22RS0069-01-2021-002856-14
Дело № 2а-1758/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 августа 2021 года г. Барнаул
Ленинский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Таболиной К.В.,
при помощнике судьи Ватутиной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Товарищества собственников жилья «ТСЖ31» к ведущему судебному приставу - исполнителю ОСП Ленинского района г. Барнаула УФССП по Алтайскому краю О.В. Чемодуровой, начальнику ОСП Ленинского района УФССП по Алтайскому краю Т.Н. Турищевой, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Товарищество собственников жилья «ТСЖ31» (далее - ТСЖ № 31) обратилось в суд с административным исковым заявлением (с учетом уточнения) к ведущему судебному приставу - исполнителю Отделения судебных приставов Ленинского района г. Барнаула Управлению Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю (далее - ОСП Ленинского района) О.В. Чемодуровой о признании незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству ...-ИП от +++.
В обоснование заявленных требований указали, что постановлением ОСП Ленинского района от 31.08.2020 с ТСЖ № 31 взыскан исполнительский сбор за неисполнение в добровольном порядке решения Ленинского районного суда г. Барнаула от 18.03.2019. Вместе с тем, возможность исполнения исполнительного документа была утрачена сразу после вынесения решения по делу, то есть до истечения срока для добровольного исполнения. Полагают, что вина юридического лица в неисполнении решения отсутствует, что подтверждено определением Ленинского районного суда г. Барнаула от 03.03.2021 о прекращении исполнительного производства. Также указали, что срок для подачи данного административного искового заявления не пропущен, поскольку о нарушении прав им стало известно после получения 27.05.2021 ответа ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП Ленинского района г. Барнаула О.А. Чигаевой об отказе в возврате исполнительского сбора на их обращение от 09.04.2021.
Судом в ходе рассмотрения дела привлечены в качестве административных ответчиков - начальник отделения - старший судебный пристав ОСП Ленинского района Турищева Т.Н., Управление Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю (далее - УФССП России по Алтайскому краю).
В судебном заседании законный представитель ТСЖ №31 - Кротова С.Я., представитель ТСЖ №31 - Бочарова Н.В. на требованиях настаивали по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.
Административный ответчик - представитель УФССП по Алтайскому краю - ведущий судебный пристав-исполнитель Чигаева О.В. с требованиями не согласилась, указав, что в производстве судебного пристава-исполнителя ОСП Ленинского района находилось исполнительное производство от 23.07.2020 о возложении обязанности ТСЖ № 31 совершить определенные действия. Постановление о возбуждении исполнительного производства было направлено сторонам, получено должником 03.08.2020. В соответствии со ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве», было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб. Списанные с расчётного счета юридического лица денежные средства в указанной сумме 14.09.2021 перечислены в доход государства. Исполнительное производство прекращено 05.04.2021. Полагают, что оснований для признания постановления о взыскании исполнительского сбора незаконным не имеется. Более того, административным истцом пропущен десятидневный срок на обжалование данного постановления.
Иные участники процесса в суд не явились. О времени и месте рассмотрения дела извещены. Причина неявки не известна.
Исследовав материалы дела, выслушав законного представителя ТСЖ №31 - Кротову С.Я., представителя ТСЖ №31 - Бочарову Н.В., представителя административного ответчика Чигаеву О.А., сочтя возможным в соответствии с правилами, установленными статьями 150 и 152 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 (часть 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 3 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи в порядке статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу, что о постановлении о взыскании исполнительского сбора административный истец узнал не позднее 14.09.2020, когда исполнительский сбор был удержан с расчетного счета юридического лица, что не оспаривалось в судебном заседании. С настоящим административным иском истец обратился в суд только 07.06.2020, в связи с чем, пропущен установленный законодательством десятидневный срок на обращение в суд.
Ссылка административного истца на то, что о нарушениях их прав стало известно после получения 27.05.2021 ответа ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП Ленинского района г. Барнаула О.А. Чигаевой об отказе в возврате исполнительского сбора на их обращение от 09.04.2021, в связи с чем, срок подачи заявления не пропущен, не принимаются во внимание, поскольку опровергаются представленными доказательствами, подтверждающими факт ознакомления с оспариваемым постановлением в сентябре 2020 года.
Какие-либо уважительные причины пропуска указанного срока административным истцом не приведены, доказательства их наличия в судебном заседании не установлены. Материалы дела также не содержат каких-либо допустимых доказательств того, что истец был лишен возможности своевременно обратиться в суд с рассматриваемыми требованиями.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Более того, по смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для признания незаконными постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам - на должностные лица службы судебных приставов, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые постановления должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых постановлений, действий (бездействия) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) незаконными, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 11 статьи 30 Федерального закона от 02 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее -Федеральный закон) если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
Согласно части 12 вышеуказанной статьи срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Порядок исполнения требований неимущественного характера, содержащихся в исполнительных документах, закреплен в главе 13 Федерального закона.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Федерального закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет (часть 1 статьи 112 названного Закона).
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом (части 2 статьи 112 Федерального закона).
Как разъяснено в пункте 2.1 Методических рекомендаций о порядке взыскания исполнительского сбора (утв. Федеральной службой судебных приставов 7 июля 2014 г.) в силу требований Закона для принятия решения о вынесении постановления о взыскании исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель или руководитель группы принудительного исполнения устанавливает наличие одновременно следующих обстоятельств:
- истечение срока, установленного должнику для добровольного исполнения требований исполнительного документа;
- документальное подтверждение факта получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства либо отказа от его получения;
- требования исполнительного документа должником не исполнены;
- должником не представлены доказательства того, что исполнение было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельствах.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор относится, по сути, к мерам принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства. Причем данная мера является не правовосстановительной санкцией, т.е. санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Таким образом, юридическая сила постановления, выносимого судебным приставом-исполнителем о взыскании исполнительского сбора обусловлена его природой как особого рода самостоятельного правоприменительного акта, издаваемого в порядке административной юрисдикции с целью пресечения правонарушений, совершаемых в процессе принудительного исполнения судебных и иных решений.
Из анализа приведенных законоположений и практики их применения можно сделать вывод, что закон, определяя общее и частное понятие исполнительского сбора, исходит из того, что являясь санкцией штрафного характера, он имеет целью пресечения правонарушения, выразившегося в уклонении должника от исполнения решения суда в период принудительного исполнения. Помимо указанной материально-правовой дефиниции, нормы права об исполнительском сборе регулируют и процедуру его взыскания.
Следовательно, судебный пристав-исполнитель должен доказать соблюдение им как норм материального права, определяющих понятие исполнительского сбора, так и норм процессуального права, предписывающих соблюдать порядок привлечения должника к ответственности с учетом степени его вины. Кроме того, судебный пристав-исполнитель должен доказать, что постановление о взыскании исполнительского сбора служит цели пресечения правонарушения, выразившегося в виновном уклонении должника от исполнения решения суда в период принудительного исполнения.
Взыскание с должника исполнительского сбора, как уже указывалось выше, производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен без уважительных причин. При наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию. Должник в соответствии с пунктом 2 статьи 401 Гражданского кодекса РФ должен доказать отсутствие своей вины, а также подтвердить, что нарушение установленных сроков для добровольного исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанности; доказать нарушение своих прав, свобод и законных интересов обжалуемым постановлением о взыскании исполнительского сбора.
Как следует из исследованных материалов, 23.07.2020 судебным приставом исполнителем ОСП Ленинского района на основании исполнительного документа - исполнительного листа, выданного 14.02.2020 Ленинским районным судом г.Барнаула по делу ... и заявления взыскателя - Алтайского межрайонного природоохранного прокурора - ФИО1 возбуждено исполнительное производство ...-ИП в отношении ТСЖ №31 с предметом исполнения - обязать ТСЖ 31 обеспечить организацию, обустройство и содержание мест временного накопления отходов от многоквартирного /// по ул./// в /// в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства: - организовать размещение мест временного накопления отходов по согласованию с Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; - оборудовать площадку для установки контейнеров твердым покрытием и ограждением, произвести посадку зеленых насаждений (кустарников) по периметру площадки, обеспечить сохранность и уход за насаждениями, а также обеспечить удобные подъезды для автотранспорта в срок до 31 августа 2019г.; - установить информационные аншлаги с указанием контактных телефонов организации, вывозящей отходы, и графика вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу; - обеспечить ежедневную уборку мест сбора твердых бытовых отходов и придомовой территории; - организовать вывоз мусора и твердых бытовых отходов от мест накопления отходов и прилегающей территории с соблюдением их сроков хранения: в холодное время года (при температуре -5 градусов и ниже) не более 3 суток, в теплое время (при плюсовой температуре - свыше +5 градусов) не более одних суток (ежедневный вывоз).
В постановлении о возбуждении исполнительного производства от 23 июля 2020 года должнику ТСЖ №31 установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения копии постановления.
Указанное постановление направлено ТСЖ № 31 заказной почтой, получено 03.08.2020. В установленный пятидневный срок должник не исполнил требования исполнительного документа. Указанные обстоятельства не оспорены в судебном заседании, в связи с чем, у судебного пристава-исполнителя отсутствовали основания для невынесения постановления о взыскании исполнительского сбора в отношении юридического лица.
Постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя ОСП Ленинского района города Барнаула УФССП России по Алтайскому краю Чемодуровой О.В. от 31.08.2020 с должника ТСЖ №31 взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. 14.09.2020 списанные со счета должника денежные средства в размере 50 000 руб. перечислены в доход государства.
Поскольку в установленный для добровольного исполнения срок, требования исполнительного документа должником не исполнено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными постановления судебного пристава-исполнителя от 31.08.2020 о взыскании исполнительского сбора.
Как следует из материалов дела решение Ленинского районного суда г. Барнаула от 18.03.2019 вступило в законную силу 23.04.2019. Заявление о возбуждении исполнительного производства с исполнительным листом предъявлено взыскателем для исполнения 21.07.2020, то есть после вступления решение в законную силу. В связи с чем, действия пристава - исполнителя соответствуют требованиям ст. 30 Федерального закона.
Размер исполнительского сбора установлен судебным приставом - исполнителем в пределах, установленных Федеральным законом, должник с заявлением об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора, не обращался.
Таким образом, оснований для признания незаконным и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству ...-ИП от +++ не имеется, в связи с чем, требования административного истца в данной части подлежат оставлению без удовлетворения.
Вместе с тем, согласно п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Федерального закона, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Освобождение судом от взыскания исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Федерального закона).
Как следует из представленных материалов, определением Ленинского районного суда г.Барнаула от 03 марта 2021 года прекращено исполнительное производство ...-ИП в отношении ТСЖ №31. Данным определением установлено, что СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», утвержденные Главным государственным санитарным врачом СССР от 05 августа 1988г. № 4690-88, с 04 декабря 2020г. признаны недействующими на территории Российской Федерации, а действующее в настоящее время законодательство не содержит предписаний, возлагающих на «ТСЖ 31» обязанность по организации размещения мест временного накопления отходов по согласованию с районными санэпидстанциями, то суд приходит к выводу, что в настоящее время отсутствует возможность исполнения исполнительного листа серия ФС ..., обязывающего должника «ТСЖ - 31» совершить действия по организации размещения мест временного накопления отходов по согласованию с Управлением Роспотребнадзора по Алтайскому краю и как следствие - оборудовать площадку для установки контейнеров твердым покрытием и ограждением, произвести посадку зеленых насаждений (кустарников) по периметру площадки, обеспечить сохранность и уход за насаждениями, обеспечить удобные подъезды для автотранспорта; установить информационные аншлаги с указанием контактных телефонов организации, вывозящей отходы, и графика вывоза твердых бытовых и крупногабаритных отходов; обеспечить ежедневную уборку мест сбора твердых бытовых отходов и придомовой территории; организовать вывоз мусора и твердых бытовых отходов от мест накопления отходов и прилегающей территории с соблюдением их сроков хранения.
05.04.2021 вынесено постановление начальника отделения - старшего судебного пристава ОСП Ленинского района г. Барнаула УФССП по Алтайскому краю Турищевой Т.Н. о прекращении исполнительного производства.
Учитывая изложенное, суд полагает, что установленная по обстоятельствам дела совокупность обстоятельств, свидетельствующих о невозможности исполнения решения суда ТСЖ №31 в период предъявления исполнительного документа к исполнению, подтверждает, что должником принимались меры к исполнению решения суда; неисполнение решения суда было связано не с умышленным уклонением должника от исполнения своих обязанностей по исполнению исполнительного документа, а с невозможностью исполнения решения суда, ввиду невозможности согласования контейнерной площадки и дальнейшего ее благоустройства; все это свидетельствует о возможности освобождения Товарищество собственников жилья «ТСЖ31» от уплаты исполнительского сбора, наложенного постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов Ленинского района г. Барнаула Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю О.В. Чемодуровой от 31.08.2020 в размере 50 000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Товарищества собственников жилья «ТСЖ31» о признании незаконным и отмене постановления ведущего судебного пристава - исполнителя ОСП Ленинского района г. Барнаула УФССП по Алтайскому краю О.В. Чемодуровой о взыскании исполнительского сбора от 31.08.2020 оставить без удовлетворения.
Освободить Товарищество собственников жилья «ТСЖ31» от уплаты исполнительского сбора, наложенного постановлением ведущего судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов Ленинского района г. Барнаула Управления Федеральной службы судебных приставов по Алтайскому краю О.В. Чемодуровой от 31.08.2020 в размере 50 000 руб.
Решение в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Барнаула.
Судья К.В. Таболина
Мотивированное решение изготовлено 16.08.2021.