Решение по делу № 5-1/2020 от 09.12.2019

66RS0051-01-2019-002290-79

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

21 января 2020 года судья Серовского районного суда Свердловской области Сутягина К.Н., рассмотрев дело об административном правонарушении № 5-1/2020 по статье 17.7 КоАП Российской Федерации в отношении начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Серов, Серовском, Гаринском, Новолялинском и Верхотурском районах Серегиной Елены Валерьевны,

УСТАНОВИЛ:

5 декабря 2019 года Серовским городским прокурором в отношении начальника Серовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора Серегиной Е.В. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, по факту невыполнения требования прокурора о представлении документов.

В судебном заседании Серегина Е.В. и её защитник, действующий по доверенности Краснова С.Н. пояснили, что для осуществления функций органов прокуратуры при проведении проверки по обращению гражданина Пронина в адрес территориального отдела направлено требование прокурора от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости предоставить копию доклада о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Серовского городского округа в 2018 году и произвести замеры качества питьевой воды в <адрес>, составив экспертное заключение. Доклад был предоставлен на электронном носителе в 2-дневный срок, по экспертному заключению, направлена информация о том, что лабораторные испытания и исследования проводит ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в <адрес>» в рамках государственного задания, которое формируется Управлением Роспотребнадзора по <адрес> за счет выделяемых субсидий. Серовский отдел вправе организовать, поручив проведение исследований, экспертиз лишь в рамках государственного надзора при проведении плановых и внеплановых мероприятий по контролю, проведение же в иных целях, не в рамках государственного задания, без осуществления проверки невозможно, поскольку влечет нецелевое расходование бюджетных средств. Возможно также в рамках прокурорской проверки с выделением специалиста Роспотребнадзора, но в требовании на необходимость выделения специалиста не указано. Полагают отсутствует состав правонарушения, умышленного бездействия должностного лица, которое лишено возможности предоставить экспертное заключение.

Статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении.

Пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) определено, что требования прокурора, вытекающие из данного закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.

Основанием для вынесения в отношении должностного лица – начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в городе Серов, Серовском, Гаринском, Новолялинском и <адрес>х Серегиной Е.В. постановления о назначении административного наказания послужил тот факт, что по обращению ФИО6 на несоответствие качества питьевой воды ГОСТу в <адрес>, поступившему ДД.ММ.ГГГГ Серовской городской прокуратурой проведена проверка, по результатам которой вынесены акты прокурорского реагирования в адрес администрации Серовского городского округа, ООО «Вертикаль» и территориального отдела Управления Роспотребнадзора. По причине не принятия действенных мер по устранению нарушений, улучшении качества воды, Серовским городским прокурором направлено требование ж-19 от ДД.ММ.ГГГГ о представлении в срок до ДД.ММ.ГГГГ документов: 1) копии доклада о состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Серовского и Сосьвинского городских округов в 2018 году, 2) произвести замеры качества питьевой воды с последующим составлением экспертного заключения по результатам лабораторных испытаний: в точках водозабора воды, из разводящей сети на вводе в жилые дома поселка Вятчино, в том числе в доме под , находящиеся в начале и конце разводящей сети.

ДД.ММ.ГГГГ начальником Серовского территориального отдела Управления Роспотребнадзора Серегиной Е.В. направлен ответ на указанное требование с частичным представлением документов и информации о невозможности предоставить экспертное заключение (л.д. 27).

ДД.ММ.ГГГГ Серовским городским прокурором вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Серегиной Е.В. в связи с не выделением специалиста Роспотребнадзора, не проведением замеров и не представлением заключения по упомянутым выше требованиям прокурора.

В силу положений статьи 26.1 названного Кодекса в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.

Согласно пункту 1 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе, в числе иных полномочий, требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 данного закона; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций.

Как следует из содержания требования прокурора, в нем указано лишь на необходимость предоставления документов, в числе которых экспертное заключение по результатам исследования качества питьевой воды.

Полномочия Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека установлены Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 322. Так, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей и осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

В силу пункта 1 статьи 42 Закона N 52-ФЗ санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и экспертами, аттестованными в установленном Правительством Российской Федерации порядке, в целях установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека; установления причин и условий возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и оценки последствий возникновения и распространения таких заболеваний (отравлений).

В силу пункта 3 статьи 42 Закона N 52-ФЗ порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, расследований, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор.

Приказом Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ N 224 утвержден Порядок организации и проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок (далее - Порядок).

В силу пункта 4 Порядка основаниями для проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, обследований, исследований, испытаний и токсикологических, гигиенических и иных видов оценок могут быть:

- предписания главных государственных санитарных врачей или их заместителей, выдаваемые на основании подпункта 4 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";

- определения, вынесенные должностными лицами в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

- заявления граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц о проведении санитарно-эпидемиологических экспертиз.

Исходя из указанного перечня, требование прокурора в рамках проводимой прокурорской проверки, самостоятельным основанием для проведения санитарно-эпидемиологических исследований и составления экспертного заключения не является. Предписание главным санитарным врачом выносится в рамках проводимой органом Роспотребнадзора проверки, чего в данном случае не имелось, определение о назначении экспертизы - в ходе административного расследования, которого также нет.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Одним из обязательных признаков субъективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 КоАП РФ, является умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 2.2 КоАП РФ административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

В данном случае не усматривается установления в действиях (бездействии) Серегиной Е.В. умысла на невыполнение требования прокурора, состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в её действиях (бездействии), отсутствует.

В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Требование прокурора, содержащее указание на предоставление документа, который не может быть предоставлен должностным лицом надзорного органа, не может считаться законным. Лицо, не выполнившее такое требование, не является виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - в связи с отсутствием в деянии Серегиной Е.В. состава вменяемого административного правонарушения.

Руководствуясь ст. 29.9, ст. 29.10 КоАП РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

Производство по делу об административном правонарушении по статье 17.7 КоАП Российской Федерации в отношении начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Серов, Серовском, Гаринском, Новолялинском и Верхотурском районах Серегиной Елены Валерьевны, прекратить в связи с отсутствием состава правонарушения.

На постановление в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления может быть подана жалоба и принесен протест в Свердловский областной суд через суд, вынесший постановление.

Судья                       

5-1/2020

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о прекращении производства по делу об адм. правонарушении
Истцы
прокурор
Ответчики
Серегина Елена Валерьевна
Суд
Серовский районный суд Свердловской области
Судья
Сутягина Клавдия Николаевна
Статьи

17.7

Дело на сайте суда
serovsky.svd.sudrf.ru
10.12.2019Передача дела судье
09.01.2020Подготовка дела к рассмотрению
09.01.2020Рассмотрение дела по существу
04.02.2020Рассмотрение дела по существу
04.02.2020Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
04.02.2020Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
09.12.2019Передача дела судье
13.12.2019Подготовка дела к рассмотрению
14.01.2020Рассмотрение дела по существу
21.01.2020Рассмотрение дела по существу
24.01.2020Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
21.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее