Решение по делу № 2-516/2024 от 05.08.2024

Дело №2-516/2024

УИД 75RS0024-01-2024-000892-30

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

    30 сентября 2024 года                                                                               п. Чернышевск

    Чернышевский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Воротниковой Н.И,

при секретаре судебного заседания Матыко М.С.,

с участием истца - прокурора Иконниковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Чернышевского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального района «Чернышевский район», муниципальному казенному учреждению «Комитет образования и молодежной политики администрации муниципального района «Чернышевский район», муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад №63 п.Чернышевск об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, о возложении обязанности по обеспечению финансирования,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Чернышевского района обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в муниципальных дошкольных учреждениях муниципального района «Чернышевский район», в ходе которой установлено, что в нарушение подпункта «д» п. 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее – Требования) МДОУ детский сад №63 п.Чернышевск не оборудовано системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Указанное нарушение федерального законодательства, выразившееся в отсутствии системы оповещения и управления эвакуацией при террористическом акте отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что может стать причиной совершения преступлений в отношении работников и обучающихся, а также нарушает права обучающихся лиц на безопасные условия обучения, воспитания, особенно в условиях сложившейся в Российской Федерации неблагоприятной внешнеполитической ситуации.

Просит обязать МДОУ детский сад №63 п.Чернышевск в течение 1 года со дня вступления в силу решения суда оборудовать здания системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации на территории учреждения; обязать администрацию муниципального района «Чернышевский район», Комитет образования и молодежной политики администрации муниципального района «Чернышевский район» обеспечить финансирование оборудования в МДОУ детский сад №63 п.Чернышевск системы оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации на территории учреждения.

Истец - прокурор Иконникова А.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Ответчики – администрация муниципального района «Чернышевский район», МКУ «Комитет образования и молодежной политики администрации муниципального района «Чернышевский район», МДОУ детский сад №63 п.Чернышевск, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела в судебном заседании участия не принимали, своих представителей в суд не направили. Председатель МКУ «Комитет образования и молодежной политики администрации муниципального района «Чернышевский район» Шемякина Н.В., заведующая МДОУ детский сад №63 п.Чернышевск Шемелина Н.В. представили в суд заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав, что решение оставляют на усмотрение суда.

В соответствии со статьей 167 ГПК РФ, судом определено рассмотреть настоящее дело в отсутствие извещенных, но не явившихся участников процесса.

Суд, выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом устанавливает Федеральный закон от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон от 06.03.2006 №35-ФЗ), согласно которому принятые в целях реализации закрепленных в нем положений нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации являются частью правовой основы противодействия терроризму (преамбула, статья 1).

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Требования).

Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности данного министерства (пункт 1).

Названный акт предусматривает четыре категории опасности объектов (территорий).

Как установлено судом и следует из материалов дела МДОУ детский сад №63 п.Чернышевск на праве оперативного управления принадлежит здание по адресу: Забайкальский край, Чернышевский район, п.Чернышевск, ул.Первомайская д.34, которому в соответствии с пунктом 13 Требований по антитеррористической защищенности объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006, присвоена четвертая категория опасности.

Подпунктом «д» пункта 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, предусмотрено осуществление такого мероприятия, как оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.

Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) (пункт 5 Требований).

Предусмотренные названными пунктами Требований мероприятия направлены на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий), под которой Федеральный закон от 06.03.2006 №35-ФЗ в пункте 6 статьи 3 понимает состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Данное правовое регулирование направлено на охрану здоровья детей в период их пребывания в образовательных организациях, обеспечение безопасных условий образовательной деятельности и реализацию образовательных стандартов.

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение создает необходимые условия для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (подпункт 8 пункта 1 статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

В ходе проведенной прокуратурой Чернышевского района проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму в здании МДОУ детский сад №63 п.Чернышевск, установлено, что объект не оборудован системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, что противоречит подпункту «д» пункта 24 Требований.

По информации МКУ «Комитет образования и молодежной политики администрации муниципального района «Чернышевский район» в дошкольных образовательных организациях Чернышевского района отсутствует система оповещения и управления эвакуацией экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в связи с отсутствием финансовых средств в муниципальном районе «Чернышевский район».

Факт невыполнения вышеперечисленных мероприятий сторонами не оспаривается.

Таким образом, судом установлено, что здание МДОУ детский сад №63 п.Чернышевск не соответствует предъявляемым требованиям антитеррористической защищенности, тогда как принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в том числе права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних, а также работников учреждения в период их нахождения в образовательной организации.

В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления, в структуру которых входят, в том числе комитеты образования, требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.

Учредителем образовательного учреждения и собственником его имущества является муниципальный район «Чернышевский район». Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени муниципального района «Чернышевский район» осуществляют администрация муниципального района «Чернышевский район» и муниципальное учреждение управление образованием администрации МР «Чернышевский район», что следует из сведений ЕГРЮЛ.

Как следует из Устава муниципального района «Чернышевский район», к вопросам местного значения относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам муниципальных образовательных организаций (пункт 14 статьи 8). К полномочиям органов местного самоуправления относится создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями (пункт 3 статьи 10).

Как следует из Положения о муниципальном казенном учреждении «Комитет образования и молодежной политики администрации муниципального района «Чернышевский район», утвержденного решением Совета муниципального района «Чернышевский район» от 12.05.2017 №65, учредителем является муниципальный район «Чернышевский район». Комитет является учредителем муниципальных образовательных и иных организаций. Комитет является главным распорядителем бюджетных средств для подведомственных образовательных учреждений в пределах выделяемых бюджетом средств, разрабатывает предложения по формированию местного бюджета и части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, участвует в разработке местных нормативов финансирования системы образования в целом и ее отдельных элементов.

Из положений приведенных выше нормативных правовых актов следует, что обязанность по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов, возлагается на орган местного самоуправления не только как на орган публичной власти, но и как на собственника объекта образовательной деятельности.

Выполнение заявленных прокурором в рамках настоящего гражданского спора требований является необходимой мерой, предусмотренной действующим законодательством и направленной на антитеррористическую защищенность объектов дошкольного образования.

Требования прокурора не ущемляют самостоятельности ответчиков в решении вопросов, возложенных на них действующим законодательством, иными нормативными правовыми актами, а направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований в полном объеме.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

С учетом того, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, а также с учетом принципа разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон, суд полагает обоснованным установить срок для исполнения возлагаемых обязанностей ответчику – в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, считая данный срок разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Чернышевского района удовлетворить.

Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №63 п.Чернышевск в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здания системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации на территории учреждения.

Обязать администрацию муниципального района «Чернышевский район», муниципальное казенное учреждение «Комитет образования и молодежной политики администрации муниципального района «Чернышевский район» обеспечить финансирование оборудования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад №63 п.Чернышевск системы оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации на территории учреждения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Чернышевский районный суд Забайкальского края.

Председательствующий по делу судья                                Н.И. Воротникова

Решение в окончательной форме принято 01 октября 2024 года.

2-516/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Чернышевского района
Ответчики
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 63 п. Чернышевск
Администрация муниципального района "Чернышевский район"
Муниципальное казенное учреждение "Комитет образования и молодежной политики " администрации МР "Чернышевский район"
Другие
Шемякина Нина Викторовна
Якутова Елена Яковлевна
Шемелина Наталья Викторовна
Суд
Чернышевский районный суд Забайкальский края
Судья
Воротникова Надежда Игоревна
Дело на сайте суда
chernishevsk.cht.sudrf.ru
05.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.08.2024Передача материалов судье
06.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.08.2024Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
20.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.08.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.09.2024Судебное заседание
01.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.10.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.11.2024Дело оформлено
07.11.2024Дело передано в архив
30.09.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее