Дело № 2-1490/2020
УИД №34RS0006-01-2020-002107-46
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 13 июля 2020 года
Советский районный суд города Волгограда
в составе судьи Лазаренко В.Ф.
при секретаре Сатваловой Ю.В.,
с участием:
истца Никитиной С.В.,
представителя ответчика Центр ПФР №2
по установлению пенсий в Волгоградской области
по доверенности от 02.03.2020г. Сусликовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Никитиной Светланы Вячеславовны к Государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области №2 о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Никитина С.В. обратилась в суд с иском к Центр ПФР №2 по установлению пенсий в Волгоградской области, в котором просит: признать незаконным решение ГУ УПФР в Дзержинском районе г. Волгоградат№25336/20 от 21 февраля 2020 года об отказе в назначении пенсии незаконным в части отказа засчитать в специальный стаж периоды работы в ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России; обязать ответчика включить в специальный трудовой стаж дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с п.п.20 п.1 ст.27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» периоды работы:
- с 03.12.2001г. по 06.12.2012 (11-00-01) – работа в должности медсестры отдела консервативных методов лечения в ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России,
- с 07.12.2012г. по 09.11.2016г. (03-11-03) – работа в качестве медицинской сестры отдела консервативных методов лечения в ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России,
- с 10.11.2016г. по 01.05.2017г. (00-05-22), с 06.05.2017г. по 24.02.2019г. (01-09-19), с 27.02.2019г. по 15.01.2020г. (00-10-19) – работа в качестве медицинской сестры процедурной офтальмологического отделения амбулаторной хирургии стационара ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России; обязать ответчика назначить ей досрочную страховую пенсию с даты обращения с 16.01.2020г.
В обоснование заявленных требований истец Никитина С.В. указала, что решением Управления Пенсионного фонда РФ в Дзержинском районе г. Волгограда №25336/20 от 21.02.2020г. ей было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения согласно п.п.20 п.1 ст.30 Закона №400-ФЗ РФ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях» по причине отсутствия требуемого стажа 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа, независимо от возраста. Согласно решению Пенсионного фонда периоды работы в ГУ «МНТК «Микрохирургия глаза» (с 21.03.2005г. ФГУ МНТК «Микрохирургия глаза им. акад. С.Н. Федорова Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию», с 01.06.2007г. ФГУ Межотраслевом научно-техническом комплексе «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи», с 20.12.2011г. ФГБУ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздравсоцразвития России, с 04.10.2012г. ФГБУ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России, с 28.08.2015г. ФГАУ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России, с 01.03.2018г. ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России):
- с 03.12.2001г. по 06.12.2012 (11-00-01) – работа в должности медсестры отдела консервативных методов лечения в ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России,
- с 07.12.2012г. по 09.11.2016г. (03-11-03) – работа в качестве медицинской сестры отдела консервативных методов лечения в ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России,
- с 10.11.2016г. по 01.05.2017г. (00-05-22), с 06.05.2017г. по 24.02.2019г. (01-09-19), с 27.02.2019г. по 15.01.2020г. (00-10-19) – работа в качестве медицинской сестры процедурной офтальмологического отделения амбулаторной хирургии стационара, всего 18 лет 01 месяц 07 дней, не подлежат зачету в стаж, дающий право для назначения страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, поскольку в соответствии со Списками должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781 наименование учреждений ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России не предусмотрено. Кроме того, вышеуказанные периоды не подлежат включению в подсчет стажа, так как отсутствуют сведения о специальном стаже в выписке индивидуального лицевого счета застрахованного лица. Считает указанное решение Пенсионного фонда незаконным и необоснованным, нарушающим её конституционные права гражданина на пенсионное обеспечение. В указанные периоды она действительно работала в Волгоградском филиале Учреждения, что подтверждается заверенной копией трудовой книжки. Письмом №25-19/5397 от 22.05.2006г. ПФ РФ «О досрочном пенсионном обеспечении медицинских работников клиники научных организаций» начальник департамента организаций назначения и выплаты пенсий Пудов А.Н. разъясняет, что вопрос о досрочном пенсионном обеспечении медицинских работников ФГАУ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова Минздрава России должен решаться исходя из положений о филиале и других документов. В соответствии с п.п.1.1-1.2 Устава (утвержденного Приказом Министерства Здравоохранения РФ от 29.07.2015г. №501) «учреждение», является федеральным государственным автономным учреждением науки и здравоохранения, финансовое обеспечение выполнения функций которого осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также иных источников, предусмотренных законодательством РФ. Учреждение создано на основании приказа Министерства здравоохранения РФ от 29.07.2015г. номер, путем изменения типа существующего федерального бюджетного учреждения «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова» Министерства здравоохранения РФ и переименовано в ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России 01.03.2018г. Ранее учреждение, именуемое как ФГБУ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России, было создано на основании постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24.04.1986г. №491 «Об организации Межотраслевого научно-технического комплекса «Микрохирургия глаза» и приказа Минздрава РСФСР от 26.06.1986г. №542а. Распоряжением правительства РФ от 07.07.2000г. №93б-р Комплексу присвоено им. академика С.Н. Федорова. Согласно распоряжению Правительства РФ от 23.02.2007г. №213-р Учреждение было передано в ведение Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи. В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 10.09.2008г. №1300-р учреждение было отнесено к ведению Министерства здравоохранения и социального развития РФ. Распоряжением Правительства РФ от 19.07.2012г. №1286-р учреждение отнесено к ведению Министерства здравоохранения РФ. В соответствии с п.2.1 устава учреждения, основными целями является, в том числе, совершенствование первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи населению. Пунктом 2.2 устава, для достижения целей учреждение осуществляет следующие виды деятельности, выполняемые за счет средств федерального бюджета – медицинская деятельность в части оказания населению первичной специализированной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в объемах, устанавливаемых Министерством. Вместе с тем, п.п.1 п.3.2 Положения о Волгоградском филиале учреждения, филиал обязан оказывать медицинскую помощь населению по профилю деятельности учреждения на необходимом качественном уровне. Учреждение входит в перечень федеральных специализированных медицинских учреждений, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.12.2004г. №872 (ред. от 08.06.2015г.) «О Федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных учреждениях оздоровительного профиля». В соответствии с Положением №8 к Закону Волгоградской области от 18.12.2018г. №150-ОД (ред. от 18.06.2019г.) «О территориальной программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Волгоградской области на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» Федеральное государственное автономное учреждение «Национальный медицинский исследовательский центр «Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова» Министерства здравоохранения РФ включено в перечень медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы, в том числе территориальной программы обязательного медицинского страхования (в части медицинской деятельности на территории Волгоградской области). Учреждение осуществляет медицинскую деятельность на основании лицензии на осуществление медицинской деятельности №ФС-53-01-002189 от 30.11.2018г. Следовательно спорные периоды должны быть засчитаны в стаж работы дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» в календарном порядке.
Истец Никитина С.В. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала и просила их удовлетворить в полном объеме по основаниям, указанным в исковой заявлении.
Представитель ответчика Центр ПФР №2 по установлению пенсий в Волгоградской области по доверенности Сусликова Е.А. в судебном заседании исковые требования не признала, просит отказать в их удовлетворении.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии со ст.6 Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.15 Конституции РФ Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.17 в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии ч.ч.1,2 ст.46 Конституции РФ:
1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
2. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу п. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Согласно правовой позиции, отраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.06.2005 N 231-О, определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая предоставление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств.
В судебном заседании установлено, что Ермишина И.В. обратилась в УПФР в Дзержинском районе г. Волгограда с заявлением о назначении пенсии в связи с лечебной деятельностью.
Решением УПФР в Дзержинском районе г. Волгограда №25336/20 от 21 февраля 2020 года Никитиной С.В. засчитано в выслугу 09 лет 07 месяцев 12 дней, в назначении досрочной страховой пенсии по старости лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения отказано, право на назначение досрочной страховой пенсии по старости по п.20 ч.1 ст.30 Закона №400-ФЗ возникает 29.05.2020г.
Данным решением не были включены следующие периоды:
- с 03.12.2001г. по 06.12.2012 (11-00-01) – работа в должности медсестры отдела консервативных методов лечения в ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России,
- с 07.12.2012г. по 09.11.2016г. (03-11-03) – работа в качестве медицинской сестры отдела консервативных методов лечения в ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России,
- с 10.11.2016г. по 01.05.2017г. (00-05-22), с 06.05.2017г. по 24.02.2019г. (01-09-19), с 27.02.2019г. по 15.01.2020г. (00-10-19) – работа в качестве медицинской сестры процедурной офтальмологического отделения амбулаторной хирургии стационара, так как данное учреждение не поименовано в Списке №1066, №781. Кроме того, вышеуказанные периоды не подлежат включению в подсчет специального стажа по причине отсутствия сведений о специальном стаже в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, в соответствии с п.1, 2 ст.14, п.1 ст.11 Закона №400-ФЗ.
При разрешении заявленных исковых требований, суд исходит из следующего.
На основании статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в законную силу с 01.01.2015 г. (действующего в момент обращения истца к ответчику и отказа в досрочном назначении пенсии по старости), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781.
При этом по выбору застрахованных лиц при исчислении периодов работы, указанных в подпункте "н" пункта 1 настоящего постановления, применяются:
Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года;
Постановление Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 - для исчи?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�?�??????????????���???????????J?J?J?????????????????J?J?J???????????
Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, - для исчисления периодов соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (пункт "в").
Согласно пунктам 2, 3, 4 указанного Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Правила от 29 октября 2002 г. № 781).
В соответствии с разделом «Наименование должностей» Списка от 29 октября 2002 г. № 781 право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено среднему медицинскому персоналу, работающему в учреждениях, перечисленных в том же списке в разделе «Наименование учреждений».
На основании пункта 5 Правил от 29 октября 2002 г. № 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября 2002 г. № 781, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, 1 год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев (подпункт «б» пункта 5 Правил от 29 октября 2002 г. №781).
Приложением к названным правилам является Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев (далее - Перечень от 29 октября 2002 г. №781).
В пункте 1 (раздел - наименование структурных подразделений) Перечня от 29 октября 2002 г. № 781 в перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, включены отделения хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1- 6, 8, 12, 15, 20,21, 27-30 Списка должностей и учреждений от 29 октября 2002 г. № 781, в том числе офтальмологическое.
Пунктом 1 (раздел - наименование должностей) Перечня от 29 октября 2002 г. № 781 в перечне должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, названа должность операционной медицинской сестры.
Аналогичные нормы по исчислению периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применялись и при ранее установленном правовом регулировании данных отношений.
Согласно Списку от 6 сентября 1991 г. № 464 (подлежащему применению для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно, и действовавшему в спорный период работы Таболиной Г.А.) право на пенсию за выслугу лет имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Пункт 2 постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет» предусматривал, в частности, льготное исчисление стажа (один год и шесть месяцев за один год работы) для среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров.
Списком от 22 сентября 1999 г. № 1066, подлежащим применению к периоду трудовой деятельности Таболиной Г.А. с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г., в разделе «Наименование должностей» поименована должность медицинской сестры. При этом льготное исчисление специального стажа предусматривалось для оперирующих врачей-специалистов всех наименований, операционных медицинских сестёр, включая старших, отделений хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений здравоохранения согласно приложению (пункт 3 Правил от 22 сентября 1999 г. № 1066 и пункт 1 Перечня от 22 сентября 1999 г. № 1066).
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Для отдельных категорий работников, в частности врачей-хирургов, среднего медицинского персонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров, предусматривается льгота в исчислении сроков выслуги - один год работы в этих должностях и подразделениях включается в специальный стаж как один год и 6 месяцев.
Принимая во внимание приведённое выше правовое регулирование и учитывая, что Никитина С.В. с 03.12.2001 г. по 15.01.2020г. в течение полного рабочего дня работала медицинской сестрой Волгоградского филиала ФГБУ «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика СН. Фёдорова», осуществлявшем медицинскую деятельность и оказывавшем офтальмологическую помощь населению, суд приходит к выводу о том, что спорные периоды работы истца подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, и должен засчитываться в календарном исчислении.
Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» и его Волгоградский филиал с момента их создания в 1986 году и до настоящего времени осуществляют медицинскую деятельность, их основными задачами является оказание квалифицированной медицинской помощи населению.
Также суд учитывает, что постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 24 апреля 1986 г. № 491 в целях улучшения офтальмологической помощи населению было принято решение об организации Межотраслевого научно-технического комплекса «Микрохирургия глаза» Министерства здравоохранения РСФСР в составе Московского научно-исследовательского института микрохирургии глаза (головная организация), опытного завода в г. Москве и одиннадцати филиалов института, в том числе в городе Волгоград, с соответствующими зонами обслуживания. Этим постановлением на комплекс возложено дальнейшее развитие в стране фундаментальных исследований и осуществление единой научно-технической политики в области микрохирургии глаза, ускоренное внедрение новых методов и средств для диагностики и хирургического лечения глазных заболеваний, подготовка научных кадров и повышение квалификации специалистов.
Названным постановлением также определено, что оптимальная нагрузка на один филиал должна составить 12 000 - 15 000 хирургических операций в год.
Суд обращает внимание на то обстоятельство, что межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» поименован в перечне федеральных специализированных медицинских учреждений, утверждённом постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 872 «О федеральных учреждениях здравоохранения и федеральных учреждениях оздоровительного профиля» (пункт 1 постановления).
Межотраслевой научно-технический комплекс «Микрохирургия глаза» является федеральным государственным бюджетным учреждением Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и осуществляет научную, медицинскую и иные виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом Учреждения.
Одной из основных обязанностей Волгоградского филиала ФГБУ «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика СН. Фёдорова» является оказание медицинской помощи населению по профилю деятельности данного учреждения на необходимом качественном уровне.
Таким образом, судом установлено, что данное медицинское учреждение осуществляет лечебную и иную деятельностью по охране здоровья населения, а по смыслу самого Федерального Закона "О страховых пенсиях" право на назначение такой пенсии имеют лица, непосредственно осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. Кроме того, учреждение относится к учреждениям, работа в которых предусматривает возможность включения периодов работы в специальный стаж в календарном исчислении.
Рассматривая отказ ответчика в части включении данных периодов в специальный стаж истца по причине не подтверждения его сведениями индивидуального (персонифицированного) учета, касающихся особых условий труда истца, а именно отсутствия перечислений работодателем дополнительного тарифа, суд приходит к следующему.
Так, согласно статей 8 и 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" сведения индивидуального (персонифицированного учета) в отношении работника обязан предоставлять работодатель - плательщик страховых взносов.
В силу пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" лица, работающие по трудовому договору, подлежат обязательному социальному страхованию (включая пенсионное) с момента заключения трудового договора с работодателем. Уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношения по обязательному социальному страхованию (статьи 1 и 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Невыполнение этой обязанности работодателем не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части дополнительные тарифы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на пенсию, о чем также указано в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии". Аналогичная позиция высказана Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 10.07.2007 N 9-П, согласно которой неуплата страхователем в установленный срок или уплата не в полном объеме страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить трудовую пенсию.
Следовательно, отказ ответчика во включении в стаж истца периодов работы в ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России является неправомерным.
Со стороны истца были заявлены требования о назначении страховой пенсии с момента возникновения права.
В соответствии с подпунктом 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", вступившего в законную силу с 01.01.2015 г. (действующего в момент обращения истца к ответчику и отказа в досрочном назначении пенсии по старости), страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Статьей 10 Федерального закона от 03.10.2018г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» предусмотрено, что гражданам, которые указаны в ч.1 ст.8, пунктах 19-21 части 1 ст.30, пункте 6 ч.1 ст.32 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01.01.2019г. по 31.12.2020г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на её досрочное назначение) в соответствии с законодательством РФ, действовавшим до 01.01.2019г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за 6 месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
С учетом включенных в специальный стаж истца периодов (27-08-19), что менее требующихся 30 лет стажа, требования Никитиной С.В. о назначении страховой пенсии по старости с 16.01.2020г. не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Никитиной Светланы Вячеславовны к Государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области №2 о признании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж и назначить досрочную страховую пенсию по старости – удовлетворить частично.
Признать решение Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Дзержинском районе г. Волгограда №25336/20 от 21 февраля 2020 года в части отказа засчитать Никитиной Светлане Вячеславовне в специальный стаж периоды работы в ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России незаконным.
Обязать Государственное учреждение – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области №2 включить в специальный трудовой стаж Никитиной Светланы Вячеславовны, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периоды работы:
- с 03.12.2001г. по 06.12.2012г. (11-00-01) – работа в должности медсестры отдела консервативных методов лечения в ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России;
- с 07.12.2012г. по 09.11.2016г. (03-11-03) – работа в должности медицинской сестры процедурной офтальмологического отделения консервативных методов лечения в ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России;
- с 10.11.2016г. по 01.05.2017г. (00-05-22), с 06.05.2017г. по 24.02.2019г. (01-09-19), с 27.02.2019г. по 15.01.2020г. (00-10-19) – работа в должности медицинской сестры процедурной офтальмологического отделения амбулаторной хирургии стационара в ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. акад. С.Н. Федорова» Минздрава России.
В удовлетворении остальной части исковых требований Никитиной Светланы Вячеславовны к Государственному учреждению – Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области №2 о возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца после изготовления решения суда в окончательной форме в апелляционную инстанцию Волгоградского областного суда путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г. Волгограда.
Судья В.Ф. Лазаренко
Мотивированное решение изготовлено 17 июля 2020 года.
Судья В.Ф. Лазаренко