Дело № 2а-137/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Осинники 15 февраля 2018 года
Осинниковский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Решетняка А.М.,
при секретаре Иващенко Г.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Сенцова Алексея Викторовича к Отделу министерства внутренних дел России по г.Осинники, Главному управлению Министерства внутренних дел России по Кемеровской области, Министерству внутренних дел России, должностным лицам Отдела МВД России по г.Осинники старшему следователю следственного отдела Щетининой Ирине Александровне, главному бухгалтеру Бухгалтерии Отдела МВД России по г.Осинники Притьмовой Татьяне Геннадьевне о признании незаконными действий по несвоевременной выплате государственного пособия в связи с отстранением от занимаемой должности и не удержанию алиментов,
УСТАНОВИЛ:
Сенцов А.В. с учетом уточнения предмета заявленных исковых требований, обратился с административным иском к ОМВД России по г.Осинники, ГУ МВД России по КО, МВД России, должностным лицам ОМВД России по г.Осинники старшему следователю Щетининой И.А., главному бухгалтеру Бухгалтерии ОМВД России по г.Осинники Притьмовой Т.Г. о признании незаконными действий по несвоевременной выплате государственного пособия в связи с отстранением от занимаемой должности и не удержанию алиментов.
Требования мотивирует тем, что 27.03.2017 года следователем СО ОМВД России по городу Осинники И.А.Щетининой, было внесено постановление о возбуждении перед судом ходатайства о временном отстранении его от должности ххх».
28 марта 2017 г. Осинниковским городским судом Кемеровской области вынесено постановление о временном отстранении его от должности ххх» на период отстранения от должности назначено ежемесячное государственное пособие в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации. На основании данного постановления в тот же день начальником управления культуры, он был временно отстранен от должности ххх».
Ссылаясь на положения п.31 Постановления Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. № 1240, указывает на то, что в установленные действующим законодательством сроки выплата причитающегося ему ежемесячного государственного пособия в связи с его отстранении от занимаемой должности за период с марта по сентябрь 2017 года Отделом МВД России по городу Осинники не производилась.
Считает, что старший следователь СО Отдела МВД России по городу Осинники Щетинина И.А. и главный бухгалтер Притьмова Т.Г. своевременно не обеспечили исполнение и не исполняли постановление Осинниковского городского суда Кемеровской области от 28.03.2017 года не производив ему выплату причитающегося ежемесячного пособия на протяжении 7 месяцев в период с марта по сентябрь 2017 года, тем самым нарушили его права на получение своевременно причитающегося ежемесячного государственного пособия в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, что подтверждается ответами, направленными ему прокурором города Осинники.
Просит признать действия Отдела МВД России по городу Осинники по не исполнению Постановления Осинниковского городского суда Кемеровской области от 28 марта 2017 г. по не выплате Сенцову Алексею Викторовичу период с марта по сентябрь 2017 г. ежемесячного государственного пособия в связи с отстранением от должности ххх, не удержании ? алиментов, не законными.
В судебном заседании истец Сенцов А.В. на заявленных требованиях по изложенным в исковом заявлении основаниям с учетом их уточнения, настоял, пояснив, что с марта по сентябрь 2017 г. в течении 7 месяцев ему не выплачивалось государственное пособие в связи с отстранением от должности с которого не удерживались алименты, ответчики ссылались на то, что он должен сдать исполнительный лист в казначейство, который как оказалось не требуется. Он должен был выплачивать 50% от дохода в качестве алиментов на детей, единственным доходом, была заработная плата, в связи с отстранением от должности было назначено государственное пособие. 24.04.2017 г. обратился в ОМВД г.Осинники с ходатайством, в котором просил, чтобы с его пособия удерживались алименты, ходатайство было удовлетворено, больше, никаких действий не было. Ему звонила бывшая супруга по поводу не уплаты алиментов, он ходил к приставам и объяснял, что ему назначено государственное пособие и с него будут удерживаться алименты, просил судебного пристава-исполнителя написать письмо в отдел полиции. Только в августе ОМВД России по г.Осинники обратился в Управление Федерального казначейство по Кемеровской области с запросом на удержание алиментов, им было отказано. 29.09.2017г. ему перевели пособие, а бывшей супруге алименты. В настоящее время пособие выплачивается и с него своевременно удерживаются алименты. Ответчики сами создали проблемы, усугубив его положение, на протяжении 7 месяцев ставили его в неловкое положение, он был вынужден обращаться к уполномоченному по правам человека. Срок на обращение в суд не пропущен, так как обращался в прокуратуру г.Осинники по поводу не выплаты пособия 29.11.2017г., 02.12.2017 г. поступил ответ и стало известно, что Щетининой И.А. и Притьмовой Т.Г. объявлено замечание, они понесли наказание, тогда он узнал, что его права нарушены.
Также указал, что после отстранения его от должности следователь Щетинина И.А. передала постановление от 28.03.2017 г. в бухгалтерию ОМВД России по г.Осинники только 04.05.2017 г., в связи с не отражением в данном постановлении финансовой службы осуществляющей финансирование процессуальных издержек, следователь обратилась в суд за разъяснением постановления от 28.03.2017 г. только 05.06.2017 г., постановление было разъяснено 16.06.2017 г., после его вступления в законную силу 27.06.2017 г., он получил исполнительный лист 30.06.2018 г., ранее этого времени, исполнительный лист в Управление Федерального казначейства по Кемеровской области, он сдать не мог. Далее, на протяжении двух месяцев, с июля по август 2017 г. ОМВД России по г.Осинники убеждало его, что ему необходимо сдать исполнительный лист и сразу будет произведена выплата, в итоге он его сдал, но 13.09.2017 г. Управление Федерального казначейства по Кемеровской области направляет ему уведомление о возврате исполнительного документа в связи с тем, что лицевой счет должника указанного в исполнительном листе ЦФО ГУ МВД России по КО не открыт, о чем он сообщает в ОМВД России по г.Осинники. 25.06.2017 г. в суд вносится ходатайство следователя Щетининой И.А. о внесении изменений постановление суда от 16.06.2017 г., которое рассматривается в его отсутствие 26.09.2017 г. и полностью заменяется финансовый орган, в тот же день выдается исполнительный лист, который он не получал. 29.09.2017 г. ему выплачивается пособие а бывшей супруге алименты за период с марта по июнь 2017 г., 19.10.2017 г. не его счет переведена оставшаяся задолженность.
Представитель МВД России, ГУ МВД России по Кемеровской области, ОМВД России по г.Осинники Колесникова О.Г., действующая на основании доверенностей от 09.01.2018 г. исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, суду пояснила, что изначально, в постановлении от 28.03.2017 отсутствовали сведения о размере ежемесячного государственного пособия и финансовой службе осуществляющей финансирование пособия, данное постановление поступило в бухгалтерию отдела 04.05.2017 г., а 05.05.2017 ОМВД России по г. Осинники направляет запрос - требование в ЦФО ГУ МВД России по Кемеровской области о выделение лимитов бюджетных обязательств для оплаты ежемесячного государственного пособия на период отстранения от должности Сенцова А.В. После 05.06.2017 ОМВД России по г. Осинники подано заявление о разъяснении постановления от 28.03.2017 г. 16.06.2017 Осинниковским городским судом Кемеровской области вынесено постановление о разъяснении постановления от 28.03.2017 в части указания финансового органа, который должен осуществлять выплаты ежемесячного государственного пособия Сенцову А.В. на период отстранения его от должности, возложив данную обязанность на Центр финансового обеспечения ГУ МВД России по Кемеровской области, который с 28.03.2017 на период отстранения от должности обязан производить Сенцову А.В. выплату ежемесячного государственного пособия в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации в размере, установленном Правительством Российской Федерации на соответствующий квартал. Лимиты на выплату ежемесячного государственного пособия Сенцову А.В. за период с 28.03.2017 по 30.06.2017 были доведены и поступили на расчетный счет отдела 09.06.2017. В адрес МОСП по Осинники и г. Калтан письмом от 18.07.2017 г. отделом сообщалось о возбуждении уголовного дела в отношении Сенцова А.В., отстранении его от должности назначением ежемесячного государственного пособия, отдел просил принять меры к взысканию задолженности по алиментам с Сенцова А.В. 26.07.2017 в ОМВД России по г. Осинники поступило постановление МОСП по г. Осинники и г. Калтан от 24.07.2017, об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника в связи с получением Сенцовым А.В. ежемесячного государственного пособия в размере 50 % от дохода должника с 28.03.2017 до совершеннолетия детей, перечисляя денежные средства взыскателю ххх. Бухгалтерия Отдела произвела оплату алиментов, но от ОФК был получен отказ в оплате, в связи с отсутствием исполнительного листа в органах Федерального Казначейства.
Согласна письма управления Федерального казначейства по Кемеровской области от 04.08.2017, в котором, со ссылкой на ст. 242.1 п. 1 БК РФ, управление указывает на необходимость взыскателя Сенцова А.В., либо его представителя в орган Федерального казначейства предоставить с исполнительным документом, копией судебного акта, на основании которого он выдан, заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета, о чем отделом было сообщено в адрес СПИ МОСП по г. Осинники и г. Калтан. 03.07.2017 в адрес Сенцова А.В. направлено письмо о необходимости обращения в отдел УФК по Кемеровской области для осуществления перевода государственного пособия, с перечислением списка необходимых для обращения документов. Считает, что ОМВД России по г. Осинники неоднократно принимались действия для перечисления Сенцову ежемесячного государственного пособия и удержания алиментов, подавались соответствующие однако, УФК по Кемеровской области, ссылаясь на положение ст. 242.1 п. 1 БК РФ, данные заявки не исполняло. Указывает, что в настоящее время Сенцову А.В. выплачено в полном объеме ежемесячное государственное пособие с удержанием алиментов на ххх детей, задолженности не имеется, избранный административным истцом способ защиты не повлечет восстановление каких-либо прав и свобод административного истца, поскольку заявляя требование о признании действий незаконным, истец не требует возложения на ответчика какой-либо обязанности. Считает, что административным истцом пропущен трехмесячный срок для обращения в суд о признании действий должностных лиц незаконными, а также, что он повторно обращается в суд по тому же спору и предмету, который ранее был рассмотрен Осинниковским городским судом. Также указала, что Сенцовым А.В. пропущен установленный срок на обращение в суд, поскольку выплата пособия была произведена 29.09.2017 г.
Главный бухгалтер бухгалтерии ОМВД России по г.Осинники Притьмова Т.Г., заявленные исковые требования не признала, пояснив, что 04.05.2017 г. в отдел поступило постановление от следователя Щетининой И.А. об отстранении от должности Сенцова А.В., позвонила в управление и выясняла как его исполнять, 05.05.2017 г. отправила заявку в ЦФО ГУ МВД России, поскольку они обеспечивают финансированием все отделы полиции. Позвонила в УФК по КО, сказали, что будут выплачивать только по исполнительному листу, стала писать письма Сенцову А.В., просила предоставить исполнительный лист указывая как и куда, реквизиты для перечисления Сенцову А.В. на момент получения постановления от Щетининой И.А., у нее были. Каждый месяц делала заявку на перевод пособия, средства скапливались на счете, но перевести их не могла, так как казначейство отказывалось перевести денежные средства без исполнительного листа, 21.08.2017 г. пробовала перечислить алименты, также было отказано. В сентябре 2017 г. казначейство дали разрешение на перечисление денежных средств Сенцову А.В. без исполнительного листа. После звонка Сенцова А.В. в сентябре 2017 г. созвонилась с казначейством, спросила какие ошибки в исполнительном листе, после ОМВД России по г.Осинники вышел с ходатайством в суд.
Старший следователь следственного отдела ОМВД России по г.Осинники Щетинина И.А., в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, согласно имеющейся телефонограмме, с заявленными требованиями не согласилась.
Представитель заинтересованного лица Управления Федерального казначейства по Кемеровской области не явился, управление извещено.
Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Пунктом 11 вышеуказанной статьи установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с ч.2 ст.227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Судом установлено, что 28.03.2017 г. Осинниковским городским судом Кемеровской области, по ходатайству следователя СО ОМВД России по г.Осинники о временном отстранении обвиняемого от должности в связи с возбуждением 31.01.2017 г. уголовного дела ххх, вынесено постановление о временном отстранении обвиняемого Сенцова А.В. от должности ххх» с назначением ему на период отстранения от должности ежемесячного государственного пособия в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации(л.д.168-171).
Как указывает истец, и не оспаривается стороной ответчика, 28.03.2017 г. начальником управления культуры ххх., он был временно отстранен от должности ххх».
24.04.2017 г. Сенцов А.В. обратился к следователю СО Отдела МВД России по городу Осинники с ходатайством об оформлении ему государственного пособия, которое просил перечислять на его лицевой счет, удерживая с него алименты в размере ххх% (л.д.96).
05.05.2017 г. ОМВД России по г.Осинники в адрес ЦФО ГУ МВД России по Кемеровской области направлено письмо с просьбой о выделении лимитов бюджетных обязательств на исполнение постановления Осинниковского городского суда от 28.03.2017 г.(л.д.32).
По ходатайству следователя СО Отдела МВД России по городу Осинники, поступившему в суд 05.06.2017 г.(л.д.172), Осинниковским городским судом Кемеровской области 16.06.2017 г., разъяснено ранее вынесенное постановление от 28.03.2017 г., в части указания финансового органа, который должен осуществлять выплаты ежемесячного государственного пособия Сенцову А.В. на период отстранения его от должности: Центр финансового обеспечения ГУ МВД России по Кемеровской области, который обязан с 28.03.2017 г. на период отстранения от должности производить Сенцову А.В. выплату ежемесячного государственного пособия в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ в размере, установленном Правительством РФ на соответствующий квартал(л.д.173-175).
Как указывает административный истец, в связи с вынесением вышеуказанного постановления, им, 30.06.2017 г. был получен исполнительный лист от 28.06.2017 г.
10.07.2017 г. ОМВД России по г.Осинники Сенцову А.В. сообщено о необходимости обращения в Отдел Управления Федерального казначейства по Кемеровской области с документами, подтверждающими право на получение государственного пособия на период отстранения от должности (л.д.35)
26.07.2017 г. в ОМВД России по г.Осинники поступило постановление СПИ МОСП по г.Осинники и г.Калтан от 24.07.2017 г., об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника в связи с получением Сенцовым А.В. ежемесячного государственного пособия в размере ? части от дохода должника с ххх до совершеннолетия детей: ххх, ххх г.р., ххх, ххх г.р., ххх, ххх г.р. перечисляя денежные средства взыскателю ххх(л.д.77)
Согласно письму ОМВД России по г.Осинники в адрес СПИ МОСП по г.Осинники и г.Калтан от 26.07.2017 г., сумма государственного пособия, начисленная Сенцову А.В. в период с 28.03.2017 г. по 30.06.2017 г. составила 32 748, 45 рублей. Данная выплата не производится, в связи с отсутствием исполнительного листа в органах Федерального Казначейства (л.д.36).
Согласно письму от 27.07.2017 г. ОМВД России по г.Осинники в адрес Сенцова А.В. сообщается о необходимости личного предоставления в Управление Федерального казначейства по Кемеровской области исполнительного листа и заявления на выплату начисленного государственного пособия (л.д.37), истцом получение данного письма не оспаривается.
02.08.2017 г. ОМВД России по г.Осинники обращается с письмом в адрес УФК по КО в котором просит разъяснить о наличии права на перечисление алиментов на ххх Сенцова А.В. с суммы государственного пособия на основании постановления МОСП по г.Осинники г.Калтану об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника(л.д.35), на что ответом от 14.08.2018 г. получает отказ в разъяснении(л.д.40)
В материалах дела имеется письмо УФК по КО от 04.08.2017 г., в котором, со ссылкой на ст.242.1 п.1 БК РФ, управление указывает на необходимость обращения взыскателя Сенцова А.В., либо его представителя в орган Федерального казначейства с исполнительным документом, копией судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявления взыскателя с указанием реквизитов банковского счета (л.д.44-45).
Согласно письму ОМВД России по г.Осинники в адрес СПИ МОСП по г.Осинники и г.Калтан от 21.08.2017 г., полученного отделом 22.08.2017 г., произвести оплату по постановлению об обращению взыскания на заработную плату или иные доходы должника от 24.07.2017 г. не представляется возможным, поскольку Сенцов А.В. не представил необходимые документы в орган Федерального казначейства со ссылкой на ст.242.1 БК РФ (л.д.46).
Из представленной заявки на кассовый расход от 21.08.2017 г.(л.д.47) и протокола Федерального казначейства от той же даты (л.д.48) усматривается, что заявка ОМВД России по г.Осинники о перечислении через орган Федерального казначейства алиментов на счет ххх в размере 16 374, 23 рублей была аннулирована.
Как следует из пояснений истца, не смотря на то, что он считал, что исполнительный лист не требуется, однако суд, ОМВД России по г.Осинники, убеждали его в обратном, исполнительный лист от 28.06.2017 г., полученный им 30.06.2017 г. был подан им в Управление Федерального казначейства по Кемеровской области.
Согласно уведомлению о возврате исполнительного документа от 13.09.2017 г., исполнительный лист от 28.06.2017 г., был возращен Сенцову А.В. Управлением Федерального казначейства по Кемеровской области в связи с отсутствием лицевого счета должника указанного в исполнительном листе в управлении (л.д.98).
Из пояснений истца следует, что о данном обстоятельстве, он незамедлительно сообщил в ОМВД России по г.Осинники.
По ходатайству Отдела МВД России по городу Осинники, поступившему в суд 26.09.2017 г., Осинниковским городским судом Кемеровской области 26.09.2017 г.(л.д.176), было уточнено ранее вынесенное постановление от 16.06.2017 г., в части указания государственного органа, который должен осуществлять выплаты ежемесячного государственного пособия Сенцову А.В. на период отстранения его от должности, данная обязанность возложена на ОМВД России по г.Осинники, который с 28.03.2017 г. на период отстранения от должности, должен производить Сенцову А.В. выплату ежемесячного государственного пособия в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по РФ в размере, установленном Правительством РФ на соответствующий квартал, в остальной части, постановление оставлено без изменения(л.д.177-179).
26.09.2017 г. судом выдан исполнительный лист ФС ххх, в котором в качестве взыскателя указан Сенцов А.В., должником ОМВД России по г.Осинники(л.д.51-52).
Согласно ответу Управления Федерального казначейства по Кемеровской области от 18.01.2018 г. ОМВД России по г.Осинники производится перечисление денежных средств Сенцову А.В. на основании Постановления Осинниковского городского суда Кемеровской области от 26.09.2017 г., ххх на основании Постановления СПИ МОСП по г.Осинники и г.Калтан УФССП Росиии по Кемеровской области об обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника от 24.07.2017 г. (л.д.113)
Из представленных платежных поручений следует, что выплата государственного пособия в связи с отстранением от должности, Сенцову А.В., производится с 29.09.2017 г. на основании постановления суда от 26.09.2017 г., ххх с 29.09.2017 г. на основании постановления МОСП по г.Осинники и г.Калтан от 24.07.2017 г.(л.д.117-124).
Как указывает административный истец, в настоящее время пособие ему перечисляется и алименты с него удерживаются своевременно, задолженность отсутствует.
В силу ч.1 ст.219 КАС РФ если указанным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Стороной ответчика заявлено о пропуске истцом срока на подачу в суд настоящего административного иска, разрешая которое, суд исходит из следующего.
Как следует из заявленный истцом требований, фактически он просит признать незаконным бездействие ответчиков, выразившееся в не перечислении государственного пособия и не удержанию с него алиментов в период с марта по сентябрь 2017 г., то есть оспариваемое истцом бездействие носит длящийся характер, оно оканчивается исполнением установленной обязанности по перечислению указанных выше средств, который, как было указано выше, были перечислены 29.09.2017 г. соответственно, момент, с которого исчисляется срок обращения в суд, наступил 29.09.2017 г. и оканчивается 29.12.2017 г., а потому не мог быть пропущен административным истцом, подавшим иск 18.12.2017 года.
Как следует из пояснений административного истца, незаконность действий ОМВД России по г.Осинники он связывает с не перечислении ему государственного пособия и не удержанию с него алиментов в пользу ххх на его ххх детей в период с марта по сентябрь 2017 г.
Разрешая заявленные исковые требования, суд исходит из следующего.
Согласно ч.6 ст.114 УПК РФ, временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное пособие, которое выплачивается ему в соответствии с п.8 ч.2 ст.131 УПК РФ.
В соответствии с п.8 ч.2 ст.131 УПК РФ (в редакции ФЗ РФ от 07.06.2013 года N 122-ФЗ) ежемесячное государственное пособие лицу, временно отстраненному от должности, выплачивается в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2012 года N 1240 утверждено Положение о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда РФ.
В соответствии с п.31 указанного постановления выплата ежемесячного государственного пособия подозреваемому или обвиняемому, временно отстраненному от должности в порядке, установленном ч.1 ст.114 УПК РФ, производится на основании решения суда, в котором указывается фамилия, имя и отчество подозреваемого или обвиняемого, размер ежемесячного государственного пособия, а также финансовая служба (орган, подразделение органа), осуществляющая финансирование процессуальных издержек.
Копия решения суда, заверенная в установленном порядке в течение 5 рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления судьи о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности, направляется в соответствующую финансовую службу для выплаты денежных сумм указанному лицу или его представителю по месту ее нахождения или посредством перечисления указанных в решении сумм на текущий (расчетный) счет подозреваемого или обвиняемого по его ходатайству.
Выплата денежных сумм по месту нахождения финансовой службы или перечисление средств на текущий (расчетный) счет подозреваемого или обвиняемого осуществляется не позднее 30 дней со дня получения решения суда.
На основании ч.1 ст.131 УПК РФ процессуальными издержками являются связанные с производством по уголовному делу расходы, которые возмещаются за счет средств федерального бюджета либо участников уголовного судопроизводства.
Согласно п.4 Постановления Правительства РФ от 01 декабря 2012 года N 1240 «О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданских дел, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и Правительства Российской Федерации» финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с его реализацией, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий финансовый год на содержание судов и государственных органов, наделенных полномочиями по производству дознания и предварительного следствия.
Из системного анализа указанных норм следует, что в случае принятия судом решения об отстранении работника от должности в порядке ч.10 ст.29, ст.ст.111, 114 УПК РФ работодатель обязан отстранить от работы работника, и за указанный период заработная плата работнику в силу ст.76 Трудового кодекса РФ не начисляется (согласно ч.6 ст.114 УПК РФ временно отстраненный от должности подозреваемый или обвиняемый имеет право на ежемесячное государственное пособие, которое выплачивается ему в соответствии с п.8 ч.2 ст.131 УПК РФ).
В судебном заседании обозревался справочный лист Материала ххх по ходатайству следователя об отстранении от должности Сенцова А.В., согласно которому, постановление об отстранении от должности было получено следователем ОМВД России по г.Осинники в день его вынесения 28.03.2017 г.
Поскольку постановление от 28.03.2017 г. вступило в законную силу 10.04.2017 г., и имелось в наличии ОМВД России по г.Осинники, государственное пособие должно было быть выплачено Сенцову А.В. не позднее 30 дней со дня вступления в законную силу постановления от 28.03.2017 г., то есть не позднее 10.05.2017 г., чего сделано не было.
Согласно п.1 ст.112 СК РФ, взыскание алиментов в размере, установленном соглашением об уплате алиментов или решением суда, а также взыскание задолженности по алиментам производится из заработка и (или) иного дохода лица, обязанного уплачивать алименты.
Согласно ч.3 ст.98 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, со дня получения исполнительного документа от взыскателя или копии исполнительного документа от судебного пристава-исполнителя обязаны удерживать денежные средства из заработной платы и иных доходов должника в соответствии с требованиями, содержащимися в исполнительном документе. Лица, выплачивающие должнику заработную плату или иные периодические платежи, в трехдневный срок со дня выплаты обязаны выплачивать или переводить удержанные денежные средства взыскателю.
Учитывая, что исполнительный документ Судебный приказ № СП-ххх находится на исполнении в МОСП по г.Осинники г.Калтан УФССП по Кемеровской области, суд приходит к выводу о том, что ранее 26.07.2017 г. получения постановления об обращении взыскания на государственное пособие Сенцова А.В. от 24.07.2017 г., Отдел МВД России, как орган, выплачивающий пособие истцу, был лишен возможности удерживать с государственного пособия Сенцова А.В. алименты и перечислять их взыскателю ххх
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что государственное пособие в связи с отстранением от должности ОМВД России по г.Осинники не выплачивалось Сенцову А.В. с 11.05.2017 г. до 29.09.2017 г., алименты с его государственного пособия не удерживались и не перечислялись с 27.07.2017 г. до 29.09.2017 г.
Из представленных справок – расчетов от 21.06.2017 г. (л.д.34), от 14.08.2017 г. (л.д.41), от 27.09.2017 г.(л.д.42-43), от 21.11.2017 г. (л.д.61-62) следует, что с 28.03.2017 г. – даты вынесения постановления об отстранения от должности Сенцова А.В., за счет лимита бюджетных обязательств ЦФО ГУ МВД России по Кемеровской области, ему на счет ОМВД России по г.Осинники начислялось государственное пособие в размере прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.
Как следует из пояснений главного бухгалтера Притьмовой Т.Г., каждый месяц она делала заявку на перевод пособия, средства скапливались на счете, но перевести их не могла, так как казначейство отказывалось перевести денежные средства без исполнительного листа, после звонка Сенцова А.В. в сентябре 2017 г. созвонилась с казначейством, спросила какие ошибки в исполнительном листе, после ОМВД России по г.Осинники вышел с ходатайством в суд.
Таким образом, стороной ответчика предпринимались действия для перечисления истцу государственного пособия и алиментов на счет взыскателя по исполнительного производству, однако, УФК по Кемеровской области, ссылаясь на положения ст.242.1 п.1 БК РФ, данные заявки не исполняло, указывая не необходимость обращения Сенцова А.В., либо его представителя в орган Федерального казначейства с исполнительным документом, копией судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявления взыскателя с указанием реквизитов банковского счета, вместе с тем, Сенцов А.В. имеющийся у него исполнительный лист в УФК по Кемеровской области до 08 сентября 2017 г. не предъявлял, считая, что в этом нет необходимости.
При этом суд отмечает, что Постановлением Правительства РФ от 01 декабря 2012 года № 1240 об утверждении Положения о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда РФ, в частности п.31, предъявления исполнительного листа со стороны лица, отстраненного от замещаемой должности, не предусмотрено.
Как было указано выше, в настоящее время выплата государственного пособия, производится истцу на основании решения суда от 26.09.2017 г., алиментов взыскателю Гражданкиной Д.А. на основании постановления МОСП по г.Осинникии и г.Калтан УФССП России по Кемеровской области.
При этом, требования ОМВД России по г.Осинники о предоставлении Сенцовым А.В. исполнительного листа в Управление Федерального казначейства по Кемеровской области для получении им государственного пособия в связи с отстранением от должности, основаны на сообщении Управления Федерального казначейства по Кемеровской области и были направлены в адрес истца с целью получения им государственного пособия.
В соответствии со ст.46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод, условия и порядок реализации указанного права определены процессуальным законодательством. Право на судебную защиту представляет собой правомочие субъекта права по отношению к государству в лице его судебных органов, осуществляющих функцию судебной власти; право на участие суда в защите нарушенных (действительно или предполагаемо) или оспоренных прав, свобод и охраняемых законом интересов.
Из положений ст.46 Конституции РФ, ст.218, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ следует, что предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействий) должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, заявление об оспаривании незаконных действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав и свобод административного истца и с непременным указанием на способ восстановления такого права.
Таким образом, целью судебной защиты является не формальная констатация факта действий (бездействия) должностного лица, повлекших нарушения тех или иных положений законодательства, устанавливающих гарантии реализации прав заявителя, но установление фактического нарушения прав лица и восстановление нарушенного права.
Разрешая заявленные исковые требования, суд также учитывает, что только после предоставления административным истцом исполнительного листа в Управление Федерального Казначейства по Кемеровской области и сообщения о его возврате в бухгалтерию ОМВД России по г.Осинники в сентябре 2017 г., по ходатайству следователя Щетининой И.А. с согласия начальника СО МВД России по г.Осинники Асеевой И.Б., судом было вынесено постановление от 26.09.2017 г., на основании которого истец в настоящее время получает государственное пособие, с которого, соответственно удерживаются алименты.
Суд считает, что само по себе превышение установленного срока выплаты государственного пособия в связи с отстранением от должности и не удержание с него алиментов с учетом установленных по делу обстоятельств, в том числе и ответов Прокурора г.Осинники, согласно которым в работе ОМВД России по г.Осинники выявлены нарушения, не является доказательством незаконных действий (бездействия) ответчиков, при том, что оспариваемые административным истцом действия, в настоящее время, не влекут каких-либо правовых последствий для Сенцова А.В. как получателя государственного пособия в связи с отстранением от должности и должника по уплате алиментов, поскольку, как на момент подачи искового заявления, так и на момент вынесения решения суда, указанное пособие он получает и него удерживаются алименты, а само по себе признание указанного истцом действий незаконным не приведет к каким-либо последствиям для административного истца, и оснований к возложению на административных ответчиков каких-либо обязанностей.
Кроме того, в соответствии со ст.12 ГК РФ и ст. 62 КАС РФ, лицо, обращающееся с требованием, должно доказать нарушение его субъективного права или законного интереса и возможность восстановления этого права избранным способом защиты. При этом целью обращения лица, право которого нарушено, в суд является восстановление нарушенного права этого лица.
При таких обстоятельствах, суд считает необходимым в удовлетворении заявленных исковых требований, отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд,
Р Е Ш И Л:
Сенцову Алексею Викторовичу в удовлетворении заявленных исковых требований к Отделу министерства внутренних дел России по г.Осинники, Главному управлению Министерства внутренних дел России по Кемеровской области, Министерству внутренних дел России, должностным лицам Отдела МВД России по г.Осинники старшему следователю следственного отдела Щетининой Ирине Александровне, главному бухгалтеру Бухгалтерии Отдела МВД России по г.Осинники Притьмовой Татьяне Геннадьевне о признании незаконными действий по несвоевременной выплате государственного пособия в связи с отстранением от занимаемой должности и не удержанию алиментов, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения суда.
Мотивированное решение изготовлено 20.02.2018 г.
Председательствующий: