Копия
Дело №
№
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Казань
Московский районный суд г. Казани в составе:
председательствующего судьи Э.Н. Альмеевой,
при введении протокола судебного заседания помощником судьи Э.Ф. Фархутдиновой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Наталии В. И. к Татьяне А. Р. о признании завещания недействительным,
У С Т А Н О В И Л:
Н.В. Иванова обратилась в суд с исковым заявлением к Т.А. Руденко о признании завещания недействительным, в обоснование заявленных требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ умерла Е.В. Дубосарская, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес>. При жизни, ДД.ММ.ГГГГ Е.В. Дубосарской на имя истца было составлено завещание, удостоверенное Г.Ф. Шигаповой, временно исполняющей обязанности нотариуса нотариального округа г. Казани РТ О.И. Гришиной от ДД.ММ.ГГГГ по реестру №, согласно которому Е.В. Дубосарская, принадлежащее ей имущество, а именно квартиру находящуюся по адресу: <адрес> завещала Н.В. Ивановой, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Истец, после смерти Е.В. Дубосарской, в установленные законом сроки обратилась в нотариальную контору с заявлением о вступлении в права наследования по завещанию. ДД.ММ.ГГГГ Д.Р. Вандышевой, временно исполняющей обязанности нотариуса Казанского нотариального округа Республики Татарстан Л.Р. Силагадзе, было заведено наследственное дело № к имуществу умершей. Позже стало известно, что Е.В. Дубосарской, находившейся в лечебном учреждении – ГАУЗ «Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан» было составлено завещание на имя Т.А. Руденко, указанное завещание, написанное Е.В. Дубосарской от руки, заверено ДД.ММ.ГГГГ дежурным врачом лечебного учреждения. Согласно тексту завещания на имя Т.А. Руденко, при составлении завещания присутствовал свидетель В.А. Егошин, вместе с тем, в нарушение пункта 2 статьи 1127 Гражданского Кодекса Российской, подпись свидетеля в завещании отсутствует, дееспособность свидетеля, согласно требованиям статьи 1124 Гражданского кодекса Российской Федерации не проверена. Кроме того, из текста завещания невозможно однозначно усмотреть, каким имуществом распорядился наследодатель в пользу Т.А. Руденко. Указанное завещание поступило в нотариальную контору только лишь ДД.ММ.ГГГГ, вх. №. При указанных обстоятельствах, истец просит признать завещание, составленное на имя Татьяны А. Р. и заверенное дежурным врачом ГАУЗ «Республиканская клиническая больница Министерства здравоохранения Республики Татарстан» недействительным.
Истец, представитель истца, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования полностью поддержали, просили удовлетворить, мотивируя требования тем, что при составлении завещания отсутствовал свидетель, нарушена тайна завещания, поскольку завещание было передано в руки Т.А. Руденко после его составления, которая передала его главному врачу.
Ответчик, представитель ответчика, в судебном заседании исковые требования не признали, просили в удовлетворении отказать.
Третье лицо нотариус Казанского нотариального округа Республики Татарстан Л.Г. Силагадзе в судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 209 Гражданского Кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Завещание является односторонней сделкой, к нему применяются правила о недействительности сделок, предусмотренные в главе 9 Гражданского кодекса РФ (ст. 166 - 181 Гражданского кодекса РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 1111 Гражданского кодекса Российской Федерации наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В соответствии с п. 1 ст. 1118 Гражданского кодекса Российской Федерации распорядиться имуществом на случай смерти можно путем совершения завещания или заключения наследственного договора. Завещание может быть совершено гражданином, обладающим в момент его совершения дееспособностью в полном объеме.
Завещание является односторонней сделкой, которая создает права и обязанности после открытия наследства.
Согласно п. 1 и 2 ст. 1127 ГК РФ приравниваются к нотариально удостоверенным завещаниям завещания граждан, находящихся на излечении в больницах, госпиталях, других стационарных лечебных учреждениях или проживающих в домах для престарелых и инвалидов, удостоверенные главными врачами, их заместителями по медицинской части или дежурными врачами этих больниц, госпиталей и других стационарных лечебных учреждений, а также начальниками госпиталей, директорами или главными врачами домов для престарелых и инвалидов.
Завещание, приравненное к нотариально удостоверенному завещанию, должно быть подписано завещателем в присутствии лица, удостоверяющего завещание, и свидетеля, также подписывающего завещание.
В соответствии с п. 3 ст. 1124 ГК РФ в случае, когда в соответствии с правилами настоящего Кодекса при составлении, подписании, удостоверении завещания или при передаче его нотариусу присутствие свидетеля является обязательным, отсутствие свидетеля при совершении указанных действий влечет за собой недействительность завещания, а несоответствие свидетеля требованиям, установленным п. 2 настоящей статьи, может являться основанием признания завещания недействительным.
В силу п. 4 ст. 1125 ГК РФ, если завещание составляется и удостоверяется в присутствии свидетеля, оно должно быть им подписано и на завещании должны быть указаны фамилия, имя, отчество и место жительства свидетеля в соответствии с документом, удостоверяющим его личность.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», завещание может быть признано недействительным по решению суда, в частности, в случаях: несоответствия лица, привлеченного в качестве свидетеля, а также лица, подписавшего завещание по просьбе завещателя (абзац второй часть 3 ст. 1125 ГК РФ), требованиям, установленным пунктом 2 ст. 1124 ГК РФ; присутствия при составлении, подписании и, удостоверении завещания или при его передаче нотариусу лица, в пользу которого составлено завещание или сделан завещательный отказ, супруга такого лица, его детей и родителей (п. 2 ст. 1124 ГК РФ); в иных случаях, если судом установлено наличие нарушений порядка составления, подписания или удостоверения завещания, а также недостатков завещания, искажающих волю завещателя.В силу части 1 и 2 статьи 1131 Гражданского кодекса Российской Федерации при нарушении положений настоящего Кодекса, влекущих за собой недействительность завещания, в зависимости от основания недействительности, завещание является недействительным в силу признания его таковым судом (оспоримое завещание) или независимо от такого признания (ничтожное завещание).
Завещание может быть признано судом недействительным по иску лица, права или законные интересы которого нарушены этим завещанием.
В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что сделки, направленные на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей при наследовании (в частности, завещание, отказ от наследства, отказ от завещательного отказа), могут быть признаны судом недействительными в соответствии с общими положениями о недействительности сделок (§ 2 главы 9 Гражданского кодекса Российской Федерации) и специальными правилами раздела V Гражданского кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умерла Е.В. Дубосарская, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <адрес> (<данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ Е.В. Дубосарская при жизни составила завещание, которым из принадлежащего ей имущества, квартиру, находящуюся по адресу: <адрес> завещала Наталии В. И. (<данные изъяты>.).
ДД.ММ.ГГГГ Е.В. Д., находящейся на стационарном лечении в ГАУЗ «Республиканская клиническая больница МЗ РТ», было составлено завещание, согласно которому она, принадлежащее ей имущество, находящееся по адресу: <адрес> завещает Татьяне А. Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Завещание было подписано собственноручно Е.В. Д. в присутствии свидетеля В.А. Е., составлено в двух экземплярах, удостоверено дежурным врачом государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканская клиническая больница МЗ РТ» Айдаром Ч. Ш., и зарегистрировано в книге учета завещаний за №.
ДД.ММ.ГГГГ ГАУЗ «Республиканская клиническая больница МЗ РТ» направило для регистрации завещание Е.В. Дубосарской, составленное ДД.ММ.ГГГГ в условиях медицинского учреждения в период ее нахождения на стационарном лечении нотариусу нотариальной палаты Республики Татарстан Л.Г. Силагадзе.
Согласно наследственному делу № с заявлением о принятии наследства после смерти Е.В. Дубосарской обратились в том числе Н.В. И. - ДД.ММ.ГГГГ и Т.А. Р. - ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела усматривается, что завещание, составленное Е.В. Д. ДД.ММ.ГГГГ, составлено в присутствии свидетеля Владимира А. Е., однако, подпись свидетеля в завещании отсутствует.
Вместе с тем, отсутствие свидетеля при составлении, подписании и удостоверении завещания в случаях, когда присутствие свидетеля обязательно (п. 3 ст. 1124 ГК Российской Федерации), свидетельствует о ничтожности завещания и является основанием для признания его судом недействительным.
Согласно п. 1 и 3 ст. 1131 ГК РФ при нарушении положений настоящего Кодекса, влекущих за собой недействительность завещания, в зависимости от основания недействительности, завещание является недействительным в силу признания его таковым судом (оспоримое завещание) или независимо от такого признания (ничтожное завещание).
В ходе судебного заседания, допрошенная в качестве свидетеля, юрист ГАУЗ «Республиканская клиническая больница МЗ РТ» Л.З. Нагимова пояснила, что по поручению главного врача ГАУЗ «Республиканская клиническая больница МЗ РТ» была приглашена в отделение для составления завещания, для того, чтобы оценить состояние пациентки Е.В. Дубосарской. Е.В. Дубосарская была после операции, была в ясном сознании, отвечала на вопросы, в ответах не путалась. Завещание уже было написано, завещание было написано при враче, врач это подтвердил, и Е.В. Дубосарская лично его подписала. Один экземпляр остался на руках у Е.В. Дубосарской, второй экземпляр был направлен по почте нотариусу. Е.В. Дубосарская также лично расписалась в книге учета завещаний. Свидетель Л.З. Нагимова участие свидетеля В.А. Егошина при составлении завещания подтвердить не смогла, поскольку при составлении завещания она не присутствовала.
В ходе судебного заседания, допрошенный в качестве свидетеля дежурный врач ГАУЗ «РКБ МЗ РТ» А.Ч. Шакиров пояснил, что при составлении завещания он не присутствовал, ему представили готовый документ, который просили заверить, документы ему принесла Т.А. Руденко, он установил личность завещателя Е.В. Дубосарской и подтвердил ее дееспособность на момент составления завещания, свидетель В.А. Егошин при составлении завещания не присутствовал.
Общие правила, касающиеся формы и порядка совершения завещания, предусмотрены ст. 1124 ГК РФ, а именно: завещание должно быть составлено в письменной форме и удостоверено нотариусом либо другими лицами, указанными в ст. 1127 ГК РФ; свидетели должны соответствовать требованиям п. 2 ст. 1124 ГК РФ.
Таким образом, норма п. 2 ст. 1127 ГК РФ устанавливает императивное требование о порядке совершения завещания с участием свидетеля, нарушение которого может влечь квалификацию завещания ничтожным в порядке ст. 168 ГК РФ.
Таким образом, поскольку в ходе разбирательства по делу присутствие свидетеля В.А. Егошина при составлении завещания установлено не было, сторонами не доказано, подпись свидетеля в завещании отсутствует, завещание было подписано завещателем не в присутствии лица, удостоверяющего завещание, дежурного врача ГАУЗ «РКБ МЗ РТ», что было установлено в ходе судебного заседания показаниями свидетеля А.Ч. Шакирова, суд приходит к выводу, что завещание Е.В. Дубосарской, составленное ДД.ММ.ГГГГ не отвечает требованиям, предъявляемым законом к данному документу, положения п. 2 ст. 1127 Гражданского кодекса Российской Федерации, без соблюдения которого такое завещание не может приравниваться к нотариально удостоверенному, выполнены не были.
Таким образом, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о признании завещания, составленного ДД.ММ.ГГГГ Еленой В. Д. в пользу Татьяны А. Р., удостоверенного дежурным врачом государственного автономного учреждения здравоохранения «Республиканская клиническая больница» Министерства здравоохранения Республики Татарстан и зарегистрированного в книге учета завещаний за номером №, недействительным.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░ ░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░., ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ /░░░░░░░/ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░