Дело № 33-4125/2024 Докладчик Михеев А.А.
Суд I инстанции дело № 2-1244/2024 Судья Глебовский Я.А.
УИД 33RS0003-01-2024-001226-27
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда в составе:
председательствующего Никулина П.Н.,
судей Михеева А.А., Огудиной Л.В.,
при секретаре Шушкиной О.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Владимире 30 октября 2024 г. дело по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 4 июля 2024 г., которым постановлено:
исковые требования Татищева Станислава Владимировича удовлетворить.
Признать незаконными решения об отказе в назначении ежемесячного пособия на детей от 31.05.2023, 04.08.2023, 22.01.2024.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации назначить Татищеву Станиславу Владимировичу ежемесячное пособие на детей: **** за период с 01.05.2023 по 31.01.2024, на **** с 01.07.2023 по 31.01.2024.
Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации в пользу Татищева Станислава Владимировича, в возврат государственной пошлины 300 рублей.
Заслушав доклад судьи Михеева А.А., объяснения представителя ответчика Кузнецовой А.С., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения истца Татищева С.В. относительно доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Татищев С.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (далее - ОСФР по Владимирской области) о признании незаконными решений об отказе в назначении пособия, обязании назначить пособие на детей. В обоснование указывает, что является отцом 4-х детей: ****. Супругой истца является Татищева Е.В. Семье присвоен статус многодетной. Федеральным законом от 19.05.1995 №81-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 16.12.2022 №2330 установлено ежемесячное пособие лицам, имеющим детей до 17 лет. До июня 2023 г. указанное пособие выплачивалось. 26.05.2023, 28.07.2023, 09.09.2023, 11.10.2023, 22.11.2023, 09.01.2024, 02.02.2024 ответчику направлялись заявления о назначении указанного пособия, однако решениями ответчика в выплате пособия отказано по причине наличия у заявителя и членов его семьи дохода, превышающего величину прожиточного минимума в виде процентов по вкладам. Полагает, что указанные отказы необоснованные, поскольку доход заявителя и членов его семьи не превышал прожиточный минимум.
Уточнив исковые требования, истец просит суд признать незаконными решения об отказе в назначении ежемесячного пособия на детей от 31.05.2023, 04.08.2023, 22.01.2024. Обязать ответчика назначить Татищеву С.В. ежемесячное пособие на детей: **** за период с 01.05.2023 по 31.01.2024, на **** с 01.07.2023 по 31.01.2024.
В судебное заседание суда первой инстанции истец Татищев С.В. не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Ответчик ОСФР по Владимирской области исковые требования не признал по основаниям, изложенным в решениях об отказе в назначении пособия, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Третье лицо Татищева Е.В. в суд не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Судом постановлено указанное выше решение (л.д.130-131).
В апелляционной жалобе ответчик ОСФР по Владимирской области просит решение суда отменить и вынести новое об отказе в удовлетворении иска. Приводя аналогичные доводы, изложенные в суде первой инстанции, указывает, что при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются все доходы, в том числе в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, полученных в течение налогового периода, без применения положения п. 48 Правил назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением ребенка, то есть без деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. Считает, что оснований для назначения истцу мер социальной поддержки не имеется, поскольку у него и членов его семьи доход превысил величину прожиточного минимума на душу населения (л.д.142-144).
От истца Татищева С.В. поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда оставить без изменения (л.д.152-153).
В заседание суда апелляционной инстанции третье лицо Татищева Е.В. не явилась, о явке извещалась по правилам ст. 113 ГПК РФ, сведений об уважительности причин своей неявки суду апелляционной инстанции не представила, просьб об отложении слушания дела не заявляла, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в порядке ч. 3 ст. 167 ГПК РФ в ее отсутствие.
В соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 38 Конституции РФ материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции РФ). Защита семьи, материнства, отцовства и детства, а также социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов (п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции РФ).
Реализуя предписания ст.ст. 7, 38 и 39 Конституции РФ, федеральный законодатель предусмотрел меры социальной поддержки и защиты граждан, имеющих детей, и определил круг лиц, нуждающихся в такой защите, а также условия ее предоставления. К числу основных мер социальной поддержки граждан, имеющих детей, относится выплата государственных пособий, в частности пособий в связи с рождением (усыновлением) и воспитанием детей.
Единая система таких пособий, направленная на обеспечение гарантированной государством материальной поддержки материнства, отцовства и детства, установлена Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».
В соответствии со ст. 9 названного Федерального закона право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка предоставляется нуждающимся в социальной поддержке беременным женщинам и лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, при условии, если они являются гражданами РФ и постоянно проживают на территории РФ. Ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка назначается и выплачивается в соответствии с настоящим Федеральным законом и нормативными правовыми актами субъектов РФ, г. Байконура, федеральной территории «Сириус».
Назначение и выплата ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка осуществляются: одному из родителей (усыновителей, опекунов (попечителей) ребенка в возрасте до 17 лет, являющегося гражданином РФ с и постоянно проживающего на территории РФ.
Право на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный в соответствии с ч. 6 настоящей статьи, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте РФ по месту жительства (пребывания) или фактического проживания заявителя в соответствии с Федеральным законом от 24.10.1997 № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в РФ» на дату обращения за назначением указанного пособия.
При определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка учитываются наличие у заявителя и членов его семьи доходов от трудовой, предпринимательской и иных видов деятельности, а также иных доходов, движимого и недвижимого имущества, доходов в виде процентов, полученных по вкладам (остаткам на счетах) в банках и иных кредитных организациях, причины отсутствия доходов у заявителя и (или) трудоспособных членов его семьи (за исключением несовершеннолетних детей) в соответствии с порядком и условиями назначения и выплаты указанного пособия, устанавливаемыми Правительством РФ.
Среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние двенадцать календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее двенадцати календарных месяцев), предшествовавших месяцу перед месяцем обращения за назначением указанного пособия, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. В состав семьи, учитываемый при определении права на ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка и при расчете среднедушевого дохода семьи, включаются заявитель, его супруг (супруга), его несовершеннолетние дети, дети, находящиеся под его опекой (попечительством). При наличии в семье нескольких детей в возрасте до 17 лет ежемесячное пособие в связи с рождением и воспитанием ребенка назначается на каждого такого ребенка.
Величина прожиточного минимума на душу населения во Владимирской области на 2023 г. установлена в размере 13 944 руб. (постановление Администрации Владимирской области от 14.12.2022 № 850), на 2024 г. – 14 989 руб. (постановление Администрации Владимирской области от 06.09.2023 № 649).
Судом установлено и следует из материалов дела, что Татищев С.В. является отцом 4-х детей: Татищевой **** (л.д.8-11). Супругой истца является Татищева Е.В., семье присвоен статус многодетной (л.д.24).
26.05.2023, 28.07.2023, 09.09.2023, 11.10.2023, 22.11.2023, 09.01.2024, 02.02.2024 истцом направлялись заявления о назначении ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием детей.
Решениями ОСФР по Владимирской области от 31.05.2023, 04.08.2023, 11.09.2023, 11.10.2023, 05.12.2023, 22.01.2024, 15.02.2024 соответственно истцу в назначении пособия в связи с рождением и воспитанием детей отказано в связи с наличием у заявителя и членов его семьи дохода, превышающего величину прожиточного минимума на душу населения, в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, а именно доход составил 60 385,23 руб. при установленном постановлением администрации Владимирской области от 22.12.2022 № 850 прожиточном минимуме во Владимирской области на ребенка 13 944 руб. (решения от 31.05.2023 и 04.08.2023), и 65 576,59 руб. при установленном постановлением администрации Владимирской области от 06.09.2023 № 649 прожиточном минимуме на ребенка 14 989 руб. (решение от 22.01.2024) (л.д.14-20).
Согласно сведениям ОСФР по Владимирской области от 26.06.2024, поступившим по запросу суда (л.д.115), среднедушевой доход семьи по заявлению Татищева С.В. от 26.05.2023 составил 10 688,68 руб. (доход семьи за рассматриваемый период 769 585,17 руб./12 мес./6 членов семьи) и определен за период с 01.04.2022 по 31.03.2023 с учетом следующих доходов:
- 201 166,50 руб. заработная плата истца от индивидуальной предпринимательской деятельности,
- 163 172,28 руб. пенсия по инвалидности, назначенная на дочь истца ****,
- 31 642,20 руб. ежемесячная денежная выплата, назначенная на дочь истца ****,
- 2 095,09 руб. доход в виде процентов, полученных по вкладам в банках истцом,
- 43 193,84 руб. доходы в виде процентов, полученных по вкладам в банках супругой истца,
- 5 988,61 руб. доходы в виде процентов, полученных по вкладам в банках дочерью истца ****,
- 9 044,72 руб. ежегодная денежная выплата, в том числе целевая (на приобретение новогодних подарков),
- 70 907,56 руб. субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
- 65 555,42 руб. компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50% взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме,
- 1 197,56 руб. компенсация расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50% платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг,
- 14 424 руб. ежемесячное пособие на ребенка,
- 3 430,40 руб. дополнительное ежемесячное пособие на ребенка малоимущей многодетной семье,
-1 698 руб. ежемесячная денежная выплата в течение учебного года на питание и проезд детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях,
- 156 069 руб. ежемесячная денежная выплата на ребенка от трех до семи лет, назначенная на дочь истца ****
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, учитывая, что по сведениям ОСФР по Владимирской области среднедушевой доход Татищева С.В. и его членов семьи за период с 01.04.2022 по 31.03.2023 составил 10 688,68 руб., что не превышает прожиточный минимум на душу населения, пришел к выводу о наличии оснований для предоставления истцу меры социальной поддержки.
Суд апелляционной инстанции соглашается с приведенными выше выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
В целях повышения доходов семей, имеющих детей, Постановлением Правительства РФ от 16.12.2022 № 2330 «О порядке назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка» установлено ежемесячное пособие нуждающимся в социальной поддержке беременным женщинам и лицам, имеющим детей в возрасте до 17 лет.
Указанным постановлением утверждены Правила назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка в части, не определенной Федеральным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» далее – Правила).
Пунктом 3 Правил установлено, что право на ежемесячное пособие возникает в случае, если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный в соответствии с настоящими Правилами, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте РФ по месту жительства (месту пребывания) или фактического проживания заявителя в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в РФ» на дату обращения за назначением ежемесячного пособия.
Согласно п. 7 Правил ежемесячное пособие гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, назначается и выплачивается в размере: 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, установленной в субъекте РФ в соответствии с Федеральным законом «О прожиточном минимуме в РФ» на дату обращения за назначением ежемесячного пособия по месту жительства (месту пребывания) или фактического проживания - если размер среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения; 75 процентов величины прожиточного минимума для детей - если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом выплаты ежемесячного пособия в размере 50 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения; 100 процентов величины прожиточного минимума для детей - если размер среднедушевого дохода семьи, рассчитанный с учетом выплаты ежемесячного пособия в размере 75 процентов величины прожиточного минимума для детей, не превышает величину прожиточного минимума на душу населения.
На основании п. 13 Правил ежемесячное пособие назначается гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, с месяца рождения ребенка, но не ранее чем с 01.01.2023, если обращение о назначении ежемесячного пособия последовало в срок не позднее 6 месяцев со дня рождения ребенка. В остальных случаях ежемесячное пособие гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, назначается начиная с месяца обращения за назначением ежемесячного пособия. Ежемесячное пособие гражданам, имеющим детей в возрасте до 17 лет, назначается на 12 месяцев, но на срок не более чем до достижения ребенком возраста 17 лет. Назначение ежемесячного пособия в очередном году осуществляется с месяца, следующего за месяцем, в котором истекает срок, на который ежемесячное пособие было назначено, по заявлению о назначении ежемесячного пособия (п. 14 Правил).
В соответствии с п. 17 Правил при наличии в семье нескольких детей в возрасте до 17 лет ежемесячное пособие назначается на каждого такого ребенка.
В силу пп. «к» п. 31 Правил, основаниями для отказа в назначении ежемесячного пособия являются: наличие у заявителя и членов его семьи дохода, превышающего величину прожиточного минимума на душу населения, в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках (за исключением случая, когда вклад (счет), по которому такой доход был получен, закрыт не позднее, чем за 6 месяцев до месяца обращения за назначением ежемесячного пособия).
В п. 47 Правил содержится перечень видов доходов, полученных в денежной форме, которые учитываются при расчете среднедушевого дохода семьи, а именно: а) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей; б) пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты; в) стипендии и иные денежные выплаты; г) сумма полученных алиментов; д) выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц в случаях, предусмотренных законодательством РФ; е) денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих; ж) компенсации, выплачиваемые государственным органом или общественным объединением за время исполнения государственных или общественных обязанностей; з) дивиденды, проценты и иные доходы, полученные по операциям с ценными бумагами и операциям с производными финансовыми инструментами, а также в связи с участием в управлении собственностью организации; и) доходы в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках; к) доходы от осуществления предпринимательской деятельности; л) налогооблагаемые доходы от реализации и сдачи в аренду (наем, поднаем) имущества; м) доходы по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности и лицензионным договорам; н) доходы, полученные в рамках применения специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»; о) ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку; п) единовременное пособие при увольнении с военной службы; р) доход, полученный заявителем или членами его семьи за пределами РФ; с) доходы, полученные в результате выигрышей, выплачиваемых организаторами лотерей, тотализаторов и других основанных на риске игр.
В соответствии с п. 48 Правил среднедушевой доход семьи при назначении ежемесячного пособия рассчитывается исходя из суммы доходов всех членов семьи за последние 12 календарных месяцев (в том числе в случае представления документов (сведений) о доходах семьи за период менее 12 календарных месяцев), предшествовавших месяцу перед месяцем обращения за назначением ежемесячного пособия, путем деления одной двенадцатой суммы доходов всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи.
В силу пункта 50 Правил, в редакции постановления Правительства РФ от 16.12.2022 № 2330, действующей с 01.12.2023 по 04.02.2024, в том числе на даты обращения 26.05.2023, 28.07.2023, 09.01.2024, доходы, определенные в подпунктах «з» - «м» п. 47 настоящих Правил, учитываются как одна двенадцатая суммы дохода, полученного в течение налогового периода, умноженная на количество месяцев, вошедших в расчетный период.
Вопреки доводам жалобы, среднедушевой доход семьи истца за период с 01.04.2022 по 31.03.2023 по заявлению от 26.05.2023 составил 10 688,68 руб. (769 585,17 руб./12 мес./6 членов семьи), что не превышал прожиточный минимум на душу населения в 2023 г. При этом согласно сведениям ОСФР по Владимирской области в указанный выше доход истца и членов его семьи включен доход в виде процентов по банковским вкладам, полученных в течение налогового периода.
Принимая во внимание, что прожиточный минимум был не достаточен на семью истца, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для предоставления Татищеву С.В. меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия на детей в возрасте от 8 до 17 лет: ****, на основании заявления от 26.05.2023 за период с 01.05.2023 по 31.01.2024, а также на **** с 01.07.2023 по 31.01.2024.
Ссылка жалобы на применение п. 50 Правил, в редакции постановления Правительства РФ от 02.02.2024 № 107, согласно которому доход в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках учитывается в полном объеме, полученном в течение налогового периода, является ошибочной, поскольку данная редакция начала действовать с 05.08.2024, в связи с чем, к спорным отношениям не применима.
При указанных обстоятельствах, нельзя признать основанным на законе выводы ОСФР по Владимирской области о превышении у истца и членов его семьи величины прожиточного минимума на душу населения ввиду наличия у них дохода в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках в размере 60 385,23 руб. за период с 01.04.2022 по 31.03.2023 в решении от 31.05.2023 по заявлению 26.05.2023, в размере 60 385,23 руб. за период с 01.06.2022 по 31.05.2023 в решении от 04.08.2023 по заявлению от 28.07.2023, в размере 65 576,59 руб. за период 01.12.2023 по 31.11.2023 в решении от 22.01.2024 по заявлению от 09.01.2024, поскольку проценты необходимо исчислять как одна двенадцатая суммы дохода, полученного в течение налогового периода, умноженная на количество месяцев, вошедших в расчетный период.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что согласно решению ОСФР по Владимирской области от 26.02.2024 на основании заявления истца от 20.02.2024 ему назначены меры социальной поддержки в виде ежемесячного пособия на детей в возрасте от 8 до 17 лет на период с 01.02.2024 по 31.05.2024 (л.д.81), при этом доход членов семьи в виде процентов исчислялся также на основании данных, предоставленных Федеральной налоговой службой за 2022-2023 годы (л.д.82-87).
Таким образом, оснований для отмены решения суда, о чем ставится вопрос в апелляционной жалобе, исходя из доводов апелляционной жалобы, не имеется. Нарушений или неправильного применения судом норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 3 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены судебного постановления, судебной коллегией не установлено. Каких-либо нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного постановления в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 4 июля 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Председательствующий П.Н. Никулин
Судьи А.А. Михеев
Л.В. Огудина
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 2 ноября 2024 г.