Мотивированное решение изготовлено 14.12.2018
66RS0001-01-2018-007920-82
№2- 7271/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДРАЦИИ
07 декабря 2018 года
Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга,
в составе председательствующего судьи Мурзагалиевой А.З.,
при секретаре судебного заседания Младеновой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску Коротковой Светланы Николаевны к Войсковой части № 02077 о признании членами семьи военнослужащего, обязании внести в личное дело военнослужащего сведения о членах семьи,
УСТАНОВИЛ:
Истец Короткова С.Н. обратилась в суд с вышеуказанным иском, в обоснование которого пояснила, что является военнослужащим войсковой части № 02077. Истец состоит в браке с Коротковым А.В. В браке родилась дочь Шаронова (Короткова) А.А., которая состоит в браке с Шароновым Ю.А., у которых родилась дочь Шаронова С.Ю., 2012 года рождения. Истец и указанные лица проживают совместно в <адрес>. 8 по <адрес> в г. Екатеринбурге, принадлежащей на праве собственности Коротковой С.Н. и Коротковой Е.В. по ? доли за каждой. По устной договоренности со вторым собственником квартиры, истец и Коротков А.В., Шароновы А.А., Ю.А., С.Ю. проживают в комнате 17,4 кв.м., одной семьей, ведут совместное хозяйство. Поскольку истец и члены ее семьи проживают в стесненных условиях, на одного члена семьи приходится 5, 83 кв.м., а учетная постановочная норма для предоставления жилого помещения составляет 10 кв.м. общей площади, то семья Коротковой С.Н. является нуждающейся в улучшении жилищных условий.
В связи с вышеизложенным, истец просит признать Шаронову А.А., Шаронова Ю.А., Шаронову С.Ю., Короткова А.В. членами семьи военнослужащей Коротковой С.Н., обязать Войсковую часть № 02077 внести в личное дело сведения о том, что Шаронова А.А., Шаронов Ю.А., Шаронова С.Ю., Коротков А.В. являются членами семьи военнослужащей Коротковой С.Н. (л.д. 2-3).
В судебном заседании истец отказалась от иска в части требований о признании Короткова А.В. членом семьи военнослужащей Коротковой С.Н., обязании Войсковую часть № 02077 внести в личное дело сведения о том, что Коротков А.В. является членом семьи военнослужащей Коротковой С.Н.
Отказ от иска в данной части принят судом о чем, вынесено соответствующее определение.
Истец Короткова С.Н., ее представитель Серов А.В., действующий на основании доверенности от 14.08.2018, в судебном заседании настаивали на исковых требованиях, доводы, изложенные в иске, поддержали.
Представитель ответчика Войсковой части № 02077 – Костина О.А., действующая на основании доверенности от 04.12.2018, в судебном заседании возражала против заявленных требований, в связи с тем, что является ненадлежащим ответчиком, поскольку права истца ответчик не нарушал, с заявлением о постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий истец не обращалась, ответчик ей в этом не отказывал, учетного дела в отношении истца ответчик не заводил. Также истец не обращалась с письменным заявлением о внесении сведений о членах семьи в материалы личного дела.
Третьи лица Шаронова А.А., Шаронов Ю.А., являющиеся законными представителями несовершеннолетней Шароновой С.Ю., подержали заявленные исковые требования, пояснив, что проживают с истцом, ведут с ней совместное хозяйство, имеют общий бюджет, который расходуется на общие нужды.
Представитель третьего лица ФГКУ «Центральное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, направил в суд письменные возражения, указав, что требования истца не подлежат удовлетворению, просил рассмотреть настоящее дело в свое отсутствие.
Суд, заслушав пояснения сторон, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
В соответствии с п. 5 ст. 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих. Социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом и федеральными законами для военнослужащих и членов их семей, могут быть распространены на других лиц и членов их семей указами Президента Российской Федерации.
Пунктами 25 - 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что разрешая споры, связанные с признанием лиц; членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен ч. 1 ст. 69 ЖК РФ. К ним относятся: супруг, а также дети и родители данного нанимателя проживающие совместно с ним; другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. К другим родственникам при этом могут быть отнесены любые родственники как самого нанимателя, так и членов его семьи независимо от степени родства как по восходящей, так нисходящей линии.
Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п. Решая вопрос о возможности признания иных лиц членами семьи нанимателя, суду необходимо выяснить, были ли эти лица вселены в жилое помещение в качестве члена семьи нанимателя или в ином качестве, вели ли они с нанимателем общее хозяйство, в течение какого времени они проживают в жилом помещении, имеют ли они право на другое жилое помещение и не утрачено ли ими такое право.
Таким образом, по смыслу вышеприведенных положений закона, исходя из предмета иска, обстоятельствами, имеющими значение для разрешения заявленных требований, являются обстоятельства, свидетельствующие о ведении общего хозяйства, наличие общего бюджета, имущества для совместного пользования, а также нахождение на полном содержании либо получение от заявителя такой помощи, которая была бы, в данном случае для несовершеннолетней Шароновой С.Ю., Шаронова Ю.А. постоянным и основным источником средств к существованию.
Судом установлено, что истец проходит военную службу в Войсковой части, на основании Приказа командира в/ч № 78705 от 07.03.2001 (л.д. 11).
В обоснование заявленных требований истец ссылается, что проживает в <адрес>. 8 по <адрес> в г. Екатеринбурге совместно с дочерью Шароновой А.А., ее мужем Шароновым Ю.А., их дочерью Шароновой С.Ю., 2012 года рождения, одной семьей, ведет с ними совместное хозяйство, имеет общий бюджет, который расходуется на общие нужды.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Вместе с тем, истцом в обоснование заявленных требований не представлено достаточных, относимых и допустимых доказательств, подтверждающих указанные обстоятельства.
Показания свидетеля Зотиной Л.В., не могут быть приняты судом, в качестве допустимого и достаточного доказательства ведения совместного хозяйства истца с Шароновой А.А. и ее мужем Шароновым Ю.А., поскольку указанное свидетелем обстоятельство стало известно только со слов истца.
При этом, сам по себе факт проживания в одном жилом помещении истца и с дочерью Шароновой А.А., ее мужем Шароновым Ю.А., внучкой Шароновой С.Ю., 2012 года рождения, не является безусловным основанием установления факта ведении общего хозяйства, наличие общего бюджета, имущества для совместного пользования.
Также совместное проживание истца с указанными лицами по одному адресу и оказание помощи не свидетельствует о нахождении на иждивении истца.
В нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, истцом не представлено доказательств, в подтверждение тому, что несовершеннолетняя Шаронова Софья, 2012 года рождения, находится на полном содержании истца и получает от истца помощи, которая является для нее постоянным и основным источником средств к существованию. Доказательств, свидетельствующих об установлении опеки или попечительства над Шароновой С.Ю. истцом, равно как и невозможности получения самостоятельных источников дохода родителям несовершеннолетней – Шароновым А.А., Ю.А., их нетрудоспособности, на которых действующим семейным законодательством возложена обязанность по содержанию своих детей, на рассмотрение суда не представлено.
Ранее суд сослался на положения п. 5 ст. 2 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в соответствии с которыми, к членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом, относятся: супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.
Данный перечень не содержит указание на супругов совершеннолетних детей, следовательно, в данном случае необходимо устанавливать факт нахождения Шаронова Ю.А. на иждивении военнослужащего.
В п. 25 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 N 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», также разъяснено, что при решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, судам следует руководствоваться нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и Семейного кодекса Российской Федерации.
Вместе с тем при разрешении настоящего спора, нормы названного законодательства не применимы, поскольку истец и Шаронов Ю.А. не состоят в родстве.
Принимая во внимание, что Шаронов Ю.А. не является лицом, безусловно относящимся к членам семьи собственника жилого помещения, не является родственником, суд приходит к выводу, что в данном случае подлежат применению нормы Федерального закона Российской Федерации от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», в связи с этим, для признания ее членом семьи истца необходимо установить не только факт совместного проживания и ведения хозяйства, но и нахождение на иждивении истца.
В силу п. 3 ст. 9 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" лицом, находящимся на иждивении, признается гражданин, находящийся на полном содержании другого физического лица, или получающий от другого лица помощь, которая является для него постоянным и основным источником средств к существованию.
Под полным содержанием понимаются действия военнослужащего, направленные на обеспечение членов семьи всем необходимым при отсутствии у члена семьи материальной поддержки от других лиц или других источников, то есть, доходы и имущество военнослужащего являются единственным источником средств их существования.
Для признания помощи военнослужащего основным источником средств к существованию при наличии у члена семьи, кроме средств, предоставляемых военнослужащим других источников дохода, необходимо установление того, что без этой помощи член семьи не сможет обеспечить себя необходимыми средствами для нормального существования.
Каких-либо относимых и допустимых доказательств тому, что муж дочери истца – Шаронов Ю.А. находится на полном содержании истца или получает от нее помощь, которая носит систематический характер, является для него постоянным и основным источником средств к существованию, истцом, в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не представлено.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания Шароновой А.А., Шаронова Ю.А., несовершеннолетней Шароновой С.Ю. членами семьи военнослужащей Коротковой С.Н.
В связи с этим, суд отказывает в удовлетворении исковых требований Коротковой Светланы Николаевны к Войсковой части № 02077 о признании членом семьи военнослужащего, обязании внести в личное дело военнослужащего сведения о членах семьи.
Суд также принимает во внимание доводы представителя ответчика, согласно которым, истцу не было отказано во внесении в ее личное дело военнослужащего сведений о членах семьи, в связи с чем, конкретными действиями (бездействием) ответчика права истца не нарушены.
Иных требований, равно, как требований по иным основаниям сторонами суду не заявлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 12, 56, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Коротковой Светланы Николаевны к Войсковой части № 02077 о признании членами семьи военнослужащего, обязании внести в личное дело военнослужащего сведения о членах семьи – отказать.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме с подачей жалобы, через Верх-Исетский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья подпись