Решение по делу № 2а-4059/2020 от 01.10.2020

№2а-4059/2020

УИД: 27RS0007-01-2020-005430-93

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

30 октября 2020 года               г.Комсомольск-на-Амуре

Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края в составе:

председательствующего судьи Е.Г. Клименко,

с участием представителя административного истца Волченкова Н.А., действующего по должности,

при секретаре судебного заседания А.С. Ходжер,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному заявлению прокурора г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края к администрации г.Комсомольска-на-Амуре о признании незаконным распоряжений №365-ра от 13 августа 2020 года в части установления срока расселения граждан, проживающих в домах, признанных аварийными и подлежащих сносу,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к администрации г.Комсомольска-на-Амуре о признании незаконным распоряжения №365-ра от 13 августа 2020 года в части установления срока расселения дома, признанного аварийным и подлежащего сносу, ссылаясь на то, что в ходе проведенного анализа деятельности органов местного самоуправления на предмет организации расселения граждан, проживающих в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу установлено, что 27 июля 2020 года городской межведомственной комиссией для оценки жилых помещений и жилищного фонда по результатам проведения обследования многоквартирного жилого (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре принято заключение №72 о выявлении оснований для признания указанного дома аварийным и подлежащим сносу.

Согласно заключению комиссии основанием для принятия решения, в том числе, явилось несоответствие установленным требованиям несущих и ограждающих конструкций жилых помещений.

Таким образом, существует опасность для пребывания людей в указанном многоквартирном доме.

Постановлением администрации города Комсомольска-на-Амуре №1464-па от 30 июля 2020 года многоквартирный жилой (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением администрации г.Комсомольска-на-Амуре №365-ра от 13 августа 2020 года определены работы по расселению жильцов дома, установлен срок расселения граждан до 31 декабря 2030 года, срок сноса дома до 01 октября 2031 года.

Полагал, что решение органа местного самоуправления о сроке расселения дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, принято без учета заключения межведомственной комиссии №72 от 27 июля 2020 года, в соответствии с которым имеется опасность обрушения здания, в связи с чем создается реальная угроза жизни и здоровью граждан.

Обращаясь в суд, просит признать решение об установлении срока расселения дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, выраженное в распоряжении администрации города №365-ра от 13 августа 2020 года, незаконным.

В ходе рассмотрения административного дела административным истцом представлено уточнение исковых требований, согласно которому просит признать незаконными распоряжения администрации г.Комсомольска-на-Амуре от 13 августа 2020 года №365-ра «Об организации выселения граждан в связи с признанием многоквартирного жилого (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре аварийным и подлежащим сносу» в части установления срока расселения граждан, проживающих в (адрес) в г.Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края в срок до 31 декабря 2030 года. Просит обязать администрацию г.Комсомольска-на-Амуре повторно рассмотреть вопрос об установлении разумного срока отселения граждан, проживающих в (адрес) в г.Комсомольск-на-Амуре Хабаровского края, признанных аварийными и подлежащими сносу, не превышающего 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель административного истца Волченков Н.А., действующий по должности в судебном заседании исковые требования поддержал и настаивал на их удовлетворении, подтвердив доводы искового заявления с учетом их уточнения.

Представитель ответчика Гордеева Н.П., действующая на основании доверенности №1-1-44/97 от 03 апреля 2020 года исковые требования не признала, представила письменные возражения. В обоснование своих доводов указала, что определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц относится исключительно к компетенции органа местного самоуправления. В силу п.2 ч.2 ст.16 Федерального закона №185, в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения. Вместе с тем, административным истцом не предоставлено суду доказательств подтверждающих угрозу обрушения, а также доказательств того, какому закону или нормативному правовому акту не соответствуют оспариваемые Распоряжения, какие права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих в многоквартирном (адрес) в г.Комсомольск-на-Амуре нарушены оспариваемыми распоряжениями. Полагала, что отмена оспариваемого распоряжения или изменение сроков расселения в данного распоряжения может привести к нарушению прав и законных интересов граждан, чьи дома были признаны аварийными и не пригодными для проживания ранее. Жильцам спорных домов направляются уведомления о возможности переселения в маневренный фонд. В иске просит отказать.

Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Заключением №72 от 27 июля 2020 года городской межведомственной комиссии для оценки жилых помещений и жилищного фонда РФ многоквартирных домов, находящихся в федерального собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда принято решение о выявлении оснований для признания жилого (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края аварийным и подлежащим сносу.

Согласно заключению ООО «Научно-технический центр архитектурно-строительного проектирования» по результатам проведенных обследований конструкций многоквартирного дома установлено, что несущие и ограждающие конструкции жилых помещений, в том числе входящие в состав общего имущества многоквартирного (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре не соответствуют требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года №47.

Постановлением администрации г.Комсомольска-на-Амуре №1464-па от 30 июля 2020 года жилой многоквартирный (адрес) в г. Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края признан аварийным и подлежащим сносу.

Распоряжением администрации г.Комсомольска-на-Амуре №365-ра от 13 августа 2020 года постановлено, в частности п.1.5 распоряжений: организовать в срок до 31 декабря 2030 года расселение граждан, проживающих в (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края.

Согласно статье 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище; органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище; малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Согласно ч.4 ст.15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 года №47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (Далее Положение).

Согласно пункту 7 Положения признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

В соответствии с пунктом 49 Положения к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов. При этом определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 2 квартал 2009 года).

Жилищным кодексом Российской Федерации закреплен принцип обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности (часть 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Конституция Российской Федерации возлагает на органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления прав на жилище, при этом предусматривает малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, предоставлять бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными нормами.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (статья 2 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Как разъяснено в преамбуле Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).

На основании п.1 ч.2 ст.57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Статьей 86 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Согласно ответу начальника Управления жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики администрации г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края от 22 октября 2020 года за №4-11/1023 в жилом (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края располагается 8 квартир, 8 ед. муниципальных жилых помещений, зарегистрировано 9 семей/27 человек.

Судом установлено, что в результате проведенных обследований спорных объектов имеется угроза их обрушения, в связи с чем, нахождение в указанных домах является опасным для граждан, так как создает реальную опасность его самопроизвольного разрушения и, как следствие, причинения вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Вместе с тем срок расселения граждан, проживающих в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, установленный ответчиком нельзя признать разумным, поскольку в этом случае также не обеспечиваются жилищные права проживающих в нем лиц на безопасное и благоприятное проживание, в связи с чем администрацией г.Комсомольска-на-Амуре должны быть приняты меры по отселению жильцов домов (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края в разумный срок.

Обязанность органа местного самоуправления по незамедлительному обеспечению граждан жильем в связи с расселением из аварийного дома наступает с момента признания дома аварийным и подлежащим сносу и не зависит от финансовых и иных возможностей органа местного самоуправления.

Органом местного самоуправления должны быть приняты меры к незамедлительному расселению дома в отношении граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма, с его последующим сносом, в связи с чем оспариваемое распоряжение в части установления срока расселения жильцов многоквартирного жилого дома не может быть признано законными, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению и на администрацию г.Комсомольска-на-Амуре надлежит возложить обязанность повторно рассмотреть вопрос об установлении разумного срока отселения граждан из указанных жилых помещений многоквартирных домов в срок, не превышающий 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227-228 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г.Комсомольска-на-Амуре Хабаровского края - удовлетворить.

Распоряжение администрации г.Комсомольска-на-Амуре №365-ра от 13 августа 2020 года «Об организации выселения граждан в связи с признанием многоквартирного жилого (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре аварийным и подлежащим сносу» признать незаконным в части установления срока расселения граждан, проживающих в (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре до 31 декабря 2030 года.

Обязать администрацию г.Комсомольска-на-Амуре повторно рассмотреть вопрос об установлении разумного срока отселения граждан, проживающих в (адрес) в г.Комсомольске-на-Амуре, признанного аварийным и подлежащим сносу, не превышающего 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Центральный районный суд г.Комсомольска-на-Амуре в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                     Е.Г. Клименко

2а-4059/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор города Комсомольск-на-Амуре
Ответчики
Администрация города Комсомольск-на-Амуре
Суд
Центральный районный суд г. Комсомольск-на-Амуре
Судья
Клименко Елена Геннадьевна
Дело на сайте суда
centralny.hbr.sudrf.ru
01.10.2020Регистрация административного искового заявления
01.10.2020Передача материалов судье
02.10.2020Решение вопроса о принятии к производству
02.10.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.10.2020Подготовка дела (собеседование)
20.10.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.10.2020Судебное заседание
30.10.2020Судебное заседание
13.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее