88-2604/2021
2-5532/2020
27МS0038-01-2019-001563-21
Девятый кассационный суд общей юрисдикции
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
12 апреля 2021 года город Владивосток
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Панфилова Л.Ю.,
рассмотрев в соответствии с частью 10 статьи 379.5 ГПК Российской Федерации единолично без проведения судебного заседания материалы гражданского дела по иску Военного комиссариата Хабаровского края к Тимофееву А.В. о взыскании излишне уплаченной пенсии за выслугу лет,
по кассационной жалобе Тимофеева А.В., на заочное решение мирового судьи судебного района «Ленинский округ г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края» судебного участка № 38 от 12 декабря 2019 года и апелляционное определение Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 12 мая 2020 года.
установила:
Военный комиссариат Хабаровского края обратился с иском на судебный участок к Тимофееву А.В. о взыскании излишне уплаченной пенсии за выслугу лет, в обоснование требований указав, что на пенсионном учете по линии Министерства обороны РФ состоит прапорщик запаса Тимофеев А.В., и ему производилась выплата пенсии за выслугу лет с 01.01.2018 года по 28.02.2019 года. На основании донесения военного комиссариата г. Комсомольска-на-Амуре и представленной 12.02.2019 года выписки из приказа Федерального казенного учреждения Исправительной колонии № 11 от 10.01.2019 №лс о назначении Тимофеева А.В. на должность младшего инспектора группы надзора отдела безопасности выплата пенсии за выслугу лет ответчику прекращена с 01.03.2019 года. Ввиду назначения Тимофеева А.В. на должность с 29.12.2018 года образовалась переплата пенсии за выслугу лет за период с 01.01.2019 года по 28.02.2019 года в размере 32 812 руб. 06 коп. В адрес Тимофеева А.В. была направлена претензия о необходимости погасить задолженность по излишне уплаченной пенсии за выслугу лет, ответчик с претензией не согласился.
Просят взыскать с Тимофеева А.В. в доход Военного комиссариата Хабаровского края сумму излишне полученной пенсии за выслугу лет в размере 32 812 руб. 06 коп.
Заочным решением мирового судьи судебного района «Ленинский округ г. Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края» судебного участка № 38 от 12 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 12 мая 2020 года, удовлетворены исковые требования Военного комиссариата Хабаровского края к Тимофееву А.В. о взыскании излишне уплаченной пенсии за выслугу лет, взыскана с Тимофеева А.В. в пользу Военного комиссариата Хабаровского края сумма излишне уплаченной пенсии за выслугу лет в размере 32 812 руб. 06 коп., взыскана с Тимофеева А.В. государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 1 184 руб. 36 коп.
В кассационной жалобе Тимофеев А.В. просит отменить принятые по делу судебные постановления, поскольку считает их незаконными и необоснованными, принятыми с нарушениями норм права.
Считает, что излишне выплаченной пенсии по выслуге лет у него не образовалась, поскольку служба в уголовно-исполнительной системе у него началась со дня присвоения ему специального звания, то есть с 04.03.2019 года.
В возражениях на кассационную жалобу Тимофеева А.В. представитель Военного комиссариата Хабаровского края Голтаев В.В. просит решение судов первой и апелляционной инстанции оставить без изменений, а кассационную жалобу Тимофеева А.В. без удовлетворения.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, судья кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на вступившие в законную силу определения районных судов и вынесенные по результатам их обжалования определения рассматриваются в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при принятии решений судами первой и апелляционной инстанции допущено не было.
В соответствии со ст. 6 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» - лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Указанный Закон обеспечивает лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу и имеющим право на пенсию за выслугу лет, равные правовые условия реализации данного права - в соответствии с частью первой его статьи. Статьями 53 и 57 всем этим лицам при прекращении службы гарантируется назначение пенсии за выслугу лет со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого выплачено денежное довольствие при увольнении; при этом предоставление лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, права получать пенсию за выслугу лет, которая назначается и выплачивается им независимо от возраста при условии прекращения службы, направлено в том числе на защиту от риска утраты или снижения профессиональной трудоспособности в результате длительной службы; пенсия за выслугу лет назначается без ограничения каким-либо сроком и выплачивается в полном размере (за исключением надбавок к пенсии, предусмотренных для неработающих пенсионеров) в период любой иной трудовой деятельности, как и всем другим пенсионерам. Поскольку у граждан, имеющих необходимую для назначения пенсии выслугу на военной и (или) правоохранительной службе, сохраняется равенство возможностей в выборе (продолжить службу или оставить ее и получать полагающуюся им пенсию), связанные с таким свободным выбором различные правовые последствия, обусловленные дифференциацией в правилах выплаты пенсии за выслугу лет лицам, уволившимся с военной службы или службы в правоохранительных органах и вновь поступившим (вернувшимся) на службу после увольнения, в части, касающейся права на получение назначенной пенсии |за выслугу лет, не могут рассматриваться как нарушающие равноправие, гарантированное статьей 19 Конституции Российской Федерации, и ограничивающие право на свободу труда, закрепленное статьей 37 (часть 1) Конституции Российской Федерации.
В Постановлении от 18.03.2004 № 6-П Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что пенсионеры, вернувшиеся на военную или правоохранительную службу и вновь приобретшие статус военнослужащего (сотрудника правоохранительных органов), также находятся в равном положении - выплачиваемое им денежное довольствие, иные виды обеспечения устанавливаются в том числе исходя из имеющейся у них выслуги на военной и (или) правоохранительной службе, причем предусмотренное с учетом выслуги увеличение размера полагающегося денежного довольствия в определенной мере компенсирует приостановление выплаты пенсии за выслугу лет. В случае продолжения службы соответствующий период также подлежит зачету в выслугу лет, и при последующем увольнении выплата пенсии возобновляется исходя из той выслуги, которую они приобрели на день последнего увольнения.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»; при этом к военнослужащим в целях вышеназванного Федерального закона относятся, как следует из его статьи 2, в том числе лица рядового и начальствующего состава, проходившие службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, прокурорские работники, сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, сотрудники таможенных органов Российской Федерации, сотрудники налоговой полиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.
Для сотрудников, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации и имеющих специальные звания, помимо единого порядка и общих правил (условий) пенсионного обеспечения установлена и единая система социальных гарантий, охватывающая, в частности, отношения, связанные с обеспечением их денежным довольствием, пособиями и другими денежными выплатами в связи с прохождением службы, обеспечением жилыми помещениями, страховыми гарантиями и выплатами в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, медицинским обеспечением сотрудников (Федеральный закон от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), во многом аналогичная той, что предусмотрена соответствующими законодательными актами для сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих, проходящих военную службу по контракту.
Закон РФ от 12.02.1993 № 4468-1, как следует из его наименования и содержания, определяет условия и порядок пенсионного обеспечения лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и именно этими категориями граждан - по буквальному смыслу статьи 1 данного Закона - ограничивается круг лиц, на которых распространяется его действие.
Согласно статье 6 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», лицам, проходившим службу в органах внутренних дел Российской Федерации, в Государственной противопожарной службе, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.
При поступлении указанных пенсионеров на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
Согласно статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
Как следует из материалов дела и установлено судами, прапорщику запаса Тимофееву А.В., как лицу, проходившему военную службу, была установлена пенсия за выслугу лет с 01.06.2018 года в размере 16 406 руб. 03 коп.
Согласно донесению военного комиссариата г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края и выписки из приказа ФКУ ИК-11 от 10.01.2019 года №лс, Тимофеев А.В. назначен на должность младшего инспектора группы надзора отдела безопасности с 29.12.2018 года.
За период с 01.01.2019 года по 28.02.2019 года образовалась переплата пенсии за выслугу лет Тимофееву А.В. в размере 32 812 руб. 06 коп.
Разрешая настоящий спор, суд первой и апелляционной инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи в порядке статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходил из того, что именно Тимофеев А.В. являясь субъектом назначения и получения пенсии за выслугу лет, фактически распоряжался ею, несмотря на поступление на службу в органы Федеральной уголовно–исполнительной системы РФ, влекущую прекращение выплаты, и с учетом положений ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, правомерно пришли к выводу о взыскании с Тимофеева А.В. излишне уплаченной пенсии за выслугу лет как неосновательное обогащение.
Выводы судов не противоречат установленным обстоятельствам и требованиям действующего законодательства и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы Тимофеева А.В. в той части, что оснований для возврата выплаченной ему пенсии за период с 01.01.2019 года по 28.02.2019 года не имеется, поскольку специальное звание ему было присвоено 04.03.2019 года были предметом проверки в судах первой и апелляционной инстанций, не подтверждают нарушений норм права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела и ошибочном толковании действующего законодательства, поэтому они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
При таких обстоятельствах, выводы судов первой и второй инстанции соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела не допущено. Доводы кассационной жалобы Тимофеева А.В. оснований для отмены или изменения судебных актов по делу не содержат.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
определила:
заочное решение мирового судьи судебного района «Ленинский округ г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края» судебного участка № 38 от 12 декабря 2019 года и апелляционное определение Ленинского районного суда г. Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 12 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тимофеева А.В. - без удовлетворения.
Судья Л.Ю. Панфилова