Дело № 2-27/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 января 2018 года г. Северобайкальск
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Павлова Е.А., при секретаре Чумаковой О.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мороковой А.Д. к администрации МО «г. Северобайкальск », главе МО «г. Северобайкальск » Горюнову К.М. о восстановлении в очереди на предоставление жилого помещения, внеочередного предоставления жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Морокова А.Д. в лице представителя Харловой Н.Я. обратилась в суд с иском к администрации МО «г. Северобайкальск », главе МО «г. Северобайкальск » Горюнову К.М. о восстановлении в очереди на внеочередное получение жилого помещения, понуждении предоставления жилого помещения по договору социального найма. В обосновании своих требований истец указал, что является инвалидом 3 группы с детства, так же ей принадлежит на праве собственности 17,4 кв.м. Она как инвалид имеет право на отдельную комнату не менее 22 кв.м. без ее ведома она была исключена из списков очередников, который она систематически контролировала. Как только она узнала, что ее исключили из списка, она обратилась с претензий к ответчикам. Морокова А.Д. болеет с детства и ее заболевание является хроническим и совместное проживание с другими лицами не возможно. Администрацией МО «г. Северобайкальск » ей была предоставлена квартира, но проживание в ней не возможно, и она отказалась от нее. Считает, что ее жилищные права нарушены. На основании п.3.ч.3ст.57, п.4 ч.1 ст.51, ч.1 ст.50,ч2ст.52,ч.2чт.57 ЖК РФ, ст.ст.6,8 Конвенции «О защите прав и свобод человека», ст.ст.19,40,2,16,54,45,53,38,39 Конституции РФ просит суд восстановить ее в очереди на внеочередное получение жилого помещения, понудить ответчиков предоставить жилое помещение по договору социального найма площадью утвержденной жилищным законодательством.
В судебном заседании представитель истца Харлова Н.Я. доводы изложенные в иске поддержала в полном объеме.
В судебном заседании представитель истца Беляева Р.И., заявленная по ст. 53 ч.6 ГПК РФ суду пояснила, что является бабушкой истца Мороковой А.Д. и воспитывала ее с супругом без родителей с 9 лет. Ранее опекуном был ее супруг Б., Анастасия является инвалидом 3 группы с детства. Сейчас она уже взрослая, имеет свою комнату в квартире. Так же они оформили на нее право собственности 1/3 доли (адрес обезличен) общей площадью 52,2 кв.м. Ранее она лично собирала пакет документов на предоставление жилого помещения для истца, сдавала в отдел опеки и попечительства, ходила проверяла очередность, писала заявление что бы квартиру дали истцу не по территории Республике Бурятия, а именно в г. Северобайкальске. Недавно ей сказали, что истца в очереди нет. Состояли только в одной очереди на получения жилого помещения. В силу того, что Анастасия болеет у нее бывает перепады настроения, хочет быть самостоятельной, бывают разногласия в семье, хотела выехать. Истец Морокова А.Д. обращалась с заявлением в администрацию города о предоставлении ей жилого помещения, но ей было предоставлено помещение в плохом санитарном состоянии, в здании бывшей больницы, фотографии прилагает. Анастасия отказалась от указанного жилого помещения. Других пакетов документов они не подавали, только перед судом была направлена претензия к администрации о предоставлении помещения, но получили отказ. Просит иск удовлетворить.
Истец Морокова А.Д. в судебное заседание не явилась, надлежаще извещена. В виду того, что согласно доверенности интересы ее представляет гр.Харлова Н.Я., суд считает возможным рассмотреть дело в ее отсутствие.
Ответчик глава МО «г. Северобайкальск » Горюнов К.М. не явился, предоставил заявление о рассмотрении в отсутствие, с участием его представителя Сергеевой Т.В.
Представитель ответчика главы МО «г. Северобайкальск » Горюнова К.М., администрации МО «г. Северобайкальск » по доверенностям Сергеева Т.В. с исковыми требованиями не согласна. Суду пояснила, что Морокова А.Д. состоит в Республиканской очереди на получение жилого помещения как ребенок оставшийся без попечения родителей. В очередь как ребенок инвалид на получение именно муниципального жилья истец заявлением не обращалась, на учет до 01.01.2005 года не вставала, не признана малоимущей. Восстановлению в очередь не подлежит, так как ранее не стояла в указанной очереди как ребенок-инвалид. Претензия поданная истцом 26.10.2017 г. не является заявлением о признании ее малоимущей и постановки таковой на учет. Так же 14.09.2017 г. истец обращалась в администрацию города с заявлением о предоставлении ей временной комнаты из маневренного фонда. Но от предложенной комнаты отказалась. В виду того, что истец не признан малоимущей в установленном законом порядке, с указанным заявлением к ответчику не обращалась, считает, что права истца не нарушены, наличие заболевания у истца, при котором не возможно проживание совместно с другими членами семье, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма, в иске следует отказать.
Представитель третьего лица Министерство социальной защиты в судебное заседании не вился, предоставил заявление о рассмотрении дела в их отсутствие, так же пояснили, что Морокова А.Д. состоит в республиканкой очереди как ребенок оставшийся без попечения родителей за номером 1243. Кроме того сведений о постановки на учет истца до 01.01.2005 года от органов местного самоуправления не предоставлялись.
Изучив материалы дела, выслушав участников процесса, суд считает, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно справке МСЭ-2016 N1085972 от 01.05.2017года, Морокова А.Д. 27.02.1995 является инвалидом третей группы с детства.
Из протокола проведения медико-социальной экспертизы от 03.05.2017 г. ФКУ «ГБ МСЭ по республике Бурятия» Минтруда России у Мороковой А.Д. установлен диагноз по коду МКБ-10 F07.02., указанное заболевание подпадает под действие постановления Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", действующего на момент подачи иска. Документ утратил силу с 01.01.2018 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2017 г. N 859 «О ПРИЗНАНИИ УТРАТИВШИМИ СИЛУ НЕКОТОРЫХ АКТОВ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Морокова А.Д. зарегистрирована по (адрес обезличен), кроме нее в квартире также зарегистрированы Б., Беляева Р.И., что подтверждается справкой о регистрации от 26.10.2017 г.
В указанной квартире, общей площадью 52,2 кв.м., 1/3 доля в праве собственности принадлежит Мороковой А.Д., 1/3 доля в праве собственности принадлежит Б., 1/3 доля в праве собственности принадлежит Беляевой Р.И., что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права на недвижимое имущество серии 03-АА (номер обезличен) о 26.01.2010 г.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации- каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.(ч.1) Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.(ч.2) Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.(ч.3)
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 г., предусмотрел институт социального найма жилых помещений, суть которого состоит в предоставлении из государственных и муниципальных фондов жилых помещений во владение и пользование малоимущим гражданам, нуждающимся в жилье.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, в предусмотренном им порядке; при этом к малоимущим относятся граждане, признанные таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости подлежащего налогообложению имущества, находящегося в собственности членов семьи (часть 2); жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным указанным Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях; данные жилые помещения также предоставляются в предусмотренном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть 3).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление же жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно предоставленной выписки с Министерства социальной защиты № 1010 от 28.12.2017 г. Морокова А.Д. состоит в Республиканской очереди как ребенок оставшийся без попечения родителей, подлежащий обеспечению жилым помещением в Республике Бурятия за номером в очереди 1243.
Согласно части 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных данным Кодексом случаев. По смыслу этой нормы, условие о принятии на указанный учет не связано с видом жилищного фонда, из которого могут быть предоставлены жилые помещения той или иной категории граждан.
Следовательно, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях является по общему правилу обязательным условием для предоставления жилого помещения по договору социального найма как из государственного, так и из муниципального жилищного фонда. При этом ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, возлагается на органы местного самоуправления (пункт 3 части 1 статьи 14, пункт 3 части 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), наличия же специального закона соответствующего субъекта Российской Федерации о наделении указанных органов полномочиями по ведению такого учета не требуется. Что касается порядка ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, то в силу части 7 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации он устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях; если гражданин имеет право состоять на указанном учете по нескольким основаниям (как малоимущий гражданин и как относящийся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории), по своему выбору такой гражданин может быть принят на учет по одному из этих оснований или по всем основаниям (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
К числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации относит граждан, являющихся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма либо членами семьи нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, а также граждан, являющихся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющих иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (часть 1).
Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (часть 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
К лицам, имеющим право на внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма, относятся, в частности, граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне (пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Обеспечение жилыми помещениями инвалидов осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (статья 17). До 1 января 2005 г. инвалиды, нуждавшиеся в улучшении жилищных условий, принимались на учет и обеспечивались жилыми помещениями с учетом льгот, установленных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в порядке, закрепленном жилищным законодательством. При этом Жилищный кодекс РСФСР не предусматривал специального порядка обеспечения жилыми помещениями данной категории граждан, а для постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий не требовалось их признания малоимущими.
С 1 января 2005 г. федеральный законодатель, действуя в рамках своих дискреционных полномочий, изменил правила обеспечения жилыми помещениями инвалидов.
Согласно статье 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 199-ФЗ) инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет до 1 января 2005 г., обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии с положениями статьи 28.2 данного Федерального закона, регулирующими передачу соответствующих полномочий органам государственной власти субъектов Российской Федерации вместе со средствами на их реализацию, которые предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций (часть вторая); в свою очередь, инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и вставшие на соответствующий учет после 1 января 2005 г., обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации, а именно Жилищным кодексом РСФСР, действовавшим до 1 марта 2005 г., и Жилищным кодексом Российской Федерации, вступившим в силу с указанной даты (часть третья).
Поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации и федеральный закон, действующие на момент обращения истца в суд, не предусматривают иного порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма из муниципального жилищного фонда, то ее право на обеспечение жилой площадью подлежит реализации при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, т.е. в случае признания малоимущей, с учетом права на получение жилого помещения вне очереди по пункту 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что с заявлением о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При этом в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если, в частности, представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Как установлено в судебном заседании, истец с заявлением о предоставление ей жилого помещения как инвалиду до 01.001.2005 г. в органы местного самоуправления не обращалась, так и то, что после вступления в законную силу Жилищного кодекса Российской Федерации истец так же не обращалась в органы местного самоуправления о признании ее малоимущей и дальнейшим предоставлением жилого помещения вне очереди как инвалиду, который в силу своего хронического заболевания не может проживать с другими членами семьи. Данный факт подтверждается пояснениями представителя ответчика Сергеевой Т.В. о том, что Морокова с указанным заявлением не обращалась, справкой № 2810 от 11.12.2017 г. МО «г. Северобайкальск», согласно которой истец не числится с в списке граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, в том числе во внеочередном порядке.
Доводы истца о том, что Морокова А.Д. обращалась с заявление в администрацию города и ей было предоставлено жилое помещение которое не соответствовало санитарным нормам и от которого истец отказалась, необоснованны, так как согласно заявления от 14.09.2017 г. истец обращалась с просьбой о предоставления ей жилого помещения из маневренного фонда ввиду возникших разногласий с членами семьи. Данный факт подтверждается ответом администрации МО «г.Северобайкльск» от 28.09.2017 г.
Доводы представителя Харловой Н.Я. о том, что стронной истца была написана претензия в администрацию города от 26.10.2017 о предоставлении вне очереди жилого помещения для инвалида, так же необоснованны, так в данном заявлении Морокова А.Д. не просит признать ее малоимущей, и в связи с чем предоставления ей жилого помещения. Кроме того указанное заявление носит претензионный характер.
Других доказательств стронной истца о том, что истец была признана малоимущей, состояла в очереди на получением жилого помещения из муниципального фонда, обращалась с заявлением о признании ее малоимущей суду не предоставлено.
Наличие заболевания, входящего в установленный Правительством Российской Федерации перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, не является достаточным основанием для внеочередного обеспечения жилым помещением по договору социального найма по правилам пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, при установленных обстоятельствах, учитывая, что истцом не предоставлено доказательств того, что ее право было нарушено, а так же что Морокова не была признана малоимущей в установленном законом порядке, до вступления в законную силу Жилищного кодекса Российской Федерации не обращалась и не состояла в очереди на получение жилого помещения как инвалид, у истца отсутствует основания для включения и получения внеочереди жилого помещения. Ввиду чего, суд считает в удовлетворении требований Мороковой А.Д. отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194,198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░. ░░░░░░░░░░░░░░░», ░░░░░ ░░ «░. ░░░░░░░░░░░░░░░ » ░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 16.01.2018 ░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░