К делу № 2-10803/2022
УИД 23RS0041-01-2022-006668-44
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
«11» августа 2022 г. г. Краснодар
Прикубанский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Белоусова А.А.
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Клещенко С.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ОГБУЗ "Усть-Илимская городская больница" к Яхиной Юлии Марсовне о взыскании суммы выплаченного подъемного пособия,
УСТАНОВИЛ:
ОГБУЗ "Усть-Илимская городская больница" обратилось в суд с исковым заявлением к Яхиной Юлии Марсовне о взыскании суммы выплаченного подъемного пособия.
В обоснование иска указывает, что 31 января 2017 года между ОГБУЗ "Усть-Илимская городская больница" и Яхиной Юлии Марсовны был заключен трудовой договор №, по условиям которого работник обязан был отработать в Учреждении в должности врача-оториноларинголога не менее 5-ти лет, не включая период отпусков по уходу за детьми до 3-х лет, работодатель обязан выплатить Работнику подъемное пособие в размере <данные изъяты>, с правом удержания обязательных налоговых платежей. Учреждение выплатило Яхиной Ю.М. подъемное пособие в размере <данные изъяты>, удержав обязательные налоговые платежи. Работник нарушил свое обязательство, предусмотренное трудовым договором. Работник уволился с работы, не отработав при этом установленный трудовым договором срок. Работник не возместил Работодателю в полном объеме выплаченное ему подъемное пособие в размере <данные изъяты> и штраф в размере 50% от суммы подъемного пособия в размере <данные изъяты>. Истец просит взыскать с ответчика Яхиной Ю.М. сумму выплаченного подъемного пособия в размере <данные изъяты>, сумму штрафа в размере <данные изъяты>, расходы в виде государственной пошлины в сумме <данные изъяты>, оплаченные Учреждением при подаче искового заявления.
Истец ОГБУЗ "Усть-Илимская городская больница" в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в его отсутствии.
Ответчик Яхина Ю.М. в судебное заседание не явилась, о рассмотрении дела извещена надлежащим образом, подала в суд возражения на исковое заявление, в которых просила частично удовлетворить исковые требования истца, взыскать часть суммы выплаченного подъемного пособия пропорционально отработанному ею времени в Учреждении в размере <данные изъяты>, понизить на основании ст.333 ГК РФ штраф до размера <данные изъяты>, а также взыскать госпошлину пропорционально удовлетворенным исковым требованиям, в остальной части исковых требований просила отказать.
Исследовав материалы дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что на основании трудового договора № от 31.01.2017г. Яхина Ю.М. работала в ОГБУЗ "Усть-Илимская городская больница" в должности врача-оториноларинголога оториноларингологического отделения с 01.02.2017г. (Приказ (распоряжение) о приеме работника на работу №-к от 01.02.2017г., Л.д.19) по 23.09.2021г. (Приказ (распоряжение) о прекращении (расторжении) трудового договора с работником (увольнении) №-к от ДД.ММ.ГГГГ, л.д. 31).
В соответствии п.7.2 трудового договора, при получении подъемного пособия, Работник обязуется отработать не менее 5 (пяти) календарных лет у Работодателя, не включая период отпусков по уходу за детьми до 3-х лет.
Согласно п.7.3 трудового договора, в случае досрочного расторжения (прекращения) трудового договора до истечении срока указанного в пункте 7.2 трудового договора (за исключением случаев расторжения (прекращения) трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ) Работник обязан в течение 7-ми рабочих дней, возместить Работодателю в полном объеме сумму, выплаченную ему подъемного пособия. В случае не возмещения или частичного возмещения Работником в течение указанного времени сумму выплаченного ему подъемного пособия, Работник кроме возмещения подъемного пособия, выплачивает Работодателю штраф в размере 50% от суммы подъемного пособия.
Подъемное пособие было выплачено ответчику Яхиной Ю.М. в размере <данные изъяты>, что подтверждено платежным документом от 07.03.2017г. (л.д. 23).
Судом установлено, что до окончания 5-ти летнего срока, определенного трудовым договором, в течение которых Яхина Ю.М. обязалась работать, она уволилась по собственному желанию, в связи с необходимостью осуществления ухода за ребенком в возрасте до 14 лет, Пункт 3 Часть 1 Статья 77 Трудового кодекса Российской Федерации, что указано в Приказе о прекращении трудового договора (л.д. 31).
При этом суд не может согласиться с требованиями ОГБУЗ "Усть-Илимская городская больница" о взыскании с Яхиной Ю.М. выплаченного подъемного пособия в размере <данные изъяты> в полном размере в связи со следующим.
В силу пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. В соответствии с этим гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422 ГК РФ).
По смыслу пункта 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации под злоупотреблением правом понимается осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав.
Федеральным законом от 29 ноября 2010 года № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 326-ФЗ) предусмотрено право медицинского работника на получение единовременной компенсационной выплаты.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), и определяет социальную защиту, включая социальное обеспечение, как предмет совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (пункт "ж" части 1 статьи 72). По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 72 Федерального закона от 21 ноября 2011 года №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинские и фармацевтические работники имеют право на основные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Правительству Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлено право устанавливать дополнительные гарантии и меры социальной поддержки медицинским работникам и фармацевтическим работникам за счет средств соответственно бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов (часть 2 названной статьи).
В рамках реализации региональных программ и мероприятий по модернизации здравоохранения субъектов Российской Федерации с целью повышения качества и доступности медицинской помощи, предоставляемой застрахованным лицам, федеральный законодатель предусмотрел механизм осуществления за счет средств бюджетов Российской Федерации и Федерального фонда обязательного медицинского страхования единовременных компенсационных выплат отдельным категориям медицинских работников, заключивших трудовые договоры с государственными учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации либо с муниципальными учреждениями здравоохранения (статья 50, части 12.1 - 12.5 статьи 51 Федерального закона N 326-ФЗ).
В силу части 12.1. статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ (в действовавшей на момент возникновения правоотношений редакции) в 2017 году осуществляются единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам в возрасте до 50 лет, имеющим высшее образование, прибывшим в 2016 и 2017 годах на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа или переехавшим на работу в сельский населенный пункт, либо рабочий поселок, либо поселок городского типа из другого населенного пункта и заключившим с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации договор, в размере одного миллиона рублей на одного указанного медицинского работника. Финансовое обеспечение единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в 2017 году осуществляется за счет иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых бюджету территориального фонда из бюджета Федерального фонда в соответствии с федеральным законом о бюджете Федерального фонда на очередной финансовый год и на плановый период, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соотношении соответственно 60 и 40 процентов.
Компенсационная природа единовременной выплаты призвана стимулировать медицинских работников к переезду на работу в другую местность.
Вместе с тем предоставление указанной единовременной компенсационной выплаты обусловлено обязанностью медицинских работников в числе прочего отработать пять лет по основному месту работы на условиях нормальной продолжительности рабочего времени, установленной трудовым законодательством для данной категории работников, а также возвратить часть единовременной компенсационной выплаты в случае досрочного прекращения трудового договора с медицинским учреждением, за исключением случаев прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктом 8 части первой статьи 77, пунктами 1, 2 и 4 части первой статьи 81, пунктами 1, 2, 5, 6 и 7 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду (абзац в пункта 3 части 12.2. статьи 51 Федерального закона от 29 ноября 2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации").
Согласно ст.9 ТК РФ В соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров. Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
Учитывая требования ст.9 ГК РФ, не подлежат применению условия Трудового договора предусматривающие, что в случае расторжения трудового договора до истечении срока указанного в пункте 7.2 трудового договора «Работник» обязан в течение 7-ми рабочих дней возместить «Работодателю» в полном объеме сумму выплаченного ему подъемного пособия, потому что в данном случае «Работник» обязан возместить «Работодателю» часть единовременной компенсационной выплаты в случае досрочного прекращения трудового договора с медицинским учреждением, рассчитанной с даты прекращения трудового договора, пропорционально неотработанному медицинским работником периоду.
Суд считает, что условия трудового договора о том, что в период – 5 лет, в течение которого Яхина Ю.М. обязалась отработать у истца, не включается период отпусков по уходу за детьми до 3-х лет, не подлежат применению, потому что согласно ст.9 ТК РФ, трудовой договор не может содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
На основании пунктов 1, 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей; государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии со статьей 256 Трудового кодекса Российской Федерации отпуска по уходу за ребенком засчитываются в общий и непрерывный трудовой стаж, а также в стаж работы по специальности (за исключением случаев досрочного назначения страховой пенсии по старости).
Согласно приказу №4812-к от 26.11.2018г. (л.д. 27) Яхиной Ю.М. был предоставлен отпуск по уходу за ребенком до достижения возраста трех лет с 26.11.2018г. по 17.09.2021г. (Л.д.27).
Указом Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 года N 1351 утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, в соответствии с которой решение задачи по повышению уровня рождаемости включает в себя создание механизма оказания дополнительной поддержки неполных семей с детьми и многодетных семей с низкими доходами.
В силу положений статьи 255 Трудового кодекса Российской Федерации женщинам по их заявлению и на основании выданного установленном порядке листка нетрудоспособности предоставляются отпуска по беременности и родам с выплатой пособия по государственному социальному страхованию в установленном федеральными законами размере.
В соответствии со статьей 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 г. N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" пособие по беременности и родам является страховым обеспечением по обязательному социальному страхованию в связи с материнством.
Учитывая, что предоставление отпуска по беременности и родам, а также отпуска по уходу за ребенком являются социальными гарантиями, нахождение в таком отпуске не может являться основанием для отказа в выплате единовременной компенсации.
Согласно пункту 7 Разъяснения Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 г. N 23/24-11, утвержденного постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 г. N 375/24-11, во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.
Поскольку использование в период осуществления трудовой деятельности права на отпуска по уходу за детьми - это реализация ответчиком прав, связанных с материнством и детством, соответственно, отпуск по уходу за ребенком входит в указанный пятилетний срок.
Таким образом, учитывая, что ответчик Яхина Ю.М. работала в ОГБУЗ "Усть-Илимская городская больница" в период с 01.02.2017г. по 23.09.2021г. (1695 дней), то с нее подлежит взыскать часть суммы подъемного пособия в размере <данные изъяты> за неотработанный 131 день (Расчет: 1826-1695=131 день) из полученных ею денежных средств в качестве подъемного пособия в размере <данные изъяты>
Расчет: (<данные изъяты>*131 день)/1826 день=<данные изъяты>
Требование ОГБУЗ "Усть-Илимская городская больница" о взыскании с Яхиной Ю.М. штрафа в размере <данные изъяты> подлежит частичному удовлетворению, при этом суд учитывает, что представителем ответчика в Возражениях на исковое заявление заявлено ходатайство о снижении размера неустойки на основании ст.333 ГК РФ.
Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных в законе, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть на реализацию требования ч.3 ст.17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Суд, исходя из принципа соразмерности ответственности, требований разумности и справедливости, степени вины ответчика в соответствии со ст. 333 ГК РФ, полагает необходимым снизить размер неустойки, подлежащей взысканию с ответчика до <данные изъяты>. При этом, судом при снижении неустойки учитываются доводы ответчика о том, что размер штрафа составляет чрезмерно высокий размер - <данные изъяты>, который не учитывает обстоятельства неисполнения Яхиной Ю.М. условий трудового договора в части необходимости отработать в ОГБУЗ "Усть-Илимская городская больница" определенное время, при условии, что невозможность продолжения трудовой деятельности у Яхиной Ю.М. вызвано необходимостью осуществления ухода за ребенком в возрасте до 14 лет (Л.д. 29), при этом ответчик воспитывает малолетнего ребенка одна, не имея супруга, что уже предполагает необходимость в оказании ей дополнительной поддержки, как неполной семье с детьми, в соответствии с Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 09 октября 2007 года N 1351.
Согласно платежному поручению № от 24.03.2022г., истец при подаче иска уплатил госпошлину в размере <данные изъяты>.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца следует взыскать пропорционально удовлетворенным требованиям расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты>.
Согласно ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ОГБУЗ "Усть-Илимская городская больница" (ИНН №) к Яхиной Юлии Марсовне (паспорт № №) о взыскании суммы выплаченного подъемного пособия – удовлетворить частично.
Взыскать с Яхиной Юлии Марсовны в пользу ОГБУЗ "Усть-Илимская городская больница" часть суммы выплаченного подъемного пособия в размере <данные изъяты>, штраф – <данные изъяты>.
Взыскать с Яхиной Юлии Марсовны в пользу ОГБУЗ "Усть-Илимская городская больница" государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Прикубанский районный суд г. Краснодара.
Председательствующий: