Решение по делу № 2а-2379/2022 от 19.07.2022

Дело № 2а-2379/2022

УИД 92RS0004-01-2022-002717-08

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

(полный текст)

9 сентября 2022 года                              город Севастополь

Нахимовский районный суд города Севастополя в составе:

председательствующего судьи - Григорьевой У.С.,

при секретаре судебного заседания Гончаровой С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Византий ФИО6, Журомской ФИО6 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованные лица – Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги,

установил:

Византий О. И., Журомская Л. Ф. обратились в суд с иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, в котором просят признать незаконным решение административного ответчика от 27.06.2022, оформленное письмом № ГУ-исх-6856/22 об отказе в предоставлении государственной услуги о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>; обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление о предоставлении вышеуказанной государственной услуги.

Требования мотивированы тем, что административные истцы являются собственниками жилого дома, общей площадью 86,6 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> 4 марта 2022 г. Византий О. И., Журомская Л. Ф. обратились через МФЦ в Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности. Однако ответчиком письмом от 27.06.2022 № ГУ-исх-6856/22 было отказано в предоставлении государственной услуги. Основанием для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории явилось несоответствие схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя от 13.12.2004 № 4114 «Об утверждении генерального плана развития города Севастополя до 2025 года», иной градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок.

По мнению административных истцов, принятое административным ответчиком решение об отказе в предоставлении государственной услуги, является незаконным, поскольку такое основание для отказа в предоставлении государственной услуги не соответствует действующему законодательству и нарушает их права как собственников объекта недвижимого имущества.

Административные истцы в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежаще, причин неявки суду не сообщили.

Представитель административного ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, причин неявки суду не сообщил. Направил в суд материалы, на основании которых было принято оспариваемое решение.

Представитель заинтересованного лица – Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, причин неявки суду не сообщил.

Представитель заинтересованного лица – Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежаще, причин неявки суду не сообщил.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.

Суд счел возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся участников рассматриваемого дела, извещенных в установленном законом порядке, с учетом представленных сторонами доказательств, учитывая, что информация о времени и месте рассмотрения дела опубликована на официальном сайте Нахимовского районного суда в сети Интернет.

Суд, исследовав и оценив представленные письменные доказательства в их совокупности, определив, какие обстоятельства, имеющие значение для дела установлены и какие не установлены, определив характер правоотношений сторон, какой закон должен быть применен, находит исковые требования подлежащими удовлетворению в силу нижеследующего.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Суд удовлетворяет такое заявление при наличии совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, регулирующему спорное правоотношение, и нарушения этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод заявителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Статьей 219 КАС РФ предусмотрено, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8).

Обжалуемое решение вынесено ответчиком 17.02.2022, административное исковое заявление направлено в суд посредством почтовой корреспонденции 28.04.2022 т.е. в сроки, установленные ст. 219 КАС РФ.

Частью 1 статьи 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие- либо обязанности.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).

Согласно ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрена настоящим Кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий органов, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующий орган.

Административный истец, обратившийся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов обязан указывать каким нормативным актам, по его мнению противоречат акты, решения, действия (бездействие), подтверждать сведения о том, что оспариваемым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы.

    Из материалов дела усматривается, что истцы являются собственниками на праве общей долевой собственности жилого дома общей площадью 86,6 кв.м с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> что подтверждается решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 16.11.2021 года по делу № 2- и выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 02.02.2022 г.

4 марта 2022 г. Византий О. И., Журомская Л. Ф. через МФЦ (<адрес>, запись № 08/109 от 02.03.2022) обратились в Департамент с заявлением, вх. № ГУ-2424/22 от 04.03.2022 о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности, расположенного по адресу: <адрес>

Как следует из расписки в получении документов с целью получения государственной услуги в Департамент, в том числе, была представлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

    Решением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, оформленным письмом № ГУ-исх-6856/22 от 27.06.2022 заявителям отказано в утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории по основаниям ч. 14 ст. 39.16 ЗК РФ и указано, что в соответствии с заключением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя. испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует действующей градостроительной документации. В соответствии с Генеральным планом города Севастополя, утвержденным решением Сессии Севастопольского городского Совета от 13.12.2005 года № 4114, формируемый земельный участок расположен: в зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной; в зоне незастроенных территорий; частично в охранной зоне водопровода <адрес>

Конституция Российской Федерации (часть 3 статьи 36) устанавливает, что условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. В целях упорядочения земельных отношений федеральный законодатель закрепил в Земельном кодексе Российской Федерации (далее – ЗК РФ) в числе основных принципов земельного законодательства принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 5 пункта 1 статьи 1).

Согласно подп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Эксплуатация и обслуживание объекта недвижимости возможны только на земельном участке, специально сформированном для этих целей.

В соответствии со ст. 271 ГК РФ собственник здания, сооружения или иной недвижимости, находящейся на земельном участке, принадлежащем другому лицу, имеет право пользоваться предоставленным таким лицом под эту недвижимость частью земельного участка.

Пунктом 1 ст. 39.20 ЗК РФ предусмотрено исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду гражданами, юридическими лицами, являющимися собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

    В силу пункта 4 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации либо после дня введения его в действие, при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

    Согласно со ст. 12.2 Закона города Севастополя от 25 июля 2014 года № 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя" до 1 января 2023 года гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до вступления в силу Федерального конституционного закона в соответствии с нормативными правовыми актами, действовавшими до указанного момента, либо после дня вступления в силу Федерального конституционного закона при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до дня вступления в силу Федерального конституционного закона.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен статьями 39.14 и 39.17 ЗК РФ. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществляется с предварительным согласованием предоставления земельного участка, в случае если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии со статьей 39.15 ЗК РФ.

В силу пункта 7 статьи 39.15 ЗК РФ в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

В соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

По смыслу положений частей 3, 5 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права на недвижимое имущество, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

В материалы дела представлена выписка из ЕГРН от 02.02.2022, а также технический паспорт на жилой дом, подготовленный ГКП «БТИ и ГРОНИ» от 22.03.2004 г., содержащие сведения о характеристиках объекта и сведения о зарегистрированных правах, из которой следует, что 2 февраля 2022 года право собственности в равных долях, по ? доли, на индивидуальный жилой дом с кадастровым номером площадью 86,6 кв. м, расположенного по адресу: <адрес> зарегистрировано за Византий О. И. и Журомской Л.Ф. на основании решения Нахимовского районного суда г. Севастополя от 16.11.2021 года по делу № 2-2645/2021.

Указанная запись в ЕГРН в судебном порядке не оспорена, недействительной не признана. Право собственности истцов на индивидуальный жилой дом могло быть оспорено заинтересованными лицами путем подачи самостоятельного искового заявления.

Таким образом, на момент обращения административных истцов с заявлением о предоставлении земельного участка их право собственности на расположенный на этом участке индивидуальный жилой дом было зарегистрировано, в ЕГРН содержались сведения о расположении указанного здания на испрашиваемом земельном участке, доказательств незаконности нахождения этого объекта недвижимости на данном земельном участке в материалах дела не имеется, решения о сносе объекта недвижимости – индивидуального жилого дома, право собственности на который зарегистрировано за истцами, не выносилось, что в силу пункта 1 статьи 39.20 ЗК РФ обусловливает исключительное право административных истцов на приобретение спорного земельного участка без проведения торгов.

Вместе с тем, вид разрешенного использования земельного участка соответствует функциональной зоне Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 г. № 4114, поскольку по своему функциональному назначению земельный участок расположен в зоне малоэтажной жилой застройки, в том числе усадебной, что не является препятствием для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку именно для такой цели он и испрашивался истцами.

Факт частичного расположения спорного земельного участка в зоне незастроенных территорий также не может являться основанием для отказа в предоставлении указанной государственной услуги, поскольку каких-либо запретов на предварительное согласование предоставления земельного участка в указанной зоне действующее законодательство не содержит, а вид разрешенного использования данной незначительной части земельного участка может быть определен распоряжением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя при утверждении схемы земельного участка.

Также не обоснована ссылка административного ответчика на факт частичного расположения спорного земельного участка в охранной зоне водопровода, поскольку, как следует из материалов дела, на испрашиваемом земельном участке уже расположен жилой дом, принадлежащий истцам, право собственности на который зарегистрировано в установленном законом порядке, кроме того, указанные выше обстоятельства не препятствуют утверждению схемы расположения земельного участка и не свидетельствуют о том, что испрашиваемый земельный участок относится к землям, ограниченным в обороте (пункт 14 части 5 статьи 27 ЗК РФ).

Согласно с заключением от 23.06.2022 о проведенном анализе границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> выполненного консультантом отдела оказания государственных услуг Литус И.В., замечания к границам земельного участка не выявлены.

При таких обстоятельствах административный ответчик был не вправе отказывать в утверждении схемы расположения земельного участка формально по указанным основаниям, поскольку, как указано выше, собственник жилого дома имеет исключительное право на приобретение земельного участка в собственность или аренду.

Деятельность административного ответчика относится к сфере публичного права. В публичном праве органы власти имеют больше прав относительно иных лиц. Соответственно, такие лица должны соблюдать определенные гарантии, обеспечивающие соблюдение прав и законных интересов граждан. К указанным гарантиям относится требование ясности, четкости, определенности, конкретности, понятности, недвусмысленности актов органов власти.

При рассмотрении дел суд не вправе ограничиваться формальным установлением обстоятельств.

Вместе с тем, акт органа публичной власти подлежит оценке судом на предмет соответствия закону в том виде, в котором орган власти принял акт.

Судебный контроль не призван расширительно толковать акты органов публичной власти, которые обладают достаточной самостоятельностью, предоставленной им государством при осуществлении своих функций.

В рассматриваемом случае административный ответчик не доказал законность принятого решения, по каким основаниям истцам не может быть предоставлена государственная услуга. При этом административные истцы факт нарушения своих прав доказали.

Одним из принципов административного судопроизводства является законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 названного кодекса).

Таким образом, решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя выразившееся в письме от 27.06.2022 за № ГУ-исх.-6856/22 об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 1037 кв. м, расположенного по адресу: РФ, <адрес> не отвечает требованиям закона.

С учетом того, что при рассмотрении дела нашли подтверждение доводы административных истцов о нарушении по вине административного ответчика их прав и законных интересов в сфере земельных отношений, препятствующие в осуществлении прав, исковые требования подлежат удовлетворению о признания незаконным решения Департамента об отказе в предоставлении государственной услуги и обязании компетентного органа рассмотреть повторно заявление административных истцов о предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175–180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Византий ФИО6, Журомской ФИО6 к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованные лица – Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя, Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя о признании незаконным отказа в предоставлении государственной услуги – удовлетворить.

Признать незаконным решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 27.06.2022 № ГУ-исх-6856/22 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка из земель, находящихся в государственной собственности.

Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть заявление Византий ФИО6, Журомской ФИО6 вх. № ГУ-2424/22 от 04.03.2022 года о предоставлении государственной услуги о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 1037 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, из земель, находящихся в государственной собственности, в течении месяца с момента вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Мотивированный текст решения суда изготовлен 12 сентября 2022 года.

Председательствующий                        У.С. Григорьева

2а-2379/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Византий Ольга Ивановна
Журомская Лидия Федоровна
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям г.Севастополя
Другие
Департамент архитектуры и градостроительства г.Севастополя
Управление государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя
Суд
Нахимовский районный суд Севастополя
Судья
Григорьева Ульяна Сергеевна
Дело на странице суда
nakhimovskiy.sev.sudrf.ru
19.07.2022Регистрация административного искового заявления
20.07.2022Передача материалов судье
21.07.2022Решение вопроса о принятии к производству
21.07.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.08.2022Подготовка дела (собеседование)
19.08.2022Рассмотрение дела начато с начала
22.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.09.2022Судебное заседание
12.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.09.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее