Дело № 2а-3009/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Севастополь 23 декабря 2019 года
Ленинский районный суд г. Севастополя в составе:
председательствующего судьи – Степановой Ю.С.,
при секретаре – Цукановой Д.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Луненко А.М. к Управлению государственной регистрации права и кадастра города Севастополя об оспаривании решения органа государственной власти, понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Лунёнок А.М. обратился в суд с административным иском, в котором просит признать незаконным и отменить решение Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ года №№ об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества –квартиру № в доме № по ул. <адрес>; обязать Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя зарегистрировать право собственности на вышеуказанный объект.
В обоснование иска указано, что ДД.ММ.ГГГГ года между ним и Органом В.В. был заключен договор простого общества, предметом которого является создание простого общества и совместная деятельность участников без создания юридического лица на основе объединения вкладов для строительства объекта – жилого дома по <адрес>, ввода его в эксплуатацию и получения каждым из участников в собственность индивидуально определенной части.
ДД.ММ.ГГГГ Лунёнок А.М. получил в собственность выделенную в натуре часть объекта – квартиру №, расположенную по <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., жилой площадью <данные изъяты>
15.02.2013 года Инспекцией ГАСК Украины в г. Севастополе выдана декларация №№ о готовности объекта к эксплуатации – «Строительство жилого дома по ул. <адрес>», предоставленной административному ответчику, в соответствии с которой объект – жилой дом, с указанными в декларации выходными данными, считается законченным строительством объектом готовым к эксплуатации и не требует какого-либо подтверждения со стороны государственных органов города Севастополя, и, согласно ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации удостоверяет выполнение строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного объекта капитального строительства требованиям к строительству. Таким образом, отказ в государственной регистрации права, со ссылкой на непредоставление разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является незаконным.
Определением Ленинского районного суда г. Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен государственный регистратор Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя Комарова О.А.
В судебном заседании представитель административного истца Радченко А.Е. на исковых требованиях настаивал по основаниям, изложенным в административном иске и письменным пояснениям, приложенным к материалам дела. Кроме того, сослался на апелляционное определение Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ года по делу №, в соответствии с которым решение Севреестра № от ДД.ММ.ГГГГ года об отказе Радченко А.Е. в государственной регистрации права собственности на квартиру № в доме № по ул. <адрес>
Представитель административного ответчика Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя Иванова Д.Е. в судебном заседании возражала против удовлетворения административного иска, указывая на отсутствие данных о зарегистрированной Декларации.
Административный ответчик Комарова О.А. в судебное заседание не явилась, представила письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Заинтересованное лицо Орган В.В. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, полагает возможным рассмотреть административное дело при данной явке.
Выслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются с 01.01.2017 года Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
В соответствии с ч. 3, 4 ст. 1 Федерального закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Частью 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.
Перечень оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приведен в части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ.
К заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав прилагаются документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав (пункт 2 части 4 статьи 18 Федерального закона N 218-ФЗ).
В силу части 5 статьи 18 Закона N 218-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 21 настоящего Федерального закона и требованиям принятых в соответствии с настоящим Федеральным законом нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами.
В пункте 3 части 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственной регистрации прав.
Из статьи 27 Закона N 218-ФЗ следует, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ. административный истец обратился в Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя с заявлением о регистрации за ним права собственности на квартиру № в доме № по ул.<адрес>
На государственную регистрацию был представлен договор простого общества (о совместной деятельности) от ДД.ММ.ГГГГ., заключенный между физическими лицами Органом В.В. и Лунёнком А.М., предметом которого является создание простого общества на основе объединения вкладов для достижения общих целей – строительство жилого дома по <адрес>, ввода его в эксплуатацию и получения каждым из участников в собственность индивидуально определенной части указанного объекта. Строительство объекта осуществлено на основании государственного акта на право собственности на земельный участок № серии № от ДД.ММ.ГГГГ года, с целевым назначением – для строительства и обслуживания жилого дома и сооружений (приусадебный участок); акт приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ; справка о внесении вклада от ДД.ММ.ГГГГ года; протокол согласования индивидуально определенной части объекта, подлежащей передаче в собственность Лунёнка А.М.; дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГГГ года; распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ года № СГГА; распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ года № №; разрешение Инспекции государственного архитектурно-строительного контроля в г. Севастополе на выполнение строительных работ № от ДД.ММ.ГГГГ по строительству жилого дома по указанному адресу и декларация о готовности объекта к эксплуатации – 9-ти этажного многоквартирного жилого дома с мезонином №, зарегистрированная Инспекцией ГАСК Украины в г. Севастополе ДД.ММ.ГГГГ года.
Вышеперечисленные документы представлены административным истцом в нотариально заверенных копиях.
ДД.ММ.ГГГГ государственным регистратором отказано в государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимости, о чем указано в сообщении об отказе в государственной регистрации за №. Государственный регистратор пришел к выводу, что заявителем не представлено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Вместе с тем, суд не соглашается с данными выводами в силу следующего.
Частью 1 ст. 55 ГрК РФ предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует и установлено судом, что распоряжением Севастопольской городской государственной администрацией от ДД.ММ.ГГГГ №№ ЧП Органу В.В. разрешено строительство жилого дома по ул. <адрес>
Распоряжением Севастопольской городской государственной администрацией от ДД.ММ.ГГГГ №№ на основании обращения Органа В.В. от ДД.ММ.ГГГГ года внесены изменения в заголовок, констатирующую и распорядительную части распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ №№ после слова «строительство» внесены дополнения словами «многоквартирного многоэтажного».
Государственной инспекцией архитектурно-строительного контроля Украины ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирована за № № декларация о готовности к эксплуатации объекта: "Строительство жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> III категория сложности.
В распоряжении административного ответчика имелись сведения о том, что спорный многоквартирный дом был сдан в эксплуатацию на основании декларации о готовности объекта к эксплуатации № № зарегистрированная Инспекцией ГАСК Украины в г. Севастополе ДД.ММ.ГГГГ года.
В силу части 1 статьи 39 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» принятие в эксплуатацию законченных строительством объектов, по классу последствий (ответственности) относятся к объектам с незначительными последствиями (СС1) и объектов, строительство которых осуществлялось на основании строительного паспорта, осуществляется путем регистрации соответствующим органом государственного архитектурно-строительного контроля на безвозмездной основе представленной заказчиком декларации о готовности объекта к эксплуатации в течение десяти рабочих дней со дня регистрации заявления.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено ст. 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Учитывая вышеприведенные нормы, суд приходит к выводу, что декларация была зарегистрирована уполномоченным органом Украины, на основании полномочий, предусмотренных Положением о Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 08.04.2011 N 439/2011, и в соответствии с действующим на тот момент законодательством, в силу статьи 12 Закона N 6-ФКЗ являлась действующей и подтверждала право на эксплуатацию объекта, строительство которого окончено до 18.03.2014.
Поскольку действие указанной декларации не прекращено, в силу приведенной выше части 1 ст. 55 ГрК РФ она является достаточным документом, удостоверяющим соответствие построенного объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка.
Кроме того, согласно общему правилу о действии актов гражданского законодательства во времени, такие акты не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (ст. 4 ГК РФ).
Статьей 23 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ также определено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территории города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов.
Соответственно, представленные на регистрацию документы при проведении правовой экспертизы могли проверяться регистрирующим органом только на предмет соответствия их законодательству, действующему в г. Севастополе на дату их выдачи.
Таким образом, решение Управления государственной регистрации права и кадастра г. Севастополя об отказе в государственной регистрации права со ссылкой на отсутствие разрешения ввод объекта в эксплуатацию от 14.11.2019 года является незаконным.
Учитывая изложенное, с целью соблюдения и восстановления прав административного истца, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца в части признания незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ года №№, с возложением обязанности на Управление повторно рассмотреть заявление Лунёнка А.М.
При этом суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований по возложению на Управление обязанностей по регистрации права собственности на объект недвижимого имущества – квартиры № в доме <адрес>, поскольку решение указанных вопросов относится к распорядительным полномочиям соответствующего органа и не может осуществляться судом.
Руководствуясь ст.ст. 175-189 Кодекса Административного Судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск Луненка А.М. удовлетворить частично.
Признать незаконным сообщение государственного регистратора Управления государственной регистрации права и кадастра города Севастополя Комаровой О.А. от ДД.ММ.ГГГГ года № об отказе в государственной регистрации права собственности на квартиру № в доме № по ул. <адрес>
Обязать Управление государственной регистрации права и кадастра города Севастополя повторно рассмотреть заявление Луненко А.М. о государственной регистрации права собственности на квартиру № в доме № по ул. <адрес>, с кадастровым номером №, и сообщить об исполнении в суд и административному истцу в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу.
В остальной части административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд г. Севастополя в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 09.01.2020 г.
Судья Ю.С. Степанова