Дело: 2а-2427/2020; №33а-377/2021(33а-4261/2020)
Судья: Воронцова Е.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тамбов 01 февраля 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего Епифановой С.А.,
судей Корнеевой А.Е., Симоновой Т.А.,
при секретаре Абросимовой И.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Синельникова Юрия Дмитриевича к информационному центру УМВД России по Тамбовской области, УМВД России по Тамбовской области об обязании удалить из базы сведений о факте уголовного преследования
по апелляционной жалобе Синельникова Юрия Дмитриевича на решение Ленинского районного суда от 22 октября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Епифановой С.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
В учетных документах информационного центра УМВД России по Тамбовской области (далее – ИЦ УМВД России по Тамбовской области) хранятся сведения о привлечении Синельникова Ю.Д. к уголовной ответственности 30.11.2005 г. Октябрьским РУВД г.Тамбова по ст. 119 УК РФ. Уголовное дело прекращено 16.12.2005 г. на основании ст. 25 УПК РФ.
07.08.2020 г. Синельников Ю.Д. обратился в УМВД России по Тамбовской области с заявлением об исключении из информационной базы вышеуказанных сведений.
Письмом УМВД России по Тамбовской области от 19.08.2020 г. в удалении сведений из оперативно-справочной картотеки отказано.
Синельников Ю.Д. обратился с административным иском в суд, в котором просит с учетом уточнений признать данный отказ незаконным, обязать удалить из базы данных сведения о факте уголовного преследования.
В административном иске Синельников Ю.Д. указал, что хранение и обработка спорной информации является противозаконным действием, поскольку должностные лица УМВД России по Тамбовской области руководствуются ни Конституцией Российской Федерации, ч. 3 ст. 55 которой предусматривает возможность ограничения федеральным законом прав, свобод человека и гражданина только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также ни Федеральными законами «О персональных данных» и «О полиции», сколько приказом МВД России от 12.02.2014 № 89дсп «Об утверждении наставления по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации».
В соответствии с данным приказом в оперативно-справочных учетах учетные документы хранятся независимо от снятия и погашения судимости. В пофамильных карточках карточки Ф-1 хранятся сведения на осужденных независимо от срока и вида наказания – до достижения ими 80 – летнего возраста.
Однако, ни закон «О персональных данных», ни закон «О полиции» не предусматривают сроки хранения информации об имевшей место судимости.
Положения ч. 8 ст. 17 Федерального закона «О полиции» определяют, что содержащиеся в банках данных персональные данные подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.
При таких обстоятельствах содержащаяся в базе данных информация в отношении Синельникова Ю.Д. хранится незаконно, дольше, чем того требует закон.
Кроме того, наличие спорной информации в базах данных ИЦ УМВД России по Тамбовской области нарушает требования ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», которая устанавливает, что операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных».
Исходя из норм уголовного законодательства, у Синельникова Ю.Д. отсутствует судимость, соответственно, какие – либо правовые последствия факт возбуждения уголовного дела по ст. 119 УК РФ не влечет. Однако, оспариваемая информация находится в открытом доступе и дискриминирует как административного истца, так и его детей в выборе профессии и карьерном росте.
Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 22 октября 2020 года в удовлетворении административных исковых требований Синельникову Ю.Д. отказано.
В апелляционной жалобе Синельников Д.Ю. просит названное решение суда отменить и обязать ИЦ УМВД России по Тамбовской области удалить из базы данных сведения о факте уголовного преследования, о прекращении уголовного преследования и о прекращении уголовного дела 16 декабря 2005 года в отношении административного истца.
Обосновывая свою жалобу, ее автор приводит доводы, аналогичные доводам административного иска, полагая, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, а выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
Кроме того, автор жалобы обращает внимание на то, что судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства документально не подтвержден факт наличия либо отсутствия самого уголовного дела, возбужденного, якобы, в отношении административного истца.
Полагает, что выводы суда о том, что хранящаяся информация в базе данных ИЦ УМВД России по Тамбовской области не ущемляет права административного истца, являются не объективными и не мотивированными.
Заслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене обжалуемого решения суда не находит.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 07.02.2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах.
Согласно ч. 3 ст. 17 указанного Федерального закона, внесению в банки данных подлежит информация, в том числе, о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления; о лицах, осужденных за совершение преступления; о лицах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования в связи с примирением сторон.
Министерство внутренних дел Российской Федерации совместно с Министерством юстиции Российской Федерации, Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерством финансов Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службой охраны Российской Федерации, Службой внешней разведки Российской Федерации, Федеральной таможенной службой, Федеральной миграционной службой, Государственной фельдъегерской службой Российской Федерации, Следственным комитетом Российской Федерации, Генеральной прокуратурой Российской Федерации (Приказ от 12 февраля 2014 года, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 21 марта 2014 года, регистрационный номер 31681) утвердили Наставление по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации (далее - Наставление).
Данный документ имеет гриф «для служебного пользования», поскольку содержит служебную информацию, определяющую основы организации и тактики проведения органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, оперативно-технических мероприятий, а также информацию, относящуюся к раскрытию и расследованию преступлений.
В приложение N 1 к Наставлению содержатся Правила формирования, ведения и использования учета лиц, подвергшихся уголовному преследованию, в том числе, привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении которых установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшихся к административной ответственности за их совершение (далее - Правила).
Согласно п.п. «е» п. 15.2 Правил в пофамильных картотеках учетные алфавитные карточки формы 1, 1-б на лиц, привлекавшихся в качестве подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, уголовные дела (уголовное преследование) в отношении которых прекращены на стадии предварительного следствия, на основании акта об амнистии или помилования, в связи со смертью обвиняемого, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, в связи с примирением сторон (за исключением дел частного обвинения), в связи с деятельным раскаянием или принятием федерального закона, устраняющего преступность или наказуемость деяния, а также лиц, осужденных (при наличии вступившего в законную силу приговора суда) за преступления, которые были декриминализированы, хранятся до достижения ими 80-летнего возраста.
Судом и материалами дела установлено, что в учетных документах информационного центра УМВД России по Тамбовской области (далее – ИЦ УМВД России по Тамбовской области) хранятся сведения о привлечении Синельникова Ю.Д. к уголовной ответственности 30.11.2005 г. Октябрьским РУВД г.Тамбова по ст. 119 УК РФ. Уголовное дело прекращено 16.12.2005 г. на основании ст. 25 УПК РФ.
07.08.2020 г. Синельников Ю.Д. обратился в УМВД России по Тамбовской области с заявлением об исключении из информационной базы вышеуказанных сведений.
Письмом УМВД России по Тамбовской области от 19.08.2020 г. в удалении сведений из оперативно-справочной картотеки отказано.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции исходил из того, что право вести определенные учеты Министерству внутренних дел Российской Федерации предоставлено Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных". Порядок ведения оперативных учетов информационными центрами органов внутренних дел определен межведомственным правовым актом, который не оспорен в установленном порядке, является действующим и правомерно применен.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда.
Суд первой инстанции правильно установил, что порядок ведения оперативных учетов информационными центрами органов внутренних дел определен ведомственными правовыми актами, и пришёл к правильному выводу о том, что действия административного ответчика по хранению и обработке информации о факте привлечения Синельникова Ю.Д. к уголовной ответственности соответствуют требованиям правовых актов и не могут расцениваться как нарушающие конституционные права.
Принципы обработки персональных данных, установленные ст. 5 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных", а равно охраняемые законом интересы Синельникова Ю.Д., не нарушены.
Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на неверном толковании нормативных актов, регулирующих спорные правоотношения.
Довод о том, что судом первой инстанции в ходе судебного разбирательства документально не подтвержден факт наличия либо отсутствия самого уголовного дела в отношении административного истца основанием для отмены состоявшегося судебного решения не является, поскольку в материалы дела представлен Единый журнал учёта преступлений (уголовных дел, материалов и протоколов) и лиц, их совершивших № 53236 от 24.11.2005 г. и учётная алфавитная карточка Форма 1, согласно которой в отношении Синельникова Ю.Д. 30.11.2005 г. было возбуждено уголовное дело по ст.119 УК РФ.
Оснований не доверять указанным сведениям ни у суда первой инстанции, ни у судебной коллегии не имеется.
Таким образом, при рассмотрении данного административного иска, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, дал верную правовую оценку установленным обстоятельствам и постановил законное и обоснованное решение. Выводы суда соответствуют обстоятельствам дела. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 22 октября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Синельникова Юрия Дмитриевича – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение 6 месяцев во Второй кассационный суд общей юрисдикции через Ленинский районный суд г.Тамбова.
Председательствующий
Судьи