Решение по делу № 2-429/2013 от 09.01.2013

Дело № 2 – 429 / 13 <.....>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

«31» января 2013 года

Орджоникидзевский районный суд г. Перми в составе: председательствующего судьи Шумайловой Е.П.,

при секретаре Давлетяровой В.Е.,

с участием представителя истца ФИО3, действующей на основании доверенности №... от (дата), представителя 3 лица СНТ «Садоводческое товарищество №...» - ФИО3, действующей на основании доверенности №... от (дата),

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании отказа незаконным, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ДЗО администрации города Перми о признании отказа ДЗО администрации города Перми от (дата) в принятии ее заявления о предоставлении в собственность земельного участка №..., кадастровый номер №... площадью <.....> кв. м., расположенного по адресу: г. Пермь, <.....> район, СНТ «Садоводческое товарищество №...», бригада №..., – незаконным, возложении обязанности принять ее заявление о предоставлении в собственность спорного земельного участка и подготовить соответствующее распоряжение о предоставлении ей спорного земельного участка. В обоснование предъявленных требований указала, что является членом СНТ «Садоводческое товарищество №...», в котором пользуется закрепленным за ней земельным участком №..., с кадастровым №... площадью <.....> кв.м., земельный участок находится в границах земельного участка СНТ, предоставленного на праве бессрочного (постоянного) пользования. Она обратилась в ДЗО администрации города Перми с заявлением предоставить земельный участок, находящийся в ее пользовании, в собственность. Поданное заявление было ей возвращено с отметкой об отказе в принятии документов. В качестве обоснования указаны ссылки на п. 2.9.2., п. 2.9.3., п. 3.2.3. Административного регламента предоставления ДЗО муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим, дачным некоммерческим объединениям». Отказ ответчика в приеме заявления считает незаконным, поскольку она предоставила полный пакет документов, необходимый для подачи заявления на бесплатное оформление права собственности на земельный участок. Так, вместе с заявлением, в соответствии с п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ, в ДЗО администрации города Перми ею были предоставлены: копия паспорта, описание местоположения земельного участка, заключение о соответствии описания местоположения земельного участка фактически используемого гражданином, геодезическое описание местоположения земельного участка, копия свидетельства на землю о праве бессрочного (постоянного) пользования СНТ «Коллективный сад №...». В силу п. 4 ст. 28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Таким образом, отказ ДЗО в приеме документов является незаконным, нарушает ее права и ограничивает доступ на приобретение участка в собственность.

Истец, ФИО1, в судебное заседание не явилась, о дате и времени судебного заседания извещена надлежащим образом, просит рассмотреть дело в ее отсутствие, указала, что на исковых требованиях настаивает (л. д.    ).

Представитель истца в судебном заседании предъявленные исковые требования поддержала в полном объеме, суду дала пояснения, аналогичные изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика, ДЗО администрации города Перми, в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в его отсутствие (л. д. ). В представленном письменном отзыве указал, что предъявленные исковые требования не признает, в удовлетворении иска ФИО1 просит отказать, так как ст. 28 ФЗ № 66-ФЗ предусмотрены особенности предоставления в собственность земельных участков садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям. Согласно п. 4 данной статьи, за гражданином, являющимся членом садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, закреплено право на приобретение земельного участка, предоставленного этому гражданину в соответствии с проектом организации и застройки территории либо другим устанавливающим распределение земельных участков данного некоммерческого объединения документом, в собственность бесплатно. Земельный участок использовался истцом в соответствии с распределением земель в садоводческом, огородническом или дачном некоммерческом объединении. С заявлением о предоставлении в собственность такого земельного участка гражданин должен обратиться к исполнительному органу государственной власти или органу местного самоуправления, обладающему правом предоставления соответствующего земельного участка в собственность. К данному заявлению должны быть приложены: 1) описание местоположения границ земельного участка, подготовленное самим гражданином; 2) заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения границ этого участка местоположению границ земельного участка, фактически используемого гражданином. Право на бесплатное приобретение земельного участка предоставляется гражданам только один раз. (дата) в ДЗО поступило заявление истца, в принятии которого департаментом было отказано, основанием отказа послужило не соответствие заявления и приложенных к нему документов Административному регламенту предоставления департаментом земельных отношений администрации города Перми муниципальной услуг «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, садоводам, огородникам, дачникам и их садоводческим, огородническим, дачным некоммерческим объединениям», а именно п. 2.9.2. – представленные документы не соответствуют требованиям к документам, представляемым в ДЗО; п. 2.9.3. – представлен неполный пакет документов, представляемых лично Заявителем – гражданином, являющимся членом некоммерческого объединения, в соответствии с п. 4 ст. 28 Федерального закона № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» от (дата) (л. д. ).

Представитель 3 лица, СНТ «Садоводческое товарищество №...», в судебном заседании предъявленные исковые требования ФИО1 поддержала в полном объеме.

Суд, выслушав пояснения представителя истца и 3 лица, исследовав материалы гражданского дела, пришел к следующему выводу.

В соответствии со ст. ст. 3, 4 ГПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд за защитой своих прав, свобод и законных интересов.

Согласно ст. 36 Конституции РФ, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона.

В соответствии с п. 2.1. ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», переоформление садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями граждан права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками осуществляется в порядке, установленном ст. 28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан».

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 15.04.1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», данный закон использует нормы других отраслей права, комплексно регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства, и устанавливает правовое положение садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, права и обязанности их членов. Земельные отношения, возникающие в связи с созданием садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений, а также в связи с деятельностью таких объединений, настоящий Федеральный закон регулирует в той мере, в какой они не урегулированы законодательством Российской Федерации. Настоящий Федеральный закон применяется по отношению ко всем садоводческим, огородническим и дачным некоммерческим объединениям, создаваемым на территории Российской Федерации, а также по отношению к ранее созданным садоводческим, огородническим и дачным товариществам и садоводческим, огородническим и дачным кооперативам.

Постановлением администрации города Перми №... от (дата) коллективному саду №... при администрации <.....> района г. Перми для расширения коллективного сада дополнительно предоставлен в бессрочное (постоянное) пользование земельный участок площадью <.....> га с западной стороны основного участка в жилом районе <.....> <.....> района за счет городских земель (л. д.    ).

Постановлением администрации города Перми №... от (дата) в связи с перерегистрацией земель коллективному саду №... под существующий сад <.....> районе г. Перми предоставлены земельные участки: площадью <.....> га в долгосрочную аренду за счет земель <.....>; площадью <.....> в бессрочное (постоянное) пользование за счет городских земель (л. д.        ).

На основании постановления администрации г. Перми №... от (дата), главой администрации города Перми «Коллективному саду №...» (дата) выданы свидетельства №... о праве бессрочного (постоянного) пользования земельным участком <.....> га, <.....> районе (л. д.    ), земельным участком №... площадью <.....> га <.....> в <.....> районе г. Перми (л. д.    ); земельным участком №... площадью <.....> га <.....>

Согласно заключению кадастрового инженера, участок вошел в границы земельного участка, отведенного «Коллективному саду №...» постановлением администрации <АДРЕС> №... от (дата) (л. д.    ). Согласно выкопировке из плана отвода земель «Коллективному саду №...», на плане обозначен участок №... площадью <.....> га (л. д.    ).

(дата) ФИО1 в ДЗО администрации г. <.....> подано заявление с просьбой предоставить в собственность земельный участок №... с кадастровым №... площадью <.....> кв.м.. расположенный по адресу: <АДРЕС> бригада №..., <.....> (л. д.7). К данному заявлению были приложены ксерокопия паспорта, описание места расположения земельного участка с указанием геодезических данных, заключение о соответствии описания места расположения земельного участка фактически используемого гражданином, заверенное председателем правления СНТ «Садоводческое товарищество №...», копия свидетельства о праве на землю, выданного «Коллективному саду №...» (л. д.13).

На заявлении ФИО1 ДЗО администрации г. Перми проставлен штамп, из которого усматривается, что «в приеме документов отказано на основания п. 2.9.2; п. 2.9.3; п. 3.2.3 Административный регламент предоставления департаментом земельных отношений администрации г. Перми муниципальной услуги «Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности садоводам, дачникам и их садоводческим, огородническим, дачным некоммерческим объединениям» (л. д. 7).

Проставляя штамп об отказе в принятии документов, ДЗО администрации г. Перми ссылается на пункты 2.9.2.; 2.9.3.; 3.2.3. Административного регламента, утвержденного постановлением администрации г. Перми №... от (дата).

В соответствии с указанными положениями Регламента основаниями для отказа в приеме документов являются:

2.9.2. представленные документы не соответствуют требованиям пункта 2.7 настоящего Регламента;

2.9.3. представлен неполный пакет документов, указанных в пункте 2.8.1 настоящего Регламента;

Согласно пункту 2.7 Регламента требования к документам, представляемым в Департамент:

должны быть написаны разборчиво;

фамилии, имена и отчества, адреса должны быть указаны полностью;

не должны содержать подчисток, приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений;

не должны быть написаны карандашом;

не должны иметь серьезных повреждений, наличие которых не позволяет однозначно истолковать их содержание;

должны содержать актуальную и достоверную информацию.

Листы представляемых документов должны быть пронумерованы.

Согласно пункту 2.8.1., документы, представляемые лично Заявителем - гражданином, являющимся членом некоммерческого объединения, в соответствии с пунктом 4 статьи 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан":

заявление;

копия документа, удостоверяющего личность Заявителя (Заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;

копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического лица, если с заявлением обращается представитель Заявителя (Заявителей);

заключение правления некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен земельный участок, и подтверждается соответствие описания местоположения границ земельного участка местоположению границ земельного участка, фактически используемого гражданином;

сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, если такие сведения отсутствуют в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

заявление некоммерческого объединения о прекращении права на предоставляемый земельный участок.

В соответствии с положениями пункта 3.2.3. Регламента, специалист, ответственный за прием и регистрацию заявления, устанавливает предмет обращения, личность Заявителя, его полномочия по представлению заявления, при личном обращении Заявителя либо его представителя в Департамент - проверяет документ, удостоверяющий личность.

Специалист, ответственный за прием и регистрацию заявления, проверяет представленные документы на соответствие пунктам 2.6-2.8 настоящего Регламента.

При установлении отсутствия необходимых документов, несоответствия представленных документов требованиям настоящего Регламента специалист, ответственный за прием и регистрацию заявления, проставляет на заявлении штамп (отметку) об отказе в приеме документов "В приеме документов отказано". В штампе (отметке) указываются:

основания для отказа со ссылкой на пункты настоящего Регламента;

дата;

фамилия и инициалы специалиста, ответственного за прием и регистрацию заявления, подпись.

При наличии оснований для отказа в приеме документов, поступивших по почте либо через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций), специалист, ответственный за прием и регистрацию заявления, проставляет на заявлении штамп (отметку) об отказе в приеме документов и возвращает его Заявителю без регистрации в Департаменте по почте по адресу, указанному в заявлении.

Учитывая требования закона и фактические обстоятельства дела, установленные в судебном заседании, суд считает, что исковые требования ФИО1 предъявлены обоснованно, но подлежат удовлетворению частично. Суд считает, что отказ департамента земельных отношений администрации города Перми в принятии к рассмотрению заявления не соответствуют требованиям земельного законодательства. Оценивая порядок отказа в принятии заявления и документов ФИО1, обратившейся за предоставлением земельного участка в порядке приватизации, суд полагает, что указанные выше положения регламента не соответствуют требованиям Федерального законодательства, и в частности положениям статьи 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединения граждан».

В соответствии с п. 4 ст. 28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы:

- описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином;

- заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемому гражданином.

Таким образом, гражданин, обращающийся в орган муниципальной власти с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, обязан представить только заявление, описание места расположения земельного участка и заключение правления о соответствии указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемому гражданином. Иные документы орган местного самоуправления требовать не вправе.

Согласно указанным положениям закона в случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает:

- сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя);

- сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Учитывая требования действующего законодательства, суд считает, что ФИО1 были предоставлены все необходимые документы, предусмотренные п. 4 ст. 28 ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», и отказывать в их принятии департамент земельных отношений не имел права, поскольку отказ не основан на законе и нарушает законные права гражданина.

В соответствии с п. 6 ст. 28 Федерального закона «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединения граждан», исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающие правом предоставления соответствующего земельного участка, в двухнедельный срок с даты получения заявления и необходимых документов, в соответствии с пунктом 4 или 5 настоящей статьи, обязаны принять решение о предоставлении в собственность такого земельного участка либо об отказе в его предоставлении.

Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.

Как усматривается из представленных документов, решения о предоставлении в собственность земельного участка либо об отказе в его предоставлении исполнительным органом государственной власти принято не было.

Учитывая вышеизложенное, оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает, что, поскольку Федеральный закон «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединения граждан», положений, предусматривающих возможность отказа муниципального органа в принятии документов без вынесения решения по обращению гражданина, не содержит, исковые требования в части признания отказа департамента земельных отношений администрации города Перми от (дата) в принятии заявления ФИО1 о предоставлении в собственность земельного участка №..., площадью <.....> кв. м., расположенного по адресу: <АДРЕС>, СНТ «Садоводческое товарищество №...», бригада №..., предъявлены обоснованно и подлежат удовлетворению.

В то же время суд считает, что исковые требования ФИО1 о возложении обязанности подготовить распоряжение о предоставлении ей спорного земельного участка, предъявлены необоснованно и удовлетворению не подлежат, так как не основаны на нормах закона, поскольку отказа в предоставлении истцу земельного участка не имеется, требование заявлено преждевременно.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.

Признать отказ департамента земельных отношений администрации города Перми от (дата) в принятии заявления ФИО1 о предоставлении в собственность земельного участка №..., кадастровый квартал №... площадью <.....> кв. м., расположенного по адресу: <АДРЕС>, СНТ «Садоводческое товарищество №...», бригада №..., - незаконным.

Обязать департамент земельных отношений администрации <АДРЕС> принять заявление ФИО1 о предоставлении в собственность земельного участка №..., площадью <.....> кв. м., расположенного по адресу: <АДРЕС>, СНТ «Садоводческое товарищество №...», бригада №..., и рассмотреть его в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В удовлетворении требования о возложении обязанности подготовить распоряжение о предоставлении земельного участка ФИО1 отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Орджоникидзевский районный суд г. Перми в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья                            Е.П. Шумайлова

<.....>

<.....>

<.....>

2-429/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Суд
Орджоникидзевский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
ordgonik.perm.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее