Решение по делу № 33-2755/2016 от 29.06.2016

Дело № 33-2755

Судья: Обухова И.Е.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Тамбовского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Кочергиной Н.А.,

судей: Арзамасцевой Г.В., Токарева Б.И.

с участием прокурора Лесняк Е.Н.

при секретаре: Косых Е.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 03 августа 2016 года гражданское дело по иску прокурора Тамбовского района Тамбовской области к администрации Тамбовского района Тамбовской области, МБОУ «Покрово-Пригородная СОШ» об обязании выделения денежных средств и установки тревожной кнопки,

по апелляционной жалобе представителя Управления образования администрации Тамбовского района Тамбовской области на решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 11 мая 2016 года.

Заслушав доклад судьи Арзамасцевой Г.В., судебная коллегия

установила:

Прокуратурой Тамбовского района Тамбовской области по заданию прокуратуры области проведена проверка соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищённости в филиале муниципального бюджетного образовательного учреждения (МБОУ) «Покрово-Пригородная СОШ» в ***, расположенном по адресу: ***. В ходе проверки было установлено, что в данном образовательном учреждении отсутствует кнопка тревожной сигнализации, предназначенная для экстренного вызова органов внутренних дел, что создает условия для проявления действий антитеррористического характера. Таким образом, филиал в *** не оснащен техническими средствами антитеррористической защиты в соответствии с перечнем (планом) мероприятий по подготовке образовательных учреждений к учебному году, указанных в письмах Минобрнауки России «О подготовке образовательных учреждений к новому учебному году» от 02.03.2008 № АФ- 102/09, 43-828-19, 01/2050-8-23, от 04.06.2008 № 03-1423, от 16.06.2010 № ЮС- 343/09 и № ЮС- 350/09, приказа Минобрнауки РФ от 23.07.2008 № 213 «Об организации плановой подготовки образовательных учреждений к новому учебному году», предусматривающих установку тревожной кнопки. Постановлением Администрации Тамбовской области от 06.12.2013 № 4614 была утверждена муниципальная программа «Обеспечение безопасности населения района, защита его жизненно важных интересов и противодействие преступности на 2014-2020 годы» (с изменениями от 05.09.2014). В соответствии с подпрограммой «Противодействие терроризму и экстремизму» на установку кнопок экстренного вызова сотрудников полиции в общеобразовательных учреждениях района было запланировано *** тыс. руб. С *** указанное постановление администрации района утратило силу в связи с принятием постановления от 03.11.2015 № 2461 об утверждении муниципальной программы «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Тамбовском районе на 2016-2020 годы» (с изменениями от 30.12.2015). Согласно п. 4 п.п 1.4 подпрограммы «Противодействие терроризму и экстремизму» на 2016 год выделение средств на установку кнопок экстренного вызова сотрудников полиции в общеобразовательных организациях района не запланировано. Согласно уставу МБОУ «Покрово- Пригородная СОШ» учредителем образовательного учреждения является Тамбовский район Тамбовской области. Функции и полномочия учредителя осуществляет Управление образования администрации Тамбовского района. Согласно п. 5.2 раздела 5 Устава образовательного учреждения в компетенцию учредителя входит обеспечение содержания зданий и сооружений образовательного учреждения, обустройство прилегающих территорий. В соответствии с п. 6.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. Таким образом, администрация района, обязанная в силу закона участвовать в профилактике терроризма и экстремизма и являющаяся собственником имущества бюджетного учреждения, должна создать безопасные условия для организации учебного процесса в образовательном учреждении.

Приведя изложенные обстоятельства, прокурор Тамбовского района Тамбовской области обратился в суд с иском к администрации Тамбовского района Тамбовской области, МБОУ «Покрово-Пригородная СОШ», в котором просил суд обязать Управление образования администрации Тамбовского района выделить денежные средства в размере, необходимом для установки кнопки экстренного вызова сотрудников полиции в филиале МБОУ «Покрово- Пригородная СОШ» в *** в срок до ***; обязать администрацию МБОУ «Покрово-Пригородная СОШ» установить тревожную кнопку в филиале в *** в срок до ***.

Решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 11 мая 2016 года исковые требования удовлетворены в полном объёме.

В апелляционной жалобе представитель Управления образования администрации Тамбовского района Тамбовской области просит состоявшееся решение суда отменить.

Указывает, что технической возможности по установке кнопки экстренного вызова сотрудников полиции в школе не имеется, так как мобильная связь в *** неустойчивая, в связи с чем установка кнопки экстренного вызова в данной школе не будет на практике являться эффективным средством обеспечения безопасности.

Полагает, что перераспределение бюджетных средств не входит в компетенцию суда, исходя из принципа разделения властей, вмешательство в хозяйственную, экономическую и финансовую деятельность органов местного самоуправления по исполнению установленных полномочий недопустимо.

Поясняет, что в соответствии со справкой Управления образования администрации Тамбовского района Тамбовской области №422 от 11.05.2016 года, представленной в материалы дела, в рамках подпрограммы "Комплексная безопасность образовательных учреждений" программы "Развитие образования Тамбовского района" на 2014-2020 годы предусмотрены средства на осуществление работ по монтажу средств тревожной сигнализации в МБОУ "Покрово-Пригородная СОШ" - *** руб.

Оснований дополнительно, помимо уже заложенных на эти цели бюджетных средств, требовать установить кнопку экстренного вызова сотрудников полиции в принудительном порядке в рамках закона о бюджете не имеется, поскольку бюджетным законодательством запрещено нецелевое использование бюджетных средств.

Кроме того, обращает внимание на судебную практику, в соответствии с которой аналогичные исковые требования прокурора в интересах неопределённого круга лиц были оставлены без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

Судом установлено, что в филиале МБОУ «Покрово- Пригородная СОШ» в *** отсутствует тревожная кнопка вызова экстренных служб.

Основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма установлены Федеральным законом от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму".

Противодействие терроризму в Российской Федерации основывается, в том числе на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, приоритета мер предупреждения терроризма (ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 N 35-ФЗ).

Согласно п. 1 ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В соответствии с пунктами 2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Как следует из п. 8 ч. 1 ст. 41 Закона об образовании, охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

Филиал МБОУ «Покрово-Пригородная СОШ» в *** является муниципальным учреждением образования.

В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В частности, участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения образования.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Поскольку осуществление образовательным учреждением деятельности в отсутствие тревожной кнопки вызова экстренных служб не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора.

Утверждение в апелляционной жалобе о том, что установка кнопки экстренного вызова полиции в образовательном учреждении технически невозможна, поскольку мобильная связь в населенном пункте неустойчивая, в связи с чем установка кнопки экстренного вызова в данной школе не будет на практике являться эффективным средством обеспечения безопасности, не является обстоятельством, освобождающим органы местного самоуправления и учреждение образования от исполнения законодательства о противодействии терроризму.

По существу доводы жалобы повторяют правовую позицию ответчиков, которая была предметом оценки суда первой инстанции, направлена на переоценку выводов суда первой инстанции и сводится к несогласию с той оценкой доказательств, которая уже была дана судом первой инстанции. Оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, иного применения норм материального права, судебная коллегия не находит, заявленные требования по существу рассмотрены правильно.

Ссылка апелляционной жалобы на противоречие оспариваемого решения сложившейся судебной практике основанием для его отмены служить не может, поскольку суду не представлено доказательств наличия судебного акта, который в силу положений ст. 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации мог бы иметь преюдициальное значение по настоящему делу.

С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Тамбовского районного суда Тамбовской области от 11 мая 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Управления образования администрации Тамбовского района Тамбовской области - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33-2755/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Тамбовской области в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
МБОУ "Покрово-Пригородная СОШ"
Управление образования администрации Тамбовского района
Суд
Тамбовский областной суд
Судья
Арзамасцева Галина Викторовна
Дело на странице суда
oblsud.tmb.sudrf.ru
01.07.2016Передача дела судье
03.08.2016Судебное заседание
08.08.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.08.2016Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее