Дело <номер изъят>
УИД 05RS0<номер изъят>-42
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес изъят> ДД.ММ.ГГГГ года
Дербентский городской суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи ФИО7, при ведении протокола судебного заседания ФИО3, с участием представителя истца Администрации ГО «<адрес изъят>» ФИО4, ответчика ФИО1, представителя третьего лица Управления земельных и имущественных отношений Администрации ГО «<адрес изъят>» ФИО5, в отсутствие представителя третьего лица, Управления Росреестра по РД», рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску Администрации городского округа «<адрес изъят>» к ФИО2 о признании недействительным регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 05:<номер изъят> общей площадью 410 кв.м., зарегистрированный за гр. ФИО1, ввиду недействительности сделки исключить (аннулировать) из ЕГРН все записи о регистрации права, в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером 05<номер изъят>, общей площадью 410 кв.м., обязать ФИО1 возвратить земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> площадью 410 кв. м., в собственность муниципального образования городской округ «<адрес изъят>»,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация городского округа «<адрес изъят>» обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО1 о признании недействительным регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>, общей площадью 410 кв.м., зарегистрированный за гр. ФИО1, ввиду недействительности сделки исключить (аннулировать) из ЕГРН все записи о регистрации права, в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, общей площадью 410 кв.м., обязать ФИО1 возвратить земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> площадью 410 кв. м., в собственность муниципального образования городской округ «<адрес изъят>».
Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведения проверки соблюдения земельного законодательства правообладателями (арендаторами) земельных участков, выявлены признаки незаконной регистрация права собственности на земельный участок, с кадастровым номером <номер изъят>, общей площадью - 410 кв.м, категория земель «земли населенных пунктов», с видом разрешенного использования - для размещения индивидуального жилого дома, расположенный в исторической части <адрес изъят>. Согласно выписке из ЕГРП право собственности на объект недвижимости принадлежит гр. ФИО1
Так, ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 73-Ф3 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» согласно ст. 34.1. о защитных зонах объектов культурного наследия, защитными зонами объектов культурного наследия являются территории, которые прилегают к включенным в реестр памятникам и ансамблям (за исключением указанных в пункте 2 настоящей статьи объектов культурного наследия) и в границах которых в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия и композиционно-видовых связей (панорам) запрещаются строительство объектов капитального строительства и их реконструкция, связанная с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади), за исключением строительства и реконструкции линейных объектов.
Защитные зоны не устанавливаются для объектов археологического наследия, некрополей, захоронений, расположенных в границах некрополей, произведений монументального искусства, а также памятников и ансамблей, расположенных в границах достопримечательного места, в которых соответствующим органом охраны объектов культурного наследия установлены предусмотренные статьей 56.4 настоящего Федерального закона требования и ограничения.
Границы защитной зоны объекта культурного наследия устанавливаются:
1) для памятника, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 100 метров от внешних границ территории памятника, для памятника, расположенного вне границ населенного пункта, на расстоянии 200 метров от внешних границ территории памятника;
2) для ансамбля, расположенного в границах населенного пункта, на расстоянии 150 метров от внешних границ территории ансамбля, для ансамбля, расположенного вне границ Населенного пункта, на расстоянии 250 метров от внешних границ территории ансамбля.
4. В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного в границах населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 200 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию.
В случае отсутствия утвержденных границ территории объекта культурного наследия, расположенного вне границ населенного пункта, границы защитной зоны такого объекта устанавливаются на расстоянии 300 метров от линии внешней стены памятника либо от линии общего контура ансамбля, образуемого соединением внешних точек наиболее удаленных элементов ансамбля, включая парковую территорию.
5. Региональный орган охраны объектов культурного наследия вправе принять решение, предусматривающее установление границ защитной зоны объекта культурного наследия на расстоянии, отличном от расстояний, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, на основании заключения историко-культурной экспертизы с учетом историко-градостроительного и ландшафтного окружения такого объекта культурного наследия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Однако, в материалах реестрового дела по спорному объекту не обнаружены документы, подтверждающие законность регистрации объекта недвижимости, а именно нет заключения историко-культурной экспертизы с учетом историко-градостроительного и ландшафтного окружения такого объекта культурного наследия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
Указанные нарушения требований гражданского, земельного, градостроительного законодательства являются существенными и ущемляют права и интересы Администрации городского округа «<адрес изъят>» и неопределенного круга лиц.
При наличии вышеизложенных обстоятельств, регистрация права на объект недвижимости, является незаконной.
Представитель истца, Администрации городского округа «<адрес изъят>» ФИО4 в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме, просил удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании иск не признал.
Пояснил суду, что на основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка, постановления главы Администрации <адрес изъят> от ДД.ММ.ГГГГ его отцу предоставлен спорный земельный участок и постановлением от ДД.ММ.ГГГГ отцу предоставлено право переустройства домовладения.
Согласно свидетельства о праве на наследство по закону ответчик является владельцем жилого дома, расположенного на спорном земельном участке с кадастровым номером 05:42:000028:85. Земельный участок используется по назначению, на нем построен жилой дом.
Считает исковые требования необоснованными и подлежащими отклонению.
Представитель третьего лица, Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа «<адрес изъят>», ФИО5 исковые требования Администрации ГО «<адрес изъят>» поддержал, просил удовлетворить иск.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по РД, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки суду не сообщил, не просил об отложении, возражений не направил.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, с учетом мнения сторон, настаивавших на рассмотрении дела в отсутствие представителя третьего лица Управления Росреестра по РД, судом принято решение рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя третьего лица.
Выслушав стороны, проверив и исследовав материалы дела, в силу ч.2 ст.12 ГПК РФ, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, разъяснив лицам, участвующим в деле их права и обязанности, предупредив о последствиях совершения или не совершения процессуальных действий, создав условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств правильного применения законодательства при рассмотрении и разрешении гражданских дел, проверив и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
На основании договора <номер изъят> о предоставлении в бессрочное использование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на право личной собственности от ДД.ММ.ГГГГ предоставил ФИО8 Шахбале на право бессрочного пользования земельный участок общей площадью 300 кв. м.
На основании Постановления главы Администрации <адрес изъят> от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> ФИО6 в порядке узаконения отведен фактически используемый участок пл. 0.041 га, расположенный по <адрес изъят>, для размещения индивидуального жилого дома, что также подтверждается свидетельством на право собственности ФИО6 на указанный земельный участок, зарегистрированным в Книге записей Государственных актов на право собственности, владения, пользования землей за <номер изъят>.
Постановлением главы Администрации <адрес изъят> от ДД.ММ.ГГГГ <номер изъят> ФИО6 разрешено произвести перестройку своего домостроения, расположенного по <адрес изъят>.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ жилой дом, находящийся по адресу: РД, <адрес изъят>, расположенный на земельном участке площадью 410 кв.м. перешел в порядке наследования ФИО2.
Статьей 35 Конституции Российской Федерации предусматривается, что право частной собственности охраняется законом.
Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Сведений о государственной регистрации права собственности на земельный участок с к/н <номер изъят>, а также на расположенный на нем жилой дом, в материалах дела не имеется, сторонами не представлено.
Исковое заявление мотивировано отсутствием в материалах реестрового дела по спорному объекту не обнаружены документы, подтверждающие законность регистрации объекта недвижимости, нет заключения историко-культурной экспертизы с учетом историко-градостроительного и ландшафтного окружения такого объекта культурного наследия в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также, что земельный участок ответчика расположен в исторической части <адрес изъят>.
Однако, судом не усматривается соответствующих доказательств.
Так, согласно ст. 34 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона объекта культурного наследия, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
В целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны объектов культурного наследия, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта (далее - объединенная зона охраны объектов культурного наследия).
Состав объединенной зоны охраны объектов культурного наследия определяется проектом объединенной зоны охраны объектов культурного наследия.
Требование об установлении зон охраны объекта культурного наследия к выявленному объекту культурного наследия не предъявляется (ч. 1).
Охранная зона объекта культурного наследия - территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель и земельных участков, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.
Зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
Зона охраняемого природного ландшафта - территория, в пределах которой устанавливается режим использования земель и земельных участков, запрещающий или ограничивающий хозяйственную деятельность, строительство и реконструкцию существующих зданий и сооружений в целях сохранения (регенерации) природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства, связанные композиционно с объектами культурного наследия (ч. 2).
Решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов Российской Федерации, объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия, принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании проектов зон охраны таких объектов культурного наследия с учетом представляемого соответствующим региональным органом охраны объектов культурного наследия в федеральный орган охраны объектов культурного наследия заключения.
Решение о прекращении существования зон охраны указанных объектов культурного наследия принимается федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Решения об установлении, изменении зон охраны объектов культурного наследия, в том числе объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), принимаются, требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения либо проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия - органом государственной власти субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения - в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации.
Решение о прекращении существования указанных зон охраны объектов культурного наследия принимается органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Положение о зонах охраны объектов культурного наследия, включающее в себя порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и земельных участков и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Истцом не представлены документы, подтверждающие факт того, что ответчик не выполняет требований к сохранению объекта культурного наследия или совершает действия, угрожающие сохранности объекта культурного наследия и влекущие утрату им своего значения или каким-то образом нарушают режим законности на территории муниципального образования городской округ «<адрес изъят>».
Таким образом, доводы истца о том, что спорный земельный участок был незаконно предоставлен ответчику, подлежит оставлению без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Администрации городского округа «<адрес изъят>» к ФИО2 о признании недействительным регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером <номер изъят>, общей площадью 410 кв.м., зарегистрированный за гр. ФИО1, ввиду недействительности сделки исключить (аннулировать) из ЕГРН все записи о регистрации права, в отношении спорного земельного участка с кадастровым номером <номер изъят>, общей площадью 410 кв.м., обязать ФИО1 возвратить земельный участок с кадастровым номером <номер изъят> площадью 410 кв. м., в собственность муниципального образования городской округ «<адрес изъят>», оставить без удовлетворения.
Обеспечительные меры, принятые по делу Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, по вступлению настоящего решения суда в законную силу, отменить.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан через Дербентский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Резолютивная часть решения объявлена ДД.ММ.ГГГГ, решение принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий ФИО7
Дело <номер изъят>
УИД 05RS0<номер изъят>-42
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>