Суды общей юрисдикции / Москва / Гражданские / 8а-30776/2020 [88а-275/2021 - (88а-29674/2020)]

Решение по делу № 8а-30776/2020 [88а-275/2021 - (88а-29674/2020)] от 07.12.2020

Дело № 88а-275/2021

ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

            КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 февраля 2021 года                          г. Москва

Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе

председательствующего Рахманкиной Е.П.,

судей Анатийчук О.М., Войты И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Бондаревой Ирины Анатольевны на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 18 июня 2020 года (дело № 33а-2563/2020) по административному делу по административному исковому заявлению Макаренковой Людмилы Михайловны к Федеральному агентству лесного хозяйства, Комитету лесного хозяйства Московской области о признании бездействия незаконным, признании решения незаконным, обязании исключить сведения из государственного лесного реестра.

Заслушав доклад судьи Анатийчук О.М., объяснения представителя Бондаревой И.А. по доверенности Баринова А.А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения представителя ответчика по доверенности Махарадзе М.А.,

установила:

Макаренкова Л.М. обратилась в Хорошевский районный суд города Москвы с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконными бездействия Федерального агентства лесного хозяйства, Комитета лесного хозяйства Московской области в части несвоевременного рассмотрения заявления об исключении из государственного лесного реестра сведений в отношении земельного участка; признании решения Федерального агентства лесного хозяйства об отказе в удовлетворении заявления незаконным, обязании исключить сведения из государственного лесного реестра.

В обоснование заявленных требований административный истец указал на то, что Макаренковой Л.М. и заинтересованному лицу Макаренкову М.В. принадлежат на праве собственности жилые и нежилые помещения, расположенные на земельном участке по адресу: <адрес>, кадастровый . Данный земельный участок, принадлежит истцу на праве аренды, по договору уступки прав от 07 мая 2014 года, заключенного между административным истцом и ООО «Строительный Альянс», согласно которому к Макаренковой Л.М. перешло право пользования данным земельным участком на условиях ранее заключенного договора аренды земельного участка от 09 октября 2009 года.

Согласно информации филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области земельный участок с кадастровым относится к категории земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для осуществления рекреационной деятельности. Земельный участок предоставлен в аренду на основании договора от 09 октября 2009 года № 50-1334А-04-04-0416 как лесной земельный участок.

Административный истец 17 января 2018 года обратился в Комитет лесного хозяйства Московской области с заявлением об исключении из государственного лесного реестра сведений в отношении спорного земельного участка. Письмом от 13 июня 2018 года № ТГ-11333/16-08 за подписью Первого заместителя председателя Комитета принято решение направить материалы по земельному участку с кадастровым в Федеральное агентство лесного хозяйства «Рослесхоз» для проверки законности возникновения прав на указанный земельный участок.

18 июня 2018 года административным истцом на имя Председателя Комитета лесного хозяйства Московской области было направлено письмо с разъяснениями по законности возникновения прав на испрашиваемый земельный участок, ответа на которое до настоящего времени не получено.

Из письма Федерального агентства лесного хозяйства от 24 августа 2018 года № ЕК-01-50/14310 следует, что на заседании рабочей группы по проведению проверки соблюдения законности возникновения прав на земельные участки, будет принято соответствующее решение в отношении спорного земельного участка.

30 ноября 2018 года на электронную почту представителя административного истца поступило письмо Рослесхоза от 06 ноября 2018 года № АВ-01-50/18568 «О рассмотрении обращения», из которого следует, что по итогам рассмотрения рабочей группой сведений о земельном участке с кадастровым принято решение о необходимости судебной защиты имущественных прав и законных интересов Российской Федерации на земли лесного фонда в области лесных отношений, в связи с чем, заявление истца по существу не рассмотрено, мотивированный отказ истцу не направлен.

Решением Хорошевского районного суда города Москвы от 12 декабря 2019 года постановлено признать незаконным бездействие Федерального агентства лесного хозяйства по рассмотрению обращения Макаренковой Л.М. от 17 января 2018 года. В удовлетворении остальной части административного иска отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 18 июня 2020 года, решение Хорошевского районного суда города Москвы от 12 декабря 2019 года отменено, по делу принято новое решение, которым в удовлетворении требований Макаренковой Л.М. к Федеральному агентству лесного хозяйства, Комитету лесного хозяйства Московской области о признании бездействия решения незаконным, обязании исключить сведения из государственного лесного реестра отказано.

В кассационной жалобе, поступившей в районный суд 03 декабря 2020 года, Бондарева И.А., являющаяся лицом не привлеченным к участию в деле, указывает на то, что является собственником жилого дома, площадью 422,3 кв.м, кадастровый , расположенного по адресу: <адрес>, который в свою очередь находится на спорном земельном участке с кадастровым . Кроме того, податель кассационной жалобы является цессионарием по договору уступки прав аренды части спорного земельного участка, заключенному 27 ноября 2014 года между Макаренковой Л.М. и Бондаревой И.А., в связи с чем, принятые по делу судебные акты напрямую затрагивают ее права и законные интересы как соарендатора земельного участка и собственника объекта недвижимости. Непривлечение судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица лишило ее возможности предоставления доказательств и доведения до суда своей правовой позиции по делу, что влечет направление дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 24 декабря 2020 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы по следующим основаниям.

К недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства (ч. 1 ст. 130ГК РФ).

Федеральный закон от 13 июля 2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Отношения в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, лесоразведения регулируются лесным законодательством.

В соответствии со статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.

В силу ч. 1 ст. 8 ЛК РФ, п. 2 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности и ограничены в обороте.

Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ч. 2 ст. 8 ЛК РФ).

Статьей 81 ЛК РФ к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области лесных отношений отнесено, в числе прочего установление порядка и форм ведения государственного лесного реестра.

В соответствии с ч. 1 ст. 91 ЛК РФ государственный лесной реестр представляет собой систематизированный свод документированной информации о лесах, об их использовании, охране, защите, воспроизводстве, о лесничествах.

В государственном лесном реестре содержится документированная информация, в частности о составе и границах земель лесного фонда, составе земель иных категорий, на которых расположены леса; о лесничествах, об их границах, их лесных кварталах и лесотаксационных выделах; о лесных участках и об их границах; о предоставлении лесов гражданам, юридическим лицам.

Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.

Как следует из материалов дела 09 октября 2009 года Управлением лесного хозяйства по Московской области и ООО «Строительный альянс» заключен договор № 50-1334А-04-04-0416 аренды земельного участка, площадью 1,50 га, расположенного по адресу: <адрес>, зарегистрированного в государственном лесном реестре под номером , относящегося к категории земель - земли лесного фонда.

Пунктом 2 договора аренды установлен вид разрешенного использования земельного участка - для осуществления рекреационной деятельности.

Согласно письму заместителя руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 08.08.2017 № 14-09658-ГЕ/17 в ЕГРН содержатся сведения о земельном участке с кадастровым , площадью 15 000 кв.м, расположенном по адресу: <адрес>, с категорией земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для осуществления рекреационной деятельности. Основанием для внесения в государственный кадастр недвижимости в июне 2013 года информации об изменении категории земель данного земельного участка с «земли лесного фонда» на категорию «земли населенных пунктов» послужило решение Совета депутатов городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района Московской области от 24.11.2011 № 27/4.

На указанном земельном участке расположены жилые и нежилые помещения, принадлежащие на праве собственности, в том числе административному истцу Макаренковой Л.М.

07 мая 2014 года между ООО «Строительный альянс» (Цедент) и Макаренковой Л.М. (Цессионарий) заключен договор уступки прав аренды, согласно которому к Макаренковой Л.М. перешло право пользования данным земельным участком на условиях ранее заключенного договора аренды земельного участка от 09 октября 2009 года 50-1334А-04-04-0416.

Административный истец 17 января 2018 года обратился в Комитет лесного хозяйства Московской области с заявлением об исключении из государственного лесного реестра сведений в отношении спорного земельного участка с кадастровым .

На указанное заявление письмом первого заместителя председателя Комитета Лесного хозяйства от 28 апреля 2018 года № исх-8545/26-08 Макаренковой Л.М. дан ответ о том, что при проведении пространственного анализа данных о границах указанного земельного участка и границах земель лесного фонда, содержащихся в ведомственной информационной системе Московской области установлено, что границы земельного участка с кадастровым полностью расположены на землях <адрес>. Ориентировочная площадь наложения 14 999, 51 кв.м. Представленные административным истцом документы переданы на рассмотрение заседания Межведомственной рабочей группы.

Письмом первого заместителя председателя Комитета от 13 июня 2018 года № ТГ-11333/16-08 Макаренковой Л.М. сообщено, что в связи с имеющимися противоречиями в сведениях государственных реестров межведомственной рабочей группой принято решение направить материалы по земельному участку с кадастровым в Федеральное агентство лесного хозяйства «Рослесхоз» для проверки законности возникновения прав на указанный земельный участок.

Не согласившись с указанным ответом административным истцом на имя Председателя Комитета лесного хозяйства Московской области было направлено письмо с обоснованием законности возникновения прав на испрашиваемый земельный участок.

Письмом заместителя руководителя Федерального агентства лесного хозяйства от 26 июля 2018 года НК-01-50/12586 административному истцу сообщено о поручении ФГБУ «Рослесинфорг» осуществить сверку графического совмещения материалов лесоустройства с границами земельного участка с кадастровым номером 50:12:0080107:42 с указанием соответствующих координат точек наложения на земли лесного фонда.

В дополнение к направленному письму Макаренковой Л.М. 24 августа 2018 года сообщено, что на основании представленной ФГБУ «Рослесинфорг информации установлено, что границы земельного участка с кадастровым номером 50:12:0080107:42 полностью пересекаются с землями лесного фонда Дмитровского лесничества, Хлебниковского участкового лесничества, квартал 8, выделы 18, 25. На заседании рабочей группы по проведению проверке соблюдения законности возникновения прав на земельные участки, будет принято соответствующее решение в отношении спорного земельного участка.

06 ноября 2018 года заместителем руководителя лесного хозяйства дан письменный ответ за № АВ-01-50/18568 «О рассмотрении обращения», из которого следует, что по итогам рассмотрения рабочей группой сведений о земельном участке с кадастровым принято решение о необходимости судебной защиты имущественных прав и законных интересов Российской Федерации на земли лесного фонда в области лесных отношений на земельный участок с кадастровым .

Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности бездействия Федерального агентства лесного хозяйства по рассмотрению обращения Макаренковой Л.М. от 17 января 2018 года сославшись на отсутствие ответа на обращение административного истца в сроки, предусмотренные Федеральным законом от 02 мая 2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

При этом суд отказал в удовлетворении требований о признании незаконным решения Рослесхоза об отказе в удовлетворении заявления Макаренковой Л.М. об обязании исключить из государственного лесного реестра сведения в отношении спорного земельного участка, поскольку законность решения Совета депутатов городского округа Мытищи от 28 декабря 2018 года в части включения в границу городского округа Мытищи земель лесного фонда, в том числе спорного участка, ответчиками оспаривается.

Судебная коллегия по административным делам Московского городского суда не согласилась с выводами суда первой инстанции о признании незаконным бездействия Федерального агентства лесного хозяйства по рассмотрению обращения Макаренковой Л.М. от 17 января 2018 года, указав на то, что административным ответчиком были в установленном законом порядке совершены действия по рассмотрению поставленного в обращении вопроса и направлению ответа на данное обращение.

Тот факт, что протоколом рабочей группы Рослесхоза от 23 октября 2018 № АВ-14/450-опер при проверки законности возникновения прав на земельные участки, имеющие пересечения с землями лесного фонда в отношении ряда таких участков, в том числе спорного земельного участка принято решение о необходимости судебной защиты имущественных прав и законных интересов Российской Федерации на земли лесного фонда в области лесных отношений не свидетельствует о незаконности бездействия административных ответчиков в рамках рассмотрения обращения Макаренковой Л.М. по вопросу исключения сведений из государственного лесного реестра в отношении спорного земельного участка.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, опровергают доводы административного истца, приведенные в административном иске и апелляционной жалобе по изложенным в судебном акте мотивам.

Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства российской Федерации (далее – КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.

Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 настоящего Кодекса (часть 3 статьи 328 КАС РФ).

Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.

Доводы кассационной жалобы о том, что принятые по делу судебные акты напрямую затрагивают права и законные интересы Бондаревой И.А. как соарендатора земельного участка и собственника объекта недвижимости, в связи с чем, она должна была быть привлечена к участию в деле в качестве заинтересованного лица, подлежат отклонению как несостоятельные.

Исходя из положений части 3 статьи 328, пункту 4 части 1 статьи 310 КАС РФ судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

Согласно части 1 статьи 221 КАС РФ состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 настоящего Кодекса с учетом особенностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

В силу части 2 статьи 37 КАС РФ лицами, участвующими в деле, являются, в том числе, заинтересованные лица.

Под заинтересованным лицом в соответствии с частью 1 статьи 47 КАС РФ понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела, если судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.

Обстоятельств, свидетельствующих о том, что рассмотрением настоящего дела в отсутствие Бондаревой И.А. каким-либо образом затрагиваются права последней, не усматривается.

Предметом спора по данному административному делу являлись действия (бездействия) ответчиков связанные с рассмотрением заявления Макаренковой Л.М. в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:12:0080107:42 в той части, которая находится в ее пользовании и исключении из государственного лесного реестра сведений в отношении этого участка. Апелляционным определением в иске ей отказано.

В связи с этим, Бондарева И.А. не лишена возможности обратиться в суд с самостоятельными требованиями к ответчикам в случае нарушения ее прав как арендатора части указанного земельного участка.

Сам по себе факт того, что Бондарева И.А. является собственником жилого помещения и пользователем спорного земельного участка не свидетельствует о том, что судом разрешен спор о правах и об обязанностях ее как лица, не привлеченного к участию в деле.

Вопреки доводам кассационной жалобы круг лиц, участвующих в административном деле, с учетом статьи 37 КАС РФ определен верно.

Учитывая изложенное, оснований для отмены обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке судебная коллегия не усматривает.

Поскольку, решение районного суда об отмене которого в кассационной жалобе просит заявитель судом апелляционной инстанции отменено и по делу принято новое решение данный судебный акт не может являться предметом проверки суда кассационной инстанции.

Руководствуясь ст. ст. 329, 330 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции

о п р е д е л и л а:

апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 18 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Бондаревой Ирины Анатольевны – без удовлетворения.

Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, предусмотренный часть 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Председательствующий

Судьи

8а-30776/2020 [88а-275/2021 - (88а-29674/2020)]

Категория:
Гражданские
Истцы
Макаренкова Людмила Михайловна
Ответчики
Федеральное агентство лесного хозяйства
Комитет лесного хозяйства Московской области
Другие
ООО "Строительный альянс"
ТУ Росимущества в МО
Администрация городского округа МЫтищи
Правительство Московской области
Бондарева И.А.
Макаренков Максим Валерьевич
Суд
Второй кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
2kas.sudrf.ru
03.02.2021Судебное заседание
03.02.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее