Дело № 2-1638/2021
УИД 44RS0001-01-2021-002426-90
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 мая 2021 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе судьи Архиповой В.В., при секретаре Безвух А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Костромского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ «Исправительная колония № 8 УФСИН России по Костромской области» о возложении обязанности устранить нарушения требований санитарно- эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Костромской прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области, в котором просит обязать ответчика устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, а именно: провести капитальный ремонт, включая армирование, шпатлевку, штукатурку площадок пожарных выходов с обеих сторон здания (1 этаж, 2 этаж), ремонт лестничных маршей пожарных выходов с обеих сторон – общежитий отрядов проживания осужденных №1, № 2 (инвентарный номер I-1323 литер Е, пос. Васильевское, г. Кострома, Костромская область), а также провести текущий ремонт вестибюля здания медицинской части ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России, расположенной на территории учреждения (инвентарный номер I-1323 литер Д, Д1, пос. Васильевское, г. Кострома, Костромская область), включая штукатурку и покраску стен, ремонта потолка с заменой электрического оборудования (светильников). Требования мотивированы тем, что Костромской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации при эксплуатации здания общежития отрядов проживания осужденных № 1 и № 2 ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области и здания медицинской части ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России, расположенной на территории ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области. В ходе проверки ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области установлено, что пожарные выходы общежитий отрядов проживания осужденных №1, № 2 ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области (инвентарный номер I-1323 литер Е, пос. Васильевское, г. Кострома, Костромская область) не отвечают предъявляемым требованиям, требуют производства капитального ремонта, включая армирование, шпатлевку, штукатурку площадок пожарных выходов с обеих сторон здания (1 этаж, 2 этаж), ремонта лестничных маршей пожарных выходов с обеих сторон здания, необходимо производство текущего ремонта вестибюля здания медицинской части ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России, расположенной на территории учреждения инвентарный номер I-1323 литер Д, Д1, пос. Васильевское, г. Кострома, Костромская область), включая штукатурку и покраску стен, ремонта потолка с заменой электрического оборудования (светильников). Пребывание осужденных в зданиях общежитий отрядов проживания осужденных № 1, № 2 и здании медицинской части не отвечает требованиям санитарно-эпидемиологического законодательства, что нарушает права неопределенного круга лиц. Обеспечение прав, свобод и законных интересов осужденных, создание им условий содержания, соответствующих нормам международного права, федеральным законам и нормативным правовым актам является целью исправительного учреждения, согласно Уставу ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФСИН России, УФСИН России по Костромской области.
В судебном заседании заместитель Костромского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Рассадин А.Н. требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании представитель ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области на основании доверенности Еремина Е.Г. требования не признала, указала, что 11 мая 2021 года ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области заключен государственный контракт с ИП ФИО4 на выполнение работ в целях капитального ремонта пожарных выходов общежитий отрядов проживания осужденных №1, № 2, включая армирование, шпатлевку, штукатурку площадок пожарных выходов в отрядах с обеих сторон здания (1,2 этаж), ремонт лестничных маршей пожарных выходов с обеих сторон здания. 19 апреля 2021 года путем проведения электронного аукциона ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области заключен государственный контракт с ИП ФИО4 на выполнение работ в целях капитального ремонта помещений медицинской части, включая штукатурку и покраску стен, ремонт потолка с заменой электрического оборудования, заливку отмостки, установку новых дверей. После выполнения работ по государственным контрактам, указанные недостатки будут устранены.
Третье лицо УФСИН России по Костромской области в судебное заседание своего представителя не направило, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя. Полагает, что оснований для удовлетворения требований не имеется.
Третье лицо ФСИН России в судебное заседание своего представителя не направила, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и Постановлением Правительства РФ от 24.07.2000 № 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании» утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», согласно которому на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технического состояния жилищного фонда» разработано в соответствии с Законом РФ от 24.12.1992 № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» и пунктом 53 Положения о Государственном комитете Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.11.99 № 1289, и определяют правила по эксплуатации, капитальному ремонту и реконструкции объектов жилищно-коммунального хозяйства, обеспечению сохранности и содержанию жилищного фонда, технической инвентаризации и являются обязательными для исполнения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами государственного контроля и надзора, органами местного самоуправления. Согласно ст. 3 УИК РФ уголовно-исполнительное законодательство Российской Федерации и практика его применения основываются на Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах Российской Федерации, являющихся составной частью правовой системы Российской Федерации, в том числе на строгом соблюдении гарантий защиты от пыток, насилия и другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения с осужденными.
Статьей 101 УИК РФ регламентировано, что администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
В п. 3.1., 3.5. Инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений УИС, утвержденной приказом Минюста России от 28.09.2001 № 276, закреплено, что ответственность за техническое состояние и условия эксплуатации зданий и сооружений возлагается на руководство учреждений, на балансе или в ведении которых находятся эти здания и сооружения.
Кроме этого, согласно Устава Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 8 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Костромской области», утвержденного приказом ФСИН России от 16.05.2011 № 291, предметом и целями Учреждения является обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных; создание осужденным условий содержания, соответствующих нормам международного права, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации, при этом Учреждение осуществляет эксплуатацию, техническое обслуживание, а так же материально-бытовой обеспечение осужденных.
Как установлено в ходе рассмотрения дела, Костромской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях проведена проверка санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации при эксплуатации здания общежития отрядов проживания осужденных №1, № 2 ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области и здания медицинской части ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России, расположенной на территории ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области.
В ходе проверки ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области установлено, что пожарные выходы общежитий отрядов проживания осужденных №1, № 2 ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области (инвентарный номер I-1323 литер Е, пос. Васильевское, г. Кострома, Костромская область) не отвечают предъявляемым требованиям, требуют производства капитального ремонта, включая армирование, шпатлевку, штукатурку площадок пожарных выходов с обеих сторон здания (1 этаж, 2 этаж), ремонта лестничных маршей пожарных выходов с обеих сторон здания, необходимо производство текущего ремонта вестибюля здания медицинской части ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России, расположенной на территории учреждения инвентарный номер I-1323 литер Д, Д1, пос. Васильевское, г. Кострома, Костромская область), включая штукатурку и покраску стен, ремонта потолка с заменой электрического оборудования (светильников).
По фактам нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации при эксплуатации здания общежития отрядов проживания осужденных №1, № 2 ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области и здания медицинской части ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России, расположенной на территории ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области 27 января 2021 года Костромским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства РФ.
В ответ на указанное представление ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области указало, что выявленные нарушения по осуществлению ремонтных работ на объектах учреждения, устранить не представляется возможным в связи с отсутствием целевого бюджетного финансирования и собственных средств учреждения. Указало, что направлена заявка в УФСИН России по Костромской области на выделение денежных средств.
Из материалов дела усматривается, что 19 апреля 2021 года между ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области (Заказчик) и ИП ФИО4 (Подрядчик) заключен государственный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту помещений медицинской части ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области, по условиям которого Подрядчик обязуется по локальной смете № 1, являющейся неотъемлемой частью контракта предоставленной Заказчиком, а также условиями контракта, выполнить работы по капитальному ремонту помещений медицинской части ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области в целях капитального ремонта в срок до 30.06.2021.
11 мая 2021 года между ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области (Заказчик) и ИП ФИО4 (Подрядчик) заключен государственный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту пожарных выходов здания отряда № 2 ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области, по условиям которого Подрядчик обязуется по локальной смете № 1, являющейся неотъемлемой частью контракта, предоставленной Заказчиком, а также условиями контракта выполнить работы по капитальному ремонту пожарных выходов здания отряда № 2 ФКУ ИК-8 УФСИН России по Костромской области в срок до 30.08.2021 г.
Поскольку на момент рассмотрения дела указанные недостатки не устранены, нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем исковые требования Костромского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Костромского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворить.
Возложить на ФКУ «Исправительная колония № 8 УФСИН России по Костромской области» обязанность в срок до 31.12.2021 устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации, а именно: провести капитальный ремонт, включая армирование, шпатлевку, штукатурку площадок пожарных выходов с обеих сторон здания (1 этаж, 2 этаж), ремонт лестничных маршей пожарных выходов с обеих сторон – общежитий отрядов проживания осужденных №1, №2 (инвентарный № I-1323 литер Е, пос. Васильевское г. Кострома Костромская область), а также текущий ремонт вестибюля здания медицинской части ФКУЗ МСЧ-44 ФСИН России, расположенной на территории учреждения (инвентарный № I-1323 литер Д, Д1, пос. Васильевское г. Кострома Костромская область), включая штукатурку и покраску стен, ремонт потолка с заменой электрического оборудования (светильников).
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд г. Костромы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья В.В. Архипова
Мотивированное решение изготовлено 20 мая 2021 года.
Судья В.В. Архипова