Дело № 3а-115/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Ставрополь 3 февраля 2021 года

Ставропольский краевой суд в составе председательствующего судьи Задорневой Н.П., при секретаре судебного заседания Стасенко О.В.,

с участием представителей : административного истца Ходаковой М.М. – Момотовой М.А., административного ответчика – министерства имущественных отношений Ставропольского края – Аллагулиевой С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ходаковой М. М. к министерству имущественных отношений Ставропольского края, министерству финансов Ставропольского края о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок,

установил :

11 сентября 2020 года в Ставропольский краевой суд через Ленинский районный суд города Ставрополя поступило административное исковое заявление Ходаковой М.М. к министерству имущественных отношений Ставропольского края, министерству финансов Ставропольского края о признании за истцом права на присуждение компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок, взыскании с министерства имущественных отношений Ставропольского края за счет средств бюджета Ставропольского края в пользу истца такой компенсации в размере 30 000 рублей, а также расходов по государственной пошлине в сумме 300 рублей.

В обоснование заявленных требований Ходакова М.М. сослалась на то, что Ленинский районный суд города Ставрополя решением от 11 июля 2019 года обязал министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить ей благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма. В отношении должника 30 октября 2019 года возбуждено исполнительное производство № … на основании исполнительного листа, выданного Ленинским районным судом 29 октября 2019 года. Однако на момент подачи данного административного иска судебное решение не исполнено, что несправедливо и неразумно для истца. Общая продолжительность исполнительного производства по исполнению судебного решения составляет 1 год 2 месяца.

В судебное заседание не явились : административный истец Ходакова М.М., в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении настоящего административного дела в ее отсутствие; административный ответчик – министерство финансов Ставропольского края, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания; представитель заинтересованного лица – Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

При таких обстоятельствах суд, с учетом мнения участвующих в деле лиц, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца, в порядке части 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

В судебном заседании представитель административного истца Ходаковой М.М. – Момотова М.А. поддержал заявленные требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика – министерства имущественных отношений Ставропольского края – Аллагулиева С.М. поддержала доводы, изложенные в возражениях на иск. Пояснила, что длительность исполнения судебного акта не содержит признаков нарушения разумного срока исполнения, так как в данном случае речь идет о предоставлении жилья. Министерство имущественных отношений Ставропольского края не уклоняется от исполнения решения суда, постоянно проводит мероприятия по обеспечению детей-сирот благоустроенными жилыми помещениями в Ставропольском крае. В соответствии с требованиями Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а также Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам однократно предоставляются по месту их жительства благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда Ставропольского края, сформированного путем приобретения таких помещений и путем строительства (участия в долевом строительстве) жилых домов. За период с 2016 по 2020 годы министерством имущественных отношений Ставропольского края по договорам найма жилого помещения специализированного жилого фонда детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставлено 1581 благоустроенное жилое помещение. Местом жительства истца Ходаковой М.М. является город Ставрополь. Однако в настоящее время в границах города свободные благоустроенные помещения отсутствуют. Минимуществом края с ООО «СтройГрад-1» заключено 8 государственных контрактов от 19 июня 2019 года на приобретение 113 жилых помещений в строящемся жилом доме по улице . Согласно условиям контрактов застройщик обязуется в установленный срок – 1 квартал 2021 года построить, ввести в эксплуатацию жилой дом и в течение 6 месяцев передать жилые помещения министерству. С учетом изложенных требований закона по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, причины, по которым решение суда до настоящего времени не исполнено, не состоят в прямой зависимости от действий министерства имущественных отношений, которым постоянно ведется непрерывная работа по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.

В письменных возражениях на заявленные административные исковые требований административный ответчик – министерство финансов Ставропольского края просило в удовлетворении заявленных требований отказать, ссылаясь на то, что в бюджете Ставропольского края ежегодно министерству имущественных отношений Ставропольского края предусматриваются средства на реализацию мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Для реализации указанных мероприятий министерством имущественных отношений края заключаются государственные контракты на участие в долевом строительстве жилья. Кроме того, министерство финансов Ставропольского края не является надлежащим ответчиком по искам такой категории. Надлежащим ответчиком является субъект Российской Федерации – Ставропольский край в лице министерства имущественных отношений Ставропольского края.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, представленные в настоящее административное дело, материалы гражданского дела № 2-2972/2019 Ленинского районного суда города Ставрополя, суд находит административные исковые требования Ходаковой М.М. не подлежащими удовлетворения по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, организацией, должностным лицом нарушено его право на судопроизводство в разумный срок, включая право на исполнение судебного акта в разумный срок, может обратиться в суд с административным исковым заявлением о присуждении компенсации.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 апреля 2010 года № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» (далее Закон о компенсации) установлено, что истец вправе обратиться с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок судебного акта, возлагающего на федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные органы и организации, наделенные отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих обязанность исполнить требования неимущественного характера.

Согласно части 2 статьи 1 указанного Закона № 68-ФЗ компенсация за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается в случае, если такое нарушение имело место по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с заявлением о присуждении компенсации, за исключением чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (непреодолимой силы). При этом нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков рассмотрения дела или исполнения судебного акта само по себе не означает нарушения права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок.

В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона о компенсации, частью 4 статьи 250 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по исполнению судебного акта, но не ранее чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта, или не позднее чем через шесть месяцев со дня окончания производства по исполнению судебного акта.

Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 марта 2016 года № 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок».

Согласно пункту 55 указанного Пленума Верховного Суда Российской Федерации при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления в суд ходатайства (просьбы) лица, в пользу которого принят судебный акт, взыскателя о направлении исполнительного листа и приложенных к нему документов, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, либо со дня поступления от такого лица исполнительного листа и указанных документов в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта (часть 5 статьи 353 Кодекса административного судопроизводства РФ).

В силу разъяснений, данных в пункте 46 названного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, действия органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебного акта, признаются достаточными и эффективными, если они производятся в целях своевременного исполнения такого акта.

Согласно части 3 статьи 258 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного искового заявления о присуждении компенсации суд устанавливает факт нарушения права административного истца на исполнение судебного акта в разумный срок исходя из доводов, изложенных в административном исковом заявлении, содержания принятых по делу судебных актов, из материалов дела и с учетом следующих обстоятельств : правовая и фактическая сложность дела; поведение административного истца и иных участников судебного процесса; достаточность и эффективность осуществляемых в целях своевременного исполнения судебного акта действий органов, организаций или должностных лиц, на которых возложены обязанности по исполнению судебных актов; общая продолжительность неисполнения судебного акта.

Согласно пункта 36 постановление Пленума № 11, под органом, организацией или должностным лицом, на которых возложена обязанность по исполнению судебного акта, по которому допущено превышение разумного срока исполнения, в целях применения части 5 статьи 253 понимаются - по искам к публично-правовому образованию о взыскании денежных средств за счет средств казны соответствующего публично-правового образования (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации), о присуждении компенсации за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок - Минфин России, финансовые органы субъектов Российской Федерации, финансовые органы муниципальных образований (пункты 1, 3 и 4 статьи 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 3 части 9 статьи 3 Закона о компенсации).

Согласно статье 2 Закона о компенсации компенсация за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок присуждается судом, арбитражным судом в денежной форме. Размер компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок определяется судом, арбитражным судом исходя из требований заявителя, обстоятельств дела, по которому было допущено нарушение, продолжительности нарушения и значимости его последствий для заявителя, а также с учетом принципов разумности, справедливости и практики Европейского Суда по правам человека.

Как следует из материалов настоящего административного дела, гражданского дела Ленинского районного суда города Ставрополя № 2-2972/2019 решением указанного суда от 11 июля 2019 года удовлетворены исковые требования Ходаковой М.М., которая относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Суд в решении обязал министерство имущественных отношений Ставропольского края предоставить Ходаковой М.М., … года рождения, жилое помещение в виде дома (квартиры) специализированного жилого помещения, благоустроенного применительно к условиям города Ставрополя по нормам предоставления жилого помещения в пределах Ставропольского края.

Апелляционным определением судебной коллегии от 16 октября 2019 года данное решение оставлено без изменения и вступило в законную силу с этой даты.

22 ноября 2019 года в адрес УФССП РФ по Ставропольскому краю поступило заявление Ходаковой М.М. о возбуждении исполнительного производства в отношении министерства имущественных отношений Ставропольского края об исполнении вышеуказанного судебного решения в принудительном порядке.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых поручения УФССП по Ставропольскому краю от 30 декабря 2019 года возбуждено исполнительное производство в отношении министерства имущественных отношений Ставропольского края.

13 февраля 2020 года в Ленинский районный суд города Ставрополя поступило заявление министерства имущественных отношений Ставропольского края об отсрочке исполнения судебного решения от 11 июля 2019 года на один год.

Вступившим в законную силу определением Ленинского районного суда города Ставрополя от 27 июля 2020 года отказано в предоставлении отсрочки исполнения судебного акта.

До настоящего времени исполнительное производство по исполнению судебного решения не окончено.

В соответствии с представленными административным ответчиком доказательствами, министерством имущественных отношений Ставропольского края с ООО «СтройГрад-1» заключено 8 контрактов от 19 июня 2019 года на приобретение 113 жилых помещений в строящемся жилом доме по улице , согласно условиям которых застройщик обязуется в установленный срок – 1 квартал 2021 года построить, ввести в эксплуатацию жилой дом и в течение 6 месяцев передать жилые помещения министерству.

Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 55 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 11, при исчислении общей продолжительности исполнения судебного акта учитывается период со дня поступления от взыскателя исполнительного листа в орган, организацию или должностному лицу, на которые возложены обязанности по исполнению судебных актов, до момента окончания производства по исполнению судебного акта. Период предоставленной судом отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта включается в общую продолжительность исполнения судебного акта.

Из положений статьи 8 Федерального закона № 68-ФЗ следует, что заявление о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок может быть подано в суд до окончания производства по принудительному исполнению судебного акта, возлагающего на органы государственной власти субъектов Российской Федерации исполнить требования неимущественного характера, но не ранее, чем через шесть месяцев со дня истечения срока, установленного федеральным законом для исполнения судебного акта.

По общему правилу, установленному в статье 36 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229 «Об исполнительном производстве», содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

Таким образом, изложенные нормы закона и обстоятельства по делу свидетельствуют о том, что общая продолжительность исполнения судебного акта со дня поступления от взыскателя исполнительного листа в Межрайонный отдел судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств УФССП по Ставропольскому краю – 22 ноября 2019 года и до дня обращения в суд – 28 августа 2020 года - составила – 9 месяцев 6 дней.

Оценка вышеизложенных обстоятельств по административному делу свидетельствуют о том, что правовых оснований к удовлетворению заявленных требований о взыскании компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок не имеется. Министерство имущественных отношений, являясь в силу закона государственным заказчиком и организатором мероприятий, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Закона Ставропольского края от 16 марта 2006 года № 7-кз «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», по приобретению незаселенных специализированных жилых помещений общей площадью соответствующей норме социального найма в соответствии с законом Ставропольского края, для лиц, относящихся к категории детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, действовало достаточно эффективно и предпринимало все необходимые меры для своевременного исполнения решения суда.

С учетом изложенного, критериев, установленных в прецедентной практике Европейского Суда по правам человека, и принимая во внимание достаточность и своевременность действий административного ответчика, производимых в целях своевременного исполнения судебного акта, а также общую продолжительность исполнения судебного решения по делу, такой срок судом не может быть признать неразумным.

Кроме того, при разрешении данного иска судом учитываются положения пункта 2 статьи 1 ФЗ № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок», в соответствии с которым нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков исполнения судебного акта само по себе не означает нарушение права заявителя на исполнение судебного акта в разумный срок.

С учетом изложенного в удовлетворении заявленных исковых требований Ходаковой М.М. надлежит отказать.

Руководствуясь статьями 175-180, 259 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил :

░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░ 30000 ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 ░░░░░░ - ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15 ░░░░░░░ 2021 ░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░.


Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

3а-115/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ходакова Марина Магомедовна
Ответчики
Министерство финансов РФ по Ставропольскому краю
Министерство имущественных отношений СК
Другие
Момотова Марина Анатольевна
Управление УФССП России по СК
Суд
Ставропольский краевой суд
Судья
Задорнева Наталья Петровна
Дело на сайте суда
kraevoy--stv.sudrf.ru
11.09.2020Регистрация административного искового заявления
14.09.2020Передача материалов судье
17.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
16.10.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
16.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
16.10.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
30.11.2020Предварительное судебное заседание
16.12.2020Судебное заседание
18.01.2021Судебное заседание
03.02.2021Судебное заседание
15.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее