50RS0030-01-2021-006140-65
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
председательствующего: Мирошкина В.В.,
судей: Смольянинова А.В., Россинской М.В.,
при помощнике судьи Дужановой Т.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 23 мая 2022 года гражданское дело по иску Трифонова А. С. к администрации Богородского городского округа Московской области об обязании поставить на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,
по апелляционной жалобе администрации Богородского городского округа Московской области на решение Ногинского городского суда Московской области от 02 декабря 2021 года,
заслушав доклад судьи Смольянинова А.В.,
объяснения представителя истца адвоката Гладковой М.Е.
УСТАНОВИЛА:
Истец Трифонов А.С. обратился в суд с иском, которым просит обязать администрацию Богородского городского округа Московской области поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В обоснование заявленных требований истец указывает, что является инвалидом-колясочником 1 группы с 2016 года бессрочно в связи с офранным хроническим прогрессирующим неврологическим заболеванием: рассеянный склероз, поражающее центральную нервную систему; тазовые расстройства. Заключением Межведомственной комиссии Богородского городского округа <данные изъяты> от <данные изъяты>, утвержденной Распоряжением администрации Богородского городского округа от <данные изъяты> <данные изъяты>р, квартира, в которой зарегистрирован и проживает истец, признана непригодной для проживания инвалида. Фактически истец лишен возможности выходить из дома, получать полноценную медицинскую помощь.
Истец неоднократно обращался к ответчику с заявлением о постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но получал отказ, мотивированный тем, что для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении истец должен быть признан малоимущим, для чего ему необходимо представить документы на всех зарегистрированных с ним членов семьи. Истец не согласен с такой позицией ответчика, поскольку в квартире, в которой он постоянно зарегистрирован и проживает, кроме него зарегистрированы также: Трифонова Т.В. – собственник квартиры, мать истца; Трифонов С.А. – бывший муж собственника квартиры, отец истца; Трифонова Т.С. – дочь собственника квартиры, сестра истца; Трифонов В.П. – внук собственника квартиры, племянник истца.
Несмотря на то, что лица, зарегистрированные с истцом по одному адресу, являются родственниками, в той или иной степени родства, истец полагает, что он и совместно с ним зарегистрированные лица не образуют одну семью, поскольку отец Трифонов С.А. и мать Трифонова Т.В. расторгли брак, сестра Трифонова Т.С. образует собственную семью со своим сыном Трифоновым В.П.
Лица, совместно зарегистрированные с истцом, и истец не ведут совместного хозяйства, не имеют общего бюджета, по-разному проводят досуг, то есть не имеют признаков единой семьи. Истец не женат, детей не имеет и полагает, что не может быть членом несуществующей семьи. В квартире истец занимает отдельную комнату. Поскольку истец страдает тяжелой формой хронического заболевания, не является членом семьи совместно зарегистрированных с ним в квартире лиц, иного жилого помещения не имеет, в постановке его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении ответчиком было отказано, он просит обязать ответчика поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в судебном порядке (л.д.4-6).
Решением суда исковые требования Трифонова А. С. удовлетворены, суд обязал администрацию Богородского городского округа Московской области поставить Трифонова А. С. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Не согласившись с решением суда, администрация Богородского городского округа Московской области подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, как незаконное, и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении иска Трифонова А. С. отказать.
Обсудив доводы апелляционной жалобы и проверив материалы дела в пределах этих доводов, судебная коллегия находит обжалуемое решение подлежащим отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела и неправильным применением норм материального и процессуального права (пп. 3, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ) по следующим основаниям.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционных жалоб, обсудив доводы жалоб, выслушав явившихся лиц, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ). Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям постановленное решение не соответствует исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец Трифонов А.С. является инвалидом первой группы по причине Общего заболевания бессрочно, что подтверждается справкой об инвалидности от <данные изъяты> <данные изъяты>, выданной Бюро медико-социальной экспертизы <данные изъяты> ФКУ «ГБ СМЭ по Московской области» Минтруда России (л.д.7).
Согласно выписке из медицинской карты <данные изъяты> терапевтического отделения ГБУЗ МО НЦРБ Купавинской городской больницы за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> Трифонов А.С. имеет следующие заболевания: рассеянный склероз церебрально-спинальная форма, вторично прогредиентное течение, глубокий нижний парапарез, нарушение функции тазовых органов. Самостоятельно не передвигается, пользуется инвалидным креслом (л.д.37-38). Состояние здоровья Трифонова А.С., как инвалида, также подтверждается заключением НКО МОНИКИ от <данные изъяты> (л.д.39).
Трифонов А.С. постоянно зарегистрирован и проживает по <данные изъяты>, кроме него зарегистрированы также: Трифонова Т.В. – собственник квартиры, мать истца; Трифонов С.А.- бывший муж собственника квартиры, отец истца; Трифонова Т.С. - дочь собственника квартиры, сестра истца; Трифонов В.П. – внук собственника квартиры (племянник), что подтверждено выпиской из домовой книги (л.д.8).
Согласно заключению муниципальной комиссии по обследованию жилых помещений и общего имущества в многоквартирных домах, в которых проживают инвалиды, <данные изъяты> от <данные изъяты>, отсутствует возможность приспособления жилого помещения и общего имущества в многоквартирном доме, расположенном по <данные изъяты>, в котором проживает инвалид, с учетом потребностей и обеспечения условий их доступности для инвалида, (л.д.13-15).
<данные изъяты> Трифонову А.С. направлен ответ, что жилое помещение, в котором он проживает, превышает утвержденную учетную норму, приходящуюся на каждого зарегистрированного в нем, истец не состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с чем администрация Богородского городского округа не имеет оснований для признания его нуждающимся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма (л.д.62-63).
Распоряжением администрации Богородского округа Московской области от <данные изъяты> <данные изъяты>-р утверждено заключение Межведомственной комиссии Богородского городского округа Московской области по признанию жилого помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции <данные изъяты> от <данные изъяты> «Об оценке соответствия жилого помещения <данные изъяты>, расположенного по <данные изъяты>, занимаемого инвалидом, требованиям, установленным п. 54 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утвержденным постановлением Правительства РФ от <данные изъяты> <данные изъяты> (л.д.11-12).
Согласно поименованному Заключению помещение <данные изъяты>, расположенное по <данные изъяты>, - признано непригодным для проживания инвалида (л.д.9-10).
<данные изъяты> Трифонов А.С. обратился в администрацию Богородского городского округа Московской области с заявлением о предоставлении ему жилого помещения по договору социального найма, пригодного для проживания инвалида (л.д.65).
<данные изъяты>, <данные изъяты> и <данные изъяты> истцу даны разъяснения, что для предоставления ему жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, ему необходимо быть признанным малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. При этом учитывается среднедушевой доход семьи и стоимость имущества семьи, а также проживающих совместно с гражданином родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев, а также других граждан, признанных членами семьи в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с изложенным, Трифонову А.С. для признания его малоимущим было предложено представить полный комплект обязательных документов на всех зарегистрированных совместно с ним граждан в жилом помещении про <данные изъяты>.
Также Трифонову А.С. было разъяснено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, что он имеет право на дополнительную жилую площадь, что будет учтено в случае включения его в список граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (л.д.20-22,26-31).
На обращение Трифонова А.С. в Ногинскую городскую прокуратуру им был получен ответ от <данные изъяты>, из которого следует, что для предоставления жилого помещения по договору социального найма необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. С целью признания его нуждающимся в жилом помещении администрацией Богородского городского округа ему предложено предоставить необходимый пакет документов. Разъяснено право выдать доверенность на сбор, подачу и получение всех необходимых документов. Также разъяснено право на льготы по оплате государственной пошлины по всем видам нотариальных действий. Указано на отсутствие оснований для принятия мер прокурорского реагирования (л.д.98).
<данные изъяты> отец Трифонова А.С. - Трифонов С.А. обратился в администрацию Богородского городского округа Московской области о предоставлении его сыну пригодного для инвалида-колясочника жилья (л.д.124).
Письмом администрации Богородского городского округа Московской области от <данные изъяты> Трифонову С.А. разъяснено, что для постановки его сына Трифонова А.С. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, он должен быть признан органом местного самоуправления малоимущим, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению (л.д.23-25).
<данные изъяты> администрацией Богородского городского округа Московской области Трифонову А.С. было направлено письмо о необходимости представления пакета документов, необходимых для признания его и членов его семьи малоимущими (л.д.132).
Однако, документы, необходимые для признания истца и членов его семьи малоимущими, Трифонов А.С. в администрацию Богородского городского округа Московской области не представил, вследствие чего малоимущим в установленном порядке не признан.
В силу статьи 40 (часть 3) Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу ч. 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно части 3 статьи 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
В соответствии с положениями ч. 3-4 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством РФ порядке соглашением о взаимодействии.
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Абзацем первым статьи 17 указанного Федерального закона предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки в части обеспечения жильем лишь в отношении инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года (абзац второй и четвертый статьи 17, статья 28.2).
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (абзац 3 статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ). Внеочередной порядок обеспечения жилым помещением инвалидов, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, Федеральный закон "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не устанавливает.
Таким образом, в отношении лиц, являющихся инвалидами, вставших на учет после 1 января 2005 года, действует порядок обеспечения жилыми помещениями, установленный Жилищным кодексом РФ, соответствующие меры социальной поддержки указанных лиц специальным законодательством к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации не отнесены.
То есть, они должны быть признаны и малоимущими, и нуждающимися в жилом помещении.
Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения отнесено в числе прочего обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством.
В силу пункта 5 части 1 статьи 14 ЖК РФ предоставление малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда относится к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу пункта 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Таким образом, исходя из положений пункта 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ для предоставления гражданину жилого помещения вне очереди по предусмотренному данной нормой основанию необходимы такие условия, как принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений по любому из оснований, предусмотренных частью 1 статьи 51 ЖК РФ, и наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в перечне, предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ.
Следовательно, из указанных норм следует, что на соответствующий учет может быть принят и не малоимущий гражданин, но относящийся к определенной законом категории - имеющий хроническое заболевание, указанное в Приложении к Приказу Минздрава России от 29.11.2012г. <данные изъяты> "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире". Однако, в материалах дела отсутствуют сведения о том, что истец страдает тяжелой формой хронического заболевания, входящим в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденный Приказом Министерства Здравоохранения РФ <данные изъяты>, при которых невозможно при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Также решением органа местного самоуправления истец не признан малоимущим и нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что требование истца обязать администрацию Богородского городского округа Московской области поставить его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении является необоснованным, в связи с чем в удовлетворении иска следует отказать.
Руководствуясь ст.ст.328-329 ГПК РФ судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 02 ░░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░