Дело №33-3292/2024
(в суде первой инстанции дело №2-4527/2023; УИД 27RS0001-01-2023-004382-14)
ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 мая 2024 года г.Хабаровск
Судебная коллегия по гражданским делам Хабаровского краевого суда в составе:
председательствующего Гвоздева М.В.,
судей Пестовой Н.В., Сенченко П.В.,
при секретаре Козулине И.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о.прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска в интересах несовершеннолетней ФИО1 к Министерству здравоохранения Хабаровского края о возложении обязанности, взыскании компенсации морального вреда,
по апелляционной жалобе ответчика Министерства здравоохранения Хабаровского края на решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 14 ноября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Сенченко П.В., объяснения представителя ответчика министерства здравоохранения Хабаровского края – Кондратюк К.В., представителя истца прокурора Максименко Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
И.о.прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска обратился в суд в интересах несовершеннолетней ФИО1 к Министерству здравоохранения Хабаровского края о возложении обязанности. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой установлено нарушение прав несовершеннолетней ФИО1 являющейся ребенком-инвалидом, страдающей сахарным диабетом 1 типа, на обеспечение необходимыми средствами диагностики: системой непрерывного мониторинга глюкозы, ланцетами для ручки-прокалывателя. Согласно справке врача-эндокринолога ОГБУЗ «Детская областная больница» г.Биробиджан от 21.07.2023г. необходимо использование по жизненным показаниям системы непрерывного мониторинга гликемии FreeStyle Libre. Также врачом-эндокринологом КГБУЗ «Детская краевая клиническая больница А.К. Пиотровича» для измерения уровня глюкозы в крови традиционным способом с помощью глюкометра – выписываются тес-полоски №180 шт. на глюкометр Accu-Chek (Акку-Чек) на 1 мес., для использования указанного глюкометра необходимы устройства для прокалывания кожи Accu-Chek (Акку-Чек), ланцеты одноразовые. Непредоставление несовершеннолетнему необходимых средств диагностики, медизделий влечет ухудшение состояния здоровья ребенка, снижение качества жизни, развитие опасных осложнений, угрозу жизни. Прокурор с учетом уточнения требований просил суд: возложить на Министерство здравоохранения Хабаровского края обязанность по обеспечению Токаревой С.Л. медицинскими изделиями: Freestyle Libre (Flash-мониторинг), обеспечивающими непрерывное мониторирование глюкозы: сканер Freestyle Libre системы Flash-мониторинга глюкозы Freestyle Libre с принадлежностями (кабель USB – 1 шт., блок питания – 1 шт., инструкция по применению – 1 шт., краткое руководство по эксплуатации – 1 шт., вкладыш с данными о производителе – 1 шт.); датчиками системы Flash-мониторинга глюкозы Freestyle Libre в количестве, необходимом для ежедневного использования из расчета 27 датчиков в год, до отмены по медицинским показаниям инсулинотерапии; ланцетами из расчета 180 штук в месяц (2160 штук в год), до отмены по медицинским показаниям инсулинотерапии; взыскать с Министерства здравоохранения Хабаровского края в пользу ФИО1 денежную компенсацию морального вреда в размере 100000 руб.
Решением Центрального районного суда г.Хабаровска от 14.11.2023г. исковые требования и.о.прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска удовлетворены частично: на Министерство здравоохранения Хабаровского края возложена обязанность обеспечить ФИО1 медицинскими изделиями Freestyle Libre (Flash-мониторинг), обеспечивающими непрерывное мониторирование глюкозы: сканер Freestyle Libre системы Flash-мониторинга глюкозы Freestyle Libre с принадлежностями (кабель USB – 1 шт., блок питания – 1 шт., инструкция по применению – 1 шт., краткое руководство по эксплуатации – 1 шт., вкладыш с данными о производителе – 1 шт.); датчиками системы Flash-мониторинга глюкозы Freestyle Libre в количестве, необходимом для ежедневного использования из расчета 27 датчиков в год, до отмены по медицинским показаниям инсулинотерапии, ланцетами Accu-Chek (Акку-Чек) – из расчета 180 штук в месяц (2160 штук в год), до отмены по медицинским показаниям инсулинотерапии; с министерства здравоохранения Хабаровского края в пользу Токаревой Т.Г. взыскана денежная компенсация морального вреда, причиненного несовершеннолетней Токаревой С.Л., в размере 20000 руб.
В апелляционной жалобе ответчик Министерство здравоохранения Хабаровского края просит решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 14.11.2023г. отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Ответчик с решением суда не согласен, считает его незаконным и необоснованным, поскольку Стандартом медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение), утвержденным приказом Министерства здравоохранения РФ от 22.01.2021г. №22н, исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования проводится в частоте предоставления медицинской услуги 0,855, т.е. ориентировочно 85% пациентов при наличии медицинских показаний. Судом первой инстанции не учтено, что правом назначения такого метода диагностики, как непрерывный мониторинг глюкозы по жизненным показаниям обладает только врачебная комиссия учреждения здравоохранения. Выводы врача-эндокринолога Панина К.В., изложенные в листе осмотра Токаревой С.Л., не являются объективными данными, подтверждающими необходимость применения ФИО1 названного метода диагностики. С учетом изложенного, решение суда первой инстанции не отвечает принципу законности, поскольку правовых оснований для обеспечения ФИО1 системой непрерывного мониторинга глюкозы не имеется.
В возражениях на апелляционную жалобу и.о прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска, полагая решение Центрального районного суда г.Хабаровска от 14.11.2023г. законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу Министерства здравоохранения Хабаровского края без удовлетворения.
От остальных лиц, участвующих в деле, письменных возражений на апелляционную жалобу не поступало.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства здравоохранения Хабаровского края – Кондратюк К.В. поддержала требования апелляционной жалобы по доводам, в ней изложенным. Дополнительно представила решение детского врача-эндокринолога КГБУЗ ДККБ от 16.05.2024г., которым ФИО1 рекомендовано использование системы НМГ. Пояснила, что в соответствии с распоряжением Министерства здравоохранения Хабаровского края от 04.03.2024г. №236-р на основании указанного решения детского врача-эндокринолога КГБУЗ ДККБ от 16.05.2024г. ФИО1 будет обеспечиваться системой НМГ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца прокурор Максименко Е.В. просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, полагая его законным, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Законный представитель истца ФИО1 представитель третьего лица КГБУЗ «ДГКП №3», представитель третьего лица Министерства финансов Хабаровского края в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о его месте и времени извещались надлежащим образом по правилам ст.113 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ), об отложении судебного заседания не просили. На основании ст.167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав участвующих в судебном заседании лиц, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, письменных возражений, проверив законность и обоснованность решения суда по правилам ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Статья 330 ГПК РФ определяет, что основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Наличие нарушений норм процессуального права, влекущих согласно ч. 4 ст. 330 ГПК РФ безусловную отмену принятого решения, судом апелляционной инстанции по результатам анализа материалов гражданского дела не установлено.
Из материалов дела следует, что согласно справке МСЭ-2018 №1329084 от 11.08.2021г. несовершеннолетняя ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом.
Токарева Т.Г. согласно свидетельству о рождении № является матерью несовершеннолетней ФИО1
Согласно информации КГБУ «Хабаровский детский психоневрологический интернат» от 25.07.2023г. несовершеннолетняя Токарева С.Л. является воспитанницей интерната с 14.04.2022г.
Согласно выписке из истории болезни № 12444/620 ФИО1 находилась в психоневрологическом отделении КГБУЗ «Детская краевая клиническая больница» им. А.К. Пиотровича, установлен заключительный клинический диагноз: <данные изъяты>.
Согласно выписному эпикризу КГБУЗ «Детская краевая клиническая больница» им. А.К. Пиотровича (медицинская карта №6980) несовершеннолетняя ФИО1 находилась на стационарном лечении в период с 11.07.2023г. по 20.07.2023г., диагноз МКБ-10 (Е10.9) Сахарный диабет 1 тип (манифестация диабета в июле 2012 года), осложнения инсулинотерапии: гипертрофические липодистрофии наружной поверхности бедер, передней брюшной стенки. Даны рекомендации по самоконтролю гликемии не менее 6-10 раз в день, по показаниям – чаще (измеренеие в 3 часа ночи и 6 часов утра). Потребность тест-полосок 180 шт. в месяц.
Согласно выписному эпикризу КГБУЗ «Детская краевая клиническая больница» им. А.К. Пиотровича из истории болезни №4110 несовершеннолетняя ФИО1 находилась на стационарном лечении в период с 28.04.2022г. по 13.05.2022г. с жалобами на нестабильность гликемии.
Согласно медицинской справке по результатам осмотра ФИО1 врачом-детским эндокринологом ОГБУЗ «Детская областная больница» г.Биробиджан ФИО2 от 21.07.2023г. у ребенка отмечается вариабельная гликемия в течении суток от 3,2 до 23,8 ммоль/л, с учетом возраста ребенка и паллиативного статуса по жизненным показаниям в терапии необходимо использовать систему непрерывного мониторинга глюкозы FreeStyle Libre или аналогичную, по решению региональных органов здравоохранения. При неиспользовании данной системы у ребенка возможно раннее развитие жизнеугрожающих осложнений сахарного диабета.
Согласно заключению врачебной комиссии КГБУЗ «ДГКП №3» от 01.08.2023г. №979 Токарева С.Л. к аудитории для непрерывного мониторирования гликемии по клиническим рекомендациям по помповой инсулинотерапии и непрерывному мониторированию гликемии не относится.
Суд первой инстанции, разрешая заявленные прокурором исковые требования, руководствуясь положениями ст.ст. 18, 39, 41, 72 Конституции РФ, ст.ст. 1, 4, 10, 19, 29, 37, 38, 43, 80, 81, 82 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», ст.ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999г. №178-ФЗ «О государственной социальной помощи», ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018г. № 3053-р, Постановления Правительства РФ от 01.12.2004г. № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих», Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890, Постановления Правительства РФ от 28.12.2021 N 2505 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов", Приказа Минздрава России от 22.01.2021г. № 22н «Об утверждении стандарта медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение)», учитывал, что на ответчика Министерство здравоохранения Хабаровского края возложена обязанность по обеспечению за счет бюджетных ассигнований бюджета Хабаровского края граждан, страдающих заболеваниями, включенными в перечень жизнеугрожающих заболеваний, медицинскими изделиями по рецептам врачей бесплатно, в том числе не входящими в установленный перечень, однако назначенных по жизненным показаниям решением врачебной комиссии, также учитывал, что стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение), утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ от 22.01.2021 №22н, включает код медицинской услуги А 09.05.023.001 «Исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования», Клиническими рекомендациями по диагностике и лечению сахарного диабета 1 типа у детей и подростков рекомендованы системы длительного (непрерывного) мониторирования глюкозы (НМГ) для контроля гликемии пациентам для достижения индивидуальных целевых показателей гликемического контроля, снижения гипогликемии (в том числе тяжелой) и вариабельности гликемии, увеличения времени в целевом диапазоне, повышения качества жизни. Оценивая представленные в материалы дела сведения о состоянии здоровья Токаревой С.Л., суд первой инстанции пришел к выводам о наличии у Токаревой С.Л. предусмотренных п.3.3.1 Клинических рекомендаций прямых показаний и очевидной необходимости для использования непрерывного мониторирования глюкозы для предотвращения жизнеугрожающих ситуаций для здоровья несовершеннолетней, в связи с чем полагал необходимым возложить на ответчика Министерство здравоохранения Хабаровского края обязанность обеспечить Токареву С.Л. медицинскими изделиями Freestyle Libre (Flash-мониторинг), обеспечивающими непрерывное мониторирование глюкозы: сканер Freestyle Libre системы Flash-мониторинга глюкозы Freestyle Libre с принадлежностями и датчиками системы Flash-мониторинга глюкозы Freestyle Libre в количестве, необходимом для ежедневного использования из расчета 27 датчиков в год, до отмены по медицинским показаниям инсулинотерапии.
Также учитывая, что ФИО1 осуществляется назначенное врачом-эндокринологом проведение измерений глюкозы традиционным способом с помощью глюкометра и выписаны тест-полоски (180 шт. на месяц), использование глюкометра осуществляется с применением одноразовых ланцетов «Акку-Чек» для прокалывания, суд первой инстанции верно возложил на ответчика Министерство здравоохранения Хабаровского края обязанность обеспечить ланцетами «Акку-Чек» 180 штук в месяц (2160 штук в год). Судебная коллегия учитывает, что согласно назначений врачей и стандартов лечения ФИО1 установлена необходимость измерения уровня глюкозы с помощью глюкометра, использование имеющегося у истца глюкометра Акку-Чек согласно общедоступной информации с сайта производителя предполагает применение таких одноразовых медицинских изделий как тест-полоски и ланцеты Акку-Чек (наконечники к ручке - скарификатору). Следовательно, работа глюкометра без сопутствующих и необходимых расходных одноразовых медицинских изделий (ланцетов) не позволяет производить контроль гликемии и установление состояний, представляющих угрозу жизни и здоровью. При этом, в силу положений Перечня групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.07.1994г. №890, при амбулаторном лечении диабета средства диагностики подлежат бесплатному отпуску. Таким образом, предоставление необходимого медицинского оборудования для измерения уровня глюкозы в крови предполагает и обеспечение необходимыми одноразовыми расходными материалами к нему, иное фактически лишает ребенка-инвалида права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы.
Руководствуясь положениями ст.ст. 151, 1101 ГК РФ и указанными в п.1, 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15.11.2022 N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснениями, суд первой инстанции ввиду допущенного нарушения конституционно гарантируемых личных неимущественных прав на жизнь, охрану здоровья и медицинскую помощь правильно полагал о наличии оснований для компенсации причиненного морального вреда, которую с учетом фактических обстоятельств дела, длительности нарушения, индивидуальных особенностей несовершеннолетней, требований разумности и справедливости, взыскал с ответчика в размере 20000 руб.
Согласно требованиям ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Вопреки доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит оснований не согласиться с принятым судом первой инстанции решением, поскольку выводы суда первой инстанции соответствуют фактическим обстоятельствам нуждаемости Токаревой С.Л. в силу ее состояния здоровья, не позволяющему самостоятельно контролировать гликемию и проводить измерения, в использовании системы НМГ, ланцетов, что предусматривает бесплатное обеспечение за счет бюджетных средств соответствующими медицинскими изделиями с расходными материалами.
Так, согласно Конвенции о правах ребенка, одобренной Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г. (далее - Конвенция о правах ребенка, вступила в силу для СССР 15.09.1990г.), государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государства-участники обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка (ст. 6 Конвенции о правах ребенка).
Государства-участники признают право ребенка на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и средствами лечения болезней и восстановления здоровья. Государства-участники стремятся обеспечить, чтобы ни один ребенок не был лишен своего права на доступ к подобным услугам системы здравоохранения (пункт 1 ст. 24 Конвенции о правах ребенка).
Государства-участники добиваются полного осуществления данного права и, в частности, принимают необходимые меры для снижения уровней смертности младенцев и детской смертности, обеспечения предоставления необходимой медицинской помощи и охраны здоровья всех детей с уделением первоочередного внимания развитию первичной медико-санитарной помощи (подпункты a и b пункта 2 ст. 24 Конвенции о правах ребенка).
Государства-участники Конвенции о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13.12.2006г., вступила в силу для Российской Федерации 25.10.2012 г. (далее - Конвенция о правах инвалидов), признавая, что дети-инвалиды должны в полном объеме пользоваться всеми правами человека и основными свободами наравне с другими детьми, и напоминая в этой связи об обязательствах, взятых на себя государствами-участниками Конвенции о правах ребенка (пункт "г" преамбулы), согласились о том, что они принимают все необходимые меры для обеспечения полного осуществления детьми-инвалидами всех прав человека и основных свобод наравне с другими детьми. Во всех действиях в отношении детей-инвалидов первоочередное внимание уделяется высшим интересам ребенка (пункты 1, 2 ст. 7 данной конвенции).
Конституцией Российской Федерации определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации).
Каждый имеет право на жизнь (ст. 20 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. 18 Конституции Российской Федерации).
Государственная политика в интересах детей является приоритетной и основана в том числе на принципе поддержки семьи в целях обеспечения обучения, воспитания, отдыха и оздоровления детей, защиты их прав, подготовки их к полноценной жизни в обществе (абзац третий ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
В целях обеспечения прав детей на охрану здоровья, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения осуществляются мероприятия по оказанию детям бесплатной медицинской помощи, предусматривающей оздоровление детей, профилактику, диагностику и лечение заболеваний, в том числе диспансерное наблюдение, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, и санаторно-курортное лечение детей (ст. 10 Федерального закона от 24.07.1998г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации").
Из приведенных норм международного права, Конституции Российской Федерации, Федерального закона от 24.07.1998г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" следует, что право на жизнь и охрану здоровья относится к числу общепризнанных, основных, неотчуждаемых прав и свобод человека, подлежащих государственной защите. Политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека, возможность реализации им своих прав, в том числе и на охрану здоровья. При этом приоритетной является защита права ребенка и особенно ребенка-инвалида на доступ к наиболее совершенным услугам системы здравоохранения, средствам лечения болезней и восстановления здоровья.
В развитие норм международного права и положений Конституции РФ приняты законодательные акты, регулирующие отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в РФ, является Федеральный закон от 21.11.2011г. №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В силу ст. 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья в РФ основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 2 ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно ст. 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан РФ лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством РФ (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторирования состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (ч. 1 ст. 38 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Согласно ч. 1 ст. 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.
Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством РФ исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2 ст. 43 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством РФ источники (ст. 82 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004г. № 715 утверждены Перечень социально значимых заболеваний и Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).
В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30.07.1994г. №890, в группе «категории заболеваний» поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
К основным принципам охраны здоровья граждан относится также и принцип социальной защищенности граждан в случае утраты здоровья (ст. 4 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»). Указанный принцип в соответствии со статьей 8 названного федерального закона обеспечивается путем установления и реализации правовых, экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в соответствии с законодательством РФ, в реабилитации и уходе в случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности, инвалидности или в иных определенных законодательством РФ случаях.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. К таким гражданам отнесены в том числе инвалиды.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от 12.04.2010г. № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
Правительство РФ утверждает перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 6.2, и порядки формирования таких перечней (ч. 2 ст. 6.2 от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»).
Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018г. №3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.
В Перечне медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, поименованы иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, шприц-ручка, инфузионные наборы к инсулиновой помпе, резервуары к инсулиновой помпе. Такие медицинские изделия, как система непрерывного мониторирования глюкозы с расходными материалами к ней (датчики), ланцеты к глюкометрам, в названные перечни не включены.
Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи (ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено и ч. 2 ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В целях обеспечения конституционных прав граждан РФ на бесплатное оказание медицинской помощи Постановлением Правительства РФ от 28.12.2023г. № 2358 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее также – Федеральная программа). В период рассмотрения судом первой инстанции действовала Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 29.12.2023г. № 2497.
Федеральной программой, в частности, установлены: перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, которым оказание медицинской помощи осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.
В разделе III Федеральной программы государственных гарантий указано, что гражданам медицинская помощь оказывается бесплатно по соответствующим видам заболеваний и состояний (перечень содержится в этом разделе), в том числе при болезнях эндокринной системы.
Согласно разделу V Федеральной программы обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством РФ отпускаются по рецептам врачей бесплатно, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов РФ.
В соответствии с п. 3, 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования; установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
На территории Хабаровского края в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» постановлением Правительства Хабаровского края от 31.12.2023г. № 595-пр утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - Территориальная программа Хабаровского края). На момент рассмотрения иска судом первой инстанции действовала Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденная постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2022г. № 735-пр.
Территориальная программа, как и Федеральная программа, предусматривает перечень заболеваний и состояний (в числе которых болезни эндокринной системы), оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно (раздел 4 Территориальной программы).
В разделе II Перечня лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с 50-процентной скидкой (приложение № 6 к Территориальной программе), поименованы следующие изделия медицинского назначения: иглы инсулиновые, тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови, шприц-ручка. Системы непрерывного мониторирования глюкозы и датчики к ним, ланцеты к глюкометрам, в названном перечне не указаны.
Из пункта 2 постановления Правительства Хабаровского края от 31.12.2023г. №595-пр следует, что обеспечение контроля за выполнением Территориальной программы Хабаровского края возложено на министерство здравоохранения Хабаровского края совместно с Хабаровским краевым фондом обязательного медицинского страхования.
Аналогичные нормы содержались в Территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на территории Хабаровского края на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, утвержденной постановлением Правительства Хабаровского края от 30.12.2022г. №735-пр.
Согласно ч. 1 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации, организуется и оказывается в том числе в соответствии с положением об организации оказания медицинской помощи по видам медицинской помощи, которое утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 1); в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утверждаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями (пункт 2), с учетом стандартов медицинской помощи, утверждаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (пункт 4).
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 22.01.2021г. № 22н утвержден Стандарт медицинской помощи детям при сахарном диабете 1 типа (диагностика и лечение), в подразделе 2.2 которого (лабораторные методы исследования) раздела 2 (Медицинские услуги для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением) исследование уровня глюкозы в крови методом непрерывного мониторирования (код медицинской услуги - A09.05.023.001) включено в стандарт, усредненный показатель частоты предоставления составляет 0,855 (т.е. эта медицинская услуга предоставляется в 85,5% случаев).
Согласно одобренным Министерством здравоохранения РФ «Клиническим рекомендациям «Сахарный диабет 1 типа у детей» применение НМГ рекомендовано у пациентов при: HbA1c выше индивидуального целевого показателя; тяжелых гипогликемиях (>= 1 раза за последний год); высокой вариабельности гликемии независимо от уровня HbA1c; частых эпизодах легкой гипогликемии; выраженном снижении качества жизни; у детей с СД1 младше 4-х лет (в связи с возрастными ограничениями к использованию ФМГ); у детей, которые не могут сообщить о симптомах гипо- или гипергликемии и у детей с нарушением восприятия гипогликемии для снижения риска гипогликемии.
В ч. 15 ст. 37 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» содержатся положения о том, что назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.
При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (п. 2 ч. 3 ст. 80 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и регионального законодательства Хабаровского края в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в РФ является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья граждан являются в том числе средства бюджетов субъектов РФ.
К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание в том числе инвалидам, страдающим заболеванием «сахарный диабет» (социально значимым заболеванием), государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет средств бюджета субъекта РФ (в данном случае за счет средств бюджета Хабаровского края) лекарственными препаратами и медицинскими изделиями в соответствии со стандартами медицинской помощи без взимания платы. Обеспечение названных лиц медицинскими изделиями, не входящими в соответствующий перечень медицинских изделий при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ по медицинским показаниям при наличии решения врачебной комиссии о назначении таким гражданам медицинских изделий.
Следовательно, предоставление лицу, страдающему заболеванием «сахарный диабет» (социально значимое заболевание), медицинских изделий, не входящих в программу государственных гарантий, осуществляется бесплатно, если решением врачебной комиссии ему по жизненным показаниям рекомендовано использование этих медицинских изделий. Такая правовая позиция по толкованию норм материального права неоднократно указывалась Верховным Судом РФ (например, в Определении Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 30.10.2023 № 58-КГ23-13-К9).
Суд первой инстанции, правильно анализируя положения законодательства, регулирующего вопросы обеспечения инвалидов, страдающих диабетом, медицинскими изделиями, в т.ч. не предусмотренными утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2018г. №3053-р Перечнем по решению врачебной комиссии о наличии жизненных показаний, вместе с тем при разрешении спора не учел отсутствие заключения врачебной комиссии о необходимости использования Токаревой С.Л. системы НМГ по жизненным показаниям. Доводы апелляционной жалобы об отсутствии такого заключения врачебной комиссии заслуживают внимания. Вместе с тем, это не привело к принятию судом неверного решения по существу, поскольку нуждаемость несовершеннолетней в обеспечении системы НМГ согласно действующему в Хабаровском крае нормативно-правовому регулированию может быть установлена не только заключением врачебной комиссии.
Так, между Министерством здравоохранения РФ и Правительством Хабаровского края заключено соглашение о предоставлении субсидии бюджету субъекта РФ из федерального бюджета от 15.12.2023г. №056-09-2023-436, согласно которому предусмотрено выделение субсидии в целях софинансирования расходных обязательств Хабаровского края по обеспечению детей с сахарным диабетом 1 типа системами непрерывного мониторинга глюкозы.
Во исполнение указанного соглашения Министерством здравоохранения Хабаровского края принято распоряжение от 04.03.2024г. №236-р «Об организации обеспечения детей в возрасте от 2-х до 17 лет включительно с установленным диагнозом сахарный диабет I типа, нуждающихся в системах непрерывного мониторинга глюкозы, в рамках реализации федерального проекта "Борьба с сахарным диабетом", которым утверждены в т.ч. Маршрутизация детей в возрасте от 2-х до 17 лет включительно с установленным диагнозом сахарный диабет I типа для определения необходимости использования по жизненным показаниям системы непрерывного мониторинга глюкозы (далее – Маршрутизация), Правила организации обеспечения системой непрерывного мониторинга глюкозы детей в возрасте от 2-х до 17 лет включительно с установленным диагнозом сахарный диабет I типа (далее – Правила).
В соответствии с п. 2 Правил решение о необходимости использования пациентом системы НМГ принимается детским врачом-эндокринологом краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения министерства здравоохранения Хабаровского края в соответствии с маршрутизацией.
Согласно Маршрутизации КГБУЗ «Детская краевая клиническая больница» им. А.К. Пиотровича министерст░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ (░░░░░ ░░░░) ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ 16.05.2024░. ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░░░░░░░░ HbA1c, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 04.03.2024░. №236-░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ 16.05.2024░. ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ (░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░).
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░ 16.05.2024░. ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.6 ░░. 330 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ (░ ░.░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░. 3.3.1 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░ ░░░░░░ 1 ░░░░ ░ ░░░░░» ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░), ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ (░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░.░░. 6, 7, 24 ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░.░░. 7, 18, 20, 41 ░░░░░░░░░░░ ░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ FreeStyle Libre ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░, ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ FreeStyle Libre ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 330 ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ -░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░.░░. 328, 329 ░░░ ░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░░ 14 ░░░░░░ 2023 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░1 ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ – ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 27.05.2024░.