Решение по делу № 2а-296/2021 от 11.12.2020

Дело № 2а-296/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Красноармейский районный суд г. Волгограда

в составе: председательствующего судьи                                       Озаевой О.В.,

при секретаре                                                                                 Даниловой Н.В.,

с участием представителя административного истца Бочарниковой С.Г. по доверенности Шияновой О.С., представителя административного ответчика Департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда Машир М.А.,

    «26» января 2021 года в г. Волгограде, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Бочарниковой Сании Гильмановны к Департаменту по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда и признании решения незаконным и возложении обязанности,

    УСТАНОВИЛ:

Бочарникова С.Г. обратилась в суд с административным иском к Департаменту по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда и признании решения незаконным и возложении обязанности.

В обоснование иска указала, что она является арендатором земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, и собственником расположенных на нем жилого дома и гаражного бокса. По ее обращению администрацией Волгограда разъяснено о невозможности передачи земельного участка в собственность поскольку по участку проходят границы красных линий. Впоследствии она обращалась с заявлением об изменении границ красных линий, но неоднократно ей было отказано по различным причинам. При этом полагает, что Департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда в своем письме от 16.05.2019 № ар5758-19 предлагает ей, так как в бюджете не предусмотрено финансирование обеспечения выполнения муниципального задания, за свои денежные средства разработать проект межевания территории в границах квартала 08_12_008.

02.12.2019 года она вновь обратилась в Департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда с обращением по вопросу корректировки красной линии квартала 08_12_008 по границам земельного участка . Полагает, что административный ответчик своим письмо от 30.12.2019 года № ар18125-19 снова предлагает ей разработку проекта межевания территории в границах квартала 08-12-008 за свои собственные денежные средства, поскольку муниципальным заданием на 2019 – 2020 года указанная разработка не предусматривается. Считает, что именно в действиях администрации были допущены нарушения по установлению границ красных линий и в данном случае обязанность по исправлению лежит только на административном ответчике.

По этим основаниям административный истец просит суд признать незаконным решение Департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от 30.12.2019 года № ар18125-19 об отказе Бочарниковой С.Г. в уточнении красных линий в районе земельного участка по <адрес>; обязать Департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда устранить допущенные нарушения закона посредством уточнения координатного описания местоположения красных линий с учетом установления границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

В судебное заседание административный истец Бочарникова С.Г. не явилась, доверив представление своих интересов представителю по доверенности Шияновой О.С., которая в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала в полном объеме. При этом указала, что истец является арендатором земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, . Обратившись в администрацию Волгограда за выкупом земельного участка истцу было отказано в виду того, что по её участку и зданию проходят красные линии. Далее истец стала обращаться с заявлением по красным линиям и в связи с чем это произошло, так как её земельный участок давно сформирован и стоит на кадастровом учете, который был её передан в аренду и договор был зарегистрирован в Росреестре. По многочисленным письмам, её, было разъяснено, что имеется возможность изменить красные линии, но за свой счет. Финансирование в бюджете отсутствует, поэтому возражают чтоб изменить эти красные линии. Также ответчик указал на тот факт, что согласно справочной информации земельный участок поставлен на кадастровый учет в 2005 году, но данный земельный участок был сформирован в 2003 году, поставлен на кадастровый учет с границами, что подтверждается в материалах дела кадастровым паспортом от 22.07.2003 года, где границы участка также указаны и сформированы. Также есть межевое дело, в котором утверждена схема расположения земельного участка с соответствующими координатами, в связи с чем было получено свидетельство и договор аренды, зарегистрированный в Росреестре с соответствующим законодательством. Считает, что постановление об уточнении этих красных линий было в 2004 году и на тот момент участок был уже сформирован с установленными границами и не заметить его было невозможно. Считает, что имеется нарушение со стороны ответчика и ответчик за свои собственные средства должен исправить данную ошибку.

В судебном заседании представитель административного ответчика - Департамента по градостроительству и архитектуры администрации Волгограда по доверенности Машир М.А. заявленные требования не признала, просила в удовлетворении иска отказать в полном объеме. При этом указала, что в рассматриваемом случае исковые требования направлены на установление льготного режима административного истца во избежание соблюдения законных требований. Административный истец не лишен права пользования земельным участком для эксплуатации жилого дома, находящего в его собственности. Законодательством определены обязанности истца доказать нарушения его прав и законных интересов, которые связаны с использованием, принадлежащего ему на праве собственности земельного участка. Однако истец доводы о том, что нарушены его права и законные интересы в пользовании земельного участка, не представил. Также не доказано несоответствие постановления № 777 об установлении красных линий, которые были установлены.

Представитель заинтересованного лица - Администрации Волгограда, будучи надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного разбирательства не заявлял. Представил возражение по делу, согласно которого просил в удовлетворении иска отказать, считая, что оснований для его удовлетворения не имеется.

Выслушав представителя административного истца по доверенности Шиянову О.С., представителя административного ответчика - Департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда по доверенности Машир М.А., исследовав материалы дела, суд считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Пунктом 2 ст. 209 ГК РФ установлено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

Вместе с тем, по смыслу действующего гражданского законодательства, правомочия правообладателя земельного участка не являются безусловными, и не могут реализовываться без учета принятых в установленном порядке правовых актов территориального планирования и градостроительного зонирования территории.

В соответствии со ст. 18 Градостроительного кодекса РФ генеральные планы городских округов являются документами территориального планирования.

Исходя из ст.23 Градостроительного кодекса РФ генеральные планы включают в себя карты (схемы) планируемого размещения объектов капитального строительства и границы функциональных зон с отображением параметров планируемого развития таких зон.

Генеральным планом Волгограда, утвержденным Решением Волгоградской городской Думы от 29.06.2007 N 47/1112, установлено, что улица Якуба Колоса является улицей местного значения.

Пунктом 11 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что красные линии - линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.

При этом территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) (п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Таким образом, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (включая площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары), от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.

В силу ст. 41 Градостроительного кодекса РФ красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации.

Сводный план красных линий в Волгограде утвержден постановлением администрации Волгограда от 11.06.2004 N 777 «Об установлении красных линий в Волгограде».

Инструкцией «О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации», утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 №18-30 (РДС 30-201-98), действующей в части, не противоречащей Градостроительному кодексу Российской Федерации установлено, что проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения в масштабе 1:2000 (генерального плана поселения, совмещенного с проектом детальной планировки, проект детальной планировки), и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов, выполняемых в масштабе 1:500,1:1000 и 1:2000 (пункт 4.1. Инструкции «О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации», утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 №18-30 (РДС 30-201-98)).

Красные линии разрабатываются в составе: плана красных линий в масштабе исходного проекта, разбивочного чертежа красных линий в масштабе 1:2000 (пункт 4.2. Инструкции «О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации», утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 №18-30 (РДС 30-201-98)).

Согласно п. п. 4.4 и 4.6 Инструкции «О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации», утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 №18-30 (РДС 30-201-98), при разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки территории и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления. Корректировка красных линий может осуществляться по решению органов местного самоуправления, утвердивших их, в связи с изменением градостроительной ситуации в результате необходимости проведения реконструкции сложившейся застройки, изменением категории (пропускной способности) улиц и дорог поселения.

Сводный план красных линий выполняется, хранится и поддерживается органами архитектуры и градостроительства. Органы архитектуры и градостроительства осуществляют контроль за соблюдением красных линий на подведомственной территории и несут ответственность за своевременное внесение дополнений и изменений в соответствии с утвержденными разбивочными чертежами (пункт 4.7. Инструкции «О порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации», утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 №18-30 (РДС 30-201-98)).

Согласно нормативам, установленным СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утвержденных Постановлением Государственного строительного комитета СССР от 16.05.1989 №78, Приказом Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 23.12.1992 №269, Постановлением Госстроя России от 25.08.1993 №18-32, ширина улиц и дорог определяется расчетом в зависимости от интенсивности движения транспорта и пешеходов, состава размещаемых в пределах поперечного профиля элементов (проезжих частей, технических полос для прокладки подземных коммуникаций, тротуаров, зеленых насаждений и др.), с учетом санитарно- гигиенических требований и требований гражданской обороны. Как правило, ширина улиц и дорог в красных линиях принимается в метрах: магистральных дорог - 50-75; магистральных улиц- 40-80; улиц и дорог местного значения - 15-25.

Суд удовлетворяет требования, если признает их несоответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца (п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации).

В судебном заседании установлено, что Бочарникова С.Г. является арендатором земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 930 кв.м. на основании договора аренды земельного участка от 30.07.2003 года, заключенного между Администрацией Красноармейского района Волгоград и Бочарниковой С.Г. (л.д. 45-50).

При этом административный истец является собственником жилого дома и гаражного бокса, расположенных на данном земельном участке, что подтверждается выпиской из ЕГРН и свидетельством о государственной регистрации права (л.д. 14-16, 42).

24.02.2016 года в адрес административного истца Департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда направил сообщение с указанием, что, рассмотрев обращение Бочарниковой С.Г. о возможности изменения красных линий улицы Мелиоративная с целью включения в границы квартала 08-12-008 земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, сообщает, что это возможно посредством разработки документации по планировке территории.

При этом дополнительно указано, что принятие решений о подготовке и утверждении документации по планировке территории осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным решением Волгоградской областной Думы от 05.02.2014 № 10/225 «Об установлении Порядка подготовки документации по планировке территории, разрабатываемой на основании решений администрации Волгограда».

15.05.2019 года в адрес административного истца Департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда направил сообщение с указанием, что, рассмотрев обращение Бочарниковой С.Г. по вопросу корректировки красной линии квартала 08-12-008 по границам земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес> <адрес>, сообщает, что разработка проекта межевания территории в границах квартала 08-12-008 муниципальным заданием на 2019-2020 года не предусматривается.

При этом дополнительно сообщено, что в соответствии с положениями ст.45 Градостроительного кодекса РФ подготовка документации по планировке территории может осуществляться физическими или юридическими лицами за счет их средств.

Порядок подготовки и утверждения документации по планировке территории определен статьями 45-46- Градостроительного кодекса РФ.

Постановлением администрации Волгограда № 22 от 11.01.2019 года утвержден административный регламент предоставления муниципальной услуги «Принятие решения о подготовке документации по планировке территории, подготовленной на основании заявлений физических или юридических лиц».

В соответствии с указанным Административным регламентом для предоставления муниципальной услуги заявитель обязан представить в уполномоченный орган следующие документы:

- заявление о предоставлении муниципальной услуги по форме;

- задание на выполнение инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории по форме;

- документы, удостоверяющие личность гражданина РФ или учредительные документы юридического лица.

Кроме того, заявитель вправе представить по собственной инициативе:

- выписку из ЕГРЮЛ,

- выписку из ЕГРИП.

С указанным регламентом заявитель вправе ознакомиться в сети Интернет на сайтах. К ответу приложены формы заявлений (л.д. 8-11).

30.12.2019 года в адрес административного истца Департаментом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда направлено повторное сообщение, что заявитель обязан в соответствии с Административным регламентом «Принятие решения о подготовке документации по планировке территории, подготовленной на основании заявлений физических или юридических лиц» утвержденного постановлением администрации Волгограда № 22 от 11.01.2019 года представить в уполномоченный орган следующие документы:

- заявление о предоставлении муниципальной услуги по форме;

- задание на выполнение инженерных изысканий для подготовки документации по планировке территории по форме;

- документы, удостоверяющие личность гражданина РФ или учредительные документы юридического лица.

Кроме того, заявитель вправе представить по собственной инициативе:

- выписку из ЕГРЮЛ,

- выписку из ЕГРИП.

С указанным регламентом заявитель вправе ознакомиться в сети Интернет на сайтах. После предоставления вышеуказанных документов Департамент вернется к рассмотрению вопроса возможности корректировки красных линий, а также к ответу приложены формы заявлений (л.д. 40-41).

Частью 12 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ определено, что утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

Следовательно, оспариваемые заявителем красные линии обозначают улицу местного значения, что само по себе не свидетельствует об изъятии территории. Красные линии, которые установлены Постановлением администрации Волгограда от 11.06.2004 № 777 обозначают планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены автомобильные дороги не могут нарушать права и законные интересы истцов и создавать препятствия в пользовании и распоряжении принадлежащим имуществом.

Кроме того, Градостроительный кодекс РФ не содержит положений, обязывающих органы власти определять границы красных линий исключительно в соответствии с фактическим использованием территории, поскольку планирование территорий направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие (то есть изменение в будущем) территории.

В этой связи доводы административного истца о том, что земельный участок предоставлен Бочарниковой С.Г. до установления границ красных линий не могут быть положены в основу решения об удовлетворении заявленных требований.

По смыслу положений Градостроительного кодекса РФ орган местного самоуправления самостоятельно оценивает целесообразность корректировки красных линий, исходя из принципов соблюдения баланса частных интересов и интересов населения муниципального образования. Положительное решение по заявлению собственника земельного участка не является публично-правовой обязанностью органа местного самоуправления при рассмотрении вышеуказанного вопроса.

Само по себе установление границ красных линий применительно к спорной территории не препятствует использованию Бочарниковой С.Г. принадлежащим ей участком, в том числе в части территории, в отношении которой градостроительный регламент не распространяется.

Что касается отсутствия у административного истца правовой возможности приобрести земельный участок в собственность в фактически существующих границах вследствие нахождения его части на территории общего пользования, то это обстоятельство не свидетельствует об обязанности органов местного самоуправления изменять границы красных линий.

Изложенное выше позволяет судить об отсутствии неправомерного бездействия административного ответчика при решении вопроса об определении границ красных линий квартала 08_12_008.

Довод заинтересованного лица - администрации Волгограда о пропуске Бочарниковой С.Г. срока для обращения в суд с административным исковым заявлением суд отклоняет ввиду следующего.

Фактически Бочарниковой С.Г. заявлено о незаконности бездействия администрации Волгограда, выраженного в неосуществлении корректировки границ красных линий квартала 08_12_008, то есть предполагаемое истцом нарушение её прав носит длящийся характер. Административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности. При таких обстоятельствах положения процессуального закона о пропуске срока на обращение в суд не подлежат применению.

При этом, по смыслу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ возложение решением суда на административного ответчика обязанности устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению возможно только при условиях, если суд признает решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

К бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

С учетом сложившейся градостроительной ситуации корректировка красной линии квартала 08_12_008 по границам находящихся во владении Бочарниковой С.Г. объектов недвижимости возможна посредством разработки проекта межевания территории при отсутствии необходимости формирования земельных участков под новое строительство.

При этом, представитель административного ответчика Департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда по доверенности Машир М.А. утверждала, что Бочарникова С.Г. в установленном законом порядке за получением вышеуказанных муниципальных услуг в органы местного самоуправления не обращалась, что не оспаривалось стороной истца.

При таких обстоятельствах, судом не установлено нарушение действующих положений нормативных актов Департаментом по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда, а заявленные требования Бочарниковой С.Г. о признании незаконным решения Департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от 30.12.2019 года № ар18125-19 об отказе в уточнении красных линий в районе земельного участка по <адрес>, обязании Департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда устранить допущенные нарушения закона посредством уточнения координатного описания местоположения красных линий с учетом установления границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, суд считает не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 175-181, 218-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Бочарниковой Сании Гильмановны к Департаменту по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда о признании незаконным решения Департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда от 30.12.2019 года № ар18125-19 об отказе в уточнении красных линий в районе земельного участка по <адрес>; обязании Департамента по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда устранить допущенные нарушения закона посредством уточнения координатного описания местоположения красных линий с учетом установления границ земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Красноармейский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий:                  подпись                О.В. Озаева

Мотивированное решение изготовлено 05 февраля 2021 года.

Председательствующий:                                                       О.В. Озаева

2а-296/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Бочарникова Сания Гильмановна
Ответчики
Департамент по градостроительству и архитектуре администрации Волгограда
Другие
Машир Мария Александровна
Шиянова Оксана Сергеевна
Администрация г. Волгограда
Суд
Красноармейский районный суд г. Волгоград
Судья
Озаева Ольга Владиславовна
Дело на странице суда
krasn.vol.sudrf.ru
11.12.2020Регистрация административного искового заявления и принятие его к производству
11.12.2020Передача материалов судье
11.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.12.2020Подготовка дела (собеседование)
30.12.2020Рассмотрение дела начато с начала
30.12.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.01.2021Судебное заседание
05.02.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.02.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.01.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее