УИД 59RS0№-64
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 апреля 2024 года <Адрес>
Ленинский районный суд <Адрес> в составе:
председательствующего судьи Будиловой О.В.,
при секретаре ФИО1,
с участием представителя истца ФИО2, действующего на основании доверенности,
представителя ответчика МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №» <Адрес> ФИО3, действующей на основании устава,
представителя ответчиков администрации <Адрес> и департамента образования администрации <Адрес> ФИО4, действующей на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №47» г.Перми, департаменту образования администрации г.Перми, администрации г.Перми о возложении обязанности,
у с т а н о в и л:
Управление Роспотребнадзора по Пермскому краю обратилось в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам с учетом измененных в порядке ст.39 ГПК РФ исковых требований о возложении на МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №47» г.Перми обязанности по устранению нарушений санитарных требований, а именно обеспечить при формировании первых классов количество учащихся исходя из нормы площади на одного обучающегося при фронтальных формах занятий в соответствии с требованием, установленным п.3.4.14 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; возложении на департамент образования администрации г.Перми обязанности осуществлять в соответствии с требованием, установленным п.3.4.14 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», закрепление МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №47» г.Перми за конкретными территориями Мотовилихинского района г.Перми, координацию и контроль процедуры приема детей в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №47» г.Перми, организацию мероприятий для приведения имущественного комплекса МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №47» г.Перми в соответствие с требованиями действующего законодательства, организацию работы по созданию безопасных условий нахождения детей и персонала в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №47» г.Перми; возложении на администрацию г.Перми обязанности организовать предоставление начального общего образования по основным общеобразовательным программам при формировании первых классов в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №47» г.Перми в соответствии с обязательными требованиями санитарного законодательства, предусмотренными п.3.4.14 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», исходя из расчета не менее 2,5 кв.м на одного обучающегося при фронтальных формах занятий, обеспечить количество учебных мест в первых классах МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №47» г.Перми с учетом указанных требований путем заключения договоров безвозмездного пользования, договоров аренды иных помещений, а также принятия мер в рамках предоставленных администрации г.Перми полномочий (л.д.2-4, 129-130).
В обоснование заявленных требований истец указал, что в марте 2023 года в отношении МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №47» г.Перми (далее – МАОУ «СОШ №47») по фактическому адресу: г.Пермь, ул.Восстания, д.10 Управления Роспотребнадзора по Пермскому краю (далее по тексту - Управление) проводился профилактический визит, в ходе которого выявлены нарушения санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", выдано предписание от 06.03.2023г. В адрес Управления от МАОУ «СОШ №47» поступили ответы от 18.08.2023г., от 29.08.2023г., нарушение не устранено. В ходе рассмотрения представленной информации установлено, что МАОУ «СОШ №47» по фактическому адресу: г.Пермь, ул.Восстания, д.10, не устранено нарушение санитарных требований: при формировании первых классов не определено количество учащихся в классе исходя из нормы площади на одного обучающегося при фронтальных формах занятий, что является нарушением п.3.4.14 СП 2.4.3648-20.
Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в исковом заявлении с учетмо изменений исковых требований.
Представитель ответчика МАОУ «СОШ №47» в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск (л.д.73-76,143-144). Полагала иск не подлежащим удовлетворению, поскольку зачисление обучающихся производится в строгом соответствии с действующим законодательством, школа не может отказать в приеме обучающегося посредством нарушения установленного законодательного порядка, что повлечет за собой нарушение законных прав граждан на образование.
Представитель ответчиков департамента образования администрации г.Перми и администрации г.Перми иск не признала, просила отказать в удовлетворении исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск (л.д.106-114).
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства образования и науки Пермского края, в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представил письменные объяснения (л.д.71).
Заслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование (ч.1).
Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ч.2).
На основании ст.42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду регулируется Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее – Федеральный закон №52-ФЗ), в соответствии со ст.1 которого санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности; санитарно-эпидемиологические требования - обязательные требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств, несоблюдение которых создает угрозу жизни или здоровью человека, угрозу возникновения и распространения заболеваний и которые устанавливаются государственными санитарно-эпидемиологическими правилами и гигиеническими нормативами (далее - санитарные правила), а в отношении безопасности продукции и связанных с требованиями к продукции процессов ее производства, хранения, перевозки, реализации, эксплуатации, применения (использования) и утилизации, которые устанавливаются документами, принятыми в соответствии с международными договорами Российской Федерации, и техническими регламентами.
В силу ст.11 Федерального закона №52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (далее – СП 2.4.3648-20), согласно п.1.1 которых настоящие санитарные правила (далее - Правила) направлены на охрану здоровья детей и молодежи, предотвращение инфекционных, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) и устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к обеспечению безопасных условий образовательной деятельности, оказания услуг по воспитанию и обучению, спортивной подготовке, уходу и присмотру за детьми, включая требования к организации проведения временного досуга детей в помещениях (специально выделенных местах), устроенных в торговых, культурно-досуговых центрах, аэропортах, железнодорожных вокзалах и иных объектах нежилого назначения, отдыху и оздоровлению, предоставлению мест временного проживания, социальных услуг для детей, а также к условиям проведения спортивных, художественных и культурно-массовых мероприятий с участием детей и молодежи и определяют санитарно-противоэпидемические (профилактические) меры при организации перевозок организованных групп детей железнодорожным транспортом.
Согласно п.1.2 Правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении деятельности, предусмотренной пунктом 1.1 Правил (далее - Хозяйствующие субъекты).
Правила не распространяются на проведение экскурсионных мероприятий и организованных походов.
В соответствии с п.ДД.ММ.ГГГГ СП ДД.ММ.ГГГГ-20 количество обучающихся в классе определяется исходя из расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, соблюдении требований к расстановке мебели в учебных кабинетах. Комплектование классов (групп) обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится в зависимости от указанной в пункте 3.1.1 Правил категории обучающихся.
Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.
Площадь учебных кабинетов без учета площади, необходимой для расстановки дополнительной мебели (шкафы, тумбы и другие) для хранения учебных пособий и оборудования рабочего места преподавателя, должна рассчитываться следующим образом: - не менее 2,5 м2 на одного обучающегося при фронтальных формах занятий; - не менее 3,5 м2 на одного обучающегося при организации групповых форм работы и индивидуальных занятий.
Согласно ч.1 ст.46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу п.2 ч.1 ст.51 Федерального закона №52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители наряду с правами, предусмотренными статьей 50 настоящего Федерального закона, наделяются полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
Судом из письменных доказательств по делу установлено, и участвующими в деле лиц не оспаривается, что с 02 по ДД.ММ.ГГГГ<Адрес> проведен профилактический визит в отношении МАОУ «СОШ №47» г.Перми по адресу: <Адрес>. Согласно акту профилактического визита № от 06.03.2023г. по результатам профилактического визита выявлены нарушения санитарного законодательства: по состоянию на 06.03.2023г. количество обучающихся МАОУ «СОШ №» <Адрес> в первых классах определено без расчета соблюдения нормы площади на одного обучающегося, так: в 1Г классе площадь на одного обучающегося 2,0 кв.м вместо необходимой 2,5 кв.м при фронтальных формах занятий; в 1Е классе площадь на одного обучающегося 2,0 кв.м; в 1К классе площадь на одного обучающегося 2,0 кв.м; в 1Л классе площадь на одного обучающегося 1,6 кв.м; в 1П классе площадь на одного обучающегося 1,5 кв.м; в 1С классе площадь на одного обучающегося 1,9 кв.м вместо необходимой 2,5 кв.м при фронтальных формах занятий, что является нарушением п.3.4.14 СП 2.4.3648-20, ст.ст.11, 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (л.д.5-9).
МАОУ «СОШ №47» г.Перми вынесено предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 06.03.2023 года: предписано в срок до 21.08.2023 года устранить нарушение п.3.4.14 СП 2.4.3648-20, ст.ст.11, 28 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" на вновь комплектуемые классы (л.д.10-11).
Согласно информации МАОУ «СОШ №47» г.Перми от 28.08.2023 года в адрес Управления в образовательную организацию зачислено 205 учащихся в первые классы, сформировано семь класс-комплектов, средняя наполняемость классов составляет 29 человек. Все учащиеся, зачисленные в первый класс учреждения в 2023/2024 учебном году, проживают на закрепленной к образовательной организации территории. Увеличить количество кабинетов на уровне начального общего образования не представляется возможным в связи с конструктивными особенностями здания школы, рассчитанного на обучение меньшего количества учащихся и не учитывающего современные санитарно-эпидемиологические требования к системе образования (л.д.13-14).
Из объяснений представителя ответчика МАОУ «СОШ №47» г.Перми, представленных письменных возражений следует, что в течение 2021-2022 учебного года, 2022-2023 учебного года, 2023-2024 учебного года в первых классах образовательной организации действительно не выполнялись требования п.3.4.14 СП 2.4.3648-20, в первых классах площадь на одного обучающегося составляет менее 2,5 кв.м при фронтальных формах занятий. В 2023-2024 учебном году при плановой цифре приема в первые классы 150 человек (6 классов по 25 человек) фактически было принято в соответствии с действующими нормативными правовыми актами 213 человек; за период с 01 по 13.04.2024г. при плановой цифре приема в первые классы на 2024-2025 учебный год 125 человек (5 классов по 25 человек) поступило уже 124 заявления о приеме в первые классы образовательной организации. Спрогнозировать итоговые цифры приема обучающихся не представляется возможным, количество лиц, поступающих в первый класс, не зависит от воли ответчика МАОУ «СОШ №» <Адрес>, обязанного обеспечить прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на закрепленной территории, формируется под воздействием внешних обстоятельств. Увеличение числа поступающих в образовательную организацию происходит за счет активной застройки микрорайона, притока в микрорайон семей, имеющих детей школьного возраста, поступлением в школу детей граждан, имеющих временную регистрацию на закрепленных к школе территориях, прибывших из других регионов. Увеличить количество учебных кабинетов начальной школы за счет их уменьшения на уровнях основного общего и среднего общего образования не представляется возможным в связи с общим количеством обучающихся в школе, загруженностью учебных кабинетов, недостаточностью учебных кабинетов.
В соответствии с уставом МАОУ «СОШ №47» г.Перми учреждение по типу реализации основных образовательных программ является общеобразовательной организацией, по организационно-правовой форме унитарной некоммерческой организацией - муниципальным автономным учреждением (п.1.1 устава).
Согласно п.1.4 устава учредителем учреждения является муниципальное образование "Город Пермь». Полномочия и функции учредителя от имени муниципальное образование "Город Пермь» осуществляет администрация г.Перми, отдельные полномочия и функции учредителя по его поручению осуществляет департамент образования администрации г.Перми на основании правовых актов администрации г.Перми.
В соответствии со ст.49 Устава города Перми, принятого Решением Пермской городской Думы от 25.08.2015 №150, администрация города осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по вопросам местного значения города Перми, в том числе, владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности, в порядке, определенном Думой (п.7); в соответствии с действующим законодательством приобретает имущество и осуществляет имущественные и иные права и обязанности (п.8); организует предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, дополнительного образования детей, отдыха детей в каникулярное время, обеспечивает создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях (п.25).
Согласно ч.5 ст.48 Устава функциональные органы и функциональные подразделения администрации города создаются в целях реализации полномочий администрации города, а также в целях обеспечения исполнения полномочий администрации города и Главы города Перми.
Решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 №224 утверждено Положение о департаменте образования администрации города Перми, согласно п.1.2 которого 1.2 Департамент является функциональным органом администрации города Перми.
На основании п.2.1 указанного Положения основной целью деятельности Департамента является организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам, дополнительного образования детей, осуществление в пределах своих полномочий мероприятий по обеспечению организации отдыха детей в каникулярное время, включая мероприятия по обеспечению безопасности их жизни и здоровья, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях.
Согласно п.2.2 Положения основными задачами Департамента являются: организация предоставления образовательных услуг в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования в пределах предоставленных полномочий (п.2.2.1); совершенствование подходов к финансовому обеспечению системы образования (п.2.2.4); совершенствование подходов к материальному обеспечению системы образования, оптимизация сети образовательных учреждений города Перми (п.2.2.5); защита прав детей на образование, охрану их жизни и здоровья (п.2.2.7).
Статьей 3 Положения определены функции Департамента, который координирует и контролирует процедуру приема детей в подведомственные муниципальные образовательные учреждения города: дошкольные, общеобразовательные, дополнительного образования; организует комплектование муниципальных образовательных учреждений города Перми, имеющих группы детей дошкольного возраста (п.3.1.4); осуществляет закрепление подведомственных муниципальных образовательных учреждений за конкретными территориями города Перми (п.3.1.11.1); участвует в подготовке проекта бюджета города Перми в части расходов на образование (п. 3.4.1); прогнозирует развитие сети образовательных учреждений на территории города Перми (п.3.5.2); организует мероприятия для приведения имущественных комплексов подведомственных муниципальных учреждений в соответствие с требованиями действующего законодательства (п.3.5.3); организует работу по созданию безопасных условий нахождения детей и персонала в подведомственных муниципальных учреждениях (п.3.5.5); организует работу по осуществлению текущего, капитального ремонта объектов капитального строительства, принадлежащих подведомственным муниципальным учреждениям (п.3.5.8); контролирует деятельность подведомственных муниципальных учреждений по соблюдению прав детей на образование, присмотр и уход и охране жизни и здоровья детей (п.3.7.1).
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что в ходе судебного разбирательства нашло объективное подтверждение обстоятельство того, что в МАОУ «СОШ №47» г.Перми количество обучающихся в первых классах образовательной организации определяется без соблюдения требований п.3.4.14 СП 2.4.3648-20 - не менее 2,5 м2 площади учебных кабинетов на одного обучающегося при фронтальных формах занятий. До настоящего времени предписание Управления об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 06.03.2023 года ответчиком не исполнено.
Пунктом 1 части 1 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" предусмотрено право обучающихся на выбор образовательной организации.
Согласно положениям ст.67 Федерального закона от 29.12.2012г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом (ч.2).
Правила приема в государственные образовательные организации субъектов Российской Федерации и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (ч.3).
В приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и статьей 88 настоящего Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (ч.4).
Непосредственно прием граждан в образовательные организации, реализующие основные образовательные программы общего образования, на территории Российской Федерации, в том числе <Адрес>, регламентируется Порядком приема на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения России от ДД.ММ.ГГГГ N 458, которым предусмотрено, что правила приема в конкретную общеобразовательную организацию на обучение по основным общеобразовательным программам в части, не урегулированной законодательством об образовании, устанавливаются общеобразовательной организацией самостоятельно.
На основании п.17 указанного Порядка прием заявлений о приеме на обучение в первый класс для детей, указанных в пунктах 9, 9(1), 10 и 12 Порядка, а также проживающих на закрепленной территории, начинается не позднее 1 апреля текущего года и завершается 30 июня текущего года.
Руководитель общеобразовательной организации издает распорядительный акт о приеме на обучение детей, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в течение 3 рабочих дней после завершения приема заявлений о приеме на обучение в первый класс.
Для детей, не проживающих на закрепленной территории, прием заявлений о приеме на обучение в первый класс начинается 6 июля текущего года до момента заполнения свободных мест, но не позднее 5 сентября текущего года.
Постановлением администрации г.Перми от 04.03.2014 №135 (с последующими изменениями) утвержден Перечень муниципальных образовательных учреждений, реализующих программу начального общего, основного общего, среднего общего образования, закрепленных за конкретными территориями города Перми.
Таким образом, образовательная организация не вправе произвольно, без установленных законом оснований отказать в приеме заявлений о приеме на обучение в первый класс граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация, либо отчислять обучающихся.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований, заявленных к ответчику МАОУ «СОШ №47» г.Перми, поскольку исполнение данных требований повлечет нарушение конституционного права несовершеннолетних граждан на получение общего образования, в частности на выбор образовательной организации, ведет к нарушению принципа доступности образования, выражающегося, в том числе, в праве на получение образования в образовательной организации по месту жительства.
Вместе с тем, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения является публично-правовой обязанностью государства, обусловленной необходимостью реализации конституционного права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. При этом в силу вышеприведенных положений Федерального закона №52-ФЗ, СП 2.4.3648-20 установленные правила являются обязательными для исполнения гражданами, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при осуществлении образовательной деятельности, следовательно, определение количества обучающихся в классе без соблюдения установленной п.3.4.14 СП 2.4.3648-20 нормы площади на одного обучающегося недопустимо, фактическое присутствие всех принятых свыше установленного норматива в класс детей приведет к нарушению санитарно-эпидемиологических требований к условиям воспитания и обучения детей, может стать причиной неблагоприятной эпидемиологической обстановки в образовательной организации, а также привести к возникновению и распространению инфекционных заболеваний.
Из системного толкования приведенных правовых норм следует, что обеспечение права каждого на образование, общедоступность и бесплатность которого в государственных или муниципальных образовательных учреждениях гарантируется, является важнейшей функцией Российской Федерации как социального государства. Государство и муниципальные образования, обеспечивая общедоступность образования независимо от места жительства, обязаны сохранять в достаточном количестве образовательные учреждения и при необходимости расширять их сеть.
Поскольку в силу Устава города Перми, Положения о департаменте образования администрации города Перми выполнение указанных функций является прямыми полномочиями администрации г.Перми и департамента образования администрации г.Перми как функционального органа администрации г.Перми, постольку исковые требования Управления к указанным ответчикам подлежат удовлетворению, на администрацию г.Перми и департамент образования администрации г.Перми следует возложить обязанность организовать предоставление начального общего образования по основным общеобразовательным программам при формировании первых классов в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №47» г.Перми в соответствии с требованиями санитарного законодательства, предусмотренными п.3.4.14 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», исходя из расчета не менее 2,5 кв.м на одного обучающегося при фронтальных формах занятий.
В остальной части исковые требования удовлетворению не подлежат, поскольку являются ограничением права ответчиков на реализацию возложенных на них функций, на самостоятельное решение вопросов, отнесенных к компетенции конкретного органа.
Доводы представителя ответчиков администрации г.Перми, департамента образования администрации г.Перми о принимаемых ответчиками мерах, проводимых мероприятиях, исполнении в полном объеме обязанностей учредителя по финансированию и обеспечению деятельности образовательной организации на выводы суда не влияют, поскольку при установленном в ходе рассмотрения дела факте несоблюдения обязательных требований санитарного законодательства, предусмотренных п.3.4.14 СП 2.4.3648-20, следует вывод о невыполнении в полном объеме возложенных функций в сфере образования, повлекшем нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации воспитания и обучения детей.
В соответствии с положениями ч.1, ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Заявленный в судебном заседании представителем истца срок исполнения решения до 01.09.2024г. суд полагает необоснованным, при этом принимает во внимание, что никаких доводов и доказательств наличия объективной возможности исполнения решения суда в указанный срок истцом в подтверждение своих требований не представлено.
С учетом характера спорных правоотношений суд полагает возможным установить срок исполнения решения суда – в течение одного года с даты вступления решения в законную силу.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю (ИНН 5904122386) удовлетворить в части, возложить на администрацию г.Перми (ИНН 5902290635) и департамент образования администрации г.Перми (ИНН 5902290434) обязанность организовать предоставление начального общего образования по основным общеобразовательным программам при формировании первых классов в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №47» г.Перми в соответствии с требованиями санитарного законодательства, предусмотренными п.3.4.14 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», исходя из расчета не менее 2,5 кв.м на одного обучающегося при фронтальных формах занятий, в течение одного года с даты вступления решения в законную силу.
В удовлетворении остальной части исковых требований и в удовлетворении исковых требований Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Пермскому краю к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа №47» г.Перми (ИНН 5906031832) отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд <Адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий - подпись
Копия верна.
Судья - О.В. Будилова
Мотивированное решение принято ДД.ММ.ГГГГ.
Подлинник настоящего судебного акта находится в материалах гражданского дела № Ленинского районного суда <Адрес>.