Дело № 2а-2077/2020
УИД:56 RS0018-01-2020-001118-81
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 марта 2020 года г.Оренбург
Ленинский районный суд г.Оренбурга
в составе председательствующего судьи Ермошкиной О.В.,
при секретаре Толкачевой М.С.,
с участием:
административного истца – Осадчего В.В.,
представителя административного ответчика – Квасовой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Осадчего В.В. к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга о признании распоряжения незаконным,
установил:
Осадчий В.В. обратился в суд с названным административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга.
В обоснование иска указал, что на основании договора купли-продажи у гр. ФИО им был приобретен многоквартирный жилой дом со встроенным нежилым помещением, расположенный на земельном участке с кадастровым номером N, по адресу г. .... Указанный земельный участок был предоставлен ФИО согласно постановлению администрации г. Оренбурга №4111-п от 20 июня 2011года.
Согласно сведениям ЕГРН за ним зарегистрировано право собственности на земельный участок, все квартиры и нежилое помещение в многоквартирном доме. Им произведен ремонт данного жилого помещения, а также прилегающей к нему хозяйственной постройки.
Распоряжением Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга от 29 октября 2019года N-р принято решение о сносе самовольной постройки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером ..., расположенном по адресу г. ...
Считает данное распоряжение незаконным и нарушающим его права как собственника, поскольку административный ответчик при его принятии действовал вне пределов своих полномочий, а также при его принятии были нарушены абз.6 пункта 4 статьи 222 Гражданского кодекса РФ, пункт 2 статьи 55.32 Градостроительного кодекса РФ.
Просит признать незаконным и отменить распоряжение Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга N-р от 29 октября 2019года, взыскать судебные расходы в размере 483,04руб.
В судебном заседании административный истец заявленные требования поддержал по изложенным выше основаниям, просил иск удовлетворить.
Представитель административного ответчика Квасова А.В., действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении административных исковых требований, указав на законность оспариваемого распоряжения. Свою позицию изложила в представленном в материалы дела отзыве.
Выслушав участников процесса, проверив материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу части 9 статьи226 Кодекса административного судопроизводства РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11 ст.226 КАС РФ).
По смыслу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования о признании оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными, подлежат удовлетворению при наличии двух условий: если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
В силу пунктов 1.1, 2.2, 2.25 Положения о департаменте градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга, утвержденного Решением Оренбургского городского Совета от 18 февраля 2011 года №114 департамент градостроительства и земельных отношений администрации города Оренбурга является отраслевым (функциональным) органом администрации города Оренбурга, обладает правами юридического лица и находится в непосредственном подчинении заместителя Главы города Оренбурга по градостроительству, земельным вопросам и дорожному хозяйству. Рассматривает обращения граждан и юридических лиц в пределах компетенции департамента в порядке, установленном действующим законодательством и муниципальными правовыми актами.
В порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, Оренбургской области, муниципальными правовыми актами от имени администрации города Оренбурга в случаях, предусмотренных действующим законодательством, принимает решение о сносе самовольной постройки на территории муниципального образования "город Оренбург" и организует работу по сносу самовольной постройки, в том числе в установленные сроки обеспечивает: направление лицу, осуществившему самовольную постройку, копию решения о сносе самовольной постройки, опубликование сообщения о планируемом сносе самовольной постройки, размещение на официальном сайте администрации города Оренбурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сообщения о планируемом сносе самовольной постройки, размещение на информационном щите в границах земельного участка, на котором создана самовольная постройка, сообщения о планируемом сносе самовольной постройки.
Согласно материалам дела распоряжением Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга от 29 октября 2019года N-р принято решение о сносе самовольной постройки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 56:44:0232013:16, расположенном по адресу ... Установлен срок сноса самовольной постройки до 20 февраля 2020года. Согласно данному распоряжению в отношении земельного участка отсутствуют правоустанавливающие документы, лицо, осуществившее самовольную постройку, не установлено.
Согласно пункту 1 статьи 55.32 Градостроительного кодекса РФ снос объектов капитального строительства, являющихся самовольными постройками, или их приведение в соответствие с установленными требованиями в принудительном порядке осуществляется на основании решения суда или органа местного самоуправления, принимаемого в соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии в с пунктом 2 указанной статьи орган местного самоуправления обязан в срок, не превышающий двадцати рабочих дней со дня получения от исполнительных органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора, государственного земельного надзора, уведомления о выявлении самовольной постройки и документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, рассмотреть указанные уведомление и документы и по результатам такого рассмотрения совершить одно из следующих действий:
1) принять решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации;
2) обратиться в суд с иском о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями.
В соответствии с положениями пунктов 1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.
Пунктом 3.1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями принимается судом либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, органом местного самоуправления поселения, городского округа (муниципального района при условии нахождения самовольной постройки на межселенной территории).
В силу пункта 4 статьи 222 Гражданского кодекса К РФ органы местного самоуправления принимают в порядке, установленном законом, решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в случае, если самовольная постройка возведена или создана на земельном участке, вид разрешенного использования которого не допускает строительства на нем такого объекта, и данная постройка расположена в границах зоны с особыми условиями использования территории при условии, что режим указанной зоны не допускает строительства такого объекта, либо в случае, если в отношении самовольной постройки отсутствует разрешение на строительство, при условии, что границы указанной зоны, необходимость наличия этого разрешения установлены в соответствии с законодательством на дату начала строительства такого объекта.
В абзаце 6 пункта 4 статьи 222 Гражданского кодекса РФ указано, что органы местного самоуправления в любом случае не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями в отношении объекта недвижимого имущества, право собственности на который зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости или признано судом в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи либо в отношении которого ранее судом принято решение об отказе в удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки, или в отношении многоквартирного дома, жилого дома или садового дома.
Как следует из материалов дела в соответствии с выписками из ЕГРН в пределах земельного участка с кадастровым номером N г. ... расположен двухквартирный жилой дом со встроенным нежилым помещением. Право собственности на земельный участок, квартиры и нежилое помещение зарегистрировано за Осадчим В.В.
Наличие на земельном участке с кадастровым номером N объекта недвижимости не оспаривается административным ответчиком, подтверждается представленными последним актом обследования земельного участка от 16 сентября 2019года и фототаблицей.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд находит требования административного истца о признании незаконным распоряжения Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга от 29 октября 2019года N-р, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом суд исходит из того, что поскольку в соответствии с абзацем шестым пункта 4 статьи 222 Гражданского кодекса РФ органы местного самоуправления в любом случаи не вправе принимать решение о сносе самовольной постройки в отношении многоквартирного дома, указанный вопрос подлежит передаче на рассмотрение суда путем предъявления иска о сносе самовольной постройки, у Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга оснований для вынесения оспариваемого распоряжения не имелось. Оспариваемое распоряжение не соответствует требованиям закона и, безусловно, нарушает права и законные интересы административного истца.
В соответствии со статьей 111 Кодекса административного судопроизводства РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 настоящего Кодекса.
В силу статьи 103 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся в том числе почтовые расходы, связанные с рассмотрением административного дела и понесенные сторонами и заинтересованными лицами; другие признанные судом необходимыми расходы (статья 106 Кодекса административного судопроизводства РФ).
Принимая во внимание, что заявленные требования административного истца удовлетворены в полном объеме, учитывая представленные в материалы дела чеки-ордеры, подтверждающие оплату истцом государственной пошлины в размере 300 рублей, а также расходы по направлению копии иска ответчику в размере 183,04рубля, взысканию с ответчика в пользу истца подлежит сумма 483,04рубля.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 227, 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Осадчего В.В. к Департаменту градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга о признании распоряжения незаконным, удовлетворить.
Признать незаконным распоряжением Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга от 29 октября 2019года N-р о сносе о сносе самовольной постройки, расположенной на земельном участке с кадастровым номером N, расположенном по адресу ...
Взыскать с Департамента градостроительства и земельных отношений администрации г. Оренбурга в пользу Осадчего В.В. судебные расходы в размере ....
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: подпись О.В. Ермошкина
Мотивированное решение суда изготовлено 27 марта 2020 года
Судья: подпись О.В. Ермошкина