Дело № 2-170/2020
УИД 21RS0023-01-2019-006554-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 марта 2020 года г. Чебоксары
Ленинский районный суд г.Чебоксары в составе:
председательствующего судьи Данилина Е.М.,
при секретаре судебного заседания Яковлевой В.В.,
с участием представителя истца Бычковой О.Н.,
ответчика Бариновой Н.В.,
представителей ответчика Голубниченко А.И., Макаровой Г.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО "Инженер-Сервис" к Бариновой Н.В. о признании недействительными решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Инженер-Сервис» обратилось в суд с иском с учётом уточнения к Бариновой Н.В. с требованием признать недействительным решение общего собрания собственников помещений, принятых протоколом внеочередного общего собрания собственников в МКД по адресу: адрес от дата в части принятия решения по вопросу п. 9 (утверждения тарифа по «статье содержания жилья»).
В обоснование исковых требований указано, что дата собственниками многоквартирного дома, расположенного по адресу: адрес было проведено общее собрание собственников помещений МКД в форме очного голосования. Данное собрание не состоялось в связи с отсутствием кворума.
В связи с этим было принято решение провести общее голосование собственников МКД в форме очно-заочного голосования с дата по дата, по итогам которого составлен протокол внеочередного общего собрания собственников помещения в многоквартирном доме от дата
Инициаторами проведения общего собрания собственников помещения выступила Баринова Н.В. . На повестку общего собрания вынесены, среди которых пункт 9 «Утверждение тарифа по статье «содержание жилья. Утверждается плата на содержание общего имущества МКД в размере ------ площади помещения в месяц (без учета расходов на коммунальные услуги в целях содержании общего имущества МКД) в соответствии со сметой, утвержденной советом МКД».
На основании решения Государственной жилищной инспекции Чувашской Рспублики ----- от дата многоквартирный дом, расположенный по улице: адрес дата находится под управлением ООО «Инженер-Сервис».
Указанное общее собрание было произведено с нарушениями действующего законодательства, а решения, принятые в п. 3 и п. 9 протокола внеочередного собрания собственников помещений, являются ничтожными и подлежащими отмене
Согласно приложению к постановлению Администрации ----- от дата многоквартирный дом, расположенный по адрес относится ко 2 степени благоустройства, по которому размер платы за содержание жилого помещения установлен в размере ------
Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства и на основании положении ст. 156, 158, 161.1 ЖК РФ, ст. 181.4, 181.5 ГК РФ заявляет вышеуказанные требования.
В судебном заседании представитель истца Бычкова О.Н. иск поддержала по изложенным в нем основаниям.
Ответчик Баринова Н.В., представители ответчика Голубниченко А.И., Макарова Г.А. иск не признали, по основания, приведенным в отзыве, из которого следует, что у Истца отсутствуют основания для оспаривания решения собственников, поскольку решение не нарушает права Истца, решение принято в соответствии с полномочиями собственников. Также Ответчик выражает несогласие с представленным Истцом техническим заключением, приводя доводы о том, что эксперт не был предупрежден об ответственности за заведомо ложное заключение по ст. 307 УК РФ и представленное техническое заключение не является заключением судебной экспертизы
Представители третьего лица ООО «Жилищная компания Инженер», представители Госжилинспекция ЧР, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, не явились. Госжилинспекцией ЧР представлено заявление о рассмотрении дела без их участия.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело при имеющейся явке.
Выслушав объяснения, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.6 ст. 46 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суд решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы. Заявление о таком обжаловании может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня, когда указанный собственник узнал или должен был узнать о принятом решении. Суд с учетом всех обстоятельств дела вправе оставить в силе обжалуемое решение, если голосование указанного собственника не могло повлиять на результаты голосования, допущенные нарушения не являются существенными и принятое решение не повлекло за собой причинение убытков указанному собственнику.
В соответствии с п. 3 ст. 181.4 ГК РФ решение собрания вправе оспорить в суде участник соответствующего гражданско-правового сообщества, не принимавший участия в собрании или голосовавший против принятия оспариваемого решения.
В силу ч. 2 ст. 154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно ч. 1 ст. 156 ЖК РФ плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
В соответствии ч. 7 ст. 156 ЖК РФ размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, за исключением размера расходов, который определяется в соответствии с частью 9.2 настоящей статьи. Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.
В силу ч. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива, лица, указанного в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Пунктом 103 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что по смыслу пункта 1 статьи 2, пункта 6 статьи 50 и пункта 2 статьи 181.1 Гражданского кодекса Российской Федерации под решениями собраний понимаются решения гражданско-правового сообщества, т.е. определенной группы лиц, наделенной полномочиями принимать на собраниях решения, с которыми закон связывает гражданско-правовые последствия, обязательные для всех лиц, имевших право участвовать в таком собрании, а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
При таких обстоятельствах, управляющая организация, являясь лицом, права которых затрагиваются решением общего собрания собственников, может оспорить его в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, управлением многоквартирным домом по адресу: адрес осуществляется ООО «Инженер-Сервис» с дата
В соответствии с протоколом общего собрания собственников помещений многоквартирного адрес от дата с дата по дата дата в вышеуказанном многоквартирном доме проводилось общее собрание собственников помещений многоквартирного дома в форме очно- заочного голосования.
Инициатор собрания - Баринова Н.В. В собрании приняли участие собственники ------ от общей площади помещений МКД ------ кворум ------
В соответствии с повесткой дня принято решение по пункту 9 повестки об утверждении платы на содержание общего имущества МКД в размере ------ площади помещения в месяц (без учета расходов на коммунальные услуги в целях содержании общего имущества МКД) в соответствии со сметой, утвержденной советом МКД.
В соответствии со ст. 181.1 ГК РФ решение собрания, с которым закон связывает гражданско-правовые последствия, порождает правовые последствия, на которые решение собрания направлено, для всех лиц, имевших право участвовать в данном собрании (участников юридического лица, сособственников, кредиторов при банкротстве и других - участников гражданско-правового сообщества), а также для иных лиц, если это установлено законом или вытекает из существа отношений.
Согласно п. 1, 3 ст. 181.2 ГК РФ решение собрания считается принятым, если за него проголосовало большинство участников собрания и при этом в собрании участвовало не менее пятидесяти процентов от общего числа участников соответствующего гражданско-правового сообщества. Решение собрания может приниматься посредством заочного голосования.
О принятии решения собрания составляется протокол в письменной форме. Протокол подписывается председательствующим на собрании и секретарем собрания.
Из протокола следует, что кворум имелся и составил 66,94%, указанные обстоятельства истцом не оспариваются.
В соответствии со ст. 181.4 ГК РФ решение собрания может быть признано судом недействительным при нарушении требований закона, в том числе в случае, если: 1) допущено существенное нарушение порядка созыва, подготовки и проведения собрания, влияющее на волеизъявление участников собрания; 2) у лица, выступавшего от имени участника собрания, отсутствовали полномочия; 3) допущено нарушение равенства прав участников собрания при его проведении; 4) допущено существенное нарушение правил составления протокола, в том числе правила о письменной форме протокола (пункт 3 статьи 181.2).
В силу ст. 181.5 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом, решение собрания ничтожно в случае, если оно: 1) принято по вопросу, не включенному в повестку дня, за исключением случая, если в собрании приняли участие все участники соответствующего гражданско-правового сообщества; 2) принято при отсутствии необходимого кворума; 3) принято по вопросу, не относящемуся к компетенции собрания; 4) противоречит основам правопорядка или нравственности.
В силу ч. 2 ст. 44 ЖК РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в числе прочих относятся: принятие решений об использовании системы или иных информационных систем при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования; принятие решений об определении лиц, которые от имени собственников помещений в многоквартирном доме уполномочены на использование системы или иных информационных систем при проведении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования (далее - администратор общего собрания); принятие решения о порядке приема администратором общего собрания сообщений о проведении общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме, решений собственников помещений в многоквартирном доме по вопросам, поставленным на голосование, а также о продолжительности голосования по вопросам повестки дня общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в форме заочного голосования с использованием системы; принятие решения о порядке финансирования расходов, связанных с созывом и организацией проведения управляющей организацией, правлением товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива общего собрания в соответствии с частью 6 статьи 45 настоящего Кодекса; выбор способа управления многоквартирным домом; принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме; принятие решения о наделении совета многоквартирного дома полномочиями на принятие решений о текущем ремонте общего имущества в многоквартирном доме; принятие решения о заключении собственниками помещений в многоквартирном доме, действующими от своего имени, в порядке, установленном настоящим Кодексом, соответственно договора холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (далее также - договор, содержащий положения о предоставлении коммунальных услуг), договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами; другие вопросы, отнесенные настоящим Кодексом к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Частью 1 ст. 161 ЖК РФ установлено, что управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.
Как разъяснено в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" Под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.
Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Правила).
В соответствии с п. 10 Правил общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Пунктом 31 Правил установлено, что При определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Управляющая организация обязана представить собственникам помещений в таком доме предложение о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме не позднее чем за 30 дней до дня проведения общего собрания собственников помещений в этом доме в целях принятия решения по вопросу об определении размера платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме посредством размещения такого предложения на досках объявлений, расположенных во всех подъездах многоквартирного дома или в пределах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. В предложении управляющей организации о размере платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме должны содержаться расчет (смета) и обоснование размера платы за содержание жилого помещения, а в случае, если размер такой платы превышает размер платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом, установленный органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - гг. Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований), - в том числе обоснование такого превышения, предусматривающее детализацию размера платы с указанием расчета годовой стоимости каждого вида работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме с указанием периодичности их выполнения. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
В силу п. 35 Правил указанные в пунктах 31 - 34 настоящих Правил размеры платы за содержание жилого помещения и размеры обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание общего имущества, должны быть соразмерны утвержденному перечню, объемам и качеству услуг и работ.
Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290 (ред. от 15.12.2018) утвержден Минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения, а также Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 3 Правил оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
установлено, что перечень услуг и работ в отношении каждого многоквартирного дома определяется с учетом:
а) конструктивных элементов многоквартирного дома, в том числе конструкций и (или) иного оборудования, предназначенного для обеспечения условий доступности для инвалидов помещения многоквартирного дома;
б) наличия и состава внутридомовых инженерных систем, обеспечивающих предоставление потребителям коммунальных услуг тех видов, которые могут быть предоставлены с использованием таких внутридомовых инженерных систем;
в) наличия земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иными объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации этого дома;
г) геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома.
Из анализа приведенные нормы права в совокупности следует, что размер платы за содержание общего имущества многоквартирного дома не может устанавливаться собственниками произвольно, а должен определять с учетом предложений управляющей организации в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Из представленного протокола общего собрания собственников помещений МКД от дата не следует, что на собрании при утверждении оспариваемого размера платы каким-либо образом исследовался вопрос об обосновании размера платы ------ его соответствия минимальному перечню услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, с учетом особенностей конкретного дома.
Не представлено таких доказательств и в ходе рассмотрения дела.
Напротив, как следует из представленного Истцом технического заключения ООО «Экспертно-консультационный центр «Промышленная безопасность» (адрес) экономически обоснованным тарифом на содержание многоквартирного жилого дома по адресу: адрес, является ------
Ответчик выражает несогласие с указанным техническим заключением, приводя доводы о том, что эксперт не был предупрежден об ответственности за заведомо ложное заключение по ст. 307 УК РФ и представленное техническое заключение не является заключением судебной экспертизы.
Действительно в представленное техническое заключение не является заключением судебной экспертизы, проведенной в порядке ст. ст. 79 – 86 ГПК РФ. Вместе с тем, оно в полной мере соответствует ст. 55 ГПК РФ, согласно которой доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
Указанное техническое заключение представляет собой письменное доказательство и отвечает требованиям об относимости и допустимости доказательств (ст. 59, 60 ГПК РФ).
В свою очередь, Ответчику судом было предоставлено достаточное время для собирания доказательств, представления их в суд, подготовки ходатайств. По ходатайству стороны Ответчика судебное заседание откладывалось для заявления Ответчиком ходатайства о назначении судебной экспертизы, но ходатайство заявлено не было.
В соответствии с постановлением администрации г. Чебоксары ЧР от 28.05.2019 № 1158 "Об установлении размера платы за содержание жилого помещения для собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления, решение об установлении размера платы за содержание жилого помещения на их общем собрании, а также определении предельных индексов изменения размеров платы в городе Чебоксары" указанный тариф составил бы ------
При таких обстоятельствах, утвержденный собственниками тариф ------ составляющий менее 50% от экономически обоснованного тарифа не может обеспечить содержание имущества многоквартирного дома в соответствии с требованиями действующего законодательства. Отсутствие надлежащего содержания общего имущества многоквартирного дома, в свою очередь, может снижение характеристик надежности и безопасности дома.
С учетом изложенного, оценив в совокупности представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение не соответствует требованиям закона и подлежит признанию недействительным, а иск удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать недействительным решение внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного адрес об утверждении платы на содержание общего имущества многоквартирного дома в размере ------. площади в месяц (без учета расходов на коммунальные услуги в целях содержания общего имущества МКД) в соответствии со сметой, утвержденной советом МКД, оформленное протоколом от дата (пункт 9).
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы в Верховный суд Чувашской Республики через Ленинский районный суд города Чебоксары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято дата.
Председательствующий судья Е.М. Данилин