Решение по делу № 33-2486/2023 от 07.03.2023

Дело № 33-2486/2023

№ 2-1448/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Оренбург 25 апреля 2023 года

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе председательствующего судьи Синельниковой Л.В.,

судей Данилевского Р.А., Сенякина И.И.,

при секретаре Елизарове А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г.Орска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г.Орска об обязании совершить определенные действия,

по апелляционной жалобе администрации г.Орска Оренбургской области на решение Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от 7 декабря 2022 года,

заслушав доклад судьи Синельниковой Л.В.,

установила:

Прокурор Ленинского района г.Орска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации г.Орска об обязании совершить определенные действия, указав, что при проверке обращения директора ООО "УК "Комфортная среда" установлено, что на участке местности вблизи придомовой территории многоквартирных домов, расположенных по адресам: (адрес), находится отдельно стоящий индивидуально-определенный объект недвижимости – бойлерная (котельная). Указанный бойлер не имеет собственника, на баланс и обслуживание организациям коммунального комплекса не передавался, в реестре муниципальной собственности не значится.

Считает, что указанное имущество является бесхозяйным и в соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации подлежит принятию на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого оно находится.

После увеличения исковых требований окончательно просил суд обязать администрацию г.Орска в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи – отдельно стоящего индивидуально-определенного объекта недвижимости – бойлерной (котельной), находящейся на участке местности вблизи придомовой территории многоквартирных домов, расположенных по адресам: (адрес); по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет обязать администрацию г.Орска обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанный объект недвижимости и включить в реестр муниципальной собственности отдельно стоящий индивидуально-определенный объект недвижимости – бойлерную (котельную), находящуюся на участке местности вблизи придомовой территории многоквартирных домов, расположенных по адресам: (адрес).

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Орска Макеев И.А. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика администрации г.Орска Шелемин А.В., действующий на основании доверенности, иск не признал, поскольку полагает, что спорная бойлерная (котельная) относится к общедомовому имуществу собственников многоквартирных домов, находящихся по адресам: (адрес).

Представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом администрации г.Орска Ковалев С.И., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения иска по тем же основаниям, что и представитель администрации г. Орска.

Представители третьих лиц ООО "УК "Комфортная среда", МУП "ОПТС" в судебное заседание не явились, были извещены надлежащим образом.

Решением Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от 7 декабря 2022 года иск удовлетворен.

Недвижимое имущество – бойлерная (котельная), расположенная на участке местности вблизи придомовой территории многоквартирных домов по (адрес), признано бесхозяйным имуществом.

Суд обязал администрацию г.Орска в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи – отдельно стоящего индивидуально-определенного объекта недвижимости – бойлерной (котельной), находящейся на участке местности вблизи придомовой территории многоквартирных домов, расположенных по адресам: (адрес).

По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет суд обязал администрацию г.Орска обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на указанный объект недвижимости и включить в реестр муниципальной собственности отдельно стоящий индивидуально-определенный объект недвижимости – бойлерную (котельную), находящуюся на участке местности вблизи придомовой территории многоквартирных домов, расположенных по адресам: (адрес).

В апелляционной жалобе администрация г.Орска Оренбургской области просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Считает, что спорный бойлер не обладает признаками бесхозяйного имущества, так как является общедомовым имуществом собственников помещений в соответствующих многоквартирных домах. Возложение судом на администрацию обязанности по признанию права собственности на спорный объект считает необоснованным, поскольку закон предусматривает право муниципального образования на приобретение в собственность бесхозяйного имущества, а не устанавливает обязанность по принятию такого имущества в собственность. Считает, что обжалуемым решением осуществлено вмешательство в хозяйственную деятельность органа местного самоуправления, что в силу закона недопустимо.

Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и из материалов дела следует, что на участке местности вблизи придомовой территории многоквартирных домов, находящихся по адресам: (адрес), расположен отдельно стоящий индивидуально-определенный объект – бойлерная (котельная).

Как следует из акта осмотра от 26 сентября 2022 года, составленного помощником прокурора Ленинского района г.Орска С. Н.И. и председателем КАИГ администрации г.Орска Л. С.В., указанный объект является недвижимым имуществом, поскольку неразрывно связан с земельным участком, состоит из штучных бетонных блоков, имеет размеры 200Х200Х400, основание здание заглублено в землю, перенесение данного объекта без нанесения несоразмерного ущерба невозможно.

Из акта осмотра от 11 февраля 2022 года, составленного работниками ООО "УК "Комфортная среда", следует, что бойлерная расположена на расстоянии 45 метров на территории, не принадлежащей многоквартирному жилому дому (адрес), в бойлерной находятся два коллективных кожухотрубных секционных нагревателя, запитанных друг от друга, для подачи горячего водоснабжения в многоквартирные дома по (адрес).

По поручению прокурора Ленинского района г.Орска директором ООО «УК Комфортная Среда» М. Е.Ю., руководителем отдела тепловой инспекции Восточного отделения Оренбургского филиала АО «Энергосбыт ПЛЮС» Р. В.В., главным специалистом ОБиР АО «Энергосбыт ПЛЮС» В. Д.В. составлен акт осмотра от 7 декабря 2022 года, в котором указано, что спорный объект обеспечивает ГВС жилые дома (адрес), а также (адрес). Техническое состояние группового бойлера является неудовлетворительным.

Из содержащихся в материалах дела ответах на запросы прокуратуры Ленинского района г.Орска следует, что бойлер, расположенный вблизи придомовой территории многоквартирных домов по (адрес), не обслуживается и не состоит на балансе МУП "ОПТС", ПАО "Россети Волга", Филиала ГУП "ОКЭС" – Орские КЭС, ПАО "Т Плюс".

Из материалов дела следует, что указанная бойлерная (котельная) к муниципальному имуществу не относится.

Согласно ответу на запрос судебной коллегии, поступившему из ТУ Росимущество в Оренбургской области, указанная бойлерная (котельная) не проходила процедуру учета в качестве государственного (федерального) имущества и не включена в реестр федерального имущества, находящегося на территории Оренбургской области.

В соответствии с положениями статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 50 названного Федерального закона имущество, предназначенное для решения установленных названным Федеральным законом вопросов местного значения, может находиться в собственности муниципальных образований.В силу статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.

В соответствии с частью 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 10 декабря 2015 года N 931 утвержден Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, пунктом 5 которого предусмотрено, что принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

Таким образом, органом местного самоуправления, уполномоченным на обращение с заявлением о принятии бесхозяйной вещи на учет, является орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйный объект. И орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного.

Поскольку требования прокурора заявлены в интересах неопределенного круга лиц и судом установлено, что бойлерная (котельная), расположенная на участке местности вблизи придомовой территории многоквартирных домов, находящихся по адресам: (адрес), не имеет собственника, никем обслуживается, на балансе или в чьем-либо ведении не находится, суд пришел к выводу о наличии оснований для признания спорного объекта бесхозяйным.

В силу приведенных правовых норм, определяющих, что полномочиями на совершение определенных законом действий в отношении бесхозяйной недвижимой вещи обладает орган местного самоуправления, на территории которого находится бесхозяйный объект, суд пришел к выводу о возложении на администрацию г.Орска обязанности обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с заявлением о постановке на учет в качестве бесхозяйной недвижимой вещи указанной бойлерной (котельной).

Судебная коллегия с указанными выводами суда соглашается, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела, основаны на правильном применении закона и верной оценке представленных доказательств по делу.

Доводы апеллянта об отнесении спорного объекта к общему имуществу собственников помещений многоквартирных домов являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка, суд пришел к правильному выводу, что исходя из понятия общедомового имущества, определенного нормативными актами, спорный объект не является таковым, так как предназначен для обслуживания помещений в нескольких многоквартирных домах, а не в одном многоквартирном доме, и, следовательно, не отвечает всем установленным законодательством критериям общего имущества многоквартирного дома.

Вместе с тем, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы о несогласии с возложением судом на администрацию г.Орска обязанности обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на спорный объект недвижимости, исходя из следующих обстоятельств.

Из содержания статей 1, 209, 218, 235 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что вещные права являются абсолютными и предоставленные правомочия пользования, владения и распоряжения приобретаются и прекращаются по своему усмотрению, если иное прямо не установлено в законе.

Согласно пункту 3 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации постановка бесхозяйной недвижимой вещи на учет по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого она находится, является обязательной. Однако последующее оформление права муниципальной собственности на бесхозяйную вещь не является обязанностью органа местного самоуправления. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.

Статья 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденный Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 N 931, иные нормы, на которые ссылается прокурор в иске, не возлагают на орган местного самоуправления обязанность признать право собственности на бесхозяйную вещь.

Кроме того, из содержания пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует, что у муниципального образования имеется право, а не обязанность инициировать вопрос о признании права муниципальной собственности на спорное имущество.

Реализация такого права процедурно осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации. Соответственно, права неопределенного круга лиц, в защиту интересов которых обратился в суд с иском прокурор, не подлежат защите избранным истцом способом в виде обязания администрации муниципального образования признать право собственности на спорное имущество, поскольку в отношении бесхозяйного имущества установлен иной механизм обращения его в муниципальную собственность.

Кроме того, возложение на администрацию муниципального образования обязанности признать право собственности на бесхозяйное недвижимое имущество противоречит конституционному принципу самостоятельности местного самоуправления (статьи 130-133 Конституции Российской Федерации).

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда в части удовлетворения исковых требований о возложении на администрацию г.Орска обязанности обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на спорный объект недвижимости подлежит отмене с вынесением в данной части нового решения об отказе в удовлетворении указанных требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г.Орска Оренбургской области от 7 декабря 2022 года отменить в части возложения на администрацию г.Орска обязанности по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на объект недвижимости и включить в реестр муниципальной собственности отдельно стоящий индивидуально-определенный объект недвижимости – бойлерную (котельную), находящуюся на участке местности вблизи придомовой территории многоквартирных домов, расположенных по адресам: (адрес), принять в этой части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований прокурора Ленинского района г.Орска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации г.Орска об обязании администрации г.Орска по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на объект недвижимости – бойлерную (котельную), находящуюся на участке местности вблизи придомовой территории многоквартирных домов, расположенных по адресам: (адрес), и включить в реестр муниципальной собственности указанный объект недвижимости отказать.

В остальной части решение оставить без изменения.

Председательствующий Л.В. Синельникова

Судьи Р.А. Данилевский

И.И. Сенякин

В окончательной форме апелляционное определение принято 02.05.2023.

33-2486/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Ленинского района г. Орска
Ответчики
Администрация г. Орска
Другие
КУИ г. Орска
ООО УК Комфортная среда
МУП ОПТС
Суд
Оренбургский областной суд
Судья
Синельникова Лариса Валерьевна
Дело на сайте суда
oblsud.orb.sudrf.ru
13.03.2023Передача дела судье
25.04.2023Судебное заседание
15.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.05.2023Передано в экспедицию
25.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее