Дело № 57RS0014-01-2021-000691-13

производство № 12-1-34/2021

РЕШЕНИЕ

28 июня 2021 года                                                                             г. Мценск

Судья Мценского районного суда Орловской области Волкова Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу законного представителя ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области начальника А. П.А. на не вступившее в законную силу постановление главного государственного инспектора труда (по охране труда) от 20 апреля 2021 года № , вынесенное в отношении ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

        6 апреля 2021 года Орловской прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Орловской области С. В.Л. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний в отношении юридического лица ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области (учреждение).

       Постановлением главного государственного инспектора труда (по охране труда) Е. Е.Г. от 20 апреля 2021 года , ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 125000 рублей.

        Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области начальник А. П.А. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить.

        Говорит о том, что ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области по организационно-правовой форме является казенным учреждением, финансирование которого производится за счет средств федерального бюджета, а также на основании доведенных лимитов. Указывает на принятие учреждением мер, способствующих предотвращению совершенного правонарушения. Однако на 2020, 2021 годы учреждению не были доведены денежные средства на обязательное прохождение психиатрического освидетельствования трудоустроенных осужденных.

         Указывает что проводимая проверка в учреждении прокурором в отсутствие решения о проведении проверки, уведомления проверяемого лица о проведении проверки, ее цели, предмета, основания и срока проверки не может являться основанием для возбуждения дела об административном правонарушении.

         Отмечает, что в постановлении прокурора не указано время совершения административного правонарушения; в качестве единственного доказательства вины учреждения в совершении вменяемого ему административного правонарушения в постановлении от 20 апреля 2021 года указано только постановление Орловского прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении.

            В судебное заседание законный представитель ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области А. П.А., извещенный о слушании дела не явился, об отложении судебного заседания не просил.

        В судебном заседании защитник ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области, действующая на основании доверенности в интересах учреждения Савина М.К. доводы жалобы поддержала.

        Должностное лицо, вынесшее постановление - государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Орловской области Е. Е.Г. в судебное заседание не явилась, от руководителя инспекции поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствии.

        В судебное заседание Орловский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Орловской области С. В.Л. не явился, представил заявление о рассмотрении дела без его участия, возражения на жалобу, в которых просит постановление оставить без изменения, жалобу законного представителя ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области - без удовлетворения.

Выслушав объяснения защитника Савиной М.К., действующей в интересах ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области по доверенности, поддержавшей жалобу, изучив доводы жалобы, возражения Орловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Орловской области С. В.Л., полагавшего постановление подлежащим оставлению без изменения, проверив материалы дела с учетом требований статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в полном объеме, прихожу к следующему.

Частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.

         Привлечение осужденных к лишению свободы к труду предусмотрено статьей 103 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьей 17 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".

         В соответствии с частью 1 статьи 104 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.

Согласно части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

        Согласно частям седьмой и восьмой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Предусмотренные настоящей статьей психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя.

        Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2002 года № 695 утверждены Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности (далее - Правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками).

        Данными Правилами определен порядок прохождения обязательного психиатрического освидетельствования названной категорией работников, в том числе работающих в условиях повышенной опасности, предусмотренных Перечнем медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденным Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года №377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" (далее - Перечень).

         Данным Перечнем установлены медицинские психиатрические противопоказания для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности в условиях повышенной опасности, приведенных в таблице. В числе иных видов такой деятельности указаны работники животноводческих ферм и комплексов, работники предприятий пищевых отраслей промышленности, общественного питания и торговли, молочных ферм молочных кухонь, раздаточных пунктов, баз и складов продовольственных товаров, имеющие контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения и реализации, а также лица, имеющие непосредственный контакт с пищевыми продуктами при их транспортировке на всех видах транспорта.

        В силу части первой статьи 76 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных названным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

       Частью первой статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, работодатель обязан организовывать проведение за счет собственных средств обязательных психиатрических освидетельствований работников; обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных психиатрических освидетельствований.

        Как усматривается из материалов дела, в период с 10 часов 00 минут по 16 часов 30 минут 26 марта 2021 года Орловской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Орловской области, на основании требований приказа Генеральной прокуратуры от 16 января 2014 года № 6 «Об организации надзора за исполнением законов администрациями учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, следственных изоляторов при содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» с государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Орловской области Ершовой Е.Г. проведена проверка соблюдения трудового законодательства в отношении ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области.

       В рамках данной проверки установлено, что в нарушение требований пунктов 1 и 7 статьи 212, 213 Трудового кодекса Российской Федерации, Постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1993 года № 377 "О реализации Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании учреждение, являясь работодателем, не исполнило обязанность по недопущению к работе осужденных Д. Е.В., В. А.Ю., трудоустроенных в должности повара; Т. С.Н., С. С.В., трудоустроенных в должности оператора машинного доения; Х. Н.Н., Л. К.Г., Ч. М.С., П. А.В., Ц. А.Н., Б. Д.Н., С. Ю.В., трудоустроенных в должности животновода; Ф. И.А., Ю. С.И., Б. М.А., Ж. Т.Н., Е. О.А., Ж. О.В., М. Р.А., трудоустроенных в должности кухонных рабочих, не прошедших в установленном порядке обязательное психиатрическое освидетельствование.

        По данному факту 6 апреля 2021 года Орловским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Орловской области на основании постановления в отношении ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

         Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения учреждения постановлением должностного лица Государственной инспекции труда по Орловской области 20 апреля 2021 года к административной ответственности, предусмотренной данной нормой.

        Факт совершения ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области данного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: справкой проверки ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Орловской области Е. Е.Г., согласно которой в ходе проведения 26 марта 2021 проверки в учреждении выявлены нарушения трудового законодательства; справкой старшего помощника Орловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Орловской области С. А.Н. от 26 марта 2021 года; приказами о трудоустройстве и увольнении осужденных Д. Е.В., В. А.Ю., Т. С.Н., С. С.В., Х. Н.Н., Л. К.Г., Ч. М.С., П. А.В., Ц. А.Н., Б. Д.Н., С. Ю.В., Ф. И.А., Ю. С.И., Б. М.А., Ж. Т.Н., Е. О.А., Ж. О.В., М. Р.А. от 12, 21, 25 января 2021 года , , , 4,16 и 18 марта 2021 года , № , № , 13 января 2020 года № , 7, 18 февраля 2020 гола , , 6 августа 2020 года , 16,27 ноября 2020 гола , , 28 декабря 2020 гола , 3 мая 2018 года ; табелями учета использования рабочего времени за январь, февраль, март 2021 года; списком работников (из числа осужденных) ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области, подлежащих прохождению периодического медицинского осмотра; постановлением Орловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях С. В.Л. о возбуждении дела об административном правонарушении от 6 апреля 2021 года и иными материалами.

       С целью определения условий труда (вредных и опасных факторов производственной среды и производственных процессов) работодателями в соответствии с требованиями Федерального закона от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» проводится специальная оценка условий труда.

         Согласно части 1 статьи 14 приведенного Федерального закона условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

         Допустимыми условиями труда (2 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых не превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда, а измененное функциональное состояние организма работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).

        Согласно картам № 1, 7, 12, 13А специальной оценки условий труда оператора машинного доения, животновода, повара, кухонного рабочего, данные рабочие места по вредным (опасным) факторам отнесены к классу условий труда 2 (допустимые условия труда), а в соответствии с вышеприведенными нормами в отношении работников, занятых на вредных и (или) опасных производственных работах, прохождение обязательного психиатрического освидетельствования является обязательным, независимо от каких-либо иных обстоятельств.

Оценив названные доказательства всесторонне, полно, объективно в их совокупности, по правилам, установленным статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, государственный инспектор труда пришел к обоснованному выводу о доказанности вины ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.

Ставить под сомнение достоверность сведений о событии и обстоятельствах совершения ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области правонарушения, изложенных в собранных по делу доказательствах, оснований не имеется.

Каких-либо противоречий или неустранимых сомнений, влияющих на правильность вывода должностного лица о доказанности вины юридического лица в совершении описанного выше административного правонарушения, материалы дела не содержат.

        При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о правомерности привлечения ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области к административной ответственности.

В силу положений статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) предметом прокурорского надзора является, в том числе, соблюдение и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5.2 Постановления от 17 февраля 2015 года № 2-П, согласно пункту 2 статьи 21 Закона о прокуратуре проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятие мер прокурором. По смыслу данного положения во взаимосвязи со статьей 10 Закона о прокуратуре, служащая основанием для принятия мер прокурорского реагирования, информация о фактах нарушения законов может содержаться как в поступающих в органы прокуратуры заявлениях, жалобах и иных обращениях, так и в любых открытых источниках.

С учетом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации публичных функций, связанных с поддержанием правопорядка и обеспечением своевременного восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан и их объединений, предполагается, что органы прокуратуры должны адекватно реагировать с помощью всех доступных им законных средств на ставшие известными факты нарушения законов независимо от источника информации, включая информацию, полученную прокурором самостоятельно на законных основаниях.

Следовательно, в действующем правовом регулировании допускается осуществление прокурорского надзора за исполнением законов не только в связи с конкретными обращениями (инцидентный характер), но и в инициативном порядке (самостоятельно).

В этой связи полученная прокурором самостоятельно информация о фактах нарушения закона является достаточным основанием для осуществления прокурором контрольных мероприятий в инициативном порядке и не выходит за пределы полномочий, предоставленных органам прокуратуры действующим законодательством, с учетом указанного выше конституционного смысла Закона о прокуратуре.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 6 апреля 2021 года вынесено уполномоченным должностным лицом в соответствии со статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с участием законного представителя учреждения. Копия постановления вручена начальнику учреждения в тот же день.

На рассмотрение дела должностным лицом государственной инспекции труда 20 апреля 2021 года представлял интересы учреждения его законный представитель.

Предоставленные участнику производства по делу об административном правонарушении процессуальные права, предусмотренные статьей 25.4, 25.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностным лицом разъяснены.

        Постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности; в постановлении содержатся все сведения, предусмотренные статьей 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отражено событие правонарушения, квалификация деяния.

      Доводы жалобы о недостаточном бюджетном финансировании не может служить основанием для освобождения ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области от исполнения обязанностей, возложенных на учреждение в силу закона, в том числе с учетом характера и степени общественной опасности вмененного административного правонарушения.

        Иных доводов, которые бы являлись основанием для отмены состоявшегося постановления, жалоба не содержит.

Вместе с тем имеются основания для изменения постановления в части назначенного ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области наказания с учетом обстоятельств и материалов дела.

Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года № 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3.

Часть 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса (часть 3.3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Учитывая, что учреждение является участником бюджетного процесса - получателем бюджетных средств, кредиторская задолженность ФКУ КП-7 УФСИН России по Орловской области на 1 июня 2021 года составила 2 727 540 рублей, а также в целях обеспечения баланса конституционно значимых ценностей и в интересах субъектов права, с учетом обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения, считаю подлежащим изменению в части назначения наказания в виде административного штрафа со снижением суммы штрафа, но до размера не менее половины минимального размера, предусмотренного санкцией части 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях до 55 000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь статьёй 30.6, пунктом 2 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

       ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░-7 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░    — ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

       ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░ ░░░░░░ ░░░░░) ░░ 20 ░░░░░░ 2021 ░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 3 ░░░░░░ 5.27.1 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░-7 ░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 55 000 ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.

       ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.

      ░░░░░                                                                                                   ░.░. ░░░░░░░

12-1-34/2021

Категория:
Административные
Истцы
Орловский прокурор по надзору за соблюдением законов в ИУ Орловской области Савенков В.Л.
Ответчики
ФБУ КП-7 УФСИН России по Орловской области
Суд
Мценский районный суд Орловской области
Судья
Волкова Н.А.
Дело на сайте суда
mcensky.orl.sudrf.ru
27.04.2021Материалы переданы в производство судье
28.04.2021Истребованы материалы
18.05.2021Поступили истребованные материалы
21.06.2021Судебное заседание
28.06.2021Судебное заседание
29.06.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
08.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.06.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее