Решение по делу № 11-14765/2022 от 27.10.2022

Судья Икаева Л.В.

дело № 2-3779/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 11-14765/2022

28 ноября 2022 г.                             г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего Доевой И.Б.

судей Стяжкиной О.В., Челюк Д.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания

секретарем судебного заседания Алёшиной К.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области на решение Курчатовского районного суда г.Челябинска от 02 августа 2022 года по иску ФИО2 к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области о назначении досрочной страховой пенсии по старости,

Заслушав доклад судьи Стяжкиной О.В. об обстоятельствах дела и доводах апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика действующей на основании доверенности ФИО7 поддержавшей доводы апелляционной жалобы, объяснения истца ФИО2 и его представителя ФИО10 возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области (далее – ОПФР по Челябинской области) в котором просил признать незаконным решение об отказе в назначении ему досрочной страховой пенсии по старости от 25 февраля 2021 года, включить в его стаж на соответствующих видах работ по пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон № 400-ФЗ) периоды его работы с 24 января 1990 по 17 августа 1997 года, со 02 сентября 1997 по 24 сентября 1997 года в должности электромонтера по ремонту высоковольтных линий в Житомирском восточном предприятии электросетей Республики Украина, продолжительностью 7 лет 07 месяце 17 дней, обязать назначить досрочную страховую пенсию по старости с 20 августа 2020 года.

В обоснование иска указал, что 20 августа 2020 года обратился в ОПФР по Челябинской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.2 ч.1 т.30 Федерального закона № 400-ФЗ, как достигший возраста 58 лет, имеющий стаж не менее 6 лет 3 месяцев на работах с тяжелыми условиями труда и страховой стаж не менее 25 лет. Решением ответчика от 25.02.2021 года в назначении досрочной страховой пенсии отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа работы с тяжелыми условиями труда по Списку № 2. 13 мая 2021 года повторно обратился в ОПФР по Челябинской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п.2 ч.1 т.30 Федерального закона № 400-ФЗ. Решением ответчика от 01.12.2021 года в назначении досрочной страховой пенсии отказано по тем же основаниям. С данным решением не согласен, полагает, что отказ в назначении пенсии при наличии необходимого стажа является незаконным, нарушающим его конституционное право на пенсионное обеспечение в соответствии с действующим законодательством.

Истец ФИО2, представитель истца ФИО6 в судебном заседании суда первой инстанции иск поддержали.

Представитель ответчика ОПФР по Челябинской области ФИО7 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.

Суд постановил решение, которым исковые требования удовлетворил. Признал незаконным в части решение ОПФР по Челябинской области от 25.02.2021 об отказе в установлении досрочной страховой пенсии.

Обязал ОПФР по Челябинской области включить ФИО2 в стаж на соответствующих видах работ по Списку №2 периоды работы с 24.01.1990 по 17.08.1997, с 02.09.1997 по 24.09.1997 (07-07-14) в должности электромонтера по ремонту высоковольтных линий электропередач 4 разряда в Житомирском восточном предприятии электросетей Республики Украина и назначил ФИО2 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст. 30 Федерального закона « О страховых пенсиях от 28.12.2013 № 400-ФЗ с 20.08.2020 года.    

В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Указывает, что суд не принял во внимание пункт 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года № 516, согласно которому специальный стаж засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени). Из акта документальной проверки Главного управления Пенсионного фонда в Житомирской области от 05 апреля 2021 года на ФИО2 помимо основной работы в качестве электромонтера по ремонту высоковольтных линий электропередачи, были возложены обязанности мастера 2 группы службы воздушных линий Бердичевской группы в период с 15.09.1994 по 24.09.1997 года. Данное обстоятельство свидетельствует об отсутствии занятости истца не менее 80% рабочего времени на работах с тяжелыми условиями труда, так как Списком № 2 от 26.01.1991 № 10 работа в должности мастера не предусмотрена. Кроме того, документы, подтверждающие льготный характер работы истца в спорный период, из компетентного учреждения Украины не поступили.

Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит частичной отмене.

В соответствии с пунктом 4 части первой статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судом установлено и следует из материалов дела, что 20 августа 2020 года и 13 мая 2021 года ФИО12. ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обращался в ОПФР по Челябинской области с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ.

25 февраля 2021 года, 01 декабря 2021 года решениями ОПФР по Челябинской области ФИО2 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемой продолжительности специального стажа (л.д.12-14, 15-17).

Общий страховой стаж ФИО2 по подсчетам пенсионного органа составил 40 года 05 месяцев 28 дней.

В специальный стаж ответчиком не включены периоды работы ФИО2 с 24.01.1990 по 24.09.1997 года в должности электромонтера по ремонту высоковольтных линий электропередач в Житомирском восточном предприятии электросетей по тем основаниям, что в период с 15.09.1994 по 24.09.1997 года работал в должности мастера 2 группы воздушных линий Бердичевской группы, указанная должность «мастер» не предусмотрена Списком № 2 от 29.01.1990 года № 10.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о необходимости удовлетворения иска и признал указанное решение ответчика незаконным, с возложением на ответчика обязанности включить истцу в специальный стаж в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ период работы с 24.01.1990 по 24.09.1997 года, и назначить истцу досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.2 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ с даты обращения за ней, то есть с 20 августа 2020 года. При этом суд первой инстанции исходил из представленных истцом доказательств его работы в указанный период, что подтверждается справками работодателя, трудовой книжкой.

С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может, исходя из следующего.

Согласно части 1 статьи 8 Федерального закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.

Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона № 400-ФЗ если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные названным Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Для граждан, прибывших в Россию из стран СНГ в целях установления права на пенсию, в том числе пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любой из стран - участниц Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу данного Соглашения. При этом необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории данных государств и государств, входивших в состав СССР, или до 01.12.1991, принимаются на территории государств - участников СНГ без легализации (ст. ст. 6, 11 Соглашения от 13.03.1992).

Для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения участников Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 г.

В соответствии с Соглашением от 8 декабря 1991 г. «О создании Содружества Независимых Государств», ратифицированном Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. №2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 г., то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 г., а после распада этих государств – до 13 марта 1992 г.

Согласно статье 10 Соглашения от 13 марта 1992 г. Государства -участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.

В силу пункта 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, являющихся приложением № 1 к распоряжению правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года N 99р "О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР", для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29 января 2003 года N 203-16).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее – Правила № 1015).

Согласно пункту 5 Правил № 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Пунктом 11 Правил № 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В силу статьи 66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника. В трудовую книжку вносятся сведения о работнике, выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о награждениях за успехи в работе.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно подпункту "б" пункта 1 данного Постановления при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется Список N 2 производств, работ, профессий и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение".

В разделе XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" в подразделе "Рабочие" указаны электромонтеры по ремонту воздушных линий электропередачи (напряжением 35 кВ и выше), занятые работами на высоте свыше 5 метров (2290000а-19855).

Список N 2 от 22 августа 1956 года N 1173, раздел XXIX "Строительство зданий и сооружений: промышленных, энергетических, гидротехнических, дорожно-мостовых, транспорта и связи, жилых и культурно-бытовых, а также надземных зданий и сооружений шахт, рудников и коммуникаций" содержит наименование должности "монтеры и электромонтеры-литейщики по монтажу воздушных линий высокого напряжения и контактной сети" (пункт "рабочие").

При этом, определяющим показателем является постоянная занятость в течение полного рабочего дня в профессиях и должностях, поименованных в соответствующих разделах Списков. Для назначения работнику досрочной трудовой пенсии по старости необходимо установить на основании первичных документов полное соответствие характеру фактически выполнявшейся им работы с работой, предусмотренной Списками.

Из копии трудовой книжки ФИО2 следует, что 24.01.1990 года принят на работу электромонтером по ремонту высоковольтных линий электропередач 4 разряда в Житомирском восточном предприятии электросетей Республики Украина, 15.09.1994 года назначен мастером службы высоковольтных линий, 24.09.1997 года уволен (л.д.23-24).

Справкой от 13.04.2021 АО «Житомироблэнерго» подтверждено выполнение ФИО2 в период с 24.01.1990 по 24.09.1997 работ по верховому ремонту воздушных линий электропередач (напряжением 35 кВ. и выше), предусмотренных Списком №2, раздел XXVII, подраздел 27 «а». Основанием выдачи справки указан результат аттестации рабочих мест по условиям труда от 20021 года, заключение государственной экспертизы условий труда от 25.02.2002 года, приказы о приеме на работу, об увольнении, карточка формы Т-2. Аналогичная справка выдана ФИО2 и в сентябре 2021 года (л.д.42,45).

ОПФР по Челябинской области в целях проверки права истца на досрочное пенсионное обеспечение направило запрос в Пенсионный фонд Украины о проведении проверки первичных документов, на основании которых подтверждается стаж на соответствующих видах работ ФИО2

В ответ на запрос в адрес ОПФР по Челябинской области поступил акт Главного управления Пенсионного фонда Украины в Житомирской области от 05 апреля 2021 года о результатах внеплановой проверки подлинности документов о факте работы, выданных ФИО2 акционерным обществом «Житомироблэнерго», проверкой установлено, что ФИО2 работал 24.01.1990 по 14.09.1994 года на языке оригинала «Эл.монтер по ремонту воздушных линий эл.передач IV разряда» (приказ на принятие -к от ДД.ММ.ГГГГ); с 15.09.1994 по 24.09.1997 года на языке оригинала «выполнение обязанностей мастера 2 группы службы воздушных линий Бердичевской группы возложить на электромонтера ФИО2» (приказ на назначение -к от ДД.ММ.ГГГГ). С 24.09.1997 года уволен по собственному желанию (приказ -к от ДД.ММ.ГГГГ). В лицевых счетах по начислению заработной платы за период с января 1990 по сентябрь 1997 года указано, что оплата труда ФИО2 с.А. осуществлялась согласно занимаемым должностям. Согласно лицевых счетов по начислению заработной платы, лично карточки формы Т-2 за период с января 1990 по сентябрь 1997 года ФИО2 по совмещению профессий (должностей) не работал и не выполнял обязанностей временно отсутствующего работника. В отпуске без сохранения заработной платы находился с 18.08.1997 по 01.09.1997 года. Проверка проводилась с ведома директора финансового АО «Житомироблэнерго» ФИО8, в присутствии главного бухгалтера ФИО9 При поведении проверки были использованы документы: лицевые счета по начислению заработной платы с января 1990 по сентябрь 1997 года, приказы по личному составу, личная карточка формы Т-2 (л.д.56-57).

Оснований не доверять данному акту документальной проверки у судебной коллегии не имеется, поскольку он поступил непосредственно в ОПФР по Челябинской области по его запросу, компетентным органом соответствующего государства.

Согласно Списку № 2 от 26 января 1991 года № 10, разделом XXVII "Строительство, реконструкция, техническое перевооружение, реставрация и ремонт зданий, сооружений и других объектов" поименованы "мастера строительных и монтажных работ" (код 2290000б-23419), имеющие право на досрочное назначение пенсии.

Каких-либо документов, подтверждающих факт выполнения в Житомирском восточном предприятии электросетей Республики Украина, работ по строительству объектов, перечисленных в разделе XXVII Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, истцом не представлено, что, по мнению судебной коллегии, исключает возможность оценки пенсионных прав истца по указанным основаниям и зачета данных периодов в льготный стаж.

С учетом вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу о частичной отмене решения суда с вынесением нового решения об отказе во включении в специальный стаж истца периода работы с 15 сентября 1994 по 24 сентября 1997 года в Житомирском восточном предприятии электросетей Республики Украина в должности мастера 2 группы службы высоковольтных линий и назначения досрочной страховой пенсии с 20 августа 2020 года.

Поскольку при исключении данного периода, зачтенных судом первой инстанции специальный стаж ФИО2 составит 4 года 7 месяцев 21 день, при необходимом 6 лет 3 месяца, право на назначение досрочной страховой пенсии у ФИО2, не возникнет.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия


ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Курчатовского районного суда г.Челябинска от 02 августа 2022 года в части включения в специальный стаж истца периода работы с 15 сентября 1994 по 24 сентября 1997 года в Житомирском восточном предприятии электросетей Республики Украина в должности мастера 2 группы службы высоковольтных линий, а также обязания Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области назначить ФИО2 досрочную страховую пенсию с 20 августа 2020 года отменить.

Принять в этой части новое решение об отказе ФИО2 в удовлетворении указанных исковых требований к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области.

В остальной части это же решение оставить без изменения. апелляционную жалобу Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Челябинской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 05 декабря 2022 года.

11-14765/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Ершов Сергей Александрович
Ответчики
Государственное учреждение - отделение пенсионного фонда РФ по Челябинской области
Другие
Леонова Марина Владимировна
Суд
Челябинский областной суд
Судья
Стяжкина Ольга Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.chel.sudrf.ru
27.10.2022Передача дела судье
28.11.2022Судебное заседание
07.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.12.2022Передано в экспедицию
28.11.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее