Решение по делу № 2а-1794/2022 (2а-10628/2021;) от 02.12.2021

УИД № 11RS0001-01-2021-020450-96 Дело № 2а-1794/2022

    

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Сыктывкарский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Печининой Л.А.,

при секретаре Чалановой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре 17 января 2022 года административное дело прокурора Республики Коми, действующего в интересах РФ и неопределенного круга лиц, о признании информационных материалов, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» экстремистскими,

установил:

прокурор Республики Коми обратился в суд с административным иском о признании экстремистским материала с заголовком <данные изъяты> размещенного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», по адресам:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

В обоснование административного иска указано, что материал с заголовком «Из книги Берл Лазара «Еврейская Россия» содержит высказывания, направленные на возбуждение национальной и социальной розни в отношении группы лиц, выделенной по национальному признаку – евреи, пропаганду неполноценности представителей указанной группы.

Административный истец, заинтересованные лица о времени и месте рассмотрения дела извещены по правила статьи 96 Кодекса административного судопроизводства РФ, в суд не явились.

В соответствии со статьей 226 Кодекса административного судопроизводства РФ административное дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В силу статьи 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Конституция РФ, гарантируя свободу мысли и слова, запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства (статья 29).

В целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства ограничение доступа к информации в соответствии с частью 1 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» устанавливается федеральными законами.

Распространение в Российской Федерации информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).

В силу части 6 указанной нормы запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти, вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статья 12 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» запрещает использование сетей связи общего пользования для осуществления экстремистской деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ экстремистская деятельность (экстремизм) - это деятельность лиц по совершению действий, направленных на возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, создание и (или) распространение печатных и иных материалов (произведений), предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из признаков экстремизма.

Пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ экстремистскими материалами признаются предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.

Согласно статье 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ на территории Российской Федерации запрещаются издание и распространение печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных материалов, содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных частью 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.

Статьей 4 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» установлено, что не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жесткости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

В силу статьи 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно части 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).

В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ).

Основанием для включения в реестр согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Из материалов дела следует, что по результатам проверки прокуратурой Республики Коми выявлен факт размещения информации (текста) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», по адресам:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

По результатам лингвистического исследования составлено заключение специалиста УФСБ России по Республике Коми от 16.04.2018, согласно которому в материале с заголовком <данные изъяты> имеются приписывания одной национальной группе (евреи) враждебных и насильственных действий в отношении другой национальной группы (русские); имеются языковые средства, направленные на создание отрицательного образа национальной группы (евреи); не имеется объяснений проблем, бедствий, неблагополучия, ущербности одной группы лиц, выделенной по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, существованием и (или) целенаправленной деятельностью других аналогичных групп; не имеется оправдания насильственных действий одной национальной группы по отношению к другой; используются специальные языковые средства для передачи отрицательных оценок и негативных установок; имеются специальные языковые средства для целенаправленной передачи оскорбительных характеристик в адрес группы лиц, выделенной по религиозному признаку (не иудеи) и по национальному признак (не евреи).

В ходе проверки Единого реестра, размещенного на официальном сайте Роскомнадзора, установлено, что указанные электронные адреса в него не включены, размещенные на сайтах информации экстремистскими материалами не признавались, в федеральном списке экстремистских материалов, размещенном на сайте Минюста РФ, указанные адреса отсутствуют.

Изложенные обстоятельства подтверждаются исследованными судом доказательствами.

Поскольку установлено, что в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресам: <данные изъяты>, доступ к которым имеет неограниченный круг лиц, размещена информация, содержащая высказывания, направленные на возбуждение национальной и социальной розни в отношении группы лиц, выделенной по национальному признаку – евреи, пропаганду неполноценности представителей указанной групп, то есть экстремистского характера, суд с учетом заявленных требований, в силу вышеуказанных требований закона, приходит к выводу, что данный материал подлежат признанию экстремистским.

Руководствуясь статьями 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд,

решил:

административный иск прокурора Республики Коми удовлетворить.

Признать информационный материал, размещенный в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресам: <данные изъяты> экстремистским.

Обратить решение суда к немедленному исполнению.

Апелляционные жалоба, представление прокурора на решение суда могут быть поданы в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Л.А. Печинина

2а-1794/2022 (2а-10628/2021;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Республики Коми
Другие
Министерство юстиции РФ
Уполномоченный по правам человека в Республике Коми
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации
Управление Роскомнадзора по Республике Коми
Управление Министетства юстиции России по Республике Коми
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Печинина Людмила Анатольевна
Дело на сайте суда
syktsud.komi.sudrf.ru
02.12.2021Регистрация административного искового заявления
02.12.2021Передача материалов судье
07.12.2021Решение вопроса о принятии к производству
07.12.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.12.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2022Судебное заседание
17.01.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее