Решение от 16.01.2018 по делу № 2-52/2018 (2-1554/2017;) от 17.07.2017

Мотивированное решение составлено 22 января 2018 года

Дело № 2-52/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Ярославский районный суд Ярославской области в составе

председательствующего судьи Сайфулиной А.Ш.

при секретаре Боровиковой Г.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле

16 января 2018 года

гражданское дело по иску Соколова Игоря Сергеевича к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство, возложении обязанности выдать разрешение на строительство,

ус т а н о в и л:

Соколов И.С. обратился в суд с иском к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, с учетом неоднократных уточнений просил:

1. Признать незаконным отнесение земельного участка с кадастровым номером № категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1556 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, к зоне придорожной полосы автомобильной дороги.

2. Признать незаконным отказ Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 26 октября 2017 года в выдаче ему разрешения на строительство на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>

3. Возложить на Администрацию Ярославского муниципального района Ярославской области обязанность по выдаче истцу разрешения на строительство жилого дома по заявлению от 24.10.2017 года.

Истец Соколов И.С. в суд не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежаще.

Представитель истца по доверенности Белянкина А.В. (л.д. 7) в суде требования поддержала по основаниям и в объеме иска.

Представители Администрации ЯМР по доверенности Стрекаловская Е.В. и Бубнова Л.В. (л.д. 53, 167) в суде просили в удовлетворении требований истца отказать, ссылаясь на то, что принадлежащий истцу на праве собственности земельный участок находится в зоне придорожной полосы автомобильной дороги Туношна-Бурмакино, строительство жилых домов в указанной зоне запрещено.

Представитель Департамента транспорта по Ярославской области Фомина Н.М. (л.д. 54) разрешение спора оставила на усмотрение суда.

Остальные участники судебного разбирательства в суд не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежаще.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит требования истца подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.

На основании ч. 1 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.

Согласно ч. 9 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр;

Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка; схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

Часть 10 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации запрещает для получения разрешения на строительство требовать иные документы.

Статьей 15 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в собственности граждан могут находиться земельные участки, приобретенные им по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 260 ГК РФ установлено, что распоряжение земельными участками осуществляется постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

В соответствии со ст. 37 Градостроительного кодекса РФ разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть следующих видов: 1) основные виды разрешенного использования; 2) условно разрешенные виды использования; 3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В силу ст. 30, ст. 36 Градостроительного кодекса РФ, виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте, который является частью правил землепользования и застройки, утверждаемых представительным органом местного самоуправления.

Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В соответствии со статьями 40 и 42 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно статье 90 ЗК РФ для создания необходимых условий использования автомобильных дорог и их сохранности, обеспечения соблюдения требований безопасности дорожного движения и обеспечения безопасности граждан создаются придорожные полосы автомобильных дорог. Установление границ полос отвода автомобильных дорог и границ придорожных полос автомобильных дорог, использование таких полос отвода и придорожных полос осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.

Согласно ст. 26 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон об автомобильных дорогах), вступившего в действие 12.11.2007 г., решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или муниципального, местного значения или об изменении границ таких придорожных полос принимается соответственно федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, принявшие решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения или об изменении границ таких придорожных полос, в течение семи дней со дня принятия такого решения направляют копию такого решения в орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления поселения, в отношении территорий которых принято такое решение.Орган местного самоуправления городского округа, орган местного самоуправления муниципального района, орган местного самоуправления поселения в месячный срок со дня поступления копии решения об установлении границ придорожных полос автомобильной дороги обязаны уведомить собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в границах придорожных полос автомобильной дороги, об особом режиме использования этих земельных участков.

Аналогичные положения содержатся в пунктах 3 - 7 Порядка установления границ придорожных полос автомобильных дорог федерального значения, утвержденного Приказом Минтранса России от 13.01.2010 г. № 4.

Из системного анализа вышеуказанных положений закона следует, что обязанность лиц, осуществляющих строительство в границах придорожных полос, по получению соответствующего разрешения на строительство у владельца автомобильной дороги возникает лишь с момента принятия всех вышеуказанных мер, в том числе и по извещению об особом режиме использования этих земельных участков.

Как следует из материалов дела и установлено судом, на основании договора купли-продажи от 17.10.2014 года истцу Соколову И.С. на праве собственности принадлежат земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1556 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, и земельный участок с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства, общей площадью 1622 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>

В соответствии с правоустанавливающими документами на земельные участки каких-либо существующих ограничений, обременений права собственности не имеется. Оба земельных участка примыкают друг к другу, находятся рядом.

В соответствии с кадастровыми планами принадлежащих истцу земельных участков, земельный участок с кадастровым номером № имеет обременение - «использование земель в охранной зоне ЛЭП до 1000 вольт в установленном правилами порядке».

Поскольку оба земельных участка были приобретены истцом для строительства на нем жилого дома и ведения личного подсобного хозяйства, он обратился в Администрацию Ярославского муниципального района Ярославской области с заявлением о выдаче ему градостроительных планов на оба принадлежащих ему земельных участка с приложенной схемой предполагаемого размещения на одном из участков жилого дома для получения разрешения на строительство.

27.02.2017 года за № 503 и №504 Администрацией Ярославского муниципального района ЯО были вынесены постановления, в соответствии с которыми были утверждены запрашиваемые Градостроительные планы № RU 76517000-122-2017 и № RU 76517000-123-2017, подготовленные 22.02.2017 года отделом архитектуры и градостроительства Администрации Ярославского муниципального района, которыми строительство жилого дома по представленной истцом схеме не предусмотрено, данный ГПЗУ препятствует в дальнейшем согласовании получения разрешения на строительство.

В п. 2.1. обоих ГПЗУ основным видом разрешенного использования принадлежащих истцу земельных участков указано: «для ведения личного подсобного хозяйства на основании кадастровой выписки о земельном участке от 09.02.2017 года; в соответствии с Правилами землепользования и застройки зона Ж1 - зона индивидуальной жилой застройки».

Зона индивидуальной жилой застройки Ж-1 предназначена для проживания в отдельно стоящих жилых домах с приусадебными земельными участками с минимально разрешенным набором услуг местного значения. К основным видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства законом отнесены (в том числе): индивидуальное жилищное строительство, личное подсобное хозяйство, возведение продуктовых магазинов, киосков площадью не более 50 кв.м., иные цели, перечисленные в предоставленном истцу в указанных градостроительных планах земельного участка № RU 76517000-123-2017 от 22.02.2017 года.

Из п. 2.2.1 градостроительного плана земельного участка № RU 76517000-123-2017 от 22.02.2017 года следует, что весь земельный участок отнесен к зонам с особыми условиями использования территории. Строительство жилого дома ответчиком на нем запрещено.

Из п. 2.2.1 градостроительного плана земельного участка № RU 76517000-122-2017 от 22.02.2017 года следует, что из площади земельного участка 1622 кв.м. к зонам с особыми условиями использования территории отнесено 1284 кв.м. Строительство жилого дома на земельном участке истца предполагается возможным в крайнем левом углу, на границе с соседним участком.

Из чертежей обоих градостроительных планов земельных участков и линий градостроительного регулирования усматривается, что часть земельного участка истца обременена зоной приаэродромной территории (2), часть - зоной придорожной полосы автомобильной дороги Туношна-Бурмакино (3), часть - охранной зоной ЛЭП (4), нет расшифровки ограничения под № 5. Место допустимого размещения зданий, строений и сооружений обозначено № 1, площадь части земельного участка под номером 1 составляет 145 кв.м.

Автомобильная дорога Туношна-Бурмакино, назначение: сооружение дорожного транспорта, протяженность 12809, адрес объекта: Ярославская область, Ярославский район, принадлежит Ярославской области на основании постановления Правительства Ярославской области «Об утверждении перечней автомобильных дорог» от 12.03.2008 года № 83-п.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 06.10.2015 года земельный участок с кадастровым номером №, на котором расположена вышеуказанная автодорога, отнесен к землям промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания автомобильных дорог, площадью 279018 кв.м., адрес местонахождения объекта: Ярославская область, Ярославский район, автодорога «Туношна-Бурмакино».

Как следует из пояснений представителя Департамента транспорта ЯО, органом исполнительной власти не принималось распоряжение об установлении придорожных полос автомобильной дороги регионального значения «Туношна-Бурмакино».

Из письма Департамента транспорта Ярославской области от 27.12.2017 г. (л.д. 156) следует, что решение об установлении границ придорожной полосы автомобильной дороги регионального значения «Туношна-Бурмакино» в Департаменте отсутствует. Соответственно, особый режим использования земельных участков в предполагаемой придорожной полосе не установлен; орган местного самоуправления не извещал собственников земельного участка, в том числе и истца, об особом режиме использования земельного участка.

Таким образом, отказ Администрации ЯМР в выдаче истцу разрешения на строительство жилого дома на принадлежащем ему земельном участке, при отсутствии иных ограничений, является незаконным.

Вместе с тем, требование о признании незаконным отнесение земельного участка с кадастровым номером № к зоне придорожной полосы автомобильной дороги, удовлетворению не подлежит, поскольку решение об отнесении земельного участка к такой зоне не принято.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 26 ░░░░░░░ 2017 ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ 24.10.2017 ░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-52/2018 (2-1554/2017;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Соколов И.С.
Ответчики
Администрация ЯМР
Другие
Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ярославской области
Администрация Туношенского сельского поселения
Департамент транспорта Ярославской области
Суд
Ярославский районный суд Ярославской области
Дело на сайте суда
yaroslavsky.jrs.sudrf.ru
17.07.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.07.2017Передача материалов судье
20.07.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.07.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.07.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.08.2017Судебное заседание
05.09.2017Судебное заседание
23.10.2017Судебное заседание
16.11.2017Судебное заседание
14.12.2017Судебное заседание
16.01.2018Судебное заседание
22.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее