Дело № 2-88/19
РЕШЕНРР•
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
30.01.2019 с. Учкекен
Малокарачаевский районный суд Карачаево-Черкесской Республики в составе: председательствующего судьи - Тамбиева А.С.,
РїСЂРё секретаре Ржаеве Рњ.Р.,
с участием представителя истца - прокурора Малокарачаевского района Чотчаева А.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении Малокарачаевского районного суда, гражданское дело по иску прокурора Малокарачаевского района, в защиту интересов неопределенного круга лиц, к администрации Первомайского сельского поселения Малокарачаевского муниципального района о признании бездействия незаконным и обязании зарегистрировать право собственности на гидротехнические сооружения,
установил:
С обозначенным иском прокурор Малокарачаевского района обратился в Малокарачаевский районный суд и просит:
- признать бездействие администрации Первомайского сельского поселения Малокарачаевского муниципального района в части не принятия мер, направленных на обеспечение безопасности на гидротехнических сооружениях, регистрацию права собственности муниципального образования на гидротехнические сооружения - незаконным;
- обязать администрацию Первомайского сельского поселения Малокарачаевского муниципального района в срок до 31.12.2019 зарегистрировать право собственности на гидротехнические сооружения, а именно: на гравийную дамбу на реке «Подкумок», протяжённостью 4110 метров, параметрами сечения Н-3,5 и Ш-4; железобетонную дамбу на реке «Подкумок», протяжённостью 5680 метров параметрами сечения Н-3,5 и Ш-4; железобетонную дамбу на реке «Белая», протяжённостью 89 метров параметрами сечения Н-3,5 и Ш-4.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме и по изложенным в нем основаниям просит их удовлетворить.
Представитель ответчика - администрации Первомайского сельского поселения в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд признает исковые требования подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
РР· материалов дела следует, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства Рѕ безопасности гидротехнических сооружениях РЅР° территории Первомайского сельского поселения Малокарачаевского муниципального района.
В ходе проверки установлено, что на территории Первомайского сельского поселения расположены следующие гидротехнические сооружения, а именно:
1. Дамба гравийная на реке «Подкумок», протяжённостью 4110 метров
параметрами сечения Н-3,5 и Ш-4;
- Дамба железобетонная на реке «Подкумок», протяжённостью 5680 метров параметрами сечения Н-3,5 и Ш-4;
- Дамба железобетонная на реке «Белая», протяженностью 89 метров параметрами сечения Н-3,5 и Ш-4.
Согласно письму главы администрации Первомайского сельского поселения № 460 от 17.12.2018 вышеуказанные гидротехнические сооружения приняты на баланс, но право собственности не зарегистрировано.
В силу ст. ст. 9, 10 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 № 117-ФЗ обеспечение охраны и безопасности гидротехнического сооружения является обязанностью его собственника или эксплуатирующей организации, которые в установленном порядке несут за это ответственность, в том числе, посредством возмещения вреда, причиненного жизни, здоровью, имуществу граждан и юридических лиц в результате аварии на ГТС или чрезвычайных экологических ситуаций. Гарантиями возмещения вреда в результате аварии на ГТС выступает обязательное страхование и финансовое обеспечение гражданской ответственности владельцев сооружений, установленные ст.ст. 15, 17 Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» от 21.07.1997 № 117-ФЗ.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится широкий круг вопросов, в том числе участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории поселения.
Согласно п. 5 ст. 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в собственности поселений может находиться имущество, предназначенное для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории поселения.
В силу ст. 1 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а так же на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и максимальных потерь в случае их возникновения.
Предусмотренные п. 7 ч. 1 ст. 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения поселений по предупреждению чрезвычайных ситуаций на территории поселения предполагают осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Кроме того, п. 7.1 ст. 14 указанного закона к вопросам местного значения поселения относит участие в профилактике терроризма и экстремизма, а так же минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах поселения.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму», противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов; минимизация и ликвидация последствий проявлений терроризма.
Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения (ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя РФ, и несмотря на то, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, в силу ст. 15 Конституции РФ они обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Бездействие администрации Первомайского сельского поселения в части не регистрации права собственности гидротехнических сооружений, расположенных в границах поселения, нарушает права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека, предусмотренные ст. 42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также право граждан Российской Федерации на защиту жизни, здоровья, имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, предусмотренное ст. 18 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Статьей 28 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что виновные в невыполнении или недобросовестном выполнении законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создании условий и предпосылок к возникновению чрезвычайных ситуаций, непринятие мер по защите жизни и сохранению здоровья людей несут гражданско-правовую ответственность.
Федеральным законом «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ, установившим право граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, в статье 76 определено, что споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке.
Таким образом, указанные факты свидетельствуют об игнорировании работниками администрации Первомайского сельского поселения Малокарачаевского муниципального района требований действующего законодательства.
При изложенных обстоятельствах, суд считает установленным, что доводы истца, изложенные в исковом заявлении, нашли свое подтверждение в судебном заседании, в связи, с чем исковые требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
РСЃРє РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Малокарачаевского района - удовлетворить.
Признать бездействие Администрации Первомайского сельского
поселения Малокарачаевского муниципального района в части не принятия
мер, направленных на обеспечение безопасности на гидротехнических
сооружений, регистрацию права собственности муниципального образования
на гидротехнические сооружения - незаконным.
Обязать Администрацию Первомайского сельского поселения Малокарачаевского муниципального района в срок
до 31.12.2019 зарегистрировать право собственности на гидротехнические
сооружения, а именно: на гравийную дамба на реке «Подкумок»,
протяжённостью 4110 метров параметрами сечения Н-3,5 и Ш-4;
железобетонную дамбу на реке «Подкумок», протяжённостью 5680 метров
параметрами сечения Н-3,5 и Ш-4; железобетонную дамбу на реке «Белая»,
протяжённостью 89 метров параметрами сечения Н-3,5 и Ш-4.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики, через Малокарачаевский районный суд, в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения (04.02.2019).