Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 февраля 2019 года <адрес>
Калининский районный суд <адрес> в составе:
Председательствующего судьи Мяленко М.Н.,
при секретаре Веркошанской И.
с участием помощника прокурора Маньковой Я.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горбачева И. А. к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ, Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в НСО о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, встречному иску ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ к Горбачеву И. А., Горбачевой Т. В., Горбачевой А. И. о прекращении найма служебного жилого помещения, прекращении права пользования служебным жилым помещением, выселении без предоставления другого жилого помещения,
установил:
Горбачев И.А. обратился в суд с иском к ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ, Территориальному управлению федерального агентства по управлению государственным имуществом в НСО и просит признать за ним право собственности в порядке приватизации на 1-комнтную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что ДД.ММ.ГГГГ на основании ордера № его семье, состоящей из двух человек (истец и его жена – Горбачева Т.В.) была предоставлена 1-но комнатная квартира, расположенная по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ они поставлены на регистрационной учет в указанной квартире, а также с ДД.ММ.ГГГГ их дочь А., 1990 года рождения. С 2013г. истец предпринимает действия по приватизации спорного жилого помещения, однако в приватизации ему отказано. Ранее истец участия в приватизации не принимал. Члены его семьи от участия в приватизации отказались, оформили нотариальное согласие.
Истец полагает, что доводы ответчиков о том, что спорное жилое помещение относится к специализированному жилому фонду безосновательны.
Согласно ст. 17 ЖК Р., действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ управление ведомственным жилищным фондом осуществлялось министерствами, государственными комитетами, ведомствами и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями, тогда как местные Советы народных депутатов осуществляли управление только жилищным фондом местных Советов.
Так, согласно ст. 101 ЖК Р., действовавшего на момент вселения, служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него, а согласно ст. 106 ЖК Р., с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма на все время работы нанимателя. С истцом договор найма не заключался, ордер выдавался без указания сроков проживания. Кроме того, согласно пп.10 ст.108 ЖК Р. лицо, проработавшее на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших служебное жилое помещение, не менее 10 лет, не могут быть выселены из помещения без предоставления другого жилого помещения. Истец находился на действительной воинской службе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ С момента увольнения и по сегодняшний день вопрос о предоставлении другого жилого помещения не поднимался, ордер на жилое помещение № от ДД.ММ.ГГГГ не признавался недействительным в установленном законом порядке. Спорное жилое помещение является единственным и постоянным местом жительства для истца и членов его семьи. Истец и члены его семьи фактически занимают жилое помещение на условиях социального найма, вселившись в него на законных основаниях. Регулярно производит оплату, в том числе и за социальный наем, несет бремя по содержанию жилого помещения, а также общего имущества многоквартирного дома, оплачивает все жилищно-коммунальные услуги в срок и в полном объеме. Истец с членами семьи с ДД.ММ.ГГГГ вселился в квартиру и добросовестно несет бремя содержания имущества, обеспечивая его сохранность в течение 30 лет. Истец полагает, что жилое помещение подлежит передаче в его собственность в порядке приватизации.
В судебное заседание истец Горбачев И.А. не явился, о дне слушания дела извещен, направил в суд своего представителя Пастор А.В., который поддержал заявленные истцом требования.
Представитель ответчика ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ Пелых В.Ю. в судебном заседании требования истца не признал, предъявил встречный иск, где просит: прекратить найм Горбачевым И. А., Горбачевой Т. В. и Горбачевой А. И. служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, признать их прекратившими право пользования указанным жилым помещением и выселить без предоставления другого жилого помещения.
В обоснование заявленных требований ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ ссылается на то, что спорная квартира является федеральной собственностью и в силу ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №61-ФЗ «Об обороне», п.1, пп.68,71 п.7 Положения о Министерстве обороны РФ, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № закреплена за Министерством обороны РФ. В соответствии с призом М. обороны РФ от 04.07.2012г. № «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления и предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ на основании передаточного акта от 26.11.2012г. №, спорная квартира в составе жилого <адрес> была передана из ФГКЭУ «<данные изъяты>» в оперативное управление ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ.
Согласно приобщенной к материалам дела выписке из домовой книги и выписки из финансового лицевого счета спорной квартиры, в нем зарегистрированы и проживают: Горбачев И.А. и Горбачева Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ., Горбачева Т.В. с ДД.ММ.ГГГГ Согласно корешку ордера от ДД.ММ.ГГГГг. №, спорное жилое помещение было предоставлено лейтенанту Горбачеву И.А. как военнослужащему войсковой части 44238.
Решением исполнительного комитета <адрес> совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГг. № «Об утверждении служебной жилой площади», квартира по адресу: <адрес> утверждена в качестве служебной. Решение было принято на основании ходатайства начальника КЭЧ войсковой части <данные изъяты> и приказа начальника Пашинского гарнизона от ДД.ММ.ГГГГг. № «О закреплении служебных квартир за войсковой частью <данные изъяты>». Данное решение никем не оспорено и признано незаконным.
Как следует из послужного списка личного дела Горбачева И.А., он проходил военную службу в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., из которых: в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. являлся курсантом Рижского высшего военного политического училища и проживал на казарменном положении; в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. проходил военную службу на различных должностях в войсковой части <данные изъяты>. Как следует из справки военного комиссариата Горбачев И.А. уволен с военной службы в запас по ст. 57 ч.3 абз.2 Закона РФ от 11.02.1993г. № «О воинской обязанности и военной службе» (по собственному желанию) на основании приказа командира войсковой части <данные изъяты> № от ДД.ММ.ГГГГ Календарная выслуга лет составляет 11 лет, выслуга лет на офицерских должностях – 6 лет.
Исходя из указанных обстоятельств прохождения военной службы Горбачевым И.А. следует, что ему в связи с прибытием к месту прохождения военной службы после окончания военного учебного заведения, была предоставлена спорная служебная квартира. При этом, после увольнения с военной службы не приобрел права на постоянное проживание в служебном жилом помещении жилищного фонда Министерства обороны РФ. На момент вселения Горбачева И.А. в спорное жилое помещение действовало Положение о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте, введенное в действие приказом М. обороны С. от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно пункту 1 которого, лишь состоящие на действительной военной службе генералы, адмиралы, офицеры, прапорщики, мичманы и военнослужащие сверхсрочной службы и члены их семей обеспечивались жилой площадью по месту службы военнослужащего за счет жилого фонда Министерства обороны С.. Согласно пункту 12 указанного Положения, военнослужащие, уволенные в запас и в отставку, по избранному при увольнении месту жительства обеспечиваются жилой площадью исполкомами Советов депутатов трудящихся в порядке, установленном Советом М. С..
На момент увольнения Горбачева И.А. с военной службы действовал Закон РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4338-1 "О статусе военнослужащих", согласно абзацам 2, 3 пункта 1 статьи 15 которого, военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия к новому месту военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены жилищным законодательством, за счет государственного, муниципального и ведомственного жилищных фондов, переданных в пользование Министерству обороны Российской Федерации и министерствам и ведомствам Российской Федерации, в войсках которых они проходят военную службу.
Указанным военнослужащим на первые пять лет военной службы (не считая времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) предоставляются служебные жилые помещения или общежития. В течение этого срока за ними и членами их семей сохраняется право на жилые помещения, занимаемые до поступления на военную службу. Они не могут быть исключены из списков нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства до призыва на военную службу. При продолжении военной службы свыше этих сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях.
Согласно пункту 6 статьи 15 указанного Закона, граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно- штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей предоставляются при получении постоянной жилой площади.
Таким образом, Горбачев И.А., как уволенный с военной службы по собственному желанию, а не по одному из льготных оснований (по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями) не приобрел права на обеспечение жилым помещением в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства.
Проживание ответчиков без законных оснований в служебном жилом помещении жилищного фонда Министерства обороны РФ нарушает права ФГКУ «Центррегионжилье» как уполномоченного органа (наймодателя) Министерства обороны РФ на предоставление спорного жилого помещения семьям действующих военнослужащих.
ДД.ММ.ГГГГг. Горбачеву И.А. было вручено уведомление начальника 2 отдела ФГКУ «Центррегионжилье» от 17.11.2017г. в котором Горбачеву И.А., в том числе предлагалось представить документы, подтверждающие наличие законных оснований для проживания в спорном жилом помещении. Таких документов Горбачев И.А. не предоставил. Ответчиками не представлено документов о том, что они относятся к категории граждан, указанных в части 2 ст.103 ЖК РФ, ст.108 ЖК Р., не состоят в соответствии с п.1 ч.1 ст.51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и не имеют право состоять на данном учете, проживают в служебном жилом помещении, закрепленном за Министерством обороны РФ, в связи с чем не относятся к категории граждан, указанных в ст. 13 ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», В силу ч.5 ст.100, ст. 31 ЖК РФ права членов семьи нанимателя служебного жилого помещения производны от прав самого нанимателя служебного жилого помещения, в связи с чем основания для прекращения Горбачевым И.А. права пользования спорным жилым помещениям относятся и к членам его семьи: Горбачевой Т.В. и Горбачевой А.И. Самостоятельных оснований для проживания в служебном жилом помещении жилищного фонда Министерства обороны РФ, Горбачева Т.В. и Горбачева А.И. не имеют. Учитывая, что правоотношения Горбачева И.А. с Министерством обороны РФ, в лице его уполномоченных органов, по служебному найма спорного жилого помещения являются длящимися по настоящее время, нет оснований считать пропущенным истцом срок исковой давности к заявленным требованиям.
Представитель ответчика по встречному иску Горбачева И.А. – Пастор А.В. в судебном заседании встречные требования не признал, пояснил, что ответчик Горбачев И.А. в любом случае не может быть выселен из служебного жилого помещения, поскольку имеет право на обеспечение жилым помещением.
Представитель ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ Корнева И.В. в судебном заседании требования истца Горбачева И.А. не признала, требования ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ полагала подлежащими удовлетворению, пояснила, что спорное жилое помещение принадлежит Российской Федерации в лице Министерства обороны РФ, передаточным актом № от ДД.ММ.ГГГГ жилой <адрес> в <адрес> передан от 57 «<данные изъяты>» на праве оперативного управления ФГКУ «Сибирское ТУИО» МО РФ. В материалы дела не представлено доказательств, что истец имеет право пользования спорным жилым помещением на условиях социального найма. Решением исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов № от 08.10.1981г. спорное жилое помещение включено в служебный фонд. Истцу предоставлено служебное жилое помещение приватизация которого по правилам ст.4 Закона «О приватизации» запрещена. Доказательств, подтверждающих, что данное жилое помещение предоставлялось истцу именно как нуждающемуся в жилом помещении и состоящему на таком учете, т.е. в соответствии со ст. 28 ЖК Р. либо со ст. 49 ЖК РФ в материалы дела не представлено.
Представитель ответчика по первоначальному иску и 3-го лица по встречному иску Министерства обороны РФ в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика по первоначальному иску Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в НСО в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
3-и лица по первоначальному иску и ответчики по встречному иску Горбачева Т.В. и Горбачева А.И. в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.
Представитель 3-го лица мэрии <адрес> в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, заслушав заключение помощника прокурора, полагавшего необходимым встречные требования ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ удовлетворить, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:
С ДД.ММ.ГГГГ вступил в действие Жилищный кодекс РФ, а Жилищный кодекс Р. прекратил свое действие (ст.ст.1,2 ФЗ РФ «О введение в действие Жилищного кодекса РФ»), однако в соответствии со ст.5 Вводного закона, к жилищным правоотношениям, возникшим до введение в действие ЖК РФ, ЖК РФ применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных ФЗ.
В соответствии со ст. 101 ЖК Р. служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.
На основании ст. 105 ЖК Р. порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством С., ЖК Р. и другим законодательством Р.. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом М. Р..
Согласно п. 30 Приказа М. обороны С. от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении в действия Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота» военные городки подразделяются на: казарменные, жилые, служебные, лечебные, производственные, складские и другие в зависимости от их целевого назначения. Под военным городком понимается располагаемый на одном земельном участке комплекс зданий и сооружений, имеющий определенное целевое назначение для размещения одной или нескольких воинских частей, предприятий и организаций Министерства обороны С.. Военные городки бывают открытые и закрытые. К закрытым военным городкам относятся: - военные городки воинских частей, имеющих систему пропусков; - обособленные военные городки воинских частей, расположенных вне черты населенных пунктов; - военные городки на аэродромах, при военных академиях, военно-учебных заведениях, полигонах, базах, складах, арсеналах, научно-исследовательских институтах, а также при воинских частях специального назначения
Приказом М. обороны С. от ДД.ММ.ГГГГ N 285 введено в действие Положение о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском флоте, согласно которому оформление ордеров на жилую площадь в домах Министерства обороны С. производилось через КЭЧ районов в установленном порядке по спискам, утвержденным начальниками гарнизонов.
В закрытых и обособленных военных городках ордера на заселение жилой площади выдавались КЭЧ района (гарнизона).
Заселение служебных жилых помещений производилось по специальным ордерам после включения таких помещений в число служебных решением исполкома Совета депутатов трудящихся (пункты 28, 31 указанного выше Положения).
Пунктом 10 данного Положения установлено, что рабочим и служащим Советской Армии и Военно-Морского Флота, непосредственно связанным с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений предоставляются служебные жилые помещения. Рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с воинской частью, предоставившей им служебную жилую площадь, подлежат выселению со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения.
В судебном заседании установлено, что согласно Перечню имеющих жилищный фонд закрытых военных городков ВС РФ и органов ФСБ, утвержденному Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р, военный городок Пашино-1 <адрес> был отнесен к закрытым военным городкам, Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О внесении изменений в распоряжение Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р» военный городок Пашино – 1 <адрес>, исключен из Перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации.
Таким образом, жилой военный городок войсковой части 34148 в границах <адрес> был закрытым военным городком Министерства обороны Российской Федерации на момент предоставления спорного жилого помещения ответчикам по 2011 год и имел систему пропусков, что не оспаривалось в ходе судебного разбирательства лицами, участвующими в деле.
Федеральное недвижимое имущество согласно акту закрепления было закреплено за ФГ КЭУ «<данные изъяты>» на праве оперативного управления, в том числе и жилой <адрес>.
Приказом М. обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № право оперативного управления недвижимым имуществом ФГ КЭУ «<данные изъяты>» (войсковая часть <данные изъяты>) РВСН прекращено и закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (л.д.87-97).
На основании передаточного акта № от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления и предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации ФГКУ «СТУИО» МО РФ приняло, а ФГ КЭУ «<данные изъяты>» передало имущество, а также все права и обязанности в отношении имущества, указанного в перечне; права и обязанности на имущество, передаваемое по настоящему акту, переходят к ФГКУ «СТУИО» МО РФ со дня подписания передаточного акта, в том числе и <адрес>.
Согласно решения исполнительного комитета <адрес> Совета народных депутатов <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. № «Об утверждении служебной жилой площади» <адрес> включена в число служебных жилых помещений (л.д.13-14).
Таким образом, юридические признаки служебного жилого помещения: назначение помещения; заселение определенным кругом лиц (военнослужащими и служащими РА); нахождение помещения вблизи войсковой части, в закрытом военном городке; включение помещения в число служебных соответствующим органом, соблюдены и спорная <адрес> по <адрес> является служебным жилым помещением.
В силу п. 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» при применении положений Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре найма специализированных жилых помещений судам надлежит учитывать следующее: а) к специализированным жилым помещениям, которые могут быть объектом договора найма, относятся: служебные жилые помещения, жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, жилые помещения в домах системы социального обслуживания граждан.
В качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов (часть 2 статьи 92 ЖК РФ). Исчерпывающий перечень, назначение специализированных жилых помещений и категории граждан, для временного проживания которых они предназначены, определены статьями 92–98 ЖК РФ.
Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, допускается только после отнесения его к специализированному жилищному фонду решением органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, в соответствии с установленным порядком и требованиями (часть 2 статьи 90 ЖК РФ), которые в настоящее время определены Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №.
Вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным, общежитием, жильем для временного поселения вынужденных переселенцев или лиц, признанных беженцами), решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения;
Кроме того, как следует из п. 20 Постановления Пленума Верховного суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Р.» (данное Постановление Пленума утратило силу в связи с Постановлением Пленума ВС РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании утратившими силу некоторых Постановлений Пленума ВС РФ») … помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда … считаются служебными со времени вынесения решения местной администрацией о включении их в число служебных.
ДД.ММ.ГГГГ Горбачеву И.А. был выдан ордер № войсковой частью 40851 на право занятия <адрес>, состав семьи: жена – Горбачева Т.В. (л.д.47).
То обстоятельство что выданный Горбачеву И.А. ордер не содержит отметок о том, что спорная квартира является служебной, по мнению суда не свидетельствует о проживании на условиях социального найма, так как с ответчиками не был заключен договор социального найма (договор найма) в силу ст.ст.50-51 ЖК Р., а оформление ордера с нарушением правил составления при его выдаче, не является основанием для исключения жилого помещения из числа служебных.
Кроме того, предоставление жилых помещений осуществлялось КЭЧ, которой являлась войсковая часть <данные изъяты>.
Так, согласно п. 2 Постановления Совета М. С. от ДД.ММ.ГГГГ № «О порядке предоставления жилых помещений в военных городках и выдачи ордеров на эти помещения» ордера на жилые помещения, в том числе на служебные и в общежитиях, находящиеся в закрытых и обособленных военных городках, выдаются квартирно-эксплуатационными органами Министерства обороны, МВД С., руководством органов и командованием воинских частей КГБ С. на основании принятых в установленном порядке решений о предоставлении жилой площади. Выдача ордеров на жилые помещения в военных городках, не перечисленных в пункте 1 настоящего Постановления, осуществляется исполнительными комитетами районных, городских, районных в городах, поселковых и сельских Советов народных депутатов (п.3).
Учитывая то обстоятельство, что Горбачеву И.А. жилое помещение было предоставлено на основании ордера, выданного войсковой частью <данные изъяты>, следовательно, жилое помещение действительно находилось в закрытом военном городке.
Как следует из выписки из домовой книги (л.д. 7) в <адрес> зарегистрированы по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ – Горбачев И. А. и Горбачева Т. В., с ДД.ММ.ГГГГ – Горбачева А. И. (дочь).
На спорную квартиру открыт лицевой счет (л.д. 8), при этом то обстоятельство, что производится оплата за жилое помещение не опровергает того, что Горбачевы производят оплату по договору найма специализированного жилого помещения и не свидетельствует о заключении договора социального найма.
В соответствии со ст. 106 ЖК Р., действовавшей в период вселения в данную квартиру, составление договора найма служебного жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось.
В соответствии с п. 12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне" имущество Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" установлено, что Министерство обороны РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Как разъяснил Верховный Суд Российской Федерации в Постановлении Пленума от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" вопрос о том, является ли конкретное жилое помещение специализированным (в частности, служебным) решается, в силу статьи 5 Вводного закона, исходя из положений законодательства, действовавшего на момент предоставления данного жилого помещения (пункт 41).
Суд также отмечает и то обстоятельство, что нарушение порядка предоставления служебного жилого помещения не является основанием для признания права пользования за ответчиками на условиях договора социального найма, а лишь может служить основанием для признания договора найма специализированного жилого помещения недействительным либо незаключенным.
Квартира 60 <адрес> включена в число служебных, решений об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда не принималось, нарушений установленного порядка включения жилого помещения в число служебных, не установлено, а у суда отсутствуют правовые основания для изменения статуса жилого помещения, так как действующим жилищным законодательством предусмотрено, что это является правомочием жилищных органов, которые осуществляют управление этим фондом.
В соответствии со ст.102 ЖК РФ переход права собственности на служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или оперативное управление другому юридическому лицу влечет за собой прекращение договора найма такого жилого помещения, за исключением случаев, если новый собственник такого жилого помещения или юридическое лицо, которому передано такое жилое помещение, является стороной трудового договора с работником - нанимателем такого жилого помещения.
То обстоятельство, что в настоящее время, в связи с закреплением федерального имущества, в том числе и <адрес> за ФГКУ «СТУИО» МО РФ на праве оперативного управления на основании Приказа М. обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, передаточного акта № от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении недвижимого имущества на праве оперативного управления и предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования Федеральному государственному казенному учреждению «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» не свидетельствует об утрате статуса служебного жилого помещения, так как указанной выше нормой права предусмотрено лишь прекращение договора найма специализированного жилого помещения между наймодателем и нанимателем, а не исключение такого жилого помещения из числа служебных.
Также в случае прекращения договора найма специализированного жилого помещения без исключения жилого помещения из числа служебного жилого помещения, по мнению суда, оно не может быть предоставлено по договору социального найма, так как в зависимости от целей использования жилищный фонд подразделяется на: жилищный фонд социального использования (совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов), специализированный жилищный фонд (совокупность предназначенных для проживания отдельных категорий граждан и предоставляемых по правилам раздела 4 ЖК РФ жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов) (ст.19 ЖК РФ), при этом суд отмечает и то обстоятельство, что как ст. 33 ЖК Р., так и ст. 57 ЖК РФ предусмотрено, что жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия граждан на учет.
В судебном заседании в силу ст. 56 ГПК РФ не было представлено доказательств тому обстоятельству, что Горбачеву И.А. спорное жилое помещение было предоставлено на условиях договора социального найма, о том, что он состоял на учете нуждающихся в жилых помещениях на момент предоставления спорного жилого помещения, и имел право на получение жилого помещения на условиях социального найма, а сам факт длительного проживания в квартире не изменяет статус жилого помещения.
Кроме того, решение о включении <адрес> было принято ДД.ММ.ГГГГ, а ордер, дающий право на вселение в спорное жилое помещение, был выдан Горбачеву И.А. ДД.ММ.ГГГГг., в связи с чем решение исполнительного комитета <адрес> совета народных депутатов <адрес> не может носить формальный характер.
Согласно ст. 92 ЖК РФ включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляется на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Из Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» усматривается, что включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом (далее - орган управления), с учетом требований, установленных настоящими Правилами.
Как следует из Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по распоряжению жилыми помещениями жилищного фонда Российской Федерации» федеральные органы исполнительной власти принимают решения по вопросам: включения жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, закрепленных за федеральными органами исполнительной власти на праве оперативного управления, в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда, а также исключения жилых помещений из специализированного жилищного фонда.
По мнению суда, исключение жилого помещения из числа служебных в силу изложенных выше норм права является правом органа, осуществляющего управление государственным жилищным фондом, а не обязанностью, что нашло свое подтверждение и в ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №, из которой видно, что собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.
Согласно ст. 106 ЖК Р. с гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение.
В силу ст. 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения. В договоре найма специализированного жилого помещения определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением. Наниматель специализированного жилого помещения не вправе осуществлять обмен занимаемого жилого помещения, а также передавать его в поднаем. К пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами. В договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя. Договор найма специализированного жилого помещения заключается в письменной форме.
Согласно ст.93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
В силу ст. 107 ЖК Р. рабочие и служащие, прекратившие трудовые отношения с предприятием, учреждением, организацией, а также граждане, которые исключены из членов колхоза или вышли из колхоза по собственному желанию, подлежат выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения.
В соответствии со ст. 103 ЖК РФ в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
На основании ст. 104 ЖК РФ служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры. Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается ранее перечисленными доказательствами по делу <адрес> является федеральной собственностью и на основании договора найма служебного жилого помещения была предоставлена Горбачеву И.А.
ДД.ММ.ГГГГ Горбачеву И.А. было направлено уведомление об освобождении служебного жилого помещения Министерства обороны Российской Федерации (л.д.79).
Как следует из ст. 13 ФЗ РФ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (ч. 2 ст. 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса Р..
Статьей 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность сторон представить доказательства, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела (статья 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Одним из юридически значимых и подлежащих доказыванию обстоятельств по данному делу является выяснение наличия или отсутствия условий, предусмотренных статьей 13 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", при которых мог быть решен вопрос о возможности или невозможности выселения ответчиков из занимаемого спорного жилого помещения без предоставления иного жилья.
Ответчиками не представлено суду доказательств, свидетельствующих о том, что они в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 51 ЖК РФ состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или наличие у последних права состоять на данном учете.
Согласно ч. 1, 2 ст. 52 ЖК РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
В силу п. 2 ст. 49 ЖК РФ малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Действительно, ст. 108 ЖК Р. устанавливала льготы для определенных категорий граждан при выселении из служебного жилого помещения. Статья 103 ЖК РФ значительно сократила перечень лиц, которые не могут быть выселены из служебного жилого помещения без предоставления иного жилого помещения. В соответствии с ч.1 ст.6 ЖК РФ, ст. 5 Федерального закона РФ «О введении в действие ЖК РФ» следует, что в том случае, если у лица возникло право на льготу по основаниям, предусмотренным ст.108 ЖК Р., то оно сохраняется и после введения в действие ЖК РФ; если же лицо до ДД.ММ.ГГГГ не приобрело право на льготы, предусмотренные ст.108 ЖК Р., то на него положения этой статьи не распространяются.
В соответствии со ст. 108 ЖК Р., ст. 103 ЖК РФ, которые содержат перечень категорий лиц, которые не могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения из служебного жилого помещения, Горбачевы не относятся к перечисленным в данных нормах права категориям лиц.
Согласно п.6 ст.108 ЖК Р. без предоставления другого жилого помещения в случае, указанном в статье 107 настоящего Кодекса, не могут быть выселены: лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставившим служебное жилое помещение, кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих").
Согласно справки военного комиссариата Дзержинского и <адрес>ов <адрес> № от 11.12.2017г., Горбачев И. А. проходил военную службу с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГ<адрес> с военной службы в запас по ст. 57 ч.3 абз.2 (по собственному желанию) на основании приказа командира войсковой части 43189 № от ДД.ММ.ГГГГ Выслуга лет: календарная 11 лет 6 месяцев.
В период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. Горбачев И.А. являлся курсантом Рижского высшего военного политического училища и проживал на казарменном положении.
Выслуга лет Горбачева И.А. на офицерских должностях составила 6 лет.
Таким образом, после увольнения с военной службы Горбачев А.И. не приобрел права на постоянное проживание в служебном жилом помещении жилищного фонда Министерства обороны РФ. Также, Горбачев И.А., как уволенный с военной службы по собственному желанию, а не по одному из льготных оснований не приобрел права на обеспечение жилым помещением в избранном после увольнения с военной службы постоянном месте жительства.
В судебном заседании в силу ст.56 ГПК РФ не было представлено доказательств тому обстоятельству, что Горбачевы состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях и судом не установлено оснований, по которым ответчики по встречному иску имеют право на предоставление им в пользование служебного жилого помещения по адресу : <адрес>.
С учетом установленных обстоятельств, требования ФГКУ «Центррегионжилье» Министерства обороны РФ о признании Горбачева И. А., Горбачеву Т. В., Горбачеву А. И. прекратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, прекратив найм и выселении Горбачева И. А., Горбачеву Т. В., Горбачеву А. И. из служебного жилого помещения – <адрес> в <адрес> без предоставления другого жилого помещения, подлежат удовлетворению.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию» решение суда является основанием для снятия с регистрационного учета по месту жительства из <адрес> ответчиков Горбачева И.А., Горбачевой Т.В., Горбачевой А.И.
Исковое заявление Горбачева И.А. о признании за ним права собственности на <адрес> в порядке приватизации, не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Квартира <адрес> <адрес> включена в число служебных, решений об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда не принималось, согласия собственника либо управомоченного лица на исключение из специализированного жилищного фонда, занимаемого истцом жилого помещения, не имеется, оснований для признания судом того обстоятельства, что спорная квартира со дня ее предоставления Горбачеву И.А. утратила статус служебной, не имеется.
У суда отсутствуют правовые основания для изменения статуса жилого помещения, так как жилищным законодательством предусмотрено, что это является правомочием жилищных органов, которые осуществляют управление этим фондом.
Ссылки истца о том, что <адрес> была предоставлена на условиях найма (социального найма), в ходе судебного разбирательства не были подтверждены допустимыми и относимыми доказательствами.
В судебном заседании в силу ст.56 ГПК РФ не было представлено доказательств тому обстоятельству, что спорное жилое помещение было предоставлено на условиях договора социального найма, о том, что Горбачев И.А. и члены его семьи состояли или состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях и имели право на момент предоставления спорного жилого помещения на получение жилого помещения на условиях социального найма, а сам факт длительного проживания в квартире не изменяет статус жилого помещения.
В соответствии со ст.ст.2,4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
Квартира <адрес> <адрес> включена в число служебных, решений об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда не принималось, согласия собственника либо управомоченного лица на исключение из специализированного жилищного фонда, занимаемого истцом жилого помещения, не имеется, оснований для признания права собственности за истцом Горбачевым И.А. на <адрес> в порядке приватизации не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований Горбачева И. А. –отказать.
Встречное исковые требования ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ удовлетворить.
Признать Горбачева И. А., Горбачеву Т. В., Горбачеву А. И. прекратившими право пользования служебным жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, прекратив найм.
Решение суда является основанием для снятии Горбачева И. А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Горбачевой Т. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, Горбачевой А. И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с регистрационного учета по адресу: <адрес>.
Выселить Горбачева И. А., Горбачеву Т. В., Горбачеву А. И. из служебного жилого помещения – <адрес> в <адрес> без предоставления другого жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Новосибирского областного суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения судом, путем подачи апелляционной жалобы через Калининский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГг.
Председательствующий по делу (подпись)
подлинник решения находится в материалах дела № Калининского районного суда <адрес>.
Судья: М.Н. Мяленко
Секретарь: И.И.Веркошанская
Решение не вступило в законную силу: «___»____________201__ г.
Судья: М.Н. Мяленко
Решение не обжаловано (обжаловано) и вступило в законную силу
« »___________201__ г.
Судья: М.Н. Мяленко