Дело №2-516/2024
УИД 75RS0024-01-2024-000892-30
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 сентября 2024 года п. Чернышевск
Чернышевский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи Воротниковой Н.И,
при секретаре судебного заседания Матыко М.С.,
с участием истца - прокурора Иконниковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Чернышевского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального района «Чернышевский район», муниципальному казенному учреждению «Комитет образования и молодежной политики администрации муниципального района «Чернышевский район», муниципальному дошкольному образовательному учреждению детский сад №63 п.Чернышевск об устранении нарушений законодательства о противодействии терроризму, о возложении обязанности по обеспечению финансирования,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Чернышевского района обратился в суд с вышеуказанным исковым заявлением, ссылаясь на следующее. Прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в муниципальных дошкольных учреждениях муниципального района «Чернышевский район», в ходе которой установлено, что в нарушение подпункта «д» п. 24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 №1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)» (далее – Требования) МДОУ детский сад №63 п.Чернышевск не оборудовано системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории) о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Указанное нарушение федерального законодательства, выразившееся в отсутствии системы оповещения и управления эвакуацией при террористическом акте отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в образовательном учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что может стать причиной совершения преступлений в отношении работников и обучающихся, а также нарушает права обучающихся лиц на безопасные условия обучения, воспитания, особенно в условиях сложившейся в Российской Федерации неблагоприятной внешнеполитической ситуации.
Просит обязать МДОУ детский сад №63 п.Чернышевск в течение 1 года со дня вступления в силу решения суда оборудовать здания системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации на территории учреждения; обязать администрацию муниципального района «Чернышевский район», Комитет образования и молодежной политики администрации муниципального района «Чернышевский район» обеспечить финансирование оборудования в МДОУ детский сад №63 п.Чернышевск системы оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации на территории учреждения.
Истец - прокурор Иконникова А.А. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.
Ответчики – администрация муниципального района «Чернышевский район», МКУ «Комитет образования и молодежной политики администрации муниципального района «Чернышевский район», МДОУ детский сад №63 п.Чернышевск, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела в судебном заседании участия не принимали, своих представителей в суд не направили. Председатель МКУ «Комитет образования и молодежной политики администрации муниципального района «Чернышевский район» Шемякина Н.В., заведующая МДОУ детский сад №63 п.Чернышевск Шемелина Н.В. представили в суд заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, указав, что решение оставляют на усмотрение суда.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ, судом определено рассмотреть настоящее дело в отсутствие извещенных, но не явившихся участников процесса.
Суд, выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом устанавливает Федеральный закон от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее - Федеральный закон от 06.03.2006 №35-ФЗ), согласно которому принятые в целях реализации закрепленных в нем положений нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации являются частью правовой основы противодействия терроризму (преамбула, статья 1).
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 №35-ФЗ Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки указанных требований и контроля за их выполнением, порядок разработки и форму паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (далее - Требования).
Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности данного министерства (пункт 1).
Названный акт предусматривает четыре категории опасности объектов (территорий).
Как установлено судом и следует из материалов дела МДОУ детский сад №63 п.Чернышевск на праве оперативного управления принадлежит здание по адресу: Забайкальский край, Чернышевский район, п.Чернышевск, ул.Первомайская д.34, которому в соответствии с пунктом 13 Требований по антитеррористической защищенности объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 №1006, присвоена четвертая категория опасности.
Подпунктом «д» пункта 24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, предусмотрено осуществление такого мероприятия, как оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях) (пункт 5 Требований).
Предусмотренные названными пунктами Требований мероприятия направлены на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий), под которой Федеральный закон от 06.03.2006 №35-ФЗ в пункте 6 статьи 3 понимает состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.
Данное правовое регулирование направлено на охрану здоровья детей в период их пребывания в образовательных организациях, обеспечение безопасных условий образовательной деятельности и реализацию образовательных стандартов.
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательное учреждение создает необходимые условия для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательного учреждения. К компетенции образовательного учреждения относятся, в том числе: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.
Охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность (подпункт 8 пункта 1 статьи 41 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
В ходе проведенной прокуратурой Чернышевского района проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму в здании МДОУ детский сад №63 п.Чернышевск, установлено, что объект не оборудован системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, что противоречит подпункту «д» пункта 24 Требований.
По информации МКУ «Комитет образования и молодежной политики администрации муниципального района «Чернышевский район» в дошкольных образовательных организациях Чернышевского района отсутствует система оповещения и управления эвакуацией экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц находящихся на объекте, о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации в связи с отсутствием финансовых средств в муниципальном районе «Чернышевский район».
Факт невыполнения вышеперечисленных мероприятий сторонами не оспаривается.
Таким образом, судом установлено, что здание МДОУ детский сад №63 п.Чернышевск не соответствует предъявляемым требованиям антитеррористической защищенности, тогда как принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в том числе права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних, а также работников учреждения в период их нахождения в образовательной организации.
В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления, в структуру которых входят, в том числе комитеты образования, требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.
Учредителем образовательного учреждения и собственником его имущества является муниципальный район «Чернышевский район». Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени муниципального района «Чернышевский район» осуществляют администрация муниципального района «Чернышевский район» и муниципальное учреждение управление образованием администрации МР «Чернышевский район», что следует из сведений ЕГРЮЛ.
Как следует из Устава муниципального района «Чернышевский район», к вопросам местного значения относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам муниципальных образовательных организаций (пункт 14 статьи 8). К полномочиям органов местного самоуправления относится создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями (пункт 3 статьи 10).
Как следует из Положения о муниципальном казенном учреждении «Комитет образования и молодежной политики администрации муниципального района «Чернышевский район», утвержденного решением Совета муниципального района «Чернышевский район» от 12.05.2017 №65, учредителем является муниципальный район «Чернышевский район». Комитет является учредителем муниципальных образовательных и иных организаций. Комитет является главным распорядителем бюджетных средств для подведомственных образовательных учреждений в пределах выделяемых бюджетом средств, разрабатывает предложения по формированию местного бюджета и части расходов на образование и соответствующих фондов развития образования, участвует в разработке местных нормативов финансирования системы образования в целом и ее отдельных элементов.
Из положений приведенных выше нормативных правовых актов следует, что обязанность по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов, возлагается на орган местного самоуправления не только как на орган публичной власти, но и как на собственника объекта образовательной деятельности.
Выполнение заявленных прокурором в рамках настоящего гражданского спора требований является необходимой мерой, предусмотренной действующим законодательством и направленной на антитеррористическую защищенность объектов дошкольного образования.
Требования прокурора не ущемляют самостоятельности ответчиков в решении вопросов, возложенных на них действующим законодательством, иными нормативными правовыми актами, а направлены на понуждение в судебном порядке исполнить возложенные законом обязанности.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором исковых требований в полном объеме.
В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом того, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению, а также с учетом принципа разумности, обеспечивая при этом соблюдение баланса прав и обязанностей сторон, суд полагает обоснованным установить срок для исполнения возлагаемых обязанностей ответчику – в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу, считая данный срок разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.
Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования прокурора Чернышевского района удовлетворить.
Обязать муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №63 п.Чернышевск в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать здания системой оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации на территории учреждения.
Обязать администрацию муниципального района «Чернышевский район», муниципальное казенное учреждение «Комитет образования и молодежной политики администрации муниципального района «Чернышевский район» обеспечить финансирование оборудования в муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад №63 п.Чернышевск системы оповещения и управления эвакуацией либо автономной системой (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации на территории учреждения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Забайкальского краевого суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Чернышевский районный суд Забайкальского края.
Председательствующий по делу судья Н.И. Воротникова
Решение в окончательной форме принято 01 октября 2024 года.