Мотивированное решение изготовлено 09 октября 2017 года |
Дело № 3а-383/2017 |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург |
04 октября 2017 года |
Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Гылкэ Д.И.,
при секретаре Заболотских А.А.,
с участием представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью «АРМАГ» Шмакова М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «АРМАГ» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
общество с ограниченной ответственностью «АРМАГ» (далее – ООО «АРМАГ») обратилось в Свердловский областной суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в обоснование которого указало, что у него в пользовании находится земельный участок с кадастровым номером №, площадью 3647 кв. м, расположенный по адресу: ... стоимость земельного участка утверждена в размере 50500811 рублей 34 копеек по состоянию на 15 ноября 2012 года. Вместе с тем, согласно отчету об оценке от 23 июня 2016 года № 155-16/3-2, выполненному ООО «Консалтинг Групп», рыночная стоимость земельного участка по состоянию на дату, на которую определена его кадастровая стоимость, составляет 23794000 рублей. Административный истец просил установить кадастровую стоимость земельного участка в указанном размере, равном его рыночной стоимости, поскольку внесенная в Единый государственный реестр недвижимости кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, нарушает его права как плательщика земельного налога, поскольку расчет налога производится исходя из кадастровой стоимости указанного объекта, утвержденной в установленном законом порядке.
В судебном заседании представитель административного истца ООО «АРМАГ» Шмаков М.В. требования административного искового заявления изменил, просил установить кадастровую стоимость земельного участка в соответствии с результатом независимой судебной экспертизы по определению рыночной стоимости земельного участка в размере 25798878 рублей.
Представители административных ответчиков Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области, Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области, представители заинтересованных лиц филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Свердловской области, Администрации г. Екатеринбурга, заинтересованные лица Змеева В.Н., Бойко О.А., Подгорный Э.В. в судебное заседание не явились.
Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения лиц, участвующих в деле о времени и месте рассмотрения дела, руководствуясь частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть административное дело при данной явке.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5).
Статьей 66 вышеназванного Кодекса определено, что кадастровая стоимость земельных участков устанавливается в результате государственной кадастровой оценки земель, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 2).
Порядок проведения государственной кадастровой оценки, в том числе и земель, урегулирован главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ).
Кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3647 кв. м, расположенного по адресу: ..., утверждена приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15 января 2013 года № 32 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург» в размере 50500811 рублей 34 копеек по состоянию на 15 ноября 2012 года (т. 1, л.д. 11).
Статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ установлено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают их права и обязанности.
Административный истец является пользователем вышеуказанного земельного участка, на котором расположено принадлежащее административному истцу нежилое помещение (т. 1, л.д. 61), и за который производит платежи, размер которых определяется в процентном отношении от кадастровой стоимости земельного участка, что подтверждается копиями расчетов арендной платы за 2016, 2017 годы (т. 1, л.д. 62-63) и платежными поручениями (т. 1, л.д. 64-66).
Таким образом, вышеуказанные результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права административного истца, поскольку влияют на размер уплачиваемых им платежей за пользование земельным участком. Следовательно, в силу вышеприведенного законодательства, административный истец вправе оспорить в суде вышеуказанную кадастровую стоимость земельного участка.
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и установления кадастровой стоимости этого земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, является установление судом в отношении земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии с пунктом 1 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» рыночная стоимость земельного участка определяется оценщиком, а результаты деятельности оценщика по установлению рыночной стоимости земельного участка отражаются в отчете об оценке.
В подтверждение рыночной стоимости земельного участка административным истцом представлен отчет от 23 июня 2016 года № 155-16/3-2, выполненный ООО «Консалтинг Групп» (т. 1, л.д. 70-198), и экспертное заключение (положительное) от 04 июля 2016 года № 1782/С-16 на указанный отчет, подготовленное Некоммерческим партнерством Саморегулируемая организация «Свободный оценочный департамент» (т. 1, л.д. 199-214).
В ходе рассмотрения административного дела по ходатайству представителя административного истца определением суда от 01 августа 2017 года по административному делу была назначена и проведена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости указанного земельного участка.
По результатам проведенной судебной экспертизы в материалы дела представлено заключение эксперта ООО «Областной Центр Оценки» П. от 21 августа 2017 года № 634-17/Э, согласно которому рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка по состоянию на 15 ноября 2012 года составляет 25798 878 рублей.
Частью 2 статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлены требования, которым должно соответствовать экспертное заключение. В нем, в частности, должны содержаться: дата, время и место проведения экспертизы; основания ее проведения; сведения об экспертном учреждении и об эксперте (фамилия, имя и отчество, образование, специальность, стаж работы, ученая степень и ученое звание, занимаемая должность), которым поручено проведение экспертизы; сведения о предупреждении эксперта об ответственности, предусмотренной Уголовным кодексом Российской Федерации, за дачу заведомо ложного заключения; вопросы, поставленные перед экспертом; объекты исследований и материалы административного дела, предоставленные эксперту для проведения экспертизы; описание и результаты исследований с указанием примененных методов; выводы по поставленным перед экспертом (комиссией экспертов) вопросам и обоснование этих выводов.
Суд, исследовав вышеуказанное заключение эксперта, сопоставив его содержание с материалами дела, приходит к выводу, что оно соответствует требованиям статьи 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующему законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, отвечает требованиям относимости и допустимости.
Поскольку доказательств опровергающих выводы вышеуказанного экспертного заключения материалы дела не содержат, то у суда отсутствуют основания сомневаться в правильности выводов эксперта.
Учитывая изложенное, а также и то, что в материалах дела отсутствуют иные сведения опровергающие выводы эксперта, относительно определения рыночной стоимости земельного участка, суд приходит к выводу о том, что рыночная стоимость вышеуказанного земельного участка по состоянию на 15 ноября 2012 года составляет 25798878 рублей.
Указанная рыночная стоимость земельного участка в силу пункта 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации, пункта 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и подлежит определению в качестве его кадастровой стоимости по результатам рассмотрения настоящего спора.
В случае изменения кадастровой стоимости по решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации с 01 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Дата внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, являющейся предметом оспаривания, – 09 апреля 2013 года.
Датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № является дата обращения административного истца с заявлением в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Свердловской области - 26 августа 2016 года.
С учетом изложенного, установленная настоящим решением кадастровая стоимость вышеуказанного земельного участка, равная его рыночной стоимости, применяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 01 января 2016 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление общества с ограниченной ответственностью «АРМАГ» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, площадью 3647 кв. м, расположенного по адресу: ..., равной его рыночной стоимости по состоянию на 15 ноября 2012 года в размере 25798 878 (Двадцать пять миллионов семьсот девяноста восемь тысяч восемьсот семьдесят восемь) рублей.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать 26 августа 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Свердловского областного суда в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья |
Д.И. Гылкэ |