Дело № 12-41/2023
УИД 33RS0001-01-2023-000033-10
Р Е Ш Е Н И Е
г. Владимир 16 марта 2023 года
Судья Ленинского районного суда г.Владимира Фурсова Ж.С., рассмотрев в судебном заседании в городе Владимире по адресу: ул.Стрелецкая, д.55, жалобу Ишкова В. Б. на постановление заместителя начальника отдела общего промышленного надзора по Владимирской и Ивановской областям Центрального правления Ростехнадзора Косульниковой Т.В. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Владспортпром» Ишкова В. Б.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника отдела общего промышленного надзора по Владимирской и Ивановской областям Центрального Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Косульниковой Т.В. № от ДД.ММ.ГГГГ директор ООО «Владспортпром» Ишков В.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Полагая привлечение к административной ответственности незаконным Ишков В.Б. обратился в Ленинский районный суд г. Владимира с жалобой, в которой просит об отмене постановления и прекращении производства по делу по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ. В обоснование указал, что не был извещен о времени и месте рассмотрения дела. Полагает, что выявленные в ходе плановой проверки факты хоть и формально являются нарушениями требований положений Федерального закона о промышленной безопасности, однако самостоятельными признаками административного правонарушения не обладают, поскольку по сути являются недостатками организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности. За выявленные нарушения к административной ответственности привлечено юридическое лицо - ООО «Владспортпром» с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей, поэтому считает, что в силу ч.2 ст.2.1 КоАП РФ исключает его ответственность за данное правонарушение. Сообщает, что на момент вынесения оспариваемого постановления не исполнял обязанности директора ООО «Владспортпром» с сентября 2022 года. Также считает, что имеются основания для применения положений ст.2.9 КоАП РФ.
В судебное заседание Ишков В.Б. не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела, ходатайствовал о проведении судебного заседания в его отсутствие, представив письменные пояснения в поддержание доводов жалобы.
Представитель Центрального управления Ростехнадзора в судебное заседание не явился, извещался о рассмотрении дела надлежащим образом.
Изучив доводы жалобы и материалы дела, судья приходит к следующему.
Федеральный закон от 21 июля 1997 года №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее Закон о промышленной безопасности) определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности эксплуатирующих опасные производственные объекты юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее также - организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты) к локализации и ликвидации последствий указанных аварий.
Положения настоящего закона распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
В соответствии с ч.1 ст.3 Закона о промышленной безопасности под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Согласно ст.4 Закона о промышленной безопасности правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, а также федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
В части 1 статьи 9 Закона о промышленной безопасности установлен перечень требований промышленной безопасности к эксплуатации опасного производственного объекта, согласно которым организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, в частности обязана
- соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
- обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;
- организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности.
В силу ч. 1 ст.10 Закона о промышленной безопасности в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана, в том числе планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
Пунктами 10,11 и 12 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объекта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 N 1437, установлено, что план мероприятий состоит из общих и специальных разделов. Общие разделы плана мероприятий содержат следующие сведения: а) характеристика объекта, в отношении которого разрабатывается план мероприятий; б) сценарии наиболее вероятных аварий и наиболее опасных по последствиям аварий, а также источники (места) их возникновения; в) характеристики аварийности, присущие объектам, в отношении которых разрабатывается план мероприятий, и травматизма на таких объектах; г) количество сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте (далее - силы и средства), и их соответствие задачам по локализации и ликвидации последствий аварий; д) организация взаимодействия сил и средств; е) состав и дислокация сил и средств; ж) порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте с указанием организаций, которые несут ответственность за поддержание этих сил и средств в надлежащей степени готовности; з) организация управления, связи и оповещения при авариях на объекте; и) система взаимного обмена информацией между организациями - участниками локализации и ликвидации последствий аварий на объекте; к) первоочередные действия при получении сигнала об авариях на объекте; л) действия производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварий; м) мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения (в случае если в результате аварий на объекте может возникнуть угроза безопасности населения); н) организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте. Специальные разделы плана мероприятий (планы ликвидации аварий) разрабатываются на основании сведений, содержащихся в общих разделах плана мероприятий, и определяют порядок действий в случае аварий на объекте в соответствии с требованиями, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.
Частью 1 статьи 11 Закона о промышленной безопасности установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18.12.2020 N 2168 (далее Правила), положение о производственном контроле разрабатывается вновь или подлежит изменению:
в соответствии с актом технического расследования причин аварии на опасном производственном объекте;
в случае изменения требований промышленной безопасности к осуществлению производственного контроля;
по предписанию Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной службы безопасности Российской Федерации, Федеральной службы охраны Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации, Главного управления специальных программ Президента Российской Федерации или их территориальных органов в случае выявления несоответствия сведений, содержащихся в положении о производственном контроле, сведениям, полученным в ходе осуществления федерального государственного надзора в области промышленной безопасности;
в иных случаях - по решению руководителя эксплуатирующей организации, индивидуального предпринимателя.
Работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее - работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации (часть 1 ст.14.1 Закона о промышленной безопасности).
Согласно подпункту "а" пункта 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2019 г. N 1365, аттестацию, в том числе первичную аттестацию в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 14.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ, проходят руководители организаций (обособленных подразделений организаций), осуществляющих проектирование, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов, а также изготовление, монтаж, наладку, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, проектирование, строительство, капитальный ремонт, эксплуатацию, реконструкцию, консервацию и ликвидацию, а также техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт гидротехнических сооружений, эксплуатацию объектов электроэнергетики и энергопринимающих установок, в отношении которых осуществляется федеральный государственный энергетический надзор в сфере электроэнергетики, и оперативно-диспетчерское управление в электроэнергетике, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие профессиональную деятельность, указанную в настоящем подпункте.
Пунктом 11 Правил регламентировано, что работники, ответственные за осуществление производственного контроля на опасных производственных объектах I - III класса опасности, должны, в частности не реже одного раза в 5 лет проходить аттестацию в области промышленной безопасности и не реже одного раза в 5 лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности.
Установлено, что ООО «Владспортпром» осуществляет эксплуатацию опасного производственного объекта: Сеть газопотребления ООО «Владспортпром», per. №, III класс опасности, расположенного по адресу: <адрес>.
На основании решения руководителя Центрального управления Ростехнадзора Солиной Т.М. от ДД.ММ.ГГГГ № № в связи с выполнением Плана проведения плановых контрольных мероприятий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Центрального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору на 2022 год, размещенного на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации, в период с 24 по ДД.ММ.ГГГГ была проведена проверка ООО «Владспортпром» по контролю за соблюдением юридическим лицом в процессе осуществления деятельности требований промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта.
В ходе проверки установлено, что ООО «Владспортпром» допущены нарушения в области промышленной безопасности при эксплуатации опасного производственного объекта, а именно:
- директор ООО «Владспортпром» Ишков В.Б. не прошел аттестацию в области промышленной безопасности, необходимую для исполнения им трудовых обязанностей: нарушение требований ст.ст.9, 14.1 Закона о промышленной безопасности, п. 2 Положения об аттестации в области промышленной безопасности, по вопросам безопасности гидротехнических сооружений, безопасности в сфере электроэнергетики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2019 г. N 1365;
- не изменено Положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на ОПО, утвержденное директором ООО «Владспортпром» ДД.ММ.ГГГГ: нарушение ст.ст. 9, 11 Закона о промышленной безопасности; п.5 Правил;
- главный энергетик ООО «Владспортпром» Мишкевич В.В., являясь ответственным за осуществление производственного контроля, не имеет дополнительного профессионального образования в области промышленной безопасности (нарушены ст.ст.9, 14.1 Закона о промышленной безопасности, п. 11 Правил);
- план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО: Сеть газопотребления ООО «Владспортпром», per. № №, III класс опасности, утвержденный директором ООО «Владспортпром» ДД.ММ.ГГГГ, не соответствует пунктам 10-12 Положения о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объекта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 N 1437, в нарушение указанных пунктов и ст.ст. 9, 10 Закона о промышленной безопасности.
По результатам выездной плановой проверки ДД.ММ.ГГГГ составлен акт, в котором отражены данные нарушения, и выдано предписание от ДД.ММ.ГГГГ об устранении выявленных нарушений в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные нарушения послужили основанием для составления государственным инспектором отдела общего промышленного надзора по Владимирской и Ивановской областям Центрального управления Ростехнадзора Дудуновым А.Н. ДД.ММ.ГГГГ протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Владспортпром» Ишкова В.Б. и вынесения ДД.ММ.ГГГГда заместителем начальника отдела общего промышленного надзора по Владимирской и Ивановской областям Центрального Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Косульниковой Т.В. постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст.9.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей.
Фактические обстоятельства вменяемого Ишкову В.Б. административного правонарушения подтверждаются собранными доказательствами, в том числе: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ и сведениями о направлении копии протокола Ишкову В.Б. (л.д. 35-39, 42); решением о проведении плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ, с которым Ишков В.Б. ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ (л.д.61-80); актом плановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.72-78); предписанием об устранении нарушений обязательных требований от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 79-81); протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий, находящихся там вещей, документов от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.82-83), и иными материалами дела, получившими оценку по правилам, установленным статьей 26.11 КоАП РФ, с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия директора ООО «Владспортпром» Ишкова В.Б. квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Совокупность установленных фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Доказательства, на основании которых установлена виновность Ишкова В.Б., получены в ходе проведения внеплановой выездной проверки. Оснований для признания полученных в ходе проверки доказательств недопустимыми не имеется.
Вопреки доводам жалобы о неизвещении о рассмотрении дела должностным лицом Ростехнадзора из материалов дела следует, что Ишков В.Б. ДД.ММ.ГГГГ представил должностному лицу заявление о рассмотрении дела ДД.ММ.ГГГГ в 14.00 час. без его участия (л.д.53).
Наличие в деянии директора ООО «Владспортпром» Ишкова В.Б. состава вмененного административного правонарушения, которое выявлено в ходе проверки - доводами жалобы и представленными в материалы дела доказательствами не опровергаются.
Срок давности привлечения к административной ответственности и принцип презумпции невиновности не нарушены, порядок привлечения лица к административной ответственности соблюден.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
С учетом характера нарушений и объекта посягательства, оснований для применения положений ст.2.9. КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным, не имеется.
Оснований для освобождения директора ООО «Владспортпром» Ишкова В.Б. от административной ответственности в связи с привлечением к административной ответственности ООО «Владспортпром» за эти же нарушения судом также не установлено.
Часть 5 статьи 2.1 КоАП РФ предусматривает освобождение должностного лица от административной ответственности в случае, если за совершение административного правонарушения юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа, который устанавливается в соответствии с пунктом 3 или 5 части 1 статьи 3.5 КоАП РФ.
Статья 3.5 КоАП РФ определяет административный штраф как вид наказания, являющийся денежным взысканием, выражающийся в рублях и устанавливаемый для граждан и юридических лиц в размере, установленном положениями статьи 3.5 КоАП РФ в зависимости от совершенного правонарушения.
Санкция ч.1 ст.9.1 КоАП РФ размер штрафа для должностных лиц определен от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, поэтому оснований для применения в данном случае части 5 статьи 2.1 КоАП РФ и освобождения должностного лица от административной ответственности не имеется.
Существенных нарушений норм материального или процессуального права, предусмотренных КоАП РФ, при привлечении директора ООО «Владспортпром» Ишкова В.Б. к административной ответственности не установлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены вынесенного в отношении директора ООО «Владспортпром» Ишкова В.Б. постановления о привлечении к административной ответственности не имеется.
Вместе с тем, постановление по делу об административном правонарушении подлежит изменению по следующим основаниям.
Согласно общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ч.1 ст.4.1 КоАП РФ).
Назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих её соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Исходя из положений ч. 1, 3 ст. 4.1 КоАП РФ, судье и должностному лицу, рассматривающему дело об административном правонарушении, предоставлена возможность индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При рассмотрении дела установлено, что выявленные нарушения, отраженные в пунктах 2, 3 и 4 постановления на момент его вынесения были устранены согласно представленной ООО «Владспортпром» информации. Кроме этого, до вынесения обжалуемого постановления Ишков В.Б. прекратил полномочия директора ООО «Владспортпром» на основании решения общего собрания участников ООО «Владспортпром» от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с ч.1 ст. 4.1.1 КОАП РФ за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (ч.2 ст.3.4 КоАП РФ).
Согласно ч.2 ст.4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 13.37, 14.31 - 14.33, 14.56, 15.21, 15.27.3, 15.30, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33, 19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса.
При рассмотрении жалобы установлено, что Ишковым В.Б., при исполнении обязанности директора ООО «Владспортпром», административное правонарушение совершено впервые, выявленные нарушения фактически устранены и не привели к к причинению вреда или возникновению угрозы его причинения объектам, указанным в ч.2 ст.3.4 КоАП РФ.
Анализ взаимосвязанных положений ч.2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела и характер допущенных нарушений позволяет сделать вывод о возможности замены наложенного административного штрафа на предупреждение, что в данном случае согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Обстоятельств, исключающих применение административного наказания в виде предупреждения, судом не установлено.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.30.7. КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Учитывая изложенное, постановление подлежит изменению в части вида назначенного наказания с административного штрафа в размере 20 000 рублей на предупреждение.
Руководствуясь ст.30.6, п.3 ч.1 ст.30.7, ст.30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника отдела государственного энергетического надзора по Владимирской и Ивановской областям Центрального правления Ростехнадзора Косульниковой Т.В. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, в отношении директора ООО «Владспортпром» Ишкова В. Б., изменить, назначив Ишкову В. Б. за совершение указанного административного правонарушения наказание в виде предупреждения.
В остальной части постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г.Владимира в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Ж.С. Фурсова