УИД № 11RS0001-01-2021-020450-96 Дело № 2а-1794/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Печининой Л.А.,
при секретаре Чалановой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 17 января 2022 года административное дело прокурора Республики Коми, действующего в интересах РФ и неопределенного круга лиц, о признании информационных материалов, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» экстремистскими,
установил:
прокурор Республики Коми обратился в суд с административным иском о признании экстремистским материала с заголовком <данные изъяты> размещенного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», по адресам:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
В обоснование административного иска указано, что материал с заголовком «Из книги Берл Лазара «Еврейская Россия» содержит высказывания, направленные на возбуждение национальной и социальной розни в отношении группы лиц, выделенной по национальному признаку – евреи, пропаганду неполноценности представителей указанной группы.
Административный истец, заинтересованные лица о времени и месте рассмотрения дела извещены по правила статьи 96 Кодекса административного судопроизводства РФ, в суд не явились.
В соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства РФ административное дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Конституция РФ, гарантируя свободу мысли и слова, запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 29).
В целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства ограничение доступа к информации в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливается федеральными законами.
Распространение в Российской Федерации информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).
В силу части 6 указанной нормы запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статья 12 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» запрещает использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ экстремистская деятельность (экстремизм) - это деятельность лиц по совершению действий, направленных на возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, создание и (или) распространение печатных и иных материалов (произведений), предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из признаков экстремизма.
Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ экстремистскими материалами признаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Согласно статье 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ на территории Российской Федерации запрещаются издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Статьей 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» установлено, что не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жесткости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
В силу статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно части 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).
Основанием для включения в реестр согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Из материалов дела следует, что по результатам проверки прокуратурой Республики Коми выявлен факт размещения информации (текста) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», по адресам:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
По результатам лингвистического исследования составлено заключение специалиста УФСБ России по Республике Коми от 16.04.2018, согласно которому в материале с заголовком <данные изъяты> имеются приписывания одной национальной группе (евреи) враждебных и насильственных действий в отношении другой национальной группы (русские); имеются языковые средства, направленные на создание отрицательного образа национальной группы (евреи); не имеется объяснений проблем, бедствий, неблагополучия, ущербности одной группы лиц, выделенной по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, существованием и (или) целенаправленной деятельностью других аналогичных групп; не имеется оправдания насильственных действий одной национальной группы по отношению к другой; используются специальные языковые средства для передачи отрицательных оценок и негативных установок; имеются специальные языковые средства для целенаправленной передачи оскорбительных характеристик в адрес группы лиц, выделенной по религиозному признаку (не иудеи) и по национальному признак (не евреи).
В ходе проверки Единого реестра, размещенного на официальном сайте Роскомнадзора, установлено, что указанные электронные адреса в него не включены, размещенные на сайтах информации экстремистскими материалами не признавались, в федеральном списке экстремистских материалов, размещенном на сайте Минюста РФ, указанные адреса отсутствуют.
Изложенные обстоятельства подтверждаются исследованными судом доказательствами.
Поскольку установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресам: <данные изъяты>, доступ к которым имеет неограниченный круг лиц, размещена информация, содержащая высказывания, направленные на возбуждение национальной и социальной розни в отношении группы лиц, выделенной по национальному признаку – евреи, пропаганду неполноценности представителей указанной групп, то есть экстремистского характера, суд с учетом заявленных требований, в силу вышеуказанных требований закона, приходит к выводу, что данный материал подлежат признанию экстремистским.
Руководствуясь статьями 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,
решил:
административный иск прокурора Республики Коми удовлетворить.
Признать информационный материал, размещенный в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресам: <данные изъяты> экстремистским.
Обратить решение суда к немедленному исполнению.
Апелляционные жалоба, представление прокурора на решение суда могут быть поданы в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья Л.А. Печинина