве) жилых помещений и включения таких жилых помещений в муниципальный специализированный жилищный фонд с отнесением их к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

    исключения жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из муниципального специализированного жилищного фонда и заключения с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из их числа договора социального найма в отношении данных жилых помещений.

     Согласно пункту 1.2 Порядка предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещении муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденного постановлением главы администрации (губернатором) Краснодарского края от 15.04.2013 № 384 (далее - Порядок) функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края, наделенные отдельными государственными полномочиями Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края.

    Так, во исполнение статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ, Закона Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ, в соответствии с положением о министерстве социального развития и семейной политики Краснодарского края, утвержденного постановлением главы администрации (губернатором) <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 743, приказом министерства от ДД.ММ.ГГГГ Землянко Ю.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

    Истцом необоснованно заявлено требование в части обязания министерства в порядке, установленном законодательством субъекта РФ, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти края обеспечить однократное предоставление Землянко Ю.А. благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированных помещений.

    Согласно Закону Краснодарского края от 18.12.2013 № 2850-КЗ «О краевом бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» министерство является главным распорядителем бюджетных средств, выделенных на реализацию Закона Краснодарского края от 03.06.2009 № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае».

     В соответствии с таблицей 31 приложения 22 к Закону Краснодарского края от 18.12.2013 № 2850-КЗ «О краевом бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» муниципальному образованию Калининский район выделена из краевого бюджета субвенция на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в размере 33 707, 4 тыс. рублей.

    Таким образом, министерством произведено финансирование муниципального образования Калининский район, следовательно, обеспечена реализация переданных государственных полномочий в части предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края. Полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края.

     На основании изложенного, руководствуясь статьей 35 ГПК РФ, министерство просит в удовлетворении исковых требований в части обязания министерства в порядке, установленном законодательством субъекта РФ, нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти края обеспечить однократное предоставление Землянко Ю.А. благоустроенного жилого помещения специализированного жилого фонда по договору найма специализированных помещений - отказать.

    Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

    Как следует из материалов дела, в соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Землянко Ю.А. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

    ДД.ММ.ГГГГ Землянко Ю.А. подано заявление главе муниципального образования Калининский район о включении его в список детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

    Приказом министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ Землянко Ю.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.

    Положениями ст.8 Федерального закона РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договору социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

    Жилые помещения предоставляются лицам, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

    Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 30.07.2009 г. № 653 утвержден Порядок предоставления жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам социального найма.

    Согласно п.1.3 указанного Порядка, функции, связанные с осуществлением мероприятий по предоставлению жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, имевшим статус лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма, осуществляют органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Краснодарского края в случае наделения их законом Краснодарского края соответствующими государственными полномочиями.

    Положениями Закона Краснодарского края от 15.12.2004 г. № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются отдельными государственными полномочиями по решению вопросов, в том числе по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, детям, находящимся под опекой (попечительством), а также лицам из их числа, не имеющим закрепленного жилого помещения, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

    Право Землянко Ю.А. на предоставление жилого помещения предусмотрено нормами федерального законодательства, а именно, Федеральным законом РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также ст.57 Жилищного Кодекса Российской Федерации.

    На основании п.5 ст.5 закона Краснодарского края от 03.06.2009 г. № 1748-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Краснодарском крае» приобретение, строительство жилых помещений, предоставляется по договорам социального найма, осуществляется только за счет средств краевого бюджета в пределах средств, предусмотренных на указанные цели законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год.

    В соответствии со ст.19 Федерального закона РФ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.

    Согласно п.3 ст.20 указанного Закона органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

    Кроме того, органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.

    Согласно ч.1 ст.5 Закона Краснодарского края от 26.12.2012 г. № 2645-КЗ «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.

    Согласно Определению Верховного Суда Российской Федерации от 30.09.2008 г. № 85-В08-3, а также Обзору практики рассмотрения судами дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст.1 Федерального закона РФ от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» реализация прав на предоставление жилья указанной категории граждан не ставится в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилой площади; от обеспечения жильем других очередников; от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий и тем более от включения в список вне очередников. Обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от того, что не ведется строительство жилья, отсутствуют свободные жилые помещения муниципального жилищного фонда, нет денежных средств на приобретение жилья и так далее, поскольку все эти доводы не основаны на законе.

    Таким образом, не обеспечение Землянко Ю.А. до настоящего времени жилой площадью не ниже установленных социальных норм, нарушает его права, предусмотренные вышеуказанным законодательством как лица, оставшегося без попечения родителей.

    Доводы Министерства социального развития и семейной политики Краснодарского края и Администрации МО Калининский район о том, что Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края и Администрация МО Калининский район не наделены полномочиями по предоставлению жилого помещения и заключения договора найма специализированного жилого помещения не могут быть признаны состоятельными и служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку они являются ошибочными и направлены на неправильное толкование норм действующего законодательства.

    На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд:

РЕШИЛ:

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░., ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░ ░░░░░░» ░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░-░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.

     ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-90/2015 (2-860/2014;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
И.о прокурор в интересаз Землянко Юлии Анатольевны
Ответчики
Министерство равсития и семейной политики
АдминистрацияМО
Суд
Калининский районный суд Краснодарского края
Дело на сайте суда
kalininsk.krd.sudrf.ru
01.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.12.2014Передача материалов судье
01.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.12.2014Подготовка дела (собеседование)
17.12.2014Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.01.2015Судебное заседание
30.01.2015Судебное заседание
30.01.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.03.2015Дело оформлено
16.03.2015Дело передано в архив
30.01.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее