Судья Нуруллина Л.М. УИД 16RS0049-01-2021-006374-79
Дело № 2-2815/2021
№ 33-3763/2022
Учет № 094г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
31 марта 2022 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Насретдиновой Д.М.,
судей Муртазина А.И. и Мелихова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Арутюняном Ш.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Насретдиновой Д.М. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ответчика – Государственного казенного учреждения «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» – Хуснутдиновой Натальи Сергеевны на решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 16 августа 2021 года, которым с учетом дополнительного решения от 22 декабря 2021 года постановлено:
исковые требования Левицкой Жанны Александровны к Государственному казенному учреждению «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» о признании решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно незаконным и назначении пособия удовлетворить.
Признать решение отделения № 40 Государственного казенного учреждения «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» в Тукаевском муниципальном районе от 10 июля 2020 года об отказе в назначении Левицкой Жанне Александровне ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно незаконным.
Обязать Государственное казенное учреждение «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» назначить и выплатить Левицкой Жанне Александровне ежемесячную выплату на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на основании заявления Левицкой Жанны Александровны от 20 июня 2020 года.
В удовлетворении исковых требований Левицкой Жанны Александровны к Государственному казенному учреждению «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» о признании решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно незаконным и назначении пособия в части возложения обязанности по назначению ежемесячной выплаты на ребенка с 10 июля 2020 года отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Левицкая Ж.А. обратилась в суд с иском к Государственному казенному учреждению «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» (далее также – ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)», ответчик, учреждение) о признании решения об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет незаконным и назначении пособия.
Требования истца мотивированы тем, что 20 июня 2020 года она, являясь матерью несовершеннолетней Л.А.Д., <дата> года рождения, обратилась в ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» с заявлением о назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно посредством заполнения соответствующего заявления на Едином портале государственных услуг Российской Федерации.
Решением ответчика от 10 июля 2020 года № 980/35-2020 в назначении указанной ежемесячной денежной выплаты ей было отказано по причине отсутствия сведений о доходах у совершеннолетних членов семьи получателя, не состоящих на учете в службе занятости.
С данным отказом истец не согласна, поскольку сведения о ее доходах за необходимый период неоднократно представлялись в учреждение ответчика лично, а также посредством приложения к обращению в интернет-приемную ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)». По изложенным основаниям Левицкая Ж.А. просила суд признать приведенное выше решение незаконными и возложить на ответчика обязанность по назначению ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на основании ее заявления от 20 июня 2020 года с даты вынесения обжалуемого решения – 10 июля 2020 года.
Истец Левицкая Ж.А. в судебное заседание суда первой инстанции не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представитель ответчика ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» по доверенности Хуснутдинова Н.С. исковые требования не признала, пояснив суду, что в назначении пособия Левицкой Ж.А. было отказано ввиду непредставления сведений о доходах за период с декабря 2018 года по ноябрь 2019 года Кроме того, истцом были представлены недостоверные сведения о составе семьи, поскольку брачные отношения между последней и Л.Д.М. были прекращены в 2019 году.
Судом вынесено решение и дополнительное решение о частичном удовлетворении иска в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» по доверенности Хуснутдинова Н.С., выражая несогласие с постановленным по делу решением, просит его отменить, как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе ею приводятся те же доводы, что и в возражениях на исковое заявление, указывается на отсутствие оснований для назначения спорной выплаты со ссылкой на непредоставление сведений о доходах истца в расчетный период времени.
На судебное заседание суда апелляционной инстанции участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте его рассмотрения по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не явились.
В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, и извещенных о времени и месте его рассмотрения, не является препятствием к разбирательству дела, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не находит в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2020 года № 384 «Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении» утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно (далее также – Основные требования).
В силу пункта 1 Основных требований они применяются органами государственной власти субъектов Российской Федерации при установлении порядка и условий назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно (далее – ежемесячная выплата), а также при установлении требований к имущественной обеспеченности семей для определения их нуждаемости при назначении ежемесячной выплаты.
Согласно пункту 16 вышеуказанных Основных требований (в редакции, действовавшей с 30 апреля 2020 года по 27 ноября 2020 года) решение об отказе в назначении ежемесячной выплаты принимается в следующих случаях: смерть ребенка; размер среднедушевого дохода семьи превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации на II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты; наличие в заявлении недостоверных или неполных данных; иные случаи, предусмотренные нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
В Республике Татарстан порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно установлен постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 апреля 2020 года № 267.
В соответствии с пунктом 1.1 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 апреля 2020 года № 267 (далее – Порядок и условия), настоящие Порядок и условия устанавливают правила и условия предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно семьям, имеющим размер среднедушевого дохода, не превышающий величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в Республике Татарстан за II квартал года, предшествующего году обращения за назначением указанной выплаты, и уровень имущественной обеспеченности которых ниже уровня имущественной обеспеченности семьи (гражданина), установленного приложением к Закону Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан».
В силу пункта 1.4 Порядка и условий (в редакции от 10 апреля 2020 года), ежемесячная выплата назначается и выплачивается одному из родителей или иному законному представителю ребенка, являющемуся гражданином Российской Федерации (далее – получатель) и проживающему на территории Российской Федерации, на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку (попечительство) ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно.
Согласно пункту 3.3 Порядка и условий, среднедушевой доход семьи получателя для назначения ежемесячной выплаты рассчитывается исходя из суммы доходов членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления сведений о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествующих шести календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
Пунктом 2.4 Порядка и условий (в редакции от 10 апреля 2020 года) установлены основания для отказа в назначении ежемесячной выплаты, которыми являются: Основаниями для отказа в назначении ежемесячной выплаты являются: нахождение ребенка на полном государственном обеспечении; лишение получателя родительских прав либо ограничение его в родительских правах в отношении ребенка, на которого назначается ежемесячная выплата; превышение размера среднедушевого дохода семьи получателя величины прожиточного минимума на душу населения, установленной в субъекте Российской Федерации за II квартал года, предшествующего году обращения за назначением ежемесячной выплаты; наличие недостоверных или неполных данных в заявлении; отсутствие сведений о доходах у совершеннолетних членов семьи получателя, не состоящих на учете в службе занятости; превышение уровня имущественной обеспеченности семьи получателя уровня имущественной обеспеченности семьи (гражданина), установленного приложением к Закону Республики Татарстан от 8 декабря 2004 года № 63-ЗРТ «Об адресной социальной поддержке населения в Республике Татарстан»; отсутствие у получателя и ребенка, на которого назначается ежемесячная выплата, гражданства Российской Федерации.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Левицкая Ж.А. является матерью несовершеннолетней Л.А.Д., <дата> года рождения.
20 июня 2020 года Левицкая Ж.А. посредством заполнения заявления на Едином портале государственных услуг Российской Федерации обратилась в отделение № 40 ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» с заявлением о назначении и осуществлении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно.
Решением отделения № 40 ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» от 10 июля 2020 года № 980/35-2020 в назначении ежемесячной денежной выплаты истцу было отказано со ссылкой на отсутствие сведений о доходах у совершеннолетних членов семьи получателя, не состоящих на учете в службе занятости.
Письмом от 26 февраля 2021 года № 01-03/Г-459 в ответ на обращение истца ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» сообщено об обоснованности вышеуказанного решения, при этом отмечено, что по сведениям, полученным посредством межведомственных запросов, в том числе из Федеральной налоговой службы, у истца и ее супруга отсутствовали доходы за расчетный период (с декабря 2018 года по ноябрь 2019 года).
Обращаясь в суд с настоящим иском, Левицкая Ж.А. в его обоснование указала на неоднократное предоставление ответчику сведений о ее доходах за период с декабря 2018 года по ноябрь 2019 года.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что основанием к отказу в назначении ежемесячной выплаты явилось отсутствие сведений о доходах у совершеннолетних членов семьи получателя, не состоящих на учете в службе занятости, при этом истцом были представлены доказательства наличия профессионального дохода в расчетном периоде, а непредставление Федеральной налоговой службой вышеуказанных сведений посредством межведомственного взаимодействия никоем образом не может ухудшать положение получателя ежемесячной денежной выплаты.
Судебная коллегия, соглашаясь с таким выводом суда первой инстанции, признает доводы апелляционной жалобы представителя ответчика несостоятельными, исходя из следующего.
Так пункт 2.4 Порядка и условий содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты на детей в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
На момент обращения истца с заявлением на получение названной ежемесячной выплаты – 20 июня 2020 года действовало постановление Кабинета Министров Республики Татарстан в редакции от 10 апреля 2020 года № 267, в соответствии с которым основанием для отказа в назначении спорной выплаты в числе прочего являлось отсутствие сведений о доходах у совершеннолетних членов семьи получателя, не состоящих на учете в службе занятости.
Между тем в рассматриваемом случае из имеющейся в деле справки о постановке на учет (снятии с учета) физического лица в качестве налогоплательщика налога на профессиональный доход от 11 мая 2021 года № 4803950 следует, что Левицкая Ж.А. с 1 июля 2019 года состоит на учете в налоговом органе в качестве самозанятой. Из справки Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 9 по Республике Татарстан от 11 мая 2021 года № 4803963 о состоянии расчетов (доходах) по налогу на профессиональный доход за 2019 год видно, что доход Левицкой Ж.А., облагаемый налогом на профессиональный доход, за июль 2019 года и за весь календарный год составил 5 200 рублей.
Таким образом, поскольку Левицкая Ж.А. за последние 12 календарных месяцев, предшествующих шести календарным месяцам перед месяцем подачи заявления о назначении ежемесячной выплаты, то есть в период с декабря 2018 года по ноябрь 2019 года имела доход, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что истец относится к категории получателей пособия, установленного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10 апреля 2020 года № 267 (в редакции от 10 апреля 2020 года), в связи с чем правовых оснований для принятия решения об отказе в назначении ей ежемесячной выплаты у ответчика не имелось.
Согласно пункту 12 Основных требований документы (сведения), необходимые для назначения ежемесячной денежной выплаты, запрашиваются уполномоченным органом в рамках межведомственного взаимодействия в органах и (или) организациях, в распоряжении которых они находятся.
В соответствии с пунктом 2.2 Порядка отделение Центра получает на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием системы межведомственного информационного взаимодействия, из уполномоченных органов следующие сведения, необходимые для принятия решения о назначении ежемесячной выплаты: о государственной регистрации рождения (усыновления) ребенка (детей); о государственной регистрации заключения (расторжения) брака; о смерти ребенка или его законного представителя; об установлении опеки над ребенком; о законном представителе; о лишении (ограничении, восстановлении) родительских прав, сведения об отмене ограничения родительских прав, сведения об отобрании ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью; об ограничении дееспособности или признании родителя или иного законного представителя ребенка недееспособным; о вознаграждениях за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации; о суммах пенсии, пособий и иных мер социальной поддержки в виде выплат, полученных в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации; о выплатах правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании; о пособиях по безработице (материальной помощи и иных выплатах безработным гражданам); о ежемесячных страховых выплатах по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; о дивидендах, а также процентах, полученных по операциям с ценными бумагами; о доходах от предпринимательской деятельности и от осуществления частной практики; о доходах по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности; о доходах от продажи, аренды имущества; о недвижимом имуществе; о жилом помещении, признанном в установленном порядке непригодным для проживания; о транспортных средствах; о наличии либо отсутствии регистрации по месту жительства и месту временного пребывания гражданина Российской Федерации в пределах Российской Федерации.
Заявитель вправе по своей инициативе представить в отделение Центра документы, содержащие сведения, указанные в настоящем пункте.
Как следует из возражений ответчика на исковое заявление, сведения о доходах заявителя и членов его семьи поступают из уполномоченных органов на основании межведомственных запросов, в том числе в электронной форме с использованием системы межведомственного информационного взаимодействия.
При этом, как верно указал в своем решении суд первой инстанции, непредставление Федеральной налоговой службой сведений о доходах Левицкой Ж.А. не может ухудшать положение истца на получение соответствующей меры государственной поддержки.
Обращаясь к доводам жалобы о представлении истцом недостоверных или неполных данных в заявлении о назначении вышеуказанной выплаты, судебная коллегия отмечает следующее.
Действительно, при обращении в учреждение ответчика в своем заявлении в графе «сведения о составе семьи» Левицкая Ж.А. в качестве супруга ошибочно указала Л.Д.М., брак с которым прекращен 27 августа 2019 года на основании решения мирового судьи судебного участка № 1 по Елабужскому судебному району Республики Татарстан от 3 июля 2019 года.
Вместе с этим данное обстоятельство не являлось причиной отказа в назначении ежемесячной денежной выплаты и в оспариваемом решении отделения № 40 ГКУ «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» в качестве соответствующего основания не указано.
Учитывая изложенные обстоятельства суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии оснований для признания решения отделения № 40 Государственного казенного учреждения «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» в Тукаевском муниципальном районе от 10 июля 2020 года № 980/35-2020 незаконными и возложении на ответчика обязанности по назначению Левицкой Ж.А. ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на основании заявления последней от 20 июня 2020 года.
Содержащаяся в апелляционной жалобе представителя ответчика ссылка на повторное обращение истца в 2021 году с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на правильность состоявшегося по делу решения не влияет и основанием для его отмены не является.
Поскольку неправильного применения норм материального права, а также нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено, то основания для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
В остальной части решение (дополнительное решение) суда первой инстанции участвующими в деле лицами не оспаривается и предметом апелляционного рассмотрения не является.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Ново-Савиновского районного суда города Казани от 16 августа 2021 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Государственного казенного учреждения «Республиканский центр материальной помощи (компенсационных выплат)» Хуснутдиновой Натальи Сергеевны – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд обшей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 4 апреля 2022 года.
Председательствующий
Судьи