РЕШЕНИЕ
27 июня 2022 года г. Пермь
Судья Дзержинского районного суда г. Перми Мухина Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника отдела взаимодействия со страхователями № Управления персонифицированного учета Отделения пенсионного фонда России по Адрес ФИО3 на постановление мирового судьи судебного участка № Дзержинского судебного района Адрес от Дата № о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в отношении директора ООО ГК «Регион-ИЖ» ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № Дзержинского судебного района Адрес от Дата № прекращено производство по ч. 1 ст. 15.33.2 КоАП РФ в отношении директора ООО ГК «Регион-ИЖ» ФИО1 по факту не предоставления сведений о застрахованных лицах по форме СЗВ-М за отчётный период сентябрь 2021 года.
Не согласившись с постановлением, начальник отдела взаимодействия со страхователями № Управления персонифицированного учета отделения пенсионного фонда России по Адрес ФИО3 обратилась в суд с жалобой, просит постановление отменить, направить дело на новое рассмотрение. Указывает, что о ФИО1 извещался о месте и времени составления протокола об административном правонарушении не только заказным письмом с уведомлением, но и путем отправки уведомления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В судебном заседании заявитель - начальник отдела взаимодействия со страхователями № ОПФР по Адрес ФИО3 не участвовала, от Управления получено заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Лицо, в отношении которого прекращено производство по делу – ФИО1 в судебном заседании не участвовал, извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие, указал, что выводы сделаны.
Изучив материалы дела, прихожу к следующему.
Согласно ст. 15.33.2 КоАП РФ административным правонарушением признается непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.
Согласно ст. 1 Федерального закона от Дата № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон № 27-ФЗ) страхователями являются в том числе, юридические лица, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
В соответствии с п. 2.2 ст. 11 указанного закона страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица). Сведения о застрахованных лицах порядок их представления утверждены постановлением Правления ПФ РФ от Дата №, утратившим силу в связи с изданием Постановления Правления ПФ РФ от Дата N 103п, вступившего в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования (опубликовано на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru - Дата).
Пунктом 23 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минтруда России от Дата №н предусмотрено, что сведения о застрахованных лицах, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации представляют страхователи, признаваемые таковыми в соответствии с абзацем четвертым статьи 1 Закона № 27-ФЗ, подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от Дата № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее - Закон № 167-ФЗ).
Из материалов дела следует, что начальником отдела взаимодействия со страхователями № Управления персонифицированного учета Отделения пенсионного фонда России по Адрес ФИО3 Дата составлен протокол об административном правонарушении в отношении директора ООО ГК «РЕГИОН-ИЖ» ФИО1 по факту непредоставления в установленный срок Дата достоверных сведений в отношении каждого работающего у страхователя застрахованного лица по форме СЗВ-М за сентябрь 2021 года.
Из содержания протокола №S20210037416 от Дата об административном правонарушении следует, что он составлен в отсутствие привлекаемого лица.
Уведомление о времени и месте составления протокола об административном правонарушении направлено по адресу: 426054, Удмуртская Республика, Адрес21.
Согласно сведениям УФМС России по Удмуртской Республике по состоянию на Дата, ФИО1, Дата года рождения, с Дата зарегистрирован по адресу: Адрес3.
Извещение о составлении протокола об административном правонарушении по указанному адресу не направлялось.
Согласно разъяснениям Верховного Суда РФ, данным в Постановлениях Пленума от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» и «О сроках рассмотрения судами Российской Федерации уголовных, гражданских дел и дел об административных правонарушениях» в целях своевременного разрешения дел об административных правонарушениях необходимо иметь в виду, что Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность рассмотрения дела в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу, исходя из положений частей 2 и 3 статьи 25.1 КоАП РФ судья вправе рассмотреть дело об административном правонарушении в отсутствие указанного лица при соблюдении следующих условий: у судьи имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела; извещение в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому оно направлено (судебной повесткой, телеграммой, телефонограммой, факсимильной связью и т.п., посредством СМС-сообщения в случае согласия лица на уведомление таким способом и при фиксации факта отправки и доставки СМС-извещения адресату); по смыслу указанных выше норм административного законодательства и разъяснений Верховного Суда РФ, лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещеннымо времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает поэтому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения.
Направление уведомления, адресованного ФИО1, в том числе по месту нахождения юридического лица: Адрес, скл. 1-3, не производилось, иные сведения об извещении привлекаемого лица о составлении протокола по делу об административном правонарушении в отношении него отсутствуют.
При возбуждении дела об административном правонарушении должны быть обеспечены установленные в положениях статей 25.1 и 28.2 КоАП РФ гарантии защиты прав лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В силу части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу требований части 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении может быть составлен в отсутствие физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке.
Указанные требования КоАП РФ свидетельствуют о необходимости обеспечения возможности участия при составлении протокола об административном правонарушении физического, в том числе и должностного, лица, привлекаемого к ответственности.
Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату. В силу части 2 статьи извещения, адресованные гражданам, направляются по месту их жительства.
Довод заявителя жалобы о том, что ФИО1 извещался дополнительно путем отправки уведомления в электронном виде, не является основанием для удовлетворения жалобы, поскольку материалы дела не содержат сведений о подключении привлекаемого лица к системе электронного документооборота ПФР, о получении им уведомления.
При этом КоАП РФ не содержит каких-либо ограничений, связанных с извещением лица о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, в связи с чем оно в зависимости от конкретных обстоятельств дела может быть произведено с использованием любых доступных средств связи или доставки, позволяющих контролировать получение информации лицом, которому такое извещение направлено.
У должностного лица отсутствовали данные о надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела, а в силу пункта 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины их неявки и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела, вышеперечисленные нормы свидетельствуют о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о рассмотрении дела об административном правонарушении.
Доказательств направления извещения о времени и месте составления протокола об административном правонарушении в отношении ФИО1, в том числе, по месту исполнения им своих должностных обязанностей, а именно, по месту регистрации юридического лица, не представлено.
Указанное нарушение является существенным, влекущим нарушение права на защиту привлекаемого к ответственности лица, а также свидетельствующим о том, что в силу ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении не может быть использован в качестве доказательства по делу.
В соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.33.2 КоАП РФ, составляет один год.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи является законным и обоснованным, нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, при рассмотрении дела, влекущих отмену постановления, мировым судьей не допущено, а, следовательно, оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления мирового судьи не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Дзержинского судебного района г. Перми от Дата № о прекращении производства по ч. 1 ст. 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении директора ООО ГК «Регион-ИЖ» ФИО1 оставить без изменения, жалобу начальника отдела взаимодействия со страхователями № 2 Управления персонифицированного учета отделения пенсионного фонда России по Пермскому краю ФИО3 без удовлетворения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 31.1 КоАП РФ решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано в соответствии с требованиями статей 30.12 - 30.19 КоАП РФ, регламентирующими право обжалования вступивших в законную силу постановлений по делу об административном правонарушении, решений по результатам рассмотрения жалоб.
Копия верна
Судья ФИО2